Методические разработки
методическая разработка по теме
Программа «Моньщан мув»– сказочная земля»
по воспитанию детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов Севера воспитателя Тихоновой Л.С.
Информационная карта программы
Карта для аудита
Диагностика по программы
Анкета по программе
Критерии оценки сформированности
Перспективный план
Программа «ЖИВЫЕ ИСТОРИИ ЮГРЫ»
по воспитанию детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов Севера воспитателя Тихоновой Л.С
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Анкета Адаптации
План
.
П
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ
Предварительный просмотр:
Карта для аудита методики или технологии,
применяемой в БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Программа «Моньщан мув – сказочная земля»
по воспитанию детей и подростков
на основе этнокультуры малочисленных народов Севера воспитателя Тихоновой Л.С.
Цель:
ознакомление несовершеннолетних с духовной культурой обско – угорских народов, с их этнической историей, народными знаниями, традициями, бытом и обычаями.
Задачи:
- Приобщить детей и подростков к народному декоративно – прикладному искусству через ознакомление их с особенностями традиционного сырья ( мех, сукно, бисер), с орнаментальным искусством обских угров, через обучение приёмам шитья, аппликации, плетения, вышивания, вырезание орнамента. представления о родной стране, ее столице.
- Развивать поэтическое видение природы через знакомство с произведениями устного народного творчества.
- Организовать встречи воспитанников с народными мастерами, художниками и народной интеллигенцией от интересного. которых они могут узнать много нового интересного.
- Познакомить детей и подростков с забытыми ремёслами обских угров (выделка рыбьей кожей).
- Формировать у несовершеннолетних толерантность, эмпатию во взаимодействии с миром природы и обществом
Целевая группа
Участниками программы являются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, проживающие в стационарном отделении, а также их семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Ви технологии: | социально-бытовая € социально-медицинская € социально-педагогическая + социально-психологическая € социально-правовая € социально-экономическая € комплексная € |
Реализуется в Учреждении с 2011 г.
Временные ресурсы, необходимые для реализации. |
долгосрочная (свыше 5 лет) € среднесрочная (3 - 5 лет) +€ краткосрочная (1 - 3 года) текущая или оперативная (до 1 года) |
Полученные результаты
Дети:
- Несовершеннолетние узнали исторические традиции народной культуры ( декоративно – прикладное искусство, фольклор, игры, обычаи) в том числе в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда).
- Приобщились к этносу и традициям коренных народов.
- Расширили знания о родном крае, о национальном творчестве, о семейных традициях.
- Научились бережному отношению к природе.
- Научились различным видам обско – угорского декоративно – прикладного искусства ( бисероплетению, работе с рыбьей кожей и тканью, вязанию, изготовлению предметов из природного материала).
- Повысилась творческая активность, художественно – эстетические способности.
- Изучили быт, который помогло воспитать самостоятельность и организовывать занятость воспитанников, установили позитивное отношение друг с другом.
- Совместные праздники и мероприятия помогли возродить и сохранить семейные традиции, наладили взаимоотношения детей и родителей.
Оценочный лист
№ | Показатель (П) | Индикаторы (И) | Отметка специалиста | Комментарии | Балльный показатель |
1. | Охват клиентов (П1) | Количество клиентов, получивших услуги в ходе реализации (И1) | 16 несовершеннолетних | 3бал. | |
Количество клиентов с положительной динамикой изменений (И2) | 12 несовершеннолетних | ||||
2. | Методическое обеспечение технологии (П2) | Наличие программы (И1) | + | 1б. | |
Наличие методических разработок, рекомендаций (И2) | + | 1б. | |||
Публикации по реализации данной технологии (И3) | - | ||||
3. | Кадровые ресурсы необходимые для реализации данной технологии (П3) | Количество специалистов, реализующих данную технологию (И1) | 1 | 0,5б. | |
Необходимость специального обучения специалистов для применения данной технологии (И2) | ----- | 1 | |||
Фактическое количество специалистов, обученных по данной технологии (И3) | - | 0 | |||
4. | Технические ресурсы необходимые для реализации данной технологии (П4) | Необходимость специального оборудования для реализации технологии (И1) | - | 0 | |
Используется табельное оборудование (И2) | + | 2 | |||
Не требует особого оборудования (И3) | - | 0 | |||
5. | Соответствие запланированных результатов полученным (П5) | Соответствуют полностью (И1) | + | 3 | |
Соответствуют частично (И2) | |||||
Не соответствуют (И3) | |||||
6. | Утверждение технологии (П6) | Технология утверждена и рекомендована органами федеральной власти (И1) | |||
Технология утверждена и рекомендована органами региональной власти (И2) | |||||
Технология утверждена руководством учреждения (И3) | + | 1 | |||
7. | Экспертиза технологии (П7) | Внешняя экспертиза авторской технологии (И1) | |||
Технология разработана, внедрена и отработана в деятельности УСО других регионов (И2) | |||||
Не имеет оценки внешних экспертов (И3) | |||||
Эффективность технологии (сумма всех полученных баллов делится на 7, т.е. количество показателей) | 1,8 |
Рекомендации к заполнению оценочного листа
Для расчета эффективности технологий, применяемых в УСО ХМАО-Югры, используется следующая формула
П1 + П2 + П3 + П4 + П5 + П6 + П7
Э = --------------------------------------------------------, где
7
Э – эффективность;
П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, – показатели эффективности.
