Программа занятий по развитию и коррекции коммуникативной, личностной и эмоционально – волевой сфер, социально- бытовых ориентировок и социальных навыков для обучающегося 8 класса по АООП с УО
рабочая программа по психологии (8 класс)
Предлагаемая коррекционно – развивающая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию и обеспечению личностного роста и развитию коммуникативных компетенции подростка. Также диагностическими методиками, протоколом индивидуального обследования учащегося, набором наглядных демонстрационных материалов.
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, психологов возникла необходимость создания коррекционно - развивающей программы, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 города Липецка
Рассмотрена на заседании МС Утверждено
Протокол № ___ от _________ Приказ № ____ от ___________
Директор школы_____В.И.Казьмина
Программа занятий по развитию и коррекции коммуникативной, личностной и эмоционально – волевой сфер, социально- бытовых ориентировок и социальных навыков
для обучающегося по АООП с УО
Составитель: педагог-психолог
Алипова Наталья Викторовна
2023-2024 учебный год
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка:
1. Актуальность
2. Научная обоснованность
3.Вид программы
4. Цель
5. Задачи
6. Адресат
7.Методы
8. Продолжительность курса
9. Планируемые результаты освоения программы
10. Практическая направленность
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Учебно-тематический план программы
2. Содержание программы
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Система условий реализации программы
1.Требования к условиям реализации программы:
1.1.Требования к специалистам, реализующим программу;
1.2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, в том числе список литературы
1.3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы
2. Система оценки достижений планируемых результатов
Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
Данная программа направлена на развитие и формирование у подростка социальных и коммуникативных умений; на знакомство с приемами саморегуляции. Происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувств и отношений с другими, формирование временной перспективы и целеполагания, а также на чувства ответственности за свое поведение. Важно способствовать снижению напряженности, возникшей в результате дезадаптации в семейных либо социально-групповых взаимоотношениях.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
Социальный интеллект является важной характеристикой личности, определяющей успешность взаимодействия человека с другими людьми. Основная сущность социального интеллекта состоит в том, что человек способен интерпретировать и прогнозировать как поведение партнера по общению, так и свое собственное поведение. Эта способность к интерпретации и прогнозу позволяет регулировать процесс общения и взаимодействия, делать его более продуктивным.
Необходимо учитывать и состояние волевой сферы детей с ОВЗ. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки.
1. Актуальность
Подростковый возраст, это тот период в жизни человека, когда на передний план выходит общение. Этот период характеризуется эмоциональными переживаниями подростка и требованием от личности подростка способности взаимодействовать с другими, умений и навыков общения с другими.
Дети с УО особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Все перечисленное выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.
Все это учитывалось при составлении данной коррекционно - развивающей программы.
2. Научная обоснованность
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учѐте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи.
Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для учащегося с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, отечественная психология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Методологической основой реабилитационной деятельности по программе являются:
1. Положение о единстве сознания и деятельности как одного из аспектов деятельностного подхода в психологии (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).
2. Положение о единстве диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия).
3. Принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и др.).
4. Современные концепции обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Л.М. Бгажанокова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, A.A. Катаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, И.С. Смирнова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, Л. М. Шипицына и др.).
3. Вид программы
Предлагаемая коррекционно – развивающая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию и обеспечению личностного роста и развитию коммуникативных компетенции подростка. Также диагностическими методиками, протоколом индивидуального обследования учащегося, набором наглядных демонстрационных материалов.
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, психологов возникла необходимость создания коррекционно - развивающей программы, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах.
Нормативно-правовая база:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Указом президента РФ от 4 февраля 2010 г., №271;
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СШ №14 г. Липецка;
- Базисный учебный план АООП МБОУ СШ №14 г. Липецка учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Устав МБОУ СШ №14 г. Липецка.
4. Цели:
- Создавать стимулирующие условия для развития познавательной, личностной и эмоционально-волевой сфер;
- формирование коммуникативных компетенций
- развитие социальной компетентности у подростка с особыми образовательными потребностями и подготовка его к самостоятельной жизни
5. Задачи:
- формировать адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, развить у подростка социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми.
- развитие у подростка представлений о ценности другого человека и себя самого.
