Портфолио преподавателя МОУДОД «ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
учебно-методический материал по теме
Портфолио содержит сведения об аттестуемом работнике, пояснительную записку и результаты методической и концертной деятельности, обобщение и распространение педагогического опыта, результаты конкурсной деятельности различного уровня,награды обучающихся и преподавателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Кобзевой Ирины Михайловны
г. Оленегорск-8
2011г.
Сведения об аттестуемом работнике
1. Ф.И.О.: Кобзева Ирина Михайловна
2.Место работы: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Школа искусств №1» г. Оленегорск-8;
3. Образование: высшее, окончила Нежинский государственный педагогический институт им. Н. В. Гоголя в 1997 году по специальности «музыкальное воспитание и народознание», присвоена квалификация «учитель музыки и народознания»;
4. Стаж работы: общий – 13 лет, в данном учреждении – 13 лет;
5. Наличие квалификационной категории: первая квалификационная категория, срок её действия до 24. 02. 2014 г. (Приказ отдела по образованию администрации муниципального образования город Полярный Мурманской области № 262 от 13.10.2006 г.) (Приложение 1);
6. Преподаватель дисциплин:
классический танец,
народно-сценический танец,
историко-бытовой танец,
ритмика,
постанова номеров,
история хореографического искусства;
7.Награды, звания: не имеет.
Оглавление.
- Пояснительная записка
- Методическая деятельность:
II.1.Реализуемые образовательные программы
II.2. Модифицированные образовательные программы
II.3. Методическая система обучения
II.4. Используемые образовательные технологии, их результативность
II.5. Методическая тема преподавателя
- Обобщение и распространение педагогического опыта:
III.1. Работа в муниципальном методическом объединении, методическом объединении школы
- 2. Мастер-классы, открытые уроки, класс-концерты
- Результаты обучающихся:
IV.1. Динамика качества образования
IV.2. Конкурсная и фестивальная деятельность
- Культурно-просветительская деятельность
VI.Внеклассная деятельность и работа с родителями
VII.Личные достижения педагогического работника:
VII.1. Участие в конкурсах профессионального мастерства
VII.2. Награды преподавателя и обучающихся
VIII. Приложения.
I. Пояснительная записка
Данное портфолио представляет собой систематизированное собрание методических материалов, раскрывающих содержание и продуктивность моей педагогической деятельности на протяжении трех лет работы в условиях дополнительного образования детей.
В портфолио включены:
- Перечень и обоснование выбора типовых программ, составляющих основу образовательного процесса, а также обоснование модифицированных программ по предметам «История хореографического искусства», «Ритмика и танец», разработка которых была необходима в свете современного хореографического образования;
- Педагогические технологии и методики обучения, их применение в учебной и воспитательной деятельности;
- Обобщение и распространение опыта работы: информация о проведенных открытых уроках и мастер-классах, выступлениях на педагогических советах, семинарах, школьных и муниципальных методических объединениях;
- Конкурсная и фестивальная деятельность обучающихся моего класса;
- Результаты культурно-просветительской деятельности;
- Внеклассная деятельность и работа с родителями обучающихся;
- Приложения:
- разработки модифицированных программ, открытых уроков;
- доклады,
- сценарии,
- копии дипломов и грамот,
- удостоверения о повышении квалификации,
- рецензии на методические разработки,
- свидетельства о публикации в электронном СМИ,
- сертификат о создании персонального сайта на портале социальной сети работников образования,
- отзывы коллег о моей работе как преподавателя и руководителя хореографического коллектива.
Обоснованность включенных в портфолио материалов, обусловливается тем, что результаты моей работы как преподавателя учреждения дополнительного образования имеют системную и поступально-возрастающую результативность. Данное портфолио позволяет судить о динамике результатов педагогической деятельности, новшествах в работе, включённых в методический и учебный процесс.
В должности преподавателя хореографических дисциплин муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Школа искусств №1» я работаю с 1997 года. В настоящее время являюсь классным руководителем второго и седьмого классов хореографического отделения. Работаю по программе обучения хореографическому искусству, преподаю комплекс учебных дисциплин: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, история хореографического искусства, ритмика и постановка номеров.
С 2002 г. являюсь руководителем хореографического коллектива «Сюрприз», основанного мной на базе обучающихся хореографического отделения нашего учебного заведения.
На современном этапе развития дополнительного образования детей, в условиях его включения в общеобразовательный процесс, основной целью моей педагогической деятельности считаю эстетическое воспитание обучающихся средствами хореографии, создание благоприятных условий для гармоничного всестороннего развития личности обучающихся, их самореализации; последовательное, методически целостное обучение, систематическое совершенствование его содержания, методов и форм.