В данном оценочном листе представлено 7 показателей оценки эффективности технологий, применяемых в учреждениях социального обслуживания ХМАО-Югры.
П1 – показатель охвата клиентов
Данный показатель включает 2 индикатора (И):
И1 - количество клиентов, получивших услуги в ходе реализации данной технологии за весь период использования (в графе «отметка специалиста» указать общее число клиентов, участвующих в реализации технологии);
И2 - количество клиентов с положительной динамикой изменений в результате применения данной технологии (в графе «отметка специалиста» указать число клиентов с положительной динамикой).
Для того чтобы рассчитать балльный показатель необходимо найти процентное соотношение И2 к И1.
Пример:
И1 = 150 человек;
И2 = 50 человек;
50
Процентное соотношение = ---------- * 100%
150
Балльный показатель:
от 0% до 25% = 0 баллов;
от 25% до 50% = 1 балл;
от 50% до 75% = 2 балла;
от 75% до 100% = 3 балла.
П2 - показатель методического обеспечения технологии
Данный показатель включает 3 индикатора (И):
И1 - наличие программы (сопровождается ли технология программой).
Если технология сопровождается программой, то в графе «отметка специалиста» необходимо поставить «+», а в графе «балльный показатель» поставить 1.
Если технология не сопровождается программой, то в графе «отметка специалиста» необходимо поставить «-», а в графе «балльный показатель» поставить 0;
И2 - наличие методических разработок, рекомендаций (отметка и балл ставятся по аналогии с И1 – наличие программы);
И3 - публикации по реализации данной технологии (отметка и балл ставятся по аналогии с И1 – наличие программы).
П3 - кадровые ресурсы необходимые для реализации данной технологии
Данный показатель включает 3 индикатора (И):
И1 - количество специалистов, реализующих данную технологию (в графе «отметка специалиста» указать число специалистов, реализующих технологию).
Балльный показатель:
от 1 до 5 человек = 0,5 балла;
от 6 до 10 человек = 0,35 балла;
от 11 и больше человек = 0,15 балла.
И2 - необходимость специального обучения специалистов для применения данной технологии.
Если необходимо специальное обучение специалистов, то в графе «отметка специалиста» поставить «+», а в графе «балльный показатель» поставить 0.
Если в специальном обучении специалистов нет необходимости, то в графе «отметка специалиста» поставить «-», а в графе «балльный показатель» поставить 1.
И3 - фактическое количество специалистов, обученных по данной технологии (в графе «отметка специалиста» указать число специалистов, прошедших обучение по данной технологии и рассчитать балльный показатель, если таких специалистов нет, то следует поставить «-», балльный показатель в таком случае будет равен 0).
Для того чтобы рассчитать балльный показатель необходимо найти процентное соотношение И3 к И1.
Пример:
И1 = 5 человек;
И3 = 3 человек;
3
Процентное соотношение = ------ * 100%
5
Балльный показатель:
от 0% до 25% = 0 баллов;
от 25% до 50% = 0, 15 балла;
от 50% до 75% = 0, 25 балла;
от 75% до 100% = 0, 6 балла.
П4 – технические ресурсы необходимые для реализации технологии
Данный показатель включает 3 индикатора (И):
И1 - необходимо специальное оборудование для реализации технологии.
Если специальное оборудование необходимо, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «+», а в графе «балльный показатель» 1.
Если в специальном оборудовании нет необходимости, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «-», а в графе «балльный показатель» 0.