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающегося;
- расширение кругозора обучающейся
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
6. Адресат
Настоящая программа предназначена для индивидуальной работы с учащимся с УО 1 года обучения по АООП Мишиным Максимом Викторовичем.
В заключении территориальной ПМПК Липецкой области зафиксировано:
Обучение по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (УО).
Направление коррекционной работы для педагога – психолога:
Коррекция и развитие коммуникативной, эмоционально – волевой и личностной сферы, социально – бытовых ориентировок, формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы.
7. Методы
Программа реализуется в форме индивидуального занятия. Используются следующие методы:
- Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).
- Развивающие упражнения и обучающие игры.
- Моделирование ситуаций в ролевых играх.
- Психогимнастика.
- Опросы и тестирования;
- Работа с индивидуальными карточками;
- Игровая терапия;
- Притчи, сказки, рассказы
8. Продолжительность курса
Курс включает 35 занятий. Курс рассчитан на весь учебный год. Занятие длится 40 минут, его продолжительность зависит от актуального состояния школьника на данный момент.
9. Планируемые результаты освоения программы
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
- развитие коммуникативных навыков,
- индивидуальных личностных качеств подростка,
- гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки,
- положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности и эмоционального напряжения.
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения;
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
10. Практическая направленность
Данная программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимся …., (умственная отсталость). Максим обучается по АООП программе первый год. Данная коррекционная программа реализует основные направления психологического сопровождения обучающегося АООП, разработанной специалистом МБОУ СШ №14 г. Липецка.
Каждый ребенок – личность. Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов Мишина Максима, личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми.
Формирование социальных и коммуникативных умений, усвоение социальных норм и правил, необходимых для взаимодействия со сверстниками и педагогами.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
коррекционно-развивающих занятий для учащегося с УО
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1 | Диагностика личностных особенностей | 1 | Выполнение диагностических методик. Программа Effecton Studio 2003 |
2 | Я и мое имя. | 1 | Графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфилова); Беседа «Расскажи о себе»; Игра «Снежный ком»; Игра «Имя моё» |
3 | Я – сам. Какой Я? | 1 | Проективный рисуночный тест «Автопортрет» Диагностика «Лесенка» (по В.Г. Щур) Игра-приветствие «Вежливые слова» Подвижная игра «Клеевой дождик» Упражнение «Я – хороший, я – плохой» |
4 | Особенности личной гигиены в жизни подростка | 1 | Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Значение правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка. |
5 | Я и другие. | 1 | Игра «Давайте поздороваемся» Игра «Дружба начинается с улыбки» Занятие «Портрет самого лучшего друга» Этюды на различные позиции в общении |
6 | Я – доброжелательный | 1 | «Ролевая гимнастика» «Кому письмо?» «Качества доброжелательного человека» «Зачем нужны качества?» «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся» «Желаем добра» |
7 | Что такое дружба. | 1 | Игра «Клубочек» Малоподвижная игра «Сиамские близнецы» Игра «Найди друга» Игра «Рукавички» Ролевое проигрывание ситуации («Волшебные средства») |
8 | Общение и дружба. | 1 | Упражнение «Определение границ персонального пространства» Дискуссия на тему «Дружба» Дискуссия-обсуждение «Сказки о потерянной дружбе» Упражнение «Ищу друга» |
9 | Находим друзей | 1 | Упражнение «Что я люблю делать» Упражнение «Найди меня» Упражнение «Настоящий друг» Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» |
10 | Я и моя школа | 1 | «Родители, учителя и ученики» «Что делает ученик?» «Мешок хороших качеств» «Неоконченные предложения» «Школа на планете „Наоборот“» |
11 | Что поможет мне учиться? | 1 | Упражнение «Нарисуй свое настроение» Упражнение «Что поможет мне учиться» Упражнение «Правила поведения на уроке» Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой Тест Векслера |
12 | Школьные трудности | 1 | «Изобрази предмет» «Бой Быков» «Школа зверей» «Дважды два – четыре» «Помоги Сереже» Работа со сказкой «Взвизгните те, кто…» «Изобрази ситуацию» |
13 | Я умею преодолевать трудности | 1 | . «Ролевая гимнастика» «Вспомни и сделай» «Я умею справляться с трудностями» «Сумей понять» «Вопрос» «Тихо» Работа со сказкой |
14 | Медицинская помощь. Домашняя аптечка, ее состав | 1 | Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники). Правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Срок годности лекарств. |
15 | Виды доврачебной помощи | 1 | Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, садины, ушибы, укусы насекомых и др.) |