Задачами творческой деятельности преподавателя хореографии в учреждениях дополнительного образования являются:
- привитие необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, являющихся фундаментом для овладения школой танца;
- физическое развитие и оздоровление обучающихся средствами хореографии;
- развитие у обучающихся музыкальности, артистичности исполнительской культуры;
- привитие навыка осознанной работы, самоконтроля и стремления к профессиональному росту;
- развитие творческого и познавательного потенциала обучающихся;
- воспитание художественных понятий и вкусов, развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
В ежедневной репетиционной работе и при постановке концертной программы роль преподавателя хореографии заключается в подборе и адаптации хореографического материала для различных по составу и уровню физической подготовки классов, необходимости учитывать характер, темперамент, технические возможности солиста или группы исполнителей.
В работе по подбору музыкального материала считаю необходимым использовать произведения, обладающие выразительной мелодией, богатой гармонией, грамотным текстом, помогающие воспитывать у детей культуру исполнения, прививать эстетический вкус.
II. Методическая деятельность.
II.1. Реализуемые образовательные программы.
Для эффективного решения поставленных целей и задач использую типовые учебные программы по хореографии, рекомендованные Министерством культуры РСФСР:
1. Сердюков В.П. Классический танец. – М., 1981.
2. Нилов В.Н. Хореография. – М., 2002.
3. Борзов А.А. Народно-сценический танец. – М., 1983.
4. Бахто С.Е. Историко-бытовой и современный бальный танец. – М., 1983.
Выбор данных программ обоснован тем, что в них сохранены лучшие традиции отечественного хореографического образования, отвечающие основным принципам современной дидактики. Постепенное нарастание трудности в содержании учебного материала обеспечивает его доступность для понимания и достижения положительных результатов. Формирование необходимых знаний, умений и навыков осуществляется на межпредметной основе с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка, что особенно важно, учитывая специфику хореографического образования.
II.2. Модифицированные образовательные программы
В цикле специальных дисциплин учебного плана хореографического отделения предмет «История хореографии» является очень важным, т.к. дает возможность систематизировать, обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения практических дисциплин.
Учитывая современные требования педагогической науки к методическим материалам, мною модифицирована типовая программа «История хореографического искусства» для хореографических отделений школ искусств (хореографических школ) МК РСФСР. - М., 1986 г., которая рассмотрена на методической секции хореографического отдела методическим советом и утверждена директором образовательного учреждения (протокол № 2 от 05.09.07г.).
Изменен объем и последовательность изучения предложенных тематических блоков:
- для ознакомления с культурой коренного населения Кольского края внесен раздел «Хореография коренных народов Севера», рассматривающий особенности танцевального фольклора, его связь с мировоззрением, этническими традициями и мифологией северных народов;
- расширен раздел «Русский балетный театр. Народные истоки русского балета»;
- добавлен раздел «Современные течения в хореографии»;
- помимо лекционных занятий, включены нетрадиционные формы урока: тематические диспуты, просмотр кинофильмов, посвященных хореографическому искусству, фильмов-балетов, подготовка обучающимися проектов и презентаций на темы истории хореографии.
В результате анализа опыта работы с обучающимися младшего школьного возраста, мной модифицирована программа по предмету «Ритмика и танец». Практическая часть курса разработана на основе типовой программы Франио Г.С. «Ритмика в детской музыкальной школе» МК РСФСР. – М., 1997.
- Добавлен раздел «Музыкально-развивающие игры», позволяющий облегчить воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти, способствует сознательному освоению обучающимися метроритмической структуры музыки;
- добавлен раздел «Партерная гимнастика и игровой стретчинг», позволяющий разгрузить позвоночник, проработать различные группы мышц,
увеличить подвижность суставов, стимулировать работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- расширен раздел «Танцевальные движения», в который вошли базовые элементы русской пляски и хоровода, элементы современного детского танца. Это позволит обучающимся глубже ознакомиться с танцевальной лексикой русского и детского эстрадного танца;
- добавлен раздел «Ритмопластические этюды», основанный на упражнениях, развивающих зрительную и слуховую память, быстроту запоминания, способствующий развитию музыкально-выразительных представлений;
- добавлен раздел «Азы актерского мастерства», способствующий формированию у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности и актерского мастерства, развитию необходимых актерских качеств личности (памяти, внимания, воображения, личностной активности и т.д.), повышающий мотивацию обучения и развитие творческого потенциала ребенка.
Качественный результат обучения зависит от выбранной педагогом методики преподавания. В своей повседневной работе применяю методики, разработанные по принципу педагогической концепции выдающихся мастеров хореографического искусства: А. Я. Вагановой, В. С. Косторовицкой, А. А. Писарева, Н. Тарасова, Н. П. Базаровой.
II.3. Методическая система обучения
Из множества существующих методов обучения при их выборе опираюсь на те, которые обеспечат наибольшую эффективность в достижении поставленных целей и задач обучения. Исходя из особенностей предметов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня мотивации к обучению, использую методы, которые позволяют не только выполнять обучающую и контрольно-коррекционную функции, но и способствуют развитию творческой инициативы ребенка, его креативности (словесный, наглядный и практический методы, методы самостоятельной работы, проблемно-поисковые методы и методы стимулирования и мотивации интереса к обучению).
