Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций - потенциал школьной библиотеки
статья по теме

Читатель

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации о том, какой мы видим библиотеку будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_traditsiy_i_innovatsiy.docx498.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии

           Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме : « Инновационное развитие библиотек ОУ в условиях модернизации общего образования»

Тема: « Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций — потенциал школьной библиотеки»

                                                 

                                                                                                Выполнена:

                                                           Котеньковой Светланой Викторовной,  

                                    библиотекарем МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды

                                                                                                  Руководитель:

                                                                                    Лазарева Анна Георгиевна,

                                                                                  доцент кафедры воспитательной    

                                                                      работы и дополнительного образования

             

г. Ставрополь,2014                                                                                    

Тема: «Взаимосвязь  библиотечных традиций   и инноваций - потенциал школьной библиотеки».

                                                                       « Традиция - не только мощи, к которым                    

                                                                      прикладываются, боясь тронуть. Традиция

                                                                      несёт в себе возможности, которые надо

                                                                      использовать, не боясь ошибок...»

                                                                         

                                                                                                                   Г.Померанц        

                                                                     «Развитие и использование

                                                                     информационных технологий давно уже не

                                                                     дань моде. Тот, кто не  использует

                                                                    их, отстаёт навсегда».

                                                                                                                       Н.Булаев

I. Школьная   библиотека была и остаётся одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе. Сегодня библиотеки находятся в непростой ситуации. С одной стороны они долгое время являлись собирателями интеллектуальной и культурной памяти народов, оставаясь крупнейшими хранилищами. А с другой стороны они быстро утрачивают свою просветительскую и информирующую роль. И им нужно выходить на следующий уровень. Поэтому проблема взаимосвязи библиотечных традиций и  инноваций - как потенциал школьной библиотеки, является  особо острой и требует разрешения. Существует несколько точек зрения по этому поводу. Вот некоторые высказывания, представляющие расхождение мнений по данному вопросу: Какой мы видим библиотеку будущего?

1) « Книги более живые, чем современные носители. Хоть какие-то традиции мы должны перенять из прошлого, чтобы наши дети не очерствели».

2) « Будущее за новыми технологиями. Всё должно идти в ногу со временем, и библиотека не должна отставать»

3) « Инновации и традиции — две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов».

Я предлагаю подробнее рассмотреть  эти темы. Но сама придерживаюсь третьей точки зрения.                          

II. Будем рассматривать инновационную деятельность библиотек как явление, имеющее важное значение для развития библиотечной сферы, но только с тем учетом, что инновация всегда осуществляется на базе определённых традиций.

Традиции — это обычаи, духовное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколения. То есть, это самое лучшее, не потерявшее актуальности; то, что должно быть сохранено и продолжено. Говоря о традициях, сложившихся в школьной библиотеке, можно выделить и ежегодное проведение Недели детской книги, и мероприятия, связанные с юбилеями писателей, и «Посвящение в читатели»,  и книжные выставки, и викторины по прочитанным книгам, и многое другое.

Из письма ученицы 8 класса Гладковой Кати, представленного в журнале  «Школьная библиотека», мы видим, что девочка выступает за традиционную функцию библиотеки: «...Я оставила бы место в библиотеке «живым» книгам, которые можно потрогать, отнести домой и перечитать заново». Нам всем понятна эта точка зрения. Но если мы будем брать за основу только традиции, то библиотеки станут «книжными музеями».

Читатель, пришедший в библиотеку, возьмёт книги с реальной книжной выставки, а пользователь, заглянувший  на сайт библиотеки, сможет познакомиться с электронными версиями тех же самых произведений. Учащимся должна быть интересна не только содержательная часть, но и форма представления. Поэтому перейдём к следующему противоположному суждению.

Как известно, «кто владеет информацией, тот владеет миром», поэтому образованного человека нельзя представить без умения добывать информацию, знания , и самостоятельно в том числе.

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования сторон своей деятельности. Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во все сферы библиотечного дела. Инновации в школьной библиотеке способствуют повышению качества образования, удовлетворяют потребности учащихся в общении и досуге, развивают индивидуальные качества, способствуют формированию информационной культуры, воспитывают духовную культуру личности. Читатель всё чаще приходит в библиотеку не за конкретными документами, а за информацией. Функции школьной библиотеки сегодня расширены, и школьные библиотеки ориентированы не только на удовлетворение информационных потребностей, а являются информационно-коммуникационным центром.