16 | Работа с негативными переживаниями | 1 | Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?». Упражнение «Рисуем обиду». Упражнение на релаксацию. Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами» |
17 | Я и мой учитель | 1 | Родительское собрание» «Что я чувствую в школе» «Я – тетрадь» «Неоконченные предложения» Работа со сказкой |
18 | Семья. Род. | 1 | Лекция-беседа «Семья как единый организм» Упражнение «Ответы на листочках» Рисунок «Моя семья», Обсуждение притчи «Заплачено сполна», Упражнение «Семейные фотографии» |
19 | Культура поведения. Правила приема приглашение гостей. Правила вручения и приема подарков. | 1 | Соблюдение правил приема приглашения в гости и форма отказа. Обсуждение проблемных ситуаций. Дидактическая игра |
20 | Поведение в гостях. Практический урок «Культура поведения» | 1 | Правила поведения при встрече и расставании. Правила поведения в гостях. Правила вручения и приема подарков. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Изготовление сувениров |
21 | Я и мое настроение. | 1 | Упражнение «Моё настроение» Коллективная работа «Настроение в классе» (коллаж) Упражнение «Пальчики-мордашки» Упражнение «Чудо-ладошки» |
22 | Что такое эмоции. | 1 | Чтение «Путешествие в страну чувств» (по Е.Л. Набойкиной); Упражнение «Лица»; Упражнение «Маски»; Ролевое проигрывание ситуации («Волшебные средства») |
23 | Радость. | 1 | Упражнение «Школа улыбок» Этюд «Кто как радуется?!» Психогимнастика «Ручеек радости»; Этюды на выражение чувства радости; Проектная работа «Я дарю тебе радость»; |
24 | Грусть (печаль). | 1 | Этюды на выражение чувства грусти; «История про Обидок и Грустинок» Игра «Портрет» Игра «Кладоискатель» Игра «Чудо-ладошки» |
25 | Гнев. Почему я злюсь? | 1 | Этюд «Король боровик не в духе»; Игра «Тух-тиби-дух»; Упражнение «Два барашка»; Игра «Смешинки и Злючки»; Игра «История про Танечку и Ванечку»; Игра «Шариковая груша»; Игра «Шкала гнева». |
26 | Страх. Почему я боюсь? | 1 | Беседа «Когда тебе бывает страшно?»; Игра «Живая шляпа»; Упражнение «Воспитай свой страх»; Игра «Рыбаки и рыбки». |
27 | Я не хочу бояться. | 1 | Игра «Художники-натуралисты»; Психогимнастика «Волшебный клубочек»; Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек»; Рисование «Смешной страх». |
28 | Здоровье. | 1 | Дискуссия/мозговой штурм на тему «здоровье-болезнь» Групповой рисунок (или коллаж) Дискуссия-обсуждение притчи «Болезнь глаз» Упражнение «Жизнь с болезнью» |
29 | Эмоции. Я учусь управлять собой. | 1 | Игра «Три характера»; Этюд «Повторяка»; Игра «Встреча настроений»; Игра «Тренируем эмоции»; Игра «Воздушное настроение». |
30 | Мне хорошо. Мне спокойно. | 1 | Психомедитация «Волшебный сон»; Статическая медитация «Путешествие на облаке»; Игра «Волшебные рисунки», «Кляксы»; Упражнение «Ласковый дождик». |
31 | Понимаем чувство другого. Разные чувства. | 1 | «Мячик» «Лишнее слово» «Я тебя понимаю» «Сочини рассказ» «Общая радость» |
32 | Мои мечты | 1 | «Мысленные картинки» «Ассоциации» «Запахи» «Неоконченные предложения» Работа со сказкой Рисунок «Моя мечта» |
33 | Транспорт. Междугородный транспорт. | 1 | Междугородный транспорт. Функции железнодорожного транспорта. Виды справочных служб. Назначение вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка. |
34 | Наши достижения | 1 | Составление коллажа или рисунка «Карта нашего пути». |
35 | Итоговая диагностика коммуникативной, личностной и эмоционально-волевой сфер. | 1 | Выполнение диагностических методик. Программа Effecton Studio 2003 |
всего: | 35 | часов |
Тематический план-сетка занятий на учебный год по
ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР, СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫХ ОРИЕНТИРОВОК И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, разработанной для …… (АООП)
№ занятия | Тема занятия | Дата | причина корректировки | «Согласовано» зам.директора | |
план | факт | ||||
1 | Диагностика личностных особенностей | 3.09 | |||
2 | Я и мое имя. | 10.09 | |||
3 | Я – сам. Какой Я? | 17.09 | |||
4 | Особенности личной гигиены в жизни подростка | 24.09 | |||
5 | Я и другие. | 1.10 | |||
6 | Я – доброжелательный | 8.10 | |||
7 | Что такое дружба. | 15.10 | |||
8 | Общение и дружба. | 22.10 | |||
9 | Находим друзей | 29.10 | |||
10 | Я и моя школа | 12.11 | |||
11 | Что поможет мне учиться? | 19.11 | |||
12 | Школьные трудности | 26.11 | |||
13 | Я умею преодолевать трудности | 3.12 | |||
14 | Медицинская помощь. Домашняя аптечка, ее состав | 10.12 | |||
15 | Виды доврачебной помощи | 17.12 | |||
16 | Работа с негативными переживаниями | 24.12 | |||
17 | Я и мой учитель | 14.01 | |||
18 | Семья. Род. | 21.01 | |||
19 | Культура поведения. Правила приема приглашение гостей. Правила вручения и приема подарков. | 28.01 | |||
20 | Поведение в гостях. Практический урок «Культура поведения» | 4.02 | |||
21 | Я и мое настроение. | 11.02 | |||
22 | Что такое эмоции. | 18.02 | |||
23 | Радость. | 25.02 | |||
24 | Грусть (печаль). | 4.03 | |||