В ежедневной репетиционной работе в танцевальном классе необходимыми являются словесный и наглядный методы обучения. Их преимущества в экономии времени и сил, эффективности управления процессом обучения, облегчении усвоения сложных знаний, умений и навыков. Недостатком же является привнесение «готовых» знаний, у обучающихся нет необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить, мало возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Поэтому отдаю приоритет практическому и проблемно-поисковому методам, требующим концентрации внимания, развивающим творческое мышление, включающим в активную познавательную деятельность, способствующим систематизации и обобщению полученной учебной информации.
Проверка и оценка успеваемости включает повседневное наблюдение за учебной деятельностью обучающихся, устный опрос, выставление поурочного балла, тестирование и проведение контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Метод самостоятельной работы, проблемно-поисковый метод применяются при подготовке нового танцевального репертуара, при поисках информации для разработки проектов и презентаций. Он формирует у обучающихся навыки исследования, активизирует мыслительную деятельность, способствует применению полученных знаний, умений и навыков на практике.
В качестве методов стимулирования и мотивации интереса к обучению выступает активная концертная деятельность, подготовка к участию в хореографических фестивалях и конкурсах. Они способствуют формированию общих целей, установке перспектив, понимания, что положительный результат будет зависеть от усилий каждого члена коллектива. В результате у обучающихся повышается активность, ответственность, внутри коллектива углубляются межличностные взаимоотношения.
Повышению мотивации также помогает проведение внеклассных мероприятий, подбор разнопланового танцевального и музыкального репертуара – от классического и народно-сценического до современного - с учетом интересов обучающихся.
II.3. Используемые образовательные технологии,
их результативность
При выборе образовательных технологий ориентируюсь на результаты апробации технологий в условиях своего образовательного учреждения, что предполагает разработку теоретической концепции, выделение этапов деятельности обучающихся и преподавателя, последовательность выполнения которых соответствует логике технологии и обеспечивает достижение запланированных результатов.
Возраст детей, с которыми я работаю - от 6 до 15 лет. Поэтому, при выборе форм подачи учебного материала, одной из приоритетных является технология дифференцированного обучения, учитывающего возрастные особенности физического и психологического развития обучающихся, багаж их общих и профессиональных знаний, умений и навыков.
Также в процессе обучения использую элементы таких педагогических технологий, как развивающее обучение, проблемное обучение, личностно-ориентированное (индивидуально-ориентированное) обучение, информационно-коммуникативные технологии, использование игровых технологий, особенно актуальных в работе с детьми младшего школьного возраста.
В связи с тем, что специфика преподавания предметов хореографии предполагает наличие повышенных физических нагрузок и определенной доли риска, считаю необходимым использование здоровьесберегающих технологий.
Игровые технологии
Их использование необходимо в ежедневной практике на уроках с младшими школьниками. Дидактическая цель урока ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебная деятельность подчиняется правилам игры (театрализованные и музыкально-развивающие игры, ритмопластические этюды, элементы актёрского мастерства).
Исходя из опыта работы можно утверждать, что для достижения наибольшей результативности игровых технологий на уроках важно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
В работе со старшими классами игровые технологии также актуальны и реализуются мной во внеклассной деятельности:
- при проведении информационно-познавательной викторины «Его Величество Танец» (2009 – 2011 г. г.),
- тематических классных часов и факультативных занятий (к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина «Пушкинское Лукоморье» (2009 г.), «История создания спектакля «Эсмеральда» Ц. Пуни» (2011 г.),
- концертных внеклассных мероприятий (открытый урок об истоках древнеславянской культуры, возникновении на Руси масленичных праздников, их культурной ценности «Народные традиции в эстетическом воспитании обучающихся», 2012г.) (См. Приложение).
В результате, правильно организованная, с учётом специфики учебных задач, игра тренирует память, помогает учащимся выработать необходимые умения и навыки, помогает стимулировать умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Личностно – ориентированные и здоровьесберегающие технологии.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Отличие личностно - ориентированных технологий от традиционных в том, что результатом их применения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости.
Использование индивидуально-ориентированных и здоровьесберегающих технологий преподавателю-хореографу необходимо применять поурочно. Это связано с повышенными физическими нагрузками, и необходимостью планировать и вести работу таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка и при этом создать творческую атмосферу урока.
Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительной эмоциональной установки на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
- рефлексия. Обсуждение полученных результатов, исправление ошибок.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактику различных заболеваний, но и пропаганду здорового образа жизни.
