Урок " Мой край -Югра "
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Орехова Татьяна Евгеньевна

Разработка  урока    географии  в 7классе  " Мой  край -Югра ", проведённый в рамках недели географии  , посвящённой  юбилею ХМАО -Югры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_razrabotka_.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по географии  в 7классе   школы  VIII вида

                                                                                                  Учитель  географии :

                                                                                                                                  Орехова Т.Е

Тема :  «Родина  моя   - Югра»

Цель :Сформировать  представление  географического положения  и природно-ресурсного  потенциала  района .

Задачи : Составить образ территории.

              Развитие внимательности , логического мышления  и расширения кругозора , подготовка уч-ся к жизни .

             Закрепление умения извлекать  информацию  из карт , анализировать данные  и формулировать выводы .

            Развитие  познавательного интереса , творческой активности уч-ся , воспитание  информационной культуры .

Воспитание  чувств гордости за свой народ, привитие любви к своему краю.

                                              План .                                                      

1. Организационный момент

 Сегодня  наше общение  я начну  словами  писателя   Константина  Бальмонта  

                                                           Всё то, что было  в бездне  дней

                                                           Не меркнет  в памяти  моей .

                                                           И нет  желанней  ничего .

                                                          Чем  образ  края  моего.

10 декабря  День рождения  нашего округа . Ему исполнилось  80 лет . У каждого из вас  есть своё представление , восприятие  своего  родного  края , основанное  на ваших  личных впечатлениях , рассказах  окружающих вас людей . Каждый по своему  видит   какую -то определённую  местность . образ нашей  малой родины  мы и попробуем  воссоздать на уроке .

2 . Психологический настрой .

   От слова Родина  исходят  светлые и  тёплые воспоминания  , поэтому  мы  его и их  обозначим солнышком .

Скажите , что не хватает  солнышку ? ( лучей)

Лучиками  будут  ваши чувства  , которые   вы испытываете  к своей Родине – Югра :

        Любовь . забота , нежность , доброта, уважение , теплота .

Вот какое солнышко  у нас  получилось , яркое , лучистое . Хотелось  бы , чтобы  оно вам  всегда светило  в вашей  жизни и сегодня на уроке.

3.  Запись числа и  темы урока.

4. Работа над новым материалом  урока.

(На доске  физ . карта округа с отмеченными  географическими объектами )

А)  - С чего  мы начинаем  изучать  любой  географический  объект ?

         -С географического положения .

Б) Сообщение   уч-ся . Наш  ХМАО - Югра находится в азиатской части  , на территории  Западно – Сибирской  равнины , расположенной между  Уралом  и Среднесибирским плоскогорьем . Округ  прямого выхода к морю не имеет , площадь округа 534 800 кв. км. Крупнейшими реками  является  Обь  и Иртыш . Иртыш – это главный  приток  Оби . На берегах  рек стоят города  Нижневартовск , Сургут.  Окружной центр  город  Ханты – Мансийск , раньше   его называли  Самарово .

По данным  переписи 2010 года в нашем округе проживает  1 538 463человека .

 5.  Работа  с к/картой  ( у  уч-ся  физическая карта округа  и к \карта  деф-но )

1группа :   - Отметить границу округа

                     -  Подписать название равнины

                      - Отметить крупные города  округа

                        -  Подписать название  реки и её главного притока

2группа :  - Обозначить (обвести )границы ХМАО

                 -Подписать  равнину на которой  располагается округ .

                 - отметить  город окружного  значения

                - свой населённый пункт

6. Проверка  под контролем  учителя   .

( вопросы  учителя , уч-ся отвечают показывают  и прикрепляют   к карте  названия объектов)

7. Итог выполнения работы

8. Транспорт .

 Какими видами транспорта можно  добраться  до нашего   округа ?

Каким транспортом   можно доехать от г. Нижневартовска до  Ханты- Мансийска ?

( автомобильным , воздушным , водным )  

 Сколько часов займёт  поездка от г. Нижневартовска до Х-Мансийска , если расстояние   800 км , автобус по трассе  едет со скорость 80 км/ч ?   (10часов )

9. Климат .

Западно – сибирская  равнина  одна из  крупнейших  низких  равнин  земного шара . Но имеются и приподнятые  участки  земной  поверхности – Сибирские  увалы . ( показ учителем ),но большая часть ХМАО   территории  заболочена  и покрыта лесами .

 Не мало песен  и стихов сложено   о Югорской земле.  Еремей Айпин, писатель и поэт  нашего края   ,  в одном из своих  стихов  так охарактеризовал  наш край .