25 | Гнев. Почему я злюсь? | 11.03 | |||
26 | Страх. Почему я боюсь? | 18.03 | |||
27 | Я не хочу бояться. | 1.04 | |||
28 | Здоровье. | 8.04 | |||
29 | Эмоции. Я учусь управлять собой. | 15.04 | |||
30 | Мне хорошо. Мне спокойно. | 22.04 | |||
31 | Понимаем чувство другого. Разные чувства. | 29.04 | |||
32 | Мои мечты | 6.05 | |||
33 | Транспорт. Междугородный транспорт. | 13.05 | |||
34 | Наши достижения | 20.05 | |||
35 | Итоговая диагностика коммуникативной, личностной и эмоционально-волевой сфер. | 27.05 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть | |||
1 | Диагностика ВПФ (восприятие, память, внимание, мышление) | Определение специфики ВПФ | Выполнение диагностических методик | Выполнение диагностических методик. Программа Effecton Studio 2003 | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
2 | Здравствуй, пятый класс! | Дать возможность поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе | Упражнение «Найди того, кто...» Упражнение «Прощание с начальной школой» Упражнение «Игра с мячом» | Графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфилова); Беседа «Расскажи о себе»; | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
3 - 4 | Интеллектуальная гимнастика | - развитие способности устанавливать разнообразные связи между предметами | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» | Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь» «Лесенка из слов» «Составь предложение» «Выражение» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
5 | Находим друзей | Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; помочь ребенку осознать, какие качества важны в дружбе; повысить самооценку ребенка | Упражнение «Что я люблю делать» | Упражнение «Найди меня» Упражнение «Настоящий друг» Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
6 – 7 | Интеллектуальные игры | стимулирование мыслительной активности - формирование интереса к занятиям - развитие произвольного внимания | Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу». | «Найди общее» . «Соединительное звено» «Крестики-нолики» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
8 | Я и моя школа | Помочь ребенку осознать особенности позиции ученика; предоставить возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя; помочь ребенку принять учителя таким, какой он есть. | Проективный рисуночный тест «Автопортрет» | Диагностика «Лесенка» (по В.Г. Щур) «Что делает ученик?» «Мешок хороших качеств» «Неоконченные предложения» «Школа на планете „Наоборот“» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
9 | Свойства предметов | - развитие умения определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов - развитие умения узнавать предметы по их качествам и свойствам | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» | «Замаскированный предмет» «Отгадай меня» «Испорченный телефон» «Вырежи фигурки» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
10 | Развитие внутреннего плана действий | - развитие умения выполнять действия в уме | «Что делает ученик?» | «Страна Наоборотия» «Больше-меньше» «Пропущенные буквы» « | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
11 | Что поможет мне учиться? | Помочь учащейся осознать правила работы на уроке; способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Упражнение «Нарисуй свое настроение» | Упражнение «Что поможет мне учиться» Упражнение «Правила поведения на уроке» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
12 – 13 | Развитие мелкой моторики. Рисование бордюров по образцу Обводка контурных изображений, штриховка в разных направлениях | Включает в себя упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, кинезиологические упражнения, зрительно – моторной координации. | Игра «Давайте поздороваемся» | Графический диктант. Обведи и заштрихуй разные фигуры. | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
14 | Что поможет мне учиться? | Помочь учащейся осознать правила работы на уроке; способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Упражнение «Нарисуй свое настроение» Упражнение «Правила поведения на уроке» | Упражнение «Что поможет мне учиться» Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
15 – 16 | Понимание смысла и выделение существенного | обучение пониманию смысла текстового материала - развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями - развитие умения выделять общий и переносный смысл | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» | Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра» «Найди значение» «Вставь пропущенное слово» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
17 | Я – доброжелательный | Сфокусировать внимание учащейся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля. |
| «Поиск общего» «Качества доброжелательного человека» «Зачем нужны качества?» «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся» «Желаем добра» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
18 | Ассоциации | развитие ассоциативного потока - развитие ассоциативной памяти | Упражнение «Нарисуй свое настроение» | «Найди ассоциацию» «Запомни по ассоциациям» «Цепочка ассоциаций» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