Применение здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий в учебной деятельности
Виды технологий | Время и условия проведения | Особенности методики проведения |
Стретчинг | 2 раза в неделю по 15 - 20мин, в хорошо проветренном помещении. Для всех возрастных групп | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Ритмопластика | 2 раза в неделю по 10 -15 мин. | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка |
Динамические паузы (дыхательная гимнастика по методике А, Н. Стрельниковой) | Ежедневно, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Обеспечить проветривание помещения | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
Музыкально- развивающие игры | Ежедневно, 10 мин. | Выбор игр зависит от целей и задач урока, возраста обучающихся. |
Гимнастика корригирующая (ортопедическая) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы |
Гимнастика пальчиковая (развитие мелкой моторики) | С младшими классами ежедневно, 3 - 5 мин. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно, 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Релаксация | Преподаватель определяет интенсивность технологии в зависимости от состояния детей и целей урока. Для всех возрастных групп | Использовать спокойную классическую музыку, звуки природы |
Технологии эстетической направленности (воспитательная работа) | Реализуются при посещении музеев, театров, концертов и пр., Для всех возрастных групп | |
Осуществляются по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | ||
Реализуя личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе, использую самые различные формы работы: беседы, диспуты, анкетирование, обзор литературы по вопросам здоровья и здорового образа жизни. В результате у обучающихся формируется ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит успешно адаптироваться во многих сферах на пути к самореализации, социальной адаптации.
Информационно - коммуникативные технологии
Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Достоинств применения компьютерных технологий множество.
В первую очередь, это проявляется в возможности быстрого доступа преподавателя к необходимой учебной информации, облегчает поиск редкой методической литературы, открываются возможности широкого общения с коллегами, обмена опытом и распространения собственных авторских наработок.
В работе обучающихся наблюдается положительная динамика в проектной деятельности, в ходе которой учащиеся самостоятельно разрабатывают проекты учебных тем, создают презентации в программе Power Point. Проектный практикум включает не только знакомство с самим методом проектов, но и самостоятельную разработку, и участие в выполнении малого или среднего проектов. Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования. Неоспоримым достоинством является и повышение мотивации обучения.
В результате этой работы обучающимися моего класса подготовлены проекты и презентации на темы истории хореографического искусства: «Русские сезоны в Париже» о деятельности С. П. Дягилева и выдающихся артистах балета В. Нижинском, Т. Карсавине, М. Фокине (2011 г.), «История греческого танца в эпоху Античности» (2011 г.), «Ассамблеи петровского времени» (2011 г.), «Эпоха романтизма в западноевропейском театре» (2011 г.), «Танцевальная культура средних веков» (2011 г.)
Также на персональном сайте мной опубликованы проекты, презентации и методические разработки из опыта работы:
- проект «Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников на уроках хореографии» (2010 г.)
- открытый урок и презентация народно - сценического танца «Особенности работы с мужским классом на уроке хореографии» (2011 г.)
- открытый урок историко – бытового танца «Эстетика бытового и салонного танца XVI – XIX в. в.» (2011 г.) (Приложение № , с ).
На сайте для учителей «Завуч. Инфо»:
- методическая разработка «Открытый урок по историко-бытовому танцу» (2011 г);
- проект "Беседы по истории хореографического искусства. Анна Павлова."(2011 г.).
Динамика качества образования обучающихся
На протяжении последних лет прослеживается повышенный интерес населения гарнизона к обучению детей на хореографическом отделении. Поэтому говорить о недостаточной наполненности групп в классе не приходится. Контингент в течение всего срока обучения остается стабильным, отсев обучающихся происходит по причине перемены места жительства в связи с окончанием срока службы родителей.
Обучающиеся моего класса стабильно показывают высокие результаты успеваемости и качества знаний. Об этом свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестации.
Диаграмма качества успеваемости
II.4. Методическая тема преподавателя
В данный момент, обобщая опыт работы с детьми младшего школьного возраста, провожу педагогическое исследование по теме: «Физическое развитие и оздоровление детей младшего школьного возраста средствами хореографии».
В процессе исследования экспериментальным путем доказано, что занятия хореографией, проводимые с учетом возрастной специфики, располагают значительным резервом физического развития, предотвращения таких отклонений состояния физического здоровья ребенка, как заболевания позвоночника, плоскостопие, нарушение обмена веществ, ожирение, общее ослабление опорно-двигательного и суставно-связочного аппарата и др.
Мной разработан пакет методик по коррекции и профилактике основных отклонений физического состояния здоровья детей. В которых поставлены цели и задачи на каждый урок, указано использование инвентаря, место проведения. Содержание урока состоит из трех частей .
Содержание коррекционного урока ритмики
Цели и задачи урока: 1. Коррекция и профилактика сколиоза и плоскостопия;
2. Увеличение подвижности плечевых суставов и позвоночника.
3. Укрепление мышц, формирующих свод стопы и мышц плечевого пояса.
Инвентарь: гимнастические коврики, картонные трубочки по количеству детей.
Место проведения: танцевальный класс.
Подготови-тельная часть урока | Основная часть | Заключи- тельная часть | |||
Танцевальные элементы | Упражнения на коррекцию осанки | Упражнения для коррекции стопы | Дыхательная гимнастика, стретчинг | ||
Ходьба на полупальцах на пятках, с поджатыми пальцами, на наружных и внутренних сторонах стопы, перекатыва-ние с пяток на носки и обратно, с носков на наружные стороны стопы и на пятки. 5-7мин. | Элементы русского народно танца: «Гармошка», «Елочка», Переменный шаг, притопы и повороты на полупальцах и др. | Выполнение упражнений на полупаль-цах в статике и динамике. Захватывание, перекладыва-ние мелких предметов пальцами ног и сводами ступней в положении сидя. | Выполнение упражнений на растягивание |
(например, выполнение, укрепление мышц, формирующих свод стопы, расширение амплитуды движений в суставах, повышение эластичности мышц и т.д.).