Инновации — улучшение, обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, форм и методов управления, обеспечивающее поддержание и самосовершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособности среди других библиотек. Инновации - это необходимый элемент развития, без них школьным библиотекам невозможно оставаться социально — значимыми организациями. Объектами библиотечных инноваций могут быть и услуги, и продукция, и библиотечная технология (создание электронных документов, электронных баз данных и т.д.), и организационное развитие библиотек. Также к инновациям  школьной библиотеки относятся инновации в массовой работе (флеш-мобы, акции на улицах, составление синквейнов, «Книжный десант» в летнее время на школьных и игровых площадках, проведение Фестивалей литературных героев и т. д.).Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические средства позволяют оживить рассказ библиотекаря, сделать его наглядным, привлекать видео- и аудио материалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов, использовать Интернет-ресурсы при подготовке мероприятий. Есть возможность для проведения виртуальных экскурсий. Благодаря внедрённым инновациям, улучшилось оформление выставок, пространства библиотеки. Но взяв за основу только инновации, исключив традиционные формы и методы библиотечной работы, библиотеки станут лишь мультимедийными центрами. Чтобы инновации стали условием развития, библиотеки должны помнить, что инновация в их деятельности - это инструмент не только развития, но и средство повышения предельной полезности деятельности библиотеки, уровня качества того социального блага, которое она представляет обществу и конкретным потребителям.

 Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что школьная библиотека нового типа должна разумно соединить лучшие традиции библиотечного дела и информационно- коммуникационные технологии. Например, принимая участие в межбиблиотечном конкурсе «Выставки одной книги», и проведении урока доброты  ( по произведению В.Распутина), я смогла дополнить выставку, используя инновации: пользуясь Интернет-ресурсами, предложила читателям изучить стенд «Доброта спасёт мир»,на котором разместила биографию писателя, критические статьи на данное произведение, афишу спектакля по произведению, сочинение ученицы нашего города по  «Урокам французского»;методическим сопровождением мероприятия стала презентация «Жизнь и творчество Валентина Распутина»,рекомендательный список для учащихся «Рассказы о добре»,упор делала на традицию, выбрала классическое произведение, провела обзор, привлекла детей к громким чтениям с элементами театрализации (отрывок из произведения «...Вы  же учитель!»). И поэтому заняла второе место в конкурсе.

 На мой взгляд, традиции являются характеристикой стабильности, устойчивости. Благодаря традиции, человечество усваивает культурный опыт поколений. Система традиций отражает целостность всего общества. Но с другой стороны, библиотеки не могут существовать, не обновляясь. Поэтому возникает необходимость обновления и обогащения теоретических и практических установок. Вследствие этого, сочетание  только двух форм библиотечной деятельности позволит поддерживать высокий уровень работы с пользователями библиотеки.

III. Хочу добавить, что данные социологического исследования (анкета в Приложении), проведённого в Научной библиотеке им. Муканова среди школьной библиотек показали, что инновации позволяют идти в ногу со временем, сделать работу библиотеки востребованной и интересной, дают возможность  осмыслить традиционные формы и методы работы, проявить больше творчества. Но несмотря на необходимость инновации, у большинства школьных библиотек не хватает материальных и технических средств для их более активного внедрения. Вместе с тем, инновации не должны подрывать традиционные устои, должны соответствовать миссии библиотеки, задачам и функциям её деятельности. И я полностью согласна с этими данными - нельзя опираться лишь на традиции или инновации, а необходима их взаимосвязь.

В завершении хотелось бы отметить, что в библиотечно - информационной сфере произошли существенные изменения, но они ещё не закончились, они продолжаются, наполняются новыми смыслами, требуют изменения и подходов к ним. Поэтому есть настоятельная необходимость продолжать исследования в этом направлении науки и практики, и строить свою работу на  совокупности библиотечных традиций и инноваций.


Список литературы.

1.Библиотечное дело: терминологический словарь. / РГБ.-М., 1997.