19 | Классификация | - развитие умения классифицировать | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» | «Пересядут те, кто…» «Четвертый лишний» «Образование групп» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
20 | Я умею преодолевать трудности | Сфокусировать внимание учащейся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; мотивировать к развитию силы воли и самоконтроля. |
| Я умею справляться с трудностями» «Сумей понять» «Вопрос» «Тихо» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
21 - 22 | Причинно-следственные связи | развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь | «Кому письмо?» | «Найди пару» «Последовательности» «А ну-ка, разберись» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
23 | Школьные трудности | Помочь детям научиться справляться с проблемами. | Упражнение «Моё настроение» | Совместная работа «Настроение в классе» (коллаж) Упражнение «Пальчики-мордашки» «Бой Быков» Упражнение «Чудо-ладошки» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
24 | Род и вид предмета. Целое – часть | - развитие умения определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия - обучение пониманию отношения часть-целое | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» | «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Часть и целое» «Словесное домино» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
25 | Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль | Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение). | «Вспомни и сделай» | Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
26 | Я и мой учитель | Помочь ребенку осознать особенности позиции ученика; предоставить учащейся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя; помочь ребенкупринять учителя таким, какой он есть. | «Цветовая угадайка» | Родительское собрание» «Что я чувствую в школе» «Я – тетрадь» «Неоконченные предложения» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
27 | Упражнения на развитие концентрации внимания. Графический диктант | Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение). | «Графический диктант» | «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
28 | Повышение объёма внимания, умение действовать по инструкции | Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение). | «Изобрази предмет» | «Взвизгните те, кто…» «Изобрази ситуацию» «Подбери заплатку», «Повтори и добавь» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
29 | Работа с негативными переживаниями | Повышение эмоциональной устойчивости ребенка; формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. | Упражнение «Рисуем обиду». | Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?». Упражнение на релаксацию. Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
30 | Интеллектуальные игры | стимулирование познавательной активности - развитие логического мышления | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» | Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Заглавие» «Логические задачки» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
31 | Наши достижения | - развитие рефлексии - развитие творческого воображения | «Что я чувствую в школе» | «Я – тетрадь» «Неоконченные предложения» Работа со сказкой создание коллажа на тему «Наши достижения» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
32 | Разные чувства. | Рассмотреть особенности содержательного наполнения эмоций и чувств; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь ребенку осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страхов. | «Цветовая угадайка» | «Закончи предложение» «Ожившее чувство» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
33 | Понимаем чувство другого | Актуализировать у ребенка знания об эмоциональной сфере человека. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» | Передай чувство» «Извини меня…» «Кто лишний?» «Что значит понимать другого?» «Рукопожатие» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
34 | Мои мечты | Помочь осознать ценность умения фантазировать; развивать креативные способности ребенка | Мысленные картинки»
| «Ассоциации» «Запахи» «Неоконченные предложения» Работа со сказкой Рисунок «Моя мечта» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
35 | Итоговая диагностика познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы. | Выполнение диагностических методик | Этюды на выражение чувства грусти; | «История про Обидок и Грустинок» Игра «Портрет» Игра «Кладоискатель» Игра «Чудо-ладошки» | Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