Проведено теоретическое изучение указанной проблемы, поставлены цели и задачи исследования, определен объект и предмет исследования, разработаны диагностические методики. Исследование проводилось с обучающимися первого класса хореографического отделения ДШИ №1 г. Оленегорск-8. На основании первичной тестовой диагностики, выделены уровни общего физического развития детей, занимающихся хореографией. В дальнейшем исследование будет проводиться среди обучающихся МОУ СОШ №13 (вторичная диагностика, статистическая обработка данных, результаты которых позволят судить о качестве экспериментальной деятельности).
На данном этапе можно сделать следующие выводы:
1 Анализ теоретических и экспериментальных материалов позволяет установить, что функциональные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата в процессе роста и развития детского организма зависят от возрастных особенностей строения костно-мышечно-связочного аппарата, который сформирован уже у новорожденного, но дальнейшее совершенствование его продолжается в детском и подростковом возрасте, а процесс окостенения заканчивается к 18 - 25 годам.
Появившиеся в раннем возрасте отклонения, истинность которых можно определить к 5 - 6 годам, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы, и чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребенка. Можно с уверенностью сказать, что обучение хореографическим дисциплинам следует рассматривать как основной фактор профилактики и коррекции отклонений в системе опорно-двигательного аппарата. Это требует пристального изучения данной проблемы, разработки научно обоснованных подходов к подбору и использованию педагогических средств физического воспитания.
2. Установлено, что к функциональным нарушениям опорно-двигательного аппарата детей, которые не связаны с изменением морфологической структуры костной ткани и поддаются исправлению средствами физической культуры, относятся: все дефекты осанки (сутуловатая, круглая, кругло-вогнутая, плоская, асимметричная осанка), сколиоз I и II степени, деформации сводов стопы (уплощенная, плоская).
3. Выявлено, что основными причинами отмеченных нарушений являются: недостаточное или неравномерное развитие скелетной мускулатуры, пониженный мышечный тонус, слабое физическое развитие.
4. Установлено, что средства хореографического обучения являются ведущим фактором в профилактике и коррекции имеющихся нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста. Их использование определяется текущим физическим состоянием, характером и видом отклонений от нормы, а эффективность применения следует доказывать по приросту результатов физической подготовленности и функционального состояния.
5. Выявлено, что физические упражнения, направленные на коррекцию отклонений в различных звеньях опорно-двигательного аппарата детей, позволяют получить эффект от их внедрения через 4-6 месяцев регулярных занятий. Таким образом, контроль за текущим состоянием занимающихся должен проводится через такой же промежуток времени.
6. Доказано, что корригирующие физические упражнения способствуют исправлению нарушений в осанке и своде стопы, развивают силу и статическую выносливость мышц туловища и нижних конечностей, что помогает устранению различных нарушений опорно-двигательного аппарата детей. Отмечены положительные изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата, которые выразились в устранении таких видов нарушений осанки, как асимметрия плечевого пояса (эффект составил 32%), крыловидные лопатки (эффект - 24%), сколиотическая установка осанки (эффект 13,8%).
Использование физических упражнений, направленных на коррекцию сводов стопы, способствовало повышению свода стопы до нормального у 26% детей экспериментальной группы.
7. Доказано, что эффективными методами профилактики и коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата являются подвижные и сюжетные игры для школьников младшего возраста.
8. Повышение двигательной активности не только способствует улучшению физической и функциональной подготовленности, развитию и укреплению костно-мышечно-связочного аппарата, формированию правильной осанки, но и укрепляет здоровье детей. Анализ пропусков дней по болезни выявил положительную динамику во второй половине экспериментального периода, где 42,8% из группы часто болеющих перешли в группу эпизодически болеющих.
9. Опыт показывает, что коррекция содержания уроков с учетом имеющихся отклонений в физическом развитии обучающихся, позволяет обеспечить не только решение задач по профилактике и коррекции в состоянии опорно-двигательного аппарата, но и успешно осваивать материал учебной программы непосредственно хореографических дисциплин. Особенность проведения таких уроков заключается в том, что в базовом компоненте выполнялся учебный материал согласно требованиям программы, а в вариативном компоненте урока использовались целенаправленные физические упражнения, воздействующие на мышечно-связочный аппарат (стретчинг, корригирующая ортопедическая гимнастика, комплекс упражнений на укрепление мышц спины и живота и т.д.). Такая организация уроков позволила в течение эксперимента уменьшить нарушения в осанке (эффект составил от 6 до 15%), и ликвидировать уплощение стопы у 54 % обучающихся.
Проведенные исследования показали возможность реализации идеи профилактики и коррекции отклонений в опорно-двигательном аппарате детей в структуре организованных занятий по физической культуре.