2.Ветчанова,О.В. Инновации в библиотеке./О.В.Ветчанова //Справочник руководителя учреждения культуры.-2007.-№11.-с.12-21

3.Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: метод. пособие для руководителей ОУ с/О.Г. Хомерики, М.М.Поташник, А.В.Лоренсов.- М.: Новая школа,1994

Гусева, Е.Н. Инновация как стратегия, фактор и условие развития библиотек./  Е.Н. Гусева// Школьная библиотека.2012.№6-7.-с.135-137

4. Гладкова, К. Библиотека будущего. /К. Гладкова // Школьная библиотека. 2012.№8.-с.19

5. Традиции и инновации в работе библиотеки: за и против/Электронный ресурс .-Режим доступа:.http://www.nklibrary.kz/upload/userfiles/8/trad.pdf   Дата обращения:31.10.2014            

                                                                   Приложение

Анкета

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в социологическом исследовании «Традиции и инновации в работе библиотек: за и против». Цель данного исследования – изучить личную готовность библиотекарей к внедрению нового в своей работе. При заполнении анкеты в вопросах открытого характера просим Вас полно и обстоятельно высказать свое мнение, обосновать его. В вопросах закрытого характера обведите кружком вариант ответа, совпадающий с Вашим мнением. Если ни один из предложенных вариантов ответа не совпадает с Вашим мнением, то укажите свой ответ.

Заранее благодарны!

1. Как вы понимаете такие понятия, как «традиция» и «инновация»?

Традиция – это___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Инновация – это _________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. На Ваш взгляд, нужны ли инновации в библиотеке? Обоснуйте свой ответ.

________________________________________________________________________

3. Укажите, пожалуйста, к какой категории Вы относите себя:

 противник инноваций («консерватор»)

 сторонник умеренного внедрения инноваций

 сторонник регулярного обновления всей деятельности («новатор»)

4. Готовы ли Вы лично к принятию и внедрению инноваций в своей работе? Обоснуйте ответ.

 Да_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 Нет____________________________________________________________________________________________________________________________________

 Не уверен_________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Какие факторы благоприятствуют внедрению инноваций в вашей библиотеке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие инновации вы уже смогли внедрить в библиотеке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие изменения произошли в библиотеке в связи с внедрением инноваций? Укажите, пожалуйста, положительные и отрицательные стороны. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие инновационные идеи вы хотели бы реализовать в своей библиотеке?

9. Какие стороны библиотечной деятельности, на Ваш взгляд, нуждаются в качественных преобразованиях? Обоснуйте ответ.

________________________________________________________________________

10. Какие стороны библиотечной деятельности, на Ваш взгляд, не нуждаются в изменениях?_____________________________________________________________

11.Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют развитию инновационной деятельности в библиотеках?

-психологическая и профессиональная подготовленность библиотекарей к изменениям;

-сплоченность персонала;

-возможность дополнительной профессиональной подготовки в условиях изменений;

-материальное стимулирование инновационной деятельности;

-инновационная активность руководителей библиотеки;

-слежение за результатами и достижениями библиотечной науки и практики;

-постоянный анализ успехов отечественных и зарубежных коллег;

-организационная и финансовая поддержка реализации инноваций со стороны;

-другое (что именно) _______________________________________________________

12.Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для улучшения инновационного климата в библиотеке?

-регулярное обучение сотрудников новым инновационным методикам;

-самостоятельное изучение опыта инновационной деятельности библиотек;

-выпуск информационных листков с описанием нового опыта;

-проведение обзоров литературы, характеризующих новые разработки , пригодные для заимствования;

-проведение конкурсов и прочих мероприятий по сбору инновационных идей;

-создание «банка идей»;

-другое (что именно)_______________________________________________________

13.Допишите, пожалуйста, предложения: «Если бы я был руководителем библиотеки, я бы изменил…________________________________________________

«Если бы я был руководителем библиотеки, я бы оставил…_______________________________________________________________

14.Укажите, пожалуйста, Ваш возраст и образование_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...

Проектная деятельность школьной библиотеки как способ пополнения библиотечного фонда, для удовлетворения информационных потребностей и выполнения запросов читателей

В данной статье подробно рассматриваются виды проектной деятельности школьного библиотекаря в сотрудничестве с педагогами как начальной, так и основной школы....

Доклад: « Воспитательный потенциал школьных традиций»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Формирование духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способност...

Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций»

Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций» на тему ""Традиции нашего классного коллектива""...

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...