2. Содержание программы Программа соответствует поставленным целям и задачам и включает: коррекцию и развитие личностной, коммуникативной и эмоционально – волевой сфер, а также нацелена на формирование и развитие социально- бытовых ориентировок и социальных навыков. Особенности программы: предполагается коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познания других и приобретения навыков работы над собой. Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части. Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются упражнения на установление контакта с ребенком, стимулирующие и расслабляющие. Организационная структура занятий Материал каждого занятия рассчитан на 40 - 45 минут. 1.- Ритуал приветствия и разминка Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу. 2. - Основная часть Направлена на решение задач данной программы. 3.- Заключительная часть Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания. Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Система условий реализации программы 1.Требования к условиям реализации программы: Занятия строятся с учетом специфических особенностей развития с легкой умственной отсталостью, а именно проводятся в одно и тоже время в первой половине дня. Нагрузка на нервную систему ребенка распределятся так, чтобы он не чувствовал усталости. Для этого используется чередование различных видов деятельности. 1.1. Требования к специалистам, реализующим программу;
1.2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы, в том числе список литературы Диагностический материал: - "Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС). - Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) - пакеты «Личность», «Отношения» и т.п. программы Effecton Studio 2003. Предложенный диагностический материал может быть применён как на входе, так и на выходе, что позволит сравнить показатели по данным методикам. Учитывая тот факт, что после первичной диагностики пройдёт достаточно времени, необходимого для чистоты исследования, можно будет сделать выводы о результативности проведённой программы, сравнивая полученные данные между собой по одним и тем же методикам. На начальном этапе данная диагностическая батарея тестов может быть включена в первый блок. Литература
2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ Л.С. Выготский - М.-2014 512 с. 3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. –СПб. : Речь, 2001. 4.Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003/ Серия «Эффективный тренинг» 5. Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3 – е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 443, [1] с. – (Справочник). 6. Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья // урок.рф 7. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003. 8. Шевандрин Н.И. “Психодиагностика,коррекция и развитие личности” — М, Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. С. 512. Электронные образовательные интернет-ресурсы: урок.рф http://www.uchportal.ru/load/174 http://www.7ya.ru/pub/presentation/ 1.3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы К проведению занятий предъявляются следующие требования: светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом, музыкальное сопровождение, парта для выполнения письменных заданий, проведения настольных игр. Помещение для занятий должно быть:
Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага, доска, компьютер, принтер. Компьютер и открытый доступ к сети интернет в ОУ позволяют реализовать использование современных компьютерных технологий в процессе коррекционной работы. Мультимедийные материалы на коррекционных занятиях помогают психологу комплексно воздействовать на разные органы чувств ребенка, а это, несомненно, положительно влияет на процесс обучения. 2. Система оценки достижений планируемых результатов Критерии оценки умений и навыков обучающегося: программа не предусматривает критериев оценок, т.к. цифровая отметка на коррекционных занятиях ребенку не ставится. Оценка достижений обучающегося производится по результатам психологического обследования (итоговая диагностика в конце курса коррекции) Отражается в протоколах диагностического обследования. Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования. |
Критерии положительной оценки:
повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
улучшение социально-психологического климата класса;
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);
Текущий:
-рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
-тестирование;
-творческие работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной адаптации ребенка
Для коррекция эмоционально-волевой сферы школьные психологи используют различные методы. Упражнения с использованием рисования и беседы имеют свои приемущества....
Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у обучающихся с РДА (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, практическим психологам, работающим с детьми с синдромом РДА. Целью данных методических рекомендаций является оказание методической п...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы", 8 класс
Цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната"
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л....
Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы"
Программа направлена на формирование адекватного поведения, снижение конфликтности, развитие адаптивных возмождностей и волевых усилий у обучающихся сОВЗ....