Данные результатов работы по этой проблеме также опубликованы в моем профессиональном блоге на сайте http://www.nsportal.ru.
IV. Результаты обучающихся
IV.1. Конкурсная и фестивальная деятельность
Результатом учебно-воспитательной и методической работы стали показатели конкурсной, фестивальной, культурно-просветительной деятельности моих обучающихся в составе хореографического коллектива «Сюрприз» на муниципальном, региональном и международном уровне:
Обучающиеся моего класса приняли участие в следующих фестивалях и конкурсах:
2009 год:
- Областной открытый конкурс детских хореографических коллективов «Звездный дождь» (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск).
К участию в конкурсе мной подготовлено 16 обучающихся.
Результат их выступления:
номинация «Детский танец» - диплом I степени;
номинация «Народно-сценический танец – диплом II степени;
- II региональный конкурс учащихся хореографических отделений детских школ искусств «Хореографические фантазии» (Детская театральная школа, ДШИ №2, г. Мурманск).
Подготовлено 16 обучающихся.
Результат выступления:
номинация «Народный танец» - диплом III степени;
номинация «Детская хореографическая миниатюра» - диплом лауреата III степени;
- Областной открытый фестиваль - конкурс хореографии «Новый век: взгляд в будущее» (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск).
Мной подготовлено 6 обучающихся.
Номинация «Народно-сценический танец-модерн» – диплом II степени;
- Городской фестиваль хореографического искусства «Танцующий звездопад» (г. Оленегорск - 8). Подготовлено 19 обучающихся;
- III городской открытый фестиваль хореографического искусства «Я танцевать хочу! » (г. Оленегорск). К участию подготовлено 19 обучающихся.
2010 год:
- Городской фестиваль «Танцевальный звездопад» (г. Оленегорск-8).
Подготовлено 18 обучающихся;
- IV городской открытый фестиваль «Я танцевать хочу!» (г. Оленегорск).
Подготовлено 16 обучающихся;
- Региональный открытый конкурс хореографического искусства «Новый век: взгляд в будущее» (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск):
к участию в конкурсе мной подготовлено 14 обучающихся.
Результат выступления: номинация «Народный танец» - диплом I степени.
2011 год:
- Областной открытый конкурс детских хореографических коллективов «Звездный дождь» (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск).
Подготовлено 6 обучающихся.
Номинация «Народный танец» - диплом I степени;
- V открытый городской фестиваль хореографического искусства
« Я танцевать хочу!» (г. Оленегорск).
Подготовлено 18 обучающихся;
- Областной открытый конкурс хореографического искусства «Новый век: взгляд в будущее» (г. Мурманск). Подготовлено 14 обучающихся.
Номинация «Народный танец» - диплом лауреата III степени;
- Областной открытый конкурс юных дарований в сфере хореографического искусства «Надежды Заполярья»:
номинация «Юный солист» - диплом лауреата III степени (солистка ансамбля «Сюрприз» - Любчич П., 7 кл.);
- III региональный конкурс учащихся хореографических отделений ДШИ, ДМШ «Хореографические фантазии». Подготовлено 8 обучающихся.
Номинация «Хореографическая постановка. Сольный танец» -
диплом лауреата I степени.
Номинация «Хореографическая постановка. Народно-сценический танец» - диплом лауреата II степени;
Номинация «Авторский урок» - диплом лауреата Ш степени.
- год:
- VI открытый городской фестиваль хореографического искусства «Я танцевать хочу! » (г. Оленегорск).
Подготовлено 8 обучающихся.
- VI Международный фестиваль-конкурс музыкально-художественного и народного творчества «Русская сказка» (г. Санкт- Петербург). Подготовлено 11 обучающихся.
Номинация «Народный танец» - диплом лауреата I степени.
Номинация «Сольный танец» - диплом лауреата I степени (солистка ансамбля «Сюрприз» - Любчич П.)
V. Культурно-просветительская деятельность
Согласно плана работы школы, отдела, муниципального методического объединения, обучающиеся моих классов приняли участие в следующих мероприятиях:
2009 год:
- Концерт ко Дню учителя «Душою красивы и очень добры» (ШИ №1,
г. Оленегорск - 8);
- Концертная программа «Праздник первоклассника» (ШИ №1,
г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню согласия и примирения (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Праздничная церемония «Эстафета трудовой славы» (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Новогодний концерт «В гостях у сказки» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню матери (Дом Офицеров, г. Оленегорск-8);
- Патриотический урок, посвященный Дню согласия и примирения
(ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- «Рождественский концерт» (Дом офицеров флота, г. Оленегорск-8);
- Отчетный концерт школы «Дом, который строим мы»» (ДОФ, г. Оленегорск-8);
- Отчетный концерт эстетического отделения школы «Летите, одуванчики!» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Выпускной вечер «Выпуск 2009» (ШИ №1, г. Оленегорск-8).
