Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"
материал (6 класс) по теме

Королева Юлия Вячеславовна

Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_potencial_shkolnyh_tradiciy.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал школьных традиций.

(выступление  Королевой Ю.В.,

учителя МОУ «Георгиевская гимназия»)

«Традиция – это то, что отличает школу от ей подобных. У традиций огромный воспитывающий и управленческий потенциал. Проблема заключается в том, что некоторые из них могут стать препятствием для роста. Традиции трудно создаются, но столь же трудно исчезают»,  - К.М. Ушаков – главный редактор журнала «Директор школы».

Под традициями каждой организации в широком смысле этого слова подразумеваются любые относительно устойчивые компоненты внешнего слоя ее культуры: обычаи, ритуалы, символы и т.д. Говоря об организационной  культуре школы, обычно имеются в виду  традиции в узком, конкретном понимании как традиционные дела, формы жизнедеятельности организации. В первую очередь к ним относятся ключевые дела, главные комплексные дела школьного коллектива, в которых происходит объединение воспитательных усилий и взаимодействие всех субъектов школьного воспитания: педагогов, воспитанников, классов, творческих объединений, родителей и т.д. Каждое такое дело является ключом к взаимодействию в группе и в то же время на него опирается.

Наличие собственных школьных традиций - мощнейший педагогический инструмент, который оказывает влияние на социализацию личности подростка, на его систему отношений к школе, к себе, к сверстникам и взрослым. Однако это происходит только в том случае, если развитие традиций осуществляется не любым, произвольным образом, а является некоей закономерностью.

Бесспорно, существует необходимость обогащения образовательного учреждения позитивными традициями, однако, существуют и трудности в их становлении и развитии.

Во-первых, постоянное вытеснение одних традиций другими или их радикальное изменение, когда, собственно, традиция и не успевает стать таковой, приводит к разбалансировке системы воспитания в школе. Поэтому важно опираться на мнения педагогов и воспитанников по изменению традиций или приданию им новых форм.

Во-вторых, нередко встречается чрезмерное культивирование, консервация традиций, то есть сохранение их в неизменном виде. Чтобы избежать данной ошибки, следует постоянно обновлять их, включать эффект неожиданности в проводимое мероприятие. (У нас в гимназии есть прекрасная традиция каждый год отмечать день рождения нашего учебного заведения. И каждый раз праздник проходит в новой форме. Ученики да и педагоги до последнего момента не догадываются, что их ожидает, тем самым и создаётся элемент неожиданности, сюрприза.)

В чём же состоит непреходящее значение традиций?

Школьные традиции приобщают молодое поколение к культуре своего образовательного учреждения, его историческому прошлому.

Знакомство с традициями и обычаями создаёт нравственную основу, чувство сопричастности к общему делу.

Изучение школьных традиций позволяет сделать вывод о том,  какие традиционные дела, формы и методы учебно-воспитательной работы обладают значимым воспитывающим потенциалом и большим интересом для школьников и социума. В основу каждого направления системы традиций   заложены определённые целевые установки, способствующие формированию тех или иных культурных ценностей. Каждая традиция несёт в себе конкретный культурный потенциал и, следовательно, способствует формированию у детей определённой базовой культуры.

Я провела мониторинг в своём классе с целью выяснить следующее:

  1. Какие традиции нашей гимназии известны ребятам?

  1. Какие из них им нравятся?

  1. Нужны ли нашей гимназии новые традиции? Какие?

И вот, что получилось. (результаты на экране)

Я работаю в качестве классного руководителя всего второй год. Но уже могу говорить о сложившихся в моём классе своих традициях.

Это и неизменное участие моих ребят в общегимназических мероприятиях.

Здесь создаётся возможность для личностной самореализации и повышения их статуса в детском классном коллективе и на уровне всей школы. (фото)

Это и ставшие уже традиционными совместные экскурсии, поездки в каникулярное время, которые дают возможность общения вне школы. (фото)

Это и проведение в нашем классе различных викторин. И не обязательно они должны быть  приурочены к какому-нибудь празднику. В процессе подготовки и самого выступления в мероприятиях подобного рода у ученика повышается самооценка, формируется мотивация достижения, раскрываются творческие способности и склонности. (фото)

Это и помощь в проведении тематических классных часов в нашем подшефном 2А классе. (фото)

Честно говоря, сейчас  я думаю об установлении в классе новой традиции. Хочу в преддверии Дня рождения гимназии провести награждение внутри класса. Номинации пока в стадии разработки. Но уже точно это будет и лучший спортсмен, и лучший артист, и лучший организатор классных дел, и самый здоровый человек в 6 А классе (с наименьшим пропуском уроков). Номинаций будет не очень много, так как не должен пропасть элемент соревновательности,   но также я постараюсь отметить вклад каждого ученика в развитие нашего классного коллектива.

Сейчас образовательное пространство захлестнули процессы развития различных типов и видов школ – государственных и негосударственных, имеющих различные направления деятельности, гимназий, лицеев. Назвать школу можно как угодно, но лишь то образовательное учреждение имеет имя, которое предоставляет качественные услуги. Имя школы является визитной карточкой  в образовательном сообществе. Оно отражает базовую идеологию и образовательную концепцию. Следовательно, в воспитании  должна быть некая основа, стержень, что-то, что объединяет и что называют корпоративным духом.

Важнейшим средством воспитания как раз являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и создают то особое, неповторимое, что отличает нашу гимназию от других школ и тем самым сплачивает детский и педагогический коллективы, обогащает жизнь.

В своё время А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, - это школы, которые накопили традиции».

Эта задача была  актуальна и в то время, и сейчас, когда в нашем обществе, к сожалению, размыты идеологические устои, и многие традиции оказались забытыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Воспитательный потенциал школьных традиций»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Формирование духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способност...

Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций - потенциал школьной библиотеки

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации о том, какой мы видим библиотеку будущего....

Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций»

Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций» на тему ""Традиции нашего классного коллектива""...

Воспитательный потенциал школьных традиций презентация к выступлению на педагогическом совете

Выпускник школы должен быть личностью, обладать индивидуальностью, способной  к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятель...

Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г

Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»  Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...