И2 – для реализации технологии используется табельное оборудование УСО (отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 2).
И3 – для реализации технологии не требуется оборудование.
(отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 3).
Если для реализации технологии требуется как специальное, так и табельное оборудование, то отметки следует поставить напротив обоих индикаторов, руководствуясь правилами заполнения, прописанными для этих индикаторов.
П5 - соответствие запланированных результатов полученным
Данный показатель включает 3 индикатора (И):
И1 – запланированные результаты полностью соответствуют полученным.
Если запланированные результаты полностью соответствуют полученным, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «+», а в графе «балльный показатель» 3.
Если запланированные результаты не соответствуют полученным, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «-», а в графе «балльный показатель» 0.
И2 - запланированные результаты частично соответствуют полученным (отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 2).
И3 – запланированные результаты не соответствуют полученным.
Если запланированные результаты не соответствуют полученным, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «+», а в графе «балльный показатель» 0.
П6 – утверждение технологии
Данный показатель включает 3 индикатора (И):
И1 - технология утверждена и рекомендована органами федеральной власти
Если технология утверждена органами федеральной власти, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «+», а в графе «балльный показатель» 3.
Если технология не утверждена органами федеральной власти, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «-», а в графе «балльный показатель» 0.
И2 - технология утверждена и рекомендована органами региональной власти (отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 2).
И3 - технология утверждена руководством УСО (отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 1).
П7 – экспертиза технологии
Данный показатель включает 3 индикатора (И):
И1 - внешняя экспертная оценка
Если технология прошла внешнюю экспертную оценку, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «+», а в графе «балльный показатель» 3.
Если технология не прошла внешнюю экспертную оценку, то в графе «отметка специалиста» следует поставить «-», а в графе «балльный показатель» 0.
И2 - внутренняя экспертная оценка (отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 2).
И3 – технология не имеет экспертной оценки (отметка специалиста ставится по аналогии с И1, балльный показатель равен 0).
\
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы воспитателя Тихоновой Л.С.
по теме:
«Воспитание детей посредством этносоциальной педагогики ханты»
Цель:
Изучение исторического опыта и особенностей воспитания детей ханты;
Задачи:
а) сформулировать целостное мировоззрение;
б) чётко определять собственное место и значимость в социальной жизни;
в) выявить, какие изменения произошли в традиционной системе воспитания;
г) изучить учебную и научно-методическую литературу;
д) разработать программу по этнокультуре народов Севера;
е) применять полученные знания в работе с детьми.
Период 2013 – 2017
Название этапа | Содержание деятельности |
Сроки выполнения | Форма предоставления результатов |
Подготовительный (аналитико-диагностичевкий) | Определение темы, цели, задачи, подбор и изучение литературы и опыта других педагогов | 2013г – 2015г | Анализ изучения источников литературы |
Основной этап (практический) | разработка программы «Живые истории Югры», изготовление пособий | 2014г | |
Практический | Разработка и защита программы и реализация | 2015г – 2016г | защита программы, консультация. |
Итоговый контрольный | Подведение итогов, определение перспектив | 2017г | Презентация, статья. |
Список литературы:
- В.Т. Кудрявцев, Р.Г. Решетникова « Ребёнок и декоративно – прикладное искусство обских угров»
- О.А. Кравченко «Этносоцио- педагогика казымких хантов»
- В.И. Прокопенко «Этнопедагогика народа ханты»
- Огрызко В.В. Писатели и литераторы коренных малочисленных народов Севера. Биобиблиографический словарь. В 2 т. - М., 1998-1999.
- Сумарокова В.С. Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. Издательство Томского Университета 2005г.
- Коренные малочисленные народы Севера Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Ханты – Мансийск 2007г.
- Кулемзин В.М. Энциклопедия уральских мифологий Томск 2000г.
Предварительный просмотр:
Отчет по работе над методической темой Тихоновой Л.С.
Тема: «Воспитание детей посредством этносоциальной педагогики ханты»
Период: 2013г.-2014г.
Планируя работу по воспитанию детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов севера в условиях стационарного отделения за период с января 2013г. по декабрь 2013г., изучила следующую литературу:
- В.Т. Кудрявцев, Р.Г. Решетникова « Ребёнок и декоративно – прикладное искусство обских угров»
- О.А. Кравченко «Этносоцио- педагогика казымких хантов»
- В.И. Прокопенко «Этнопедагогика народа ханты»
- Огрызко В.В. Писатели и литераторы коренных малочисленных народов Севера. Биобиблиографический словарь. В 2 т. - М., 1998-1999.
