ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»
материал
Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
Функции современной школьной библиотеки должны расширяться и углубляться. Должна измениться миссия библиотеки. Из учебно-обеспечивающего подразделения библиотека должна стать структурной единицей, информационным центром школы, определяющим:
- информационно-библиотечное обеспечение;
- формирование информационной культуры личности;
- стать центральной базой развития критического мышления и медиаобразования;
- центром информационной образовательной среды современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3
ПРОЕКТ
преобразование школьной библиотеки
из статуса «библиотека»
в «информационно-библиотечный центр»
подготовила:Алтынцева
РайляФизрахмановна
педагог- библиотекарь
МБОУ Курагинская СОШ №3
2019год
- ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Библиотека является составной частью Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияКурагинская средняя общеобразовательнаяшкола № 3
(МБОУ Курагинская СОШ №3)районного центра пгт Курагино и представляет собой важную часть ее совокупного информационного ресурса.
Школьная библиотека занимает два отдельных помещения: главный отдел библиотеки- 33,5 кв.м., книгохранилище– 29,5 кв.м.
Общая информация
основной фонд | 14626 |
фонд учебников | 10259 |
охват учащихся по абонементу | 100% |
включены в библиотечную деятельность | 70% |
посещаемость (активность посещения- средний показатель 18) | 11 |
читаемость (интенсивность чтения- средний показатель 17) | 14 |
обращаемость (использование фонда – средний показатель 2) | 4,5 |
В школе разработаны документы: «Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №3», «План комплектования библиотеки на 2017-2020 года», «Концепция развития школьной библиотеки на 2017-2020 года», в которых обозначены основные направления развития школьной библиотеки.
Библиотечная деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса, эффективного использования существующих ресурсов. Разработан план действий по преобразованию школьной библиотеки в информационно - библиотечный центр (ИБЦ).
Внешние связи школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинскаясредняя общеобразовательная школа № 3 находится в центре поселка городского типа, рядом с улицами, где проходят основные автобусные маршруты (поселковые и межрайонные).
В социальном окружении школы находятся: МБДОУ Курагинский детскийсад № 1 «Красная шапочка», МБДОУ Курагинский детский сад № 8 «Леснаясказка», детско- юношеская спортивная школа (ДЮСШ), Центральная районная библиотека, детская школа искусств (ДШИ), детский дом творчества (МБОУ ДОД 10«Курагинский ДДТ»), МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»,благодаря чему сложилась система воспитательной деятельности, которая расширяет образовательное пространство, развивает и воспитываете личность вовнеурочное время.
Школа тесно сотрудничает с учебными и общественными организациями: Минусинским педагогическим колледжем имени Астафьева,Минусинским сельскохозяйственным колледжем, Сибирским федеральнымуниверситетом, Иркутским Государственным университетом путей и сообщений, районной службой занятости,что позволяет разрабатывать и реализовывать совместные программы по дополнительному образованию, участвовать в конкурсах и олимпиадах, направленных на повышение качества обучения школьников и успешноепоступление в учебные заведения.
На базе учебных профессиональных заведений проходят занятия в «Школах интенсивного обучения», конференции и семинары, а библиотечные центры делятся своими ресурсами.
Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве с музеями Курагинскогорайона, с музеями и театрами города Минусинск и Абакан, что повышает культурный уровеньпедагогов и обучающихся.Проходят встречи ребят школьных творческих объединений с актерами и другими известными людьми искусства.
В школе создан Управляющий Совет учреждения, Совет старшеклассников.
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Преобразование школьной библиотеки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №3 (МБОУ Курагинская СОШ №3) из статуса «библиотека» в «информационно- библиотечный центр» (ИБЦ).
- УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- Специалисты информационно-библиотечного центра;
- преподаватель-предметник;
- классный руководитель;
- администрация образовательного учреждения;
- обучающиеся;
- родители.
- ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
Функции современной школьной библиотеки должны расширяться и углубляться.Должна измениться миссия библиотеки. Из учебно-обеспечивающего подразделения библиотека должна стать структурной единицей, информационным центром школы, определяющим:
- информационно-библиотечное обеспечение;
- формирование информационной культуры личности;
- стать центральной базой развития критического мышления и медиаобразования;
- центром информационной образовательной среды современной школы.
САМОАНАЛИЗготовности школьной библиотеки МБОУ Курагинская СОШ №3 к реализации новых функций (критерии из журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра» №2 2017 г):
Наличие зоны получения информационных ресурсов во временное пользование (абонемент) | да | |
Наличие читального зала | да | зал совмещен с абонементом |
Наличие доступа к Wi-Fi для обучающихся в библиотеке | да | |
Наличие зоны получения информации на различных типах носителей – медиатека | да | |
Наличие стационарных компьютеров с подключением к сети Интернет, из них в доступе для обучающихся | да | |
Наличие оргтехники, из них в доступе для обучающихся | да | |
Наличие зоны коллективной работы с гибкой организацией пространства, в том числе: стол – трансформер, видеосистема, магнитная доска. | да | |
Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с зоной коллективной работы с гибкой организацией пространства | да | |
Наличие в библиотеке зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (рекреационная зона) | да | вне библиотечное пространство |
Наличие в здании ОО музея | нет | |
Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с музеем | да | |
Наличие в здании ОО помещения для зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (вне библиотеки) | да | |
Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с помещением для зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (рекреационная зона) | да | |
Наличие в библиотеке зоны для организации выставок и экспозиций | да | |
Наличие каталога, картотеки в электронном форме | да | |
Осуществление справочно-библиографического и информационного обслуживания в электронной форме | нет | |
Использование специального программного обеспечения для автоматизации информационно- библиотечной деятельности | нет | |
Наличие виртуального представительства библиотеки | да | раздел на сайте школы |
Наличие возможности у обучающихся пользоваться государственными информационно-библиотечными ресурсами | да | |
Наличие заключенных договоров с государственными информационно-библиотечными ресурсами | нет | |
Наличие возможности у обучающихся пользоваться электронными образовательными ресурсами в помещении библиотеки | да | |
Кадровый состав: 2 педагога-библиотекаря | да |
Преобразование «библиотеки» в ИБЦ ведет к расширению функциональной компетенции педагога – библиотекаря:
- Библиотечная: организация зонирования библиотечного пространства, литературного сквера, электронных «постов».
- Педагогическая: организация творческих лабораторий – «Библиоконкультант», «Библиогастроли», «Читающая ПЛАНЕТА».
- Ресурсная: организация интерактивного образовательного пространства (электронный каталог, виртуальные клубы и выставки, медиатека).
- Творческая сфера: подрастающему поколению интересно все запоминающееся, необычное, выходящее из «общепринятого». Для того чтобы раскрыть библиотечный фонд и привлечь ребят к творчеству необходимо перейти на современный, подростковый сленг:«Абонемент-холл», «Медиагалерка», «Арт–зона»
Книжная выставка | «Книжный дождь» «БУК – АРТ – шкаф» «Передвижка» |
Выставка - | Для вас работает «Выставка – адвайзер «Как выбрать профессию!» |
Беседа, диспут | «ШОК- урок о наркотиках» «Креатив – битва» «Диалог на равных» |
Обзор книжных новинок | Креативный маркетинг : «книжное дефиле», «книжный –десант», «литературная экспедиция», «музей одной книги» |
Рассказ о книге | «Буктрейлер» – это реклама книги и ее чтение |
Издательский проект | Медиапроект: проект «МИГ» - медиа –информационная грамотность; «Литературное путешествие» |
- Техническая:на базе ИБЦ организация издательского Центра (подготовка брошюр, буклетов, газет и сборников) поможет распространению педагогического опыта учителей школы и в создании сборников творческих работ школьников, родители смогут познакомиться с деятельностью школы, стать активными пользователями электронных учебников, что создает возможности для новых видов библиотечных услуг.
Необходимо пересмотреть штатное расписание ИБЦ с обязательным включением технического специалиста, так как расширяется электронная библиотечная деятельность.
- ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создание нормативной базы школьного(ИБЦ).
- Создание материально-технических условий для качественного и комфортного обслуживания пользователей.
- Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
- Организация внеурочной деятельности.
- Создание условий для научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.
- Формирование информационных ресурсов.
- Обеспечение широкого и устойчивого доступа к информации всем участникам образовательного процесса.
- Автоматизация библиотечных процессов.
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Разработка локальных нормативно - правовых актов | ||||
Штатное расписание и должностные инструкции работников информационно- библиотечного центра | июнь-август | |||
Положение и правила пользования информационно- библиотечным центром, библиотечного логотипа и знака | август-сентябрь | |||
Технологическая документация по работе информационно- библиотечного центра. Расширение библиотечных услуг | сентябрь-октябрь | |||
Организация пространственно - обособленных зон | ||||
Зона получения информационных ресурсов | Замена простой деревянной двери на стеклянную дверь с окном – это визуально расширит пространство библиотеки, сделает внутренние зоны библиотеки открытыми и привлекательными: «Абонемент-холл»:
| июнь июль август | ||
Зона коллективной деятельности, предназначенная для общения, организации внеурочной деятельности. | Организация коллективной деятельности может осуществляться в двух помещениях:
| сентябрь октябрь ноябрь | ||
Досуговая зона с возможностью проведения познавательно- игровой деятельности |
| октябрь по плану работы ИБЦ по плану работы ИБЦ | ||
Зона хранения информационных ресурсов |
| сентябрь октябрь | ||
Зона доступа к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации | Компьютерную зону с доступом в Интернет для всех видов электронной деятельности разделить на три отдельных функциональных «Фортпоста» (с доступом к электронному справочно-библиографическому каталогу и электронным образовательным ресурсам):
| октябрь ноябрь | ||
библиотечная деятельность | ||||
Приобретение программного обеспечения для организации электронного каталога |
| ноябрь | ||
Подключение и обеспечение доступа к новым источникам информацион- ных ресурсов |
| ноябрь ноябрь декабрь | ||
Организация совместной учебно- проектно- досуговой деятельности |
| ноябрь сентябрь по плану работы ИБЦ | ||
Сетевое взаимодействие (развитие отношений с партнерами из внешней среды) | Организовать новые виды сетевого взаимодействия:
| декабрь январь | ||
Творческие лаборатории |
| сентябрь | ||
Организация условий для работы дополнительных занятий |
| октябрь по плану работы ИБЦ | ||
Работа с другими участниками образовательного процесса | ||||
Консультацион-но-информа-ционная работа с педагогами |
| по плану работы ОО | ||
ИБЦ и учащиеся школы: |
| в течении года | ||
ИБЦ и родители: |
| в течении года | ||
Сотрудничество с другими образовательными и общественными организациями | Социальное окружение школы (3 детских сада, спортивная и музыкальная школы, Дом творчества и Центр дополнительного образования) расширяют образовательное пространство учащихся, обмениваются информационными ресурсами.
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра - структурногоподразделения школы
- Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.
- Модернизация библиотечных процессов.
- Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.
- Обеспечение свободного и стабильного доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
- Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
- Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.
- Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
- Организация внебиблиотечного пространства
- Расширение образовательного пространства за счет сотрудничества с другими организациями.
- Организация стажерской площадки на базе школы, инновационных площадок по апробации инновационных технологий
- Улучшение комфортности обслуживания пользователей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)
Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...
Современный школьный информационно-библиотечный центр
Программа развития школьной библиотеки...
Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) и качество образования в МОУ Захаровская СОШ
В данной статье представлено описание функционирования информационно-библиотечного центра как структуры управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ. В ней раскрываются цель, задач...
Информационно-библиотечный урок"О книге и библиотеке"
Урок знакомит с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.В ходе урока достигаются такие задачи как:знакомст...
Информационно-библиотечный центр. Информационный вестник
Информационный вестник "18 мая - Всемирный день музеев"...
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров...
Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать ин...