Открытое занятие "Мой край Югра"
план-конспект на тему

Тихонова Луиза Степановна

Конспект занятия, презентация к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_yugra.docx233.49 КБ
Файл prezentatsiya_moy_kray_yugra.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                                                                                                               «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Стационарное отделение.

                 

Конспект открытого занятия

 по воспитанию этнокультуры у детей

«Мой край Югра»

Возраст детей от 7 до 10 лет

                                                                 Выполнил:

                                                             воспитатель Тихонова Л.С.

п. Игрим  2015 г.

Цель: 

  • создания условий для расширения кругозора детей, посредством ознакомления с образом жизни, бытом, творчеством и традициями  народов  Севера ханты и манси;

Задачи:

  • дать представление о жизни, быте  северных народов нашего края ханты и манси
  • продолжать знакомить с фольклором жителей Югры: загадки, игры,
  • формировать основы экологической культуры: заботливое отношение к природе родного края, его обитателям.
  • расширять представления о животном и растительном мире нашего края
  • формировать и развивать толерантные чувства к людям разных национальностей;
  • развивать познавательную активность.

Методы и приёмы:

беседа, возбуждение интереса,  объяснение, показ, рассказ, выставка творческих работ, загадки, игры.

Оборудование: музыкальное сопровождение муз произведение песня « Щаня  нэ» и « Куринька» экран, проектор, хантыйские  костюмы 1 взрослый, 3 детских, хантыйские куклы Акань для детей 10 штук, атрибуты к подвижным играм.

Ведущий исполняет роль матери.

Айога,  Ледоног и Огнемех  - роли исполняют дети.

Предварительная работа:

чтение художественной литературы (сказка « Чудесные рукавицы»)

беседы о жизни коренных народов, о климатических особенностях Севера

рассматривание иллюстраций растительного и животного мира

разучивание игр народов Севера « Бой лосей», «Заячьи прыжки»

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Вед:

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые.( на хантыйском языке).

Вы не узнали  меня? Это я -  Хозяйка тайги. Кому  как не мне знать землю моих предков, моих народов. Я приглашаю вас в удивительное путешествие по моей родной стороне.

Звучит хантыйская музыка в моём исполнении:

Нет мест прекрасней в этом мире

Хоть холода здесь, ветра вой…

На Крайнем Севере, в Игриме

В тайге суровой вековой.

Показ слайдов

Наш  север – удивительный край с удивительными народами.  У нас в Югре живут малочисленные народы ханты и манси, со своей культурой, обычаями и традициями. Наша культура –  это достояние всего человечества. Ведь наш народ вносит в культуру свое, и каждое достижение является общим для всего человечества. И сегодня мы стараемся возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, благодаря им он может сохранить себя как народ.  И мы приумножаем и сохраняем народную мудрость и передаем ее подрастающему  поколению.

Мы живем в краю Югорском под счастливою звездой

Расцветай и будь богаче наш любимый край родной.

Обычаи и традиции  наших предков  дошли до наших дней, их  хранят не только легенды, сказки, родовые песни-сказания, но и сам образ жизни людей, живущих, в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся, на первый взгляд, суровой природой Севера.

Показ слайда

Богата Югорская земля и ягодами (морошка, брусника, клюква и др.), грибами и кедровыми орехами, поэтому собирательство широко распространено у северных народов.

Показ слайда

Мы живёт в экстременальных условиях. Основными занятиями с древних времен были охота и рыболовство. Важнейшими промысловыми животными были дикий олень, лось и бобер. Существенную роль выполнял промысел водоплавающей и боровой птицы.

Ребята, очень много зверей обитает в  наших лесах. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто эти звери.

Показ слайдов

1.

Ушки на макушке, хвостик как пушок.

Очень симпатичный маленький зверек    (зайчик)

2.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.   (Медведь)

3.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее ...           (Лиса)

4.

По мхам он ходит и траве

Носит лес на голове

Рогами защищается

От врагов спасается   (олень)

6.

Кто в жесткую пургу

Роет норку в снегу

В снежок зарывается

От холода спасается   (куропатка)

7

Остренькие зубки, рыженькая  шубка,

Хитрый, маленький зверёк по деревьям прыг да прыг (белка)

У  каждого народа, есть свой национальный фольклор. Один из видов фольклора – это игра.  И я вам предлагаю поиграть в хантыйские игры.

1. Бой лосей.

Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Снять шапку у противника и не позволить снять свою. Выигрывает тот, кто больше  снял шапок

2 Заячьи прыжки.

Вед:

Понравились они вам, ребята?

Вед:

Долгими зимними вечерами собирался наш народ в чуме у очага и  сочинял  сказки. Одну из этих сказок я хочу вам сейчас рассказать.  А называется она «Чудесные рукавицы».

Вед. (Вед. надевает платок, исполняет роль матери) 

В одном селении жила женщина с дочерью.

Дочь звали - Айога, она была девочкой послушной, трудолюбивой, ласковой.

И вот посмотрите, что произошло у них однажды.

Вед:  Доченька! Айога, Айога!  

Отправляйся,  доченька,  к бабушке, отнеси ей свежей рыбы.

Только не задерживайся в пути, погода хочет испортится.

А я вот как раз тебе новые рукавицы сшила. Смотри, какие красивые. Из белого и серого меха оленя,  тонкие узоры вышила. Удачи тебе!

(Айога, теряет рукавицы, возвращается домой)

Вед: Айога,  доченька, ты вернулась. Метель да буран в лесу разыгрались. Все птицы да звери попрятались.  А где рукавицы, доченька, однако?

