Доклад: « Воспитательный потенциал школьных традиций»
учебно-методический материал на тему
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Формирование духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор жизненного пути помогает накопленный опыт школьных традиций.
«Воспитательный потенциал школьных традиций» - тема, охватывающая большое количество вопросов. Наша школа накопила много полезных и добрых школьных традиций. Сегодня мы поговорим о целях, которые ставятся школьными традициями, о том, как эти цели соответствуют целям нашей воспитательной системы, как меняются, или остаются неизменными сами традиции, их форма и содержание, ведущие идеи, субъекты в них участвующие и что самое главное, каков их воспитательный потенциал.
Слово «традиция» образовано от латинского traditio, что в переводе обозначает преемственность, передача, предание.
В толковом словаре С. И. Ожегова приведено следующее определение:
Традиция: – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения учащихся к другому».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_09.04.21013.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: « Воспитательный потенциал школьных традиций»
«Воспитание не проникнутое традицией,
не может воспитать сильных характеров»
К.Д.Ушинский
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Формирование духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор жизненного пути помогает накопленный опыт школьных традиций.
«Воспитательный потенциал школьных традиций» - тема, охватывающая большое количество вопросов. Наша школа накопила много полезных и добрых школьных традиций. Сегодня мы поговорим о целях, которые ставятся школьными традициями, о том, как эти цели соответствуют целям нашей воспитательной системы, как меняются, или остаются неизменными сами традиции, их форма и содержание, ведущие идеи, субъекты в них участвующие и что самое главное, каков их воспитательный потенциал.
Слово «традиция» образовано от латинского traditio, что в переводе обозначает преемственность, передача, предание.
В толковом словаре С. И. Ожегова приведено следующее определение:
Традиция: – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения учащихся к другому».
Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Какое-то явление в школе может приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получит поддержку школьников, когда они будут беречь и пестовать то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму. Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. По мнению всех авторов, традиции являются одним из необходимых факторов формирования стиля учебного заведения.
Традиции составляют основу стиля школы – этого, по выражению А.С. Макаренко, самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания. «Стиль, подчеркивает он, - самая важная нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой работы, как цветник». Стиль учебного заведения, указывает А.С. Макаренко, создается очень медленно, так как немыслим без накопления традиций.
Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание… —
подчеркивает К. Д. Ушинский, – не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров ...».
Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.
Обратимся к классификации школьных традиций И. А. Блинкова.
Общешкольные традиции (например, участие в различных видах общественно полезного труда; шефство старших школьников над младшими; встречи выпускников и т. п.). Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
Традиции первичного коллектива (взаимопомощь, доброжелательство, сорадование и сострадание и др.). По словам И. А. Блинкова: «Если рассматривать традиции как средство нравственного воспитания, то нужно особенно серьезное внимание уделять культивированию традиций именно в первичных коллективах. Младшие школьники, живя в сфере хороших традиций, будут лучше усваивать нормы современной нравственности».
Традиционные мероприятия (олимпиады, походы, школьные праздники и т. п.). Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А. С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно, повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу.
Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а так же преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.
«Нельзя воспитать у ребенка чувство долга, чувство чести, уважение к учителю и школе, если разъяснения не сочетаются с практикой правильного поведения учащихся в детском коллективе. Установленный порядок и традиции организуют ребенка, направляют его поведение и благодаря многократному повторению одних и тех же поступков формируют навыки коммунистического поведения».
Таким образом, традиции, являясь одним из средств приучения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря этому активно влияют на поведение учащихся.
А. С. Макаренко выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции.
Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер.
Малые традиции – как будничные, повседневные дела.
И те, и другие, отмечал А. С. Макаренко, обладают высоким воспитательным потенциалом. Значение «больших» традиций он связывал с положительным влиянием на коллектив, его сплочение. Воспитательный потенциал «малых» традиций, по мнению А. С. Макаренко, заключается в том, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения
2. Традиции школы. Их воспитательный потенциал.
1. Традиционная символика
В нашей школе как в любой стране, есть свой герб, флаг, гимн и даже законы. Благодаря школьной символике ребенок приходит к осознанию того, что этот мир, в который он пришел, существует по общим законам, выполняя которые, он тоже вливается в тот большой коллектив, который называется школой. Ребенок понимает, что несоблюдение традиций влечет за собой отторжение от коллектива, порицание, так же, как в государстве несоблюдение законов влечет изоляцию от общества. Таким образом, школьные традиции способствуют адаптации ребенка в коллективе, помогают почувствовать его принадлежность к «школьной семье», формируют сплоченность в детском коллективе, а так же прививают чувства гордости и любви к своей школе.