- Сумарокова В.С. Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. Издательство Томского Университета 2005г.
- Коренные малочисленные народы Севера Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Ханты – Мансийск 2007г.
- Кулемзин В.М. Энциклопедия уральских мифологий Томск 2000г.
Использую информацию интернет-ресурсов:
1. NSportal.ru-социальная сеть работников
2. Pedsovet.org-всероссийский интернет-педсовет
Изучив следующие методики и технологии, апробирую их на практике в условиях стационарного отделения:
1.Технологии по воспитанию детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов севера:
- Социокультурная деятельность и традиции.
- Взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов севера
- Технология воспитания детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов севера через ознакомление с культурой, традициями, бытом, фольклором и историей родного края.
Проанализировав все источники, пришла к выводу о необходимости разработать программу по воспитанию детей и подростков на основе этнокультуры малочисленных народов севера, целью которой является: расширить знания о животном и растительном мире, о культуре и быте малочисленных народов Севера.
Считаю, что такая направленность необходима для воспитанников нашего отделения.
Программу разработала и защитила на Методическом совете учреждения. Программа успешно реализуется в течение 2011-2015г.
В целях взаимодействия с родителями несовершеннолетних подготовила консультацию для родителей на тему «Традиционное воспитание в семье обских угров».
Разработала и провела для педагогов учреждения открытые занятия на тему: «Путешествие в Югру», «Хантыйские старты», «Мой край - Югра». В 2011г. провела с родителями мастер – класс на тему: Пошив хантыйской куклы «Акань»
Воспитанники нашего отделения ежегодно участвуют в окружных конкурсах по декоративно-прикладному искусству, занимают призовые места.
Предварительный просмотр:
Диаграммы по программе «Моньщан мув – Сказочная земля»
с 2011года по 2015 г.
Отчёт о проделанной работе по программе
“Моньщан мув – Сказочная земля»
В стационарное отделение постоянно поступают дети из малочисленных народов Севера, чьи семьи зачастую оказываются в трудной жизненной ситуации. В результате чего, теряется культурное наследие, семейные устои и традиции. Из показанных таблиц видно, что не все несовершеннолетние, попадая в стационарное отделение, знают традиции, культуру, фольклор своего народа.
Приобщая детей, к декоративно – прикладному искусству, обучаю приёмам шитья, плетению и вышиванию из бисера. Знакомлю с особенностями тех материалов, с которыми предстояло работать (мех, сукно, бисер), научились традиционному шву, выполняли аппликации по ткани и сукну, учились правильно держать иголку. Знакомились с традициями и произведениями устного – народного творчества, организовывали встречи с народными мастерами, знакомились с древними ремёслами обских угров (выделка рыбьей кожи). В работе важна практическая направленность занятий, в создании несовершеннолетними нужных и полезных вещей, изготавливали подарки для родителей и игрушки для малышей.
Каждый год в стационарном отделении проводятся праздник народов Севера «Вороний день», несовершеннолетние с увлечением участвуют в конкурсных мероприятиях.
Помимо праздника, проводимого в отделении, наш дети принимают активное участие вместе с воспитателями в поселковом мероприятии «Вороний день», занимают в конкурсах и состязаниях призовые места.
Воспитанники нашего отделения с желанием принимают участие в окружных, районных, муниципальных конкурсах, занимают призовые места. Благодаря совместным усилиям у несовершеннолетних повысился интерес к истории родного края, к фольклору, к декоративно – прикладному искусству и это видно в диаграмме по реализации программы.
Предварительный просмотр:
Анкета по программе «Моньщан мув – Сказочная земля»»
для несовершеннолетних стационарного отделения.
- Как называется округ, в котором мы живем?
- Как называется главный город нашего округа?
- Какие национальности из числа малочисленных народов Севера ты знаешь?
- Знаешь ли ты герб нашего округа, района?
- Какие национальные особенности, традиции своего народа ты знаешь?
- Кто в семье занимается национальным творчеством?
- Каким видом декоративно – прикладного искусства ты предпочитаешь заниматься?
- Носят ли в вашей семье национальную одежду?
- Какие украшения из бисера тебе нравятся? Носишь ли ты их?
- Знаешь ли ты фольклор народов севера?
( ханты, манси)
Тест « Бисер».