2010 год:
- «Рождественский концерт» (ДОФ, г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню защитника Отечества (в\ч 36226);
- Концерт ко Дню защитника Отечества (Дом офицеров, г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню 8 марта (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню гвардии (ДОФ, г. Оленегорск-8);
- Концерт эстетического отделения «Королевство кривых зеркал» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Отчетный концерт школы «Мы живем в России» (ДОФ, г. Оленегорск-8);
- Выпускной вечер «Выпуск - 2010» (ШИ №1, г. Оленегорск-8).
- Концерт, посвященный Дню учителя «Душою красивы и очень добры» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню согласия и примирения (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Праздничная церемония «Эстафета трудовой славы» (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Концертная программа «Праздник первоклассника» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Патриотический урок «Дорогами войны» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Концерт, посвященный Дню милиции (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Концерт, посвященный Дню налогового работника (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Концерт к 50-летию ДМШ №1 (ДМШ, г. Оленегорск);
- Концерт «Мы морозов не боимся» (Ледовый дворец спорта,
г. Оленегорск);
- Новогоднее представление «В гостях у сказки»(ШИ №1, г.Оленегорск-8).
2011 год:
- Концерт, посвященный Дню гвардии (ДОФ, г. Оленегорск-8);
- Концерт ко Дню защитника Отечества (ДОФ, г. Оленегорск-8);
- Концерт «Что может быть в жизни прекраснее женщины»
(ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Отчетный концерт ШИ №1 «Добрые дети планеты» (ДОФ,
г. Оленегорск-8);
- Концерт к Дню Победы в Великой Отечественной войне (ДОФ, г.Оленегорск-2);
- Концерт «Песням тех военных лет поверьте» (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры «Мы – славяне» (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Выпускной вечер «Выпуск - 2011» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Концерт к общешкольному родительскому собранию (ШИ №1, г.Оленегорск-8);
- Открытие центра общественного доступа к государственной и социально значимой информации (МУК ЦБС, библиотека №3, г. Оленегорск-8);
- Концерт «Посвящение в первоклассники» (ШИ №1, г. Оленегорск-8);
- Городской открытый конкурс «Учитель года» (ДМШ №1, г. Оленегорск);
- Концерт, посвященный Дню налогового работника (МДЦ «Полярная звезда», г. Оленегорск);
- Новогоднее представление ДШИ №1(ШИ №1, г. Оленегорск-8).
- Концерт, посвященный 8 Марта (ШИ №1, г. Оленегорск-8, 2012 г.).
Неоднократно оказывала методическую помощь в организации, подготовке и проведении тематических мероприятий МОУ СОШ №13:
- Концерты, посвященные 8 Марта (2009 г.);
- Новогодний концерт «Зимняя сказка» (2009 г.);
- День школьной республики «Баренц-перспектива» (2010 г.);
- Юбилейный концерт в с/ш №13 (2010 г.);
- Концерт «Минута славы» (2010 г.);
- Городской открытый конкурс «Учитель года» (ДМШ №1, г. Оленегорск, 2011 г.);
- Фестиваль детского творчества «Минута славы» (2011 г.).
- Внеклассная деятельность и работа с родителями
Большое внимание уделяю проведению внеклассной воспитательной работы, которая является неоспоримым условием для сближения обучающихся, накопления общих традиций, сплочения коллектива, создания в классе здорового психологического и нравственного микроклимата. Мною были проведены тематические встречи, беседы, факультативные занятия, информационно-познавательные викторины по хореографическому искусству:
- Информационно-познавательная викторина по истории хореографического искусства «Его Величество Танец» (2009 г.- 2011 г.);
- Тематическая встреча «Классика балета. Лео Делиб. «Коппелия»» (2008г.).
- Факультативное занятие, посвященное 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина «Пушкинское Лукоморье» (2009 г.);
- К юбилею 200-лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Одноактный балет на музыку М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» в постановке
И. А. Моисеева» (2009 г.);
- Классный час «Анализ концертных выступлений» (2010 г.);
- Творческая встреча обучающихся ШИ №1 со студенткой хореографического отделения института культуры г. Смоленска (2010 г.);
- Факультативное занятие «История создания спектакля «Эсмеральда»
Ц. Пуни» (2011 г.).
Для родителей обучающихся моих классов (второго и седьмого) ежегодно по полугодиям проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются цели и задачи обучения на новый учебный год, учебный план обучающихся, результаты успеваемости, посещаемости, а также планирование концертной и конкурсной деятельности.
Неоднократно родители обращались ко мне с просьбой оказать педагогическую помощь в плане организации занятий обучающихся, умения планировать свое время. Для этого проводятся индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями.
Регулярно организовываю посещения родителями открытых уроков и концертов своего класса, общешкольных концертных мероприятий. Постоянное общение с родителями обучающихся помогает привлечению их к совместной воспитательной деятельности и проведению работы по сохранению контингента обучающихся класса.
VII. Личные достижения педагогического работника
VII.1.Участие в профессиональных конкурсах
Необходимым условием повышения уровня своего педагогического мастерства, повышения исполнительского уровня обучающихся моего класса, считаю обобщение и распространение своего опыта работы, презентацию собственных педагогических находок и достижений, участие в региональных профессиональных конкурсах, показ открытых авторских уроков на региональном уровне:
- Областной открытый конкурс балетмейстеров «Хореографика», первый отборочный тур (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск):
подготовлено 16 обучающихся.