2. Православные традиции
Несмотря на то, что в основе своей является светской школой, за годы ее существования выработался удивительный по гибкости и живучести механизм развития и поддержания православных традиций. Празднование дней ангелов учащихся и великих христианских праздников, таких как Рождество, Пасха, Масленица, и т. д. – все это несет огромный воспитательный потенциал.
Таким образом, православные традиции воспитывают в детях ту нравственную, духовную основу, с которой им предстоит идти по жизни.
3. Традиционные праздники и мероприятия
Жизнь нашей школы насыщена интересными, яркими праздниками и мероприятиями, среди которых, большинство стало традиционными. О некоторых из них я предлагаю вашему вниманию
Презентация
Традиционные праздники и мероприятия несут в себе огромный воспитательный потенциал. Во - первых, каждый праздник, каждое мероприятие - это перспектива для учащихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-то интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой.
Во - вторых традиционные праздники и мероприятия пробуждают у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества.
В – третьих, хорошо организованные и ярко проведенные праздники и мероприятия вызывают чувства гордости у детей за свою школу, формируют понимание причастности к «своей» школе, «своему» классу.
Кроме больших, общешкольных традиций существуют и малые, внутриклассные. Эти традиции незаметны для постороннего взгляда, но они играют большую роль в становлении коллектива класса, они незаменимы, их можно назвать традициями основ уклада школы, традициями микроклимата.
О классных традициях расскажет Данилевич Е.И. классный руководитель 11-А
О традициях в начальной школе нам расскажет Князева В.В. классный руководитель 2-А
Изучение школьных традиций позволяет сделать вывод о том, какие традиционные дела, формы и методы учебно-воспитательной работы обладают значимым воспитывающим потенциалом и большим интересом для школьников и социума. В основу каждого направления системы традиций заложены определённые целевые установки, способствующие формированию тех или иных культурных ценностей. Каждая традиция несёт в себе конкретный культурный потенциал и, следовательно, способствует формированию у детей определённой базовой культуры. Педагог-организатор совместно с президентом школы провели анкетирование с учащимися 7-11 классов по вопросам нашего педсовета, о результатах анкетирования нам озвучит президент школьного самоуправления Захарченко Александра, ученица 10-А. Предложения.
О путях формирования гражданской позиции нам расскажет Сердюк А.В. классный руководитель 5-А
Улан В.А. классный руководитель 10-А Гражданская инфантильность. Увлечение молодежи субкультурой. Рекомендации.
О взаимодействии школы и семьи в деле воспитания активной гражданской
расскажет Бельтихина Ю.К. классный руководитель 7-А
А сейчас, уважаемые коллеги! Предлагаю вам изучить предлагаемые рекомендации, которые можно внедрить в нашей школе.
Вывод: Итак, мы сегодня осветили теоретические аспекты о том как сохранить и сформировать традиции школы, а также познакомились с традициями некоторых классов. И в заключении хочется сказать, что следует строить учебно-воспитательную работу в школе, опираясь на уже сложившиеся школьные традиции, но необходимо учитывать современные изменения в образе жизни, мировоззрении учащихся и их родителей. Нововведения возможны, и, скорее всего, должны быть, но они не должны противоречить традиционным ценностям».
Какие вопросы? Предложения, пожелания, замечания?
Наша повестка дня исчерпана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...
Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"
Цель данного доклада выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....
Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного языка"
Цель данного доклада выявить взаимосвязь между учебным процессом и воспитательным, в данном случае мы говорим об уважении и терпимости к другим нрам, обычаям и традициям стран изучаемого языка....
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций»
Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций» на тему ""Традиции нашего классного коллектива""...
Воспитательный потенциал школьных традиций презентация к выступлению на педагогическом совете
Выпускник школы должен быть личностью, обладать индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятель...
Доклад «Воспитательный потенциал современного школьного урока».
Докладна августовскую конференцию руководящих ипедагогических работниковв направлении «Школьный урок»Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемойчастью. История...