Айога:

В лесу потеряла…

Вед:

Ничего! Для тебя я их сшила, к тебе они и вернутся. Заходи в чум греться. Вот какая ты грустная и замершая.

(Айога садится  у костра)

Вед:

 А в те времена жили 2 шамана, да такие они были умелые волшебники, что могли превращаться в зверя, птицу, менять погоду, время. Люди их боялись.

 А звали их Ледоног и Огнемех.

Любили они друг перед другом похвастаться своими умениями.

(входят Ледоног и Огнемех)

Ледоног  

Эй, Огнемех? Выходи силой меряться!

Огнемех

 Привет тебе, Ледоног!  Да что нам меряться. Я сильней тебя!

(борются)

Ледоног 

Да! Мы с тобой самые сильные волшебники.

Ой! Что это там лежит? Рукавицы кто-то потерял.

Огнемех ( берет рукавицы):

Смотри, какие красивые! Молодому охотнику мать шила, из шкуры белого и серого оленя. Красивые получились рукавицы.

Ледоног 

Да зачем они тебе! Пусть себе валяются

 (вырывает рукавицы, бросает на пол)

Огнемех 

Нет! Они с любовью сделаны. Красивые. Возьму – ка я их себе. Я первый их увидел.

Ледоног

Нет! Я их себе возьму. А я первый  прилетел!    (дерутся)

Ледоног:

Ой! Не могу!

Мы с тобой великие волшебники – шаманы, а  ссоримся из-за каких-то рукавиц.

Огнемех 

А давай наделим их какой-нибудь волшебной силой.

Ледоног 

Я возьму правую рукавицу и поселю туда полярную ночь, мороз  злющий, осенний ветер, вихри, бураны и все неудачи на свете.

Огнемех

 А я положу в левую рукавицу теплое лето, яркий свет, власть над богатством, мудрость, тепло очага – чувала.

(колдуют)

Ледоног.

А что теперь делать будем?

Огнемех. 

Да вернем их тому, кто потерял.

Представляю, что будет, когда он рукавицы оденет – такого натворит.

Ледоног

Если будет пользоваться с умом, не пострадает

(подбрасывают рукавицы к Айоге и убегают).

Айога: Мама, смотри,  рукавицы – то нашлись!

Вед:  Интересно, как это они здесь оказались?

Айога:  Да какая разница. Главное они опять у меня! 

(надевает правую рукавицу)

Айога:  Ой, что-то с моей правой  рукавичкой  случилось! Надену левую….

(Надевает левую рукавицу)

Вед.  Видно заколдованы рукавицы.

Айога:  Что же,  теперь мне носить их нельзя?

 Кажется, я поняла! Нужно надевать их сразу обе  (надевает)

Вот видишь. Эти рукавицы, как жизнь имеют две стороны: добрую и злую.

Одно без другого не бывает. От одной рукавицы добра не жди, да и от другой тоже. Это только, когда они врозь. А вместе рукавицы чудеса творят. Если быть осторожными и во зло их не пускать.

Айога.

С тех пор рукавицы крепко- накрепко пришивают к малице, чтобы одна из них случайно не упала с руки.

И эта традиция переходит из поколения в поколение.

Давайте поблагодарим наших актеров аплодисментами

Вед:

А сейчас я вас приглашаю в музей на выставку декоративно – прикладного искусства народов Севера. Выставка называется « Сорни ёшие», в переводе с хантыйского языка « Золотые  ручки», значит умелые ручки. Мы своим детям прививаем рукоделие с малых лет.   Рассматривание  работ.

А  теперь я предлагаю вам потанцевать любимый танец  ханты и манси.

Танец  «Куринька»  

показываю несколько движений и вместе с  детьми танцуем.

Ребята, вот мы с вами совершили путешествие по Югорскому краю и узнали много нового о  народах севера. Надеюсь, вам путешествие понравилась, и вы ещё больше полюбите землю, на которой живёте!

А на прощание я хочу подарить вам   хантыйскую  кукла  Акань .  В такие самодельные куклы играли наши бабушки и мамы. Куклы эти рядом с хантыйскими девочками и мальчиками  словно настоящие члены семьи. Их дарили  родственникам, друзьям. С маленькими хозяйками Акань отправлялась в летние деревни, в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники.

Ребята, выберите себе, пожалуйста куклу Акань. Кому было  интересно  на занятии возьмите куклу в яркой  одежде, а кому что – то не понравилось выберите тёмную Акань.  Вот эти замечательные,  хантыйские  куклы – Акань  я вам дарю. Это память о моём маленьком народе.

А напоследок  давайте выучим, как звучит на языке ханты

 
«До свидания»  -  «паяма  улаты»     (дети повторяют все вместе)

Паяма  у латы,  дорогие  дети,  приходите  еще!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 18

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Урок " Мой край -Югра "

Разработка  урока    географии  в 7классе  " Мой  край -Югра ", проведённый в рамках недели географии  , посвящённой  юбилею ХМАО -Югры...

Внеклассное мероприятие: Мой край - Югра.

Внеклассное мероприятие - игра "Поле чудес" по теме: Мой край - Югра, реализуется в рамках образовательной программы "История и культура родного края" для обучающихся 11 класса специальной (коррекцион...

Познавательно-развлекательная игра «Мой край — Югра!»

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству. Задачи:- развивать  познавательный интерес учеников к...

Познавательная программа «Наш край — Югра»

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству.Задачи:1.      Познакомить детей с прир...

Урок Мой край Югра

Урок обобщения материала...