Результат выступления – номинирование на участие во втором туре конкурса «Лучший хореограф Мурманской области 2009 г.»;
- Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший хореограф Мурманской области 2009 г.», итоговый этап.
Результат выступления – звание «Лучший хореограф Мурманской области 2009 г.», диплом лауреата III степени;
- Областной открытый конкурс балетмейстеров «ХореоГрафика», первый отборочный тур (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск):
подготовлено 16 обучающихся.
Результат выступления – номинирование на участие во втором туре конкурса «Лучший хореограф Мурманской области 2011 г.»;
- Итоговый этап конкурса профессионального мастерства «Лучший хореограф Мурманской области 2011 г.»: подготовлено 16 обучающихся.
Результат - диплом лауреата I степени, звание «Лучший хореограф Мурманской области 2011 г.» (см. Приложение 12 и 13).
VII.2. Награды обучающихся и преподавателя
- Обучающаяся моего класса, солистка хореографического ансамбля «Сюрприз» Любчич П. за успехи в художественно-культурной деятельности, достижении высоких результатов в конкурсной и фестивальной деятельности на региональном и международном уровне, награждена ежегодной стипендией одаренным детям, присуждаемой мэром г. Оленегорска , 2011 г.
Награды преподавателя:
- Диплом Министерства образования и науки Мурманской области, 2011 г. (См. Приложение 10);
- Благодарственное письмо Главы города Оленегорска, 2011г.(См. Приложение 10);
- Почетная грамота Главы города Оленегорска, 2009 г. (См. Приложение 10);
- Грамота начальника ФГУ культуры и искусства Дома офицеров флота Минобороны России, 2010 г. (См. Приложение 10);
- Грамота начальника гарнизона Оленегорск – 8, 2010 г. (См. Приложение 10);
- Благодарность директора МУК МДЦ «Полярная звезда», 2010г. (См. Приложение 10);
- Благодарность директора МУК МДЦ «Полярная звезда»,2011 г. (См.Приложение 10);
- Благодарность начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Мурманской области, 2010 г.
- Благодарность администрации ГОУСОССЗН «Оленегорского центра социальной помощи семье и детям»,2009 г.
- Почетная грамота командования гарнизона Оленегорск-8, 2009 г.
Большое внимание уделяю самообразованию, повышению своего педагогического мастерства через участие в работе МО школы, города, а также участие в региональных семинарах, мастер-классах ведущих специалистов города, области, страны:
- областной семинар для балетмейстеров, преподавателей ДШИ по классу хореографии, руководителей танцевальных коллективов Мурманской области «Современные формы и методы работы с хореографическим коллективом» (МОИПКРОиК, г. Мурманск, 2009г.);
- областная творческая мастерская специалистов по хореографии образовательных учреждений Мурманской области «Роль учебного занятия в повышении уровня исполнительского мастерства обучающихся детских хореографических коллективов» (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск, 2009 г.);
- областная творческая мастерская специалистов по хореографии образовательных учреждений Мурманской области «Использование разнообразных методов и приемов, способствующих повышению уровня исполнительского мастерства обучающихся детских хореографических коллективов» (ГОУ ДОД «МОЦДОД и Ю «Лапландия», г. Мурманск, 2009 г.).
- В 2011 году создала свой мини - сайт по адресу: http://www.nsportal.ru, на котором размещаются мои методические разработки, сценарии открытых уроков, внеклассных мероприятий, аудио и видеоматериалы конкурсных выступлений моего хореографического коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио преподавателя, концертмейстера
Портфолио для аттестации преподавателей ДШИ...
Электронное портфолио преподавателя
Цельмоей работы - создание модели, которая реализует идею портфолио для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развити...

ПОРТФОЛИО преподавателя КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» Витютнева Николая Анатольевича
30.04.2019 г. Защита проектов по дисциплине "Тракторы" гр. Сл. 18-1Гусельников Антон[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17779704","attributes":{"alt":"","class":"media-image",...
Портфолио преподавателя
Я размещаю портфолио, а именно Критерий 1. Но я проходила аттестацию по критериям, которые были созданы для учителей школы. Поэтому многие пункты не подходили для характеристики моей деятельности. И п...

Портфолио преподавателя истории и обществознания
Портфолио это набор материаалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназн...

Портфолио преподавателя спецдисциплин по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве" Смирнова Александра Юрьевича
Портфолио содержит информацию о преподавателе спецдисциплин Смирнове Александре Юрьевиче, его образовании, занимаемой должности, преподаваемых предметах, результатах обучения в 2012-2013 учебном году,...
Комментарии
материалы к аттестации: портфолио
Уважаемые коллеги, если подготовленные мной материалы были полезны вам при подготовке к аттестации, пожалуйста, сообщите мне об этом в комментариях