 Дорогая  земля , стылый

Северный  край .

Злобный  ветер  меня  чуть  со света  не снес ,

Хищною пастью  меня

Чуть не слопал мороз .

Какие  особенности  климата выделил  Еремей  Айпин  в стихах .?

В нашем округе  климат резко континентальный ( резкий перепад температур), суровый  Влияет  Северный Ледовитый океан .т.к. поверхность равнинная ,  то на территорию  округа  проникают  воздушные массы  с севера . Для нас характерна  длительная суровая зима  и прохладное , влажное лето .

 Климат   резко континентальный   ( запись   в тетрадь )

10.  Полезные  ископаемые .

А)    Скажите  , а почему  наш край называют  « Жемчужиной России»?

В болотах  Западной  Сибири  сосредоточено  более 60% запасов торфа . Недра  Югры  таят в себе  огромные  запасы нефти и газа .

 I - по добыче нефти;

II - по добыче газа;

Б)   Самые  крупные  месторождения нефти зашифрованы , кто разгадает  ?

( работа  у    доски)

1 красный                                   Фё -  ров е до- ско         Фёдоровское

2 слог синий                               мон Ма – тов –ско-е          Мамонтовское

3 слог зелёный                            е - мот Са –ско -лор         Самотлорское

4 слог  чёрный

5 слог жёлтый

 В)  Запись в тетрадь  .Месторождения  нефти : Фёдоровское , Мамонтовское , Самотлорское .

11. Физминутка  под  хантыйскую музыку .

Коренное население нашего округа  это ханты  и манси ( остяки ). Они  очень наблюдательны  ,   Своей музыкой   и  танцами  они   передают  красоту  природы  которая  их окружает , повадки животных . Ханты и манси предпочитают жить  на своей территории  -стойбище  , в   традиционном   жилище -  чуме. ( слайды)

 И сейчас мы мысленно  побываем там . Закрыли глаза , сели поудобнее  и представили   что  вы сидите  в  чуме  возле   очага   , который  располагается  в середине  чума,  на  улице  трескучий   мороз  , метель , ветер  завывает , а вам тепло и уютно находиться  около  потрескивающего  огня , хозяйка  чума   тихонько   напевая ,  расшивает  бисером , сшитую из оленьих  шкур -  малицу ,  хозяин  с улыбкой на лице  чинит  рыболовные снасти , мечтая  о богатом  улове , дети беззаботно  играют на тёплых оленьих шкурах. Метель  постепенно  утихает , нужно выходить из  тёплого  и уютного  чума  , проверить оленье стадо.   А мы открываем  глаза и продолжаем  работать  .

12.   Рассказ по плану .  (План  на экране).

Давайте   подведём  итог . . В каком округе  мы живём  , где он располагается ,  климатические особенности , крупные города  , реки.   Какие народы  проживают, основные занятия населения .

 13.  Основные занятия  коренного населения .  

А)  Сбор дикоросов , охота , рыбалка , оленеводство.

 Какие ягоды  в лесу и на болотах  собирают  ханты и манси . ( отличительные особенности  клюквы и брусники, целебность  ягод ).

Б) На каких животных  они охотятся ? (ханты берут столько сколько им нужно, бережно относятся  к земле которая их  поит  и кормит ) .

14.  Работа с текстом .

 Чтение сочинения ученика 9  класса  «Мой  родной край»

  1. Чтение про себя
  2. Чтение вслух .

Вопросы :Какими  словами автор выражает любовь к Родине ?

                  Как он призывает  беречь и относиться к своему  краю, где вы родились и живёте ?

 Мы обязаны  защитить  нашу Югру , позаботиться  о нашей   земле .

 15. Д/з   кроссворд « Мой край».

16.  Итог урока. Оценки  с комментированием .

 

 

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"

Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....

Внеклассное мероприятие: Мой край - Югра.

Внеклассное мероприятие - игра "Поле чудес" по теме: Мой край - Югра, реализуется в рамках образовательной программы "История и культура родного края" для обучающихся 11 класса специальной (коррекцион...

Открытое занятие "Мой край Югра"

Конспект занятия, презентация к занятию....

Познавательно-развлекательная игра «Мой край — Югра!»

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству. Задачи:- развивать  познавательный интерес учеников к...

Познавательная программа «Наш край — Югра»

Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине, к родному Отечеству.Задачи:1.      Познакомить детей с прир...

Урок Мой край Югра

Урок обобщения материала...


 

Комментарии

Орехова Татьяна Евгеньевна

Урок , проведён в рамках недели естественного цикла , посвящённой юбилею ХМАО-ЮГРЫ.