Цель: проверить уровень усвоения материала.
Выбрать правильные ответы из предложенных:
1.Торлопс
а) хантыйское украшения;
б) мансийское украшения;
в) русское украшения.
2. Пальсак
а) объемное плетение;
б) плетение в крестик;
в) ажурное плетение.
3.Мелкие стеклянные бусинки со « сквозным» отверстиями
а) бисер;
б) стеклярус;
в) страз.
4.Бисер впервые появился
а) в России;
б) в Египте;
в) в Византии.
Ответы: 1-б,2-б, 3-а,4-в.
Ткань
- Женский головной убор.
- Приспособление для защиты пальца при шитье.
- Куколка в национальной одежде.
- Сукно по - мансийски.
- Плотная ткань, используемая при пошиве меховой обуви.
- Верхняя плечевая одежда из хлопчатобумажной ткани.
- На одной яме сто ям с ямой.
- Хвост льняной.
- Конь стальной.
- Два братца, одно сердце.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки сформированности несовершеннолетних по программе «Моньщан мув – Сказочная земля»
Высокий уровень – 50 -40 баллов
Средний уровень – 39 – 29 баллов
Уровень ниже среднего – 27 – 20 баллов
Предварительный просмотр:
План мероприятий
№ п/п | Название мероприятия | Кол-во занятий |
Январь | ||
1. | Беседа о коренных жителях Югры. | 1 |
2. | Пошив хантыйской куклы Акань | 2 |
Февраль | ||
3 | Дефиле национальной одежды ханты и манси «Страна Одеждия» | 1 |
4 | Знакомство с орнаментами ханты | 1 |
5 | Изготовление альбома орнаментов | 2 |
Март | ||
6 | Сюжетно-ролевые игры, направленные на воспитание будущей хозяйки, матери: «Очаг», «Семья» | 1 |
7 | Разучивание танца «Совыркве» («Зайчик») | 2 |
8 | Аппликация хантыйского орнамента «Зайчик» | 2 |
Апрель | ||
9 | Знакомство с поэтами Югры | 1 |
10 | Праздник «Вороний день» | 1 |
11 | Игры, направленные на освоение охотничьего промысла | 1 |
12 | Работа с тканью, пошив хантыйского платка | 2 |
Май | ||
13 | Откуда пришли мифы. Мифы и их происхождение | 1 |
14 | Конкурс стихов «Поэзия северных народов» | 1 |
15 | Чтение хантыйских и мансийских сказок, легенд | 1 |
16 | Рассматривание иллюстраций «Природа Югры» | 1 |
Июнь | ||
17 | Познавательная игра «Ключи старого леса» | 1 |
18 | Работа с бисером, плетение фенечек | 2 |
19 | Конкурс о природе «Земля-Матушка» | 1 |
Июль | ||
20 | Беседа о профессии рыбака. | 1 |
21 | Праздник «День рыбака» | 1 |
22 | Встреча с носителями северного фольклора | 1 |
23 | Беседа о священных птицах земли Югорской | 1 |
Август | ||
24 | Конкурсная программа «Растения нашего края» (ХМАО) | 1 |
25 | Пословицы и поговорки о животных, растениях | 1 |
26 | Пошив верхней летней одежды из сукна для куклы Акань | 2 |
Сентябрь | ||
27 | Прослушивание записей хантыйских песен | 1 |
28 | Поделки из природного материала | 1 |
29 | Разучивание хантыйских песен (Микуль Шульгин) | 1 |
30 | Экскурсия в музей ДЮЦ | 1 |
Октябрь | ||
31 | Рисование по мотивам мансийских сказок. | 1 |
32 | Игровая программа «Шишкин день» | 1 |
33 | Плетение из бисера «Нагрудник» | 2 |
Ноябрь | ||
34 | Развивающее занятие «Игрушки моего народа. Куклы богов. Куклы людей» | 1 |
35 | Прослушивание хантыйских и мансийских песен, разучивание мансийской колыбельной «Тёй, тёй» (Пой, пой) | 1 |
36 | Разгадывание головоломок «Бисер» | 1 |
37 | Мастер-класс с родителями «Пошив куклы Акань» | 1 |
Декабрь | ||
38 | Выделка щучьей кожи | 1 |
39 | Знакомство с нартами | 1 |
40 | Пошив сувенира из рыбьей кожи | 1 |
41 | Изготовление украшений из щучьих хребтов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...