Портфолио преподавателя
методическая разработка по русскому языку по теме

Я размещаю портфолио, а именно Критерий 1. Но я проходила аттестацию по критериям, которые были созданы для учителей школы. Поэтому многие пункты не подходили для характеристики моей деятельности. И прилагаю вариативную часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriteriy_1.docx17.25 КБ
Файл spravki_po_kriteriyu_1.docx49.73 КБ
Файл metod.ukazaniya_prakticheskie_raboty.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика) образовательных учреждений НПО/СПО.

Показатель

Проявление

показателя

Подтверждающие документы

Рекомендации по оценке показателей

Оценка показателя в баллах

Само-оценка

Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками

1.1. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Наличие системы деятельности по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Справка с указанием конкретных образовательных технологий, используемых в образовательном процессе, а также итогов диагностики их результативности;

справка о работе учителя в профильных классах, классах с углубленным изучением предмета; программы элективных курсов и предметов

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

2

1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе 

Использование дистанционных образовательных технологий для проведения уроков и внеурочной деятельности

Справка об использовании ДОТ в деятельности учителя; скрин-шоты оболочки, сайта, блога; ссылка на дистанционный курс

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

1

Применение и разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в том числе нового поколения

Справка о применении ЦОР с аннотациями ресурсов;

ссылка на электронный ресурс, размещенный в сети Интернет

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

Наличие цифрового портфолио учителя

Ссылка на веб-страницу или личный сайт учителя,

скрин-шот страницы (сайта)

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации образовательного процесса

Справка об итогах диагностических исследований с указанием конкретных здоровьесберегающих технологий, методик и приемов, применяемых учителем, а также методов диагностики результативности их применения;

копии писем, приказов и др.

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

2

1.4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Использование технологий и методик личностно ориентированного обучения

Справка с указанием конкретных технологий и методик личностно ориентированного обучения, применяемых учителем, а также диагностики результативности их применения

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

2

Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся:

  1. слабоуспевающие ученики;
  2. дети группы риска;
  3. учащиеся, пропустившие занятия по болезни и др.

Справка с указанием нагрузки учителя по данному виду деятельности;

копии приказов и т.д.

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

2

Наличие системы работы с одаренными детьми

Справка с указанием нагрузки учителя по данному виду деятельности и форм работы;

копии приказов и т.д.

0 - отсутствие

1 – частичное соответствие

2 – полное соответствие

0/1/2

Выставляется соответствующий балл

2

Сумма баллов по критерию 1

Максимально возможная сумма баллов по критерию 1 равна 16



Предварительный просмотр:

Критерий 1п.1

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        

СПРАВКА

Дана преподавателю  русского языка и литературы Структурного подразделения «Отделение нефтегазохимической отрасли»  ГОУ СПО «Саратовский областной химико-технологический техникум» Смирновой Ларисе Владимировне в том, что она в своей педагогической практике использует следующие  современные образовательные технологий:

 - проектные технологии;

 - информационные технологии;

 - методика личностно-ориетированного обучения;

 - методика проблемного обучения.

Руководитель   СП                                            Л.В. Верина

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        

СПРАВКА

Дана преподавателю русского языка и литературы Структурного подразделения «Отделение нефтегазохимической отрасли»  ГОУ СПО «Саратовский областной химико-технологический техникум» Смирновой Ларисе Владимировне    в том, что  в данном учебном заведении нет профильных классов, а также классов с углубленным изучением предметов.

Руководитель СП                                                                 Л.В. Верина

Диагностика результатов

Данная  система образовательных технологии и методик  дает возможность достичь реальных результатов.

В начале работы в качестве точки отсчета я провожу диагностический диктант повышенной сложности:

 - в начале года: 25 человек допустили в среднем от 20 до 30 ошибок;

 - в конце года (те же студенты): - от 5 до 12 ошибок

Критерий 1п.2

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

 химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        СПРАВКА

Дана преподавателю русского языка и литературы  Структурного подразделения «Отделение нефтегазо - химической отрасли»  ГОУ СПО «СОХТТ» Смирновой Ларисе Владимировне в том, что она в своей педагогической практике использует помимо информационно-методического обеспечения  (КМО, дидактические материалы, мультимедийные средства и т.д.), возможности глобального информационно-образовательного пространства сети Интернет:

 -   vek-2007.narod.ru›

 -  abiturcenter.ru/catalog/index.php

 - www.iro.yar.ru/resource/distant/information

 - www.aonb.ru/iatp/guide/library.html

Электронные учебники:

 - Русский язык и литература. nosdrina.21416s15.edusite.ru/p25aa1.html

 - Наглядные пособия, презентации по литературе (электронный учебник) www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php…

  - «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов общеобразовательных учреждений)» dmk201.semir.mesi.ru/showTov.asp

 - Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: «Дрофа», 2000. ito.edu.ru/2006/Rostov/II/3/II-3-3.html

 - Отечественная и зарубежная литература sch534.edusite.ru/p102aa1.html

При проведении промежуточной и итоговой аттестации Смирнова Л.В. использует тесты, созданные в программе Экзаменатор версия 5.0.

Преподаватель разместила на сайте техникума задания для студентов, обучающихся по индивидуальному плану, по плану экстерна:

sp-coxtt.narod.ru

Руководитель СП                                             Л.В. Верина

        Критерий 1 п.3

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

 химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        СПРАВКА

Дана преподавателю русского языка и литературы  Структурного подразделения «Отделение нефтегазо - химической отрасли»  ГОУ СПО «СОХТТ» Смирновой Ларисе Владимировне в том, что она в своей педагогической практике применяет следующие здоровье сберегающие технологии:

 -   соблюдение условий обучения студентов (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания);

 - рациональная организация учебного процесса, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей;

 - соблюдение гигиенических требований (проветривание кабинета, наблюдение за температурой воздуха в учебном помещении и т.д.);

- длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;

- применение личностно-ориентированной технологии, технологий педагогики сотрудничества, использование игровых методов, уровневой дифференциации, педагогической поддержки;

- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: проектного метода, коллективного способа обучения, обучения в сотрудничестве;

- создание психофизического комфорта для обучающихся на уроке;

- включение в части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

- наличие у обучающихся мотивации учебной деятельности на уроке;

- наличие эмоционально-смысловых разрядок на уроке;

- спокойный темп окончания урока.

Руководитель СП                                                            Верина Л.В.

Критерий 1 п.3

Оценки качества и эффективности

 здоровье сберегающего урока.

Дата

14.09.11  группа ТЭЭ -11Д

ФИО преподавателя

Смирнова Л.В.

Дисциплина

Русский язык

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональ

ный

Недостато

чно рацио

нальный

Нерациона

льный

Показа

тель

1

Санитарно-гигиенические условия урока:

  1. воздушно-тепловой режим;
  2. освещенность
  3. соответствие мебели росту учеников;
  4. чистота и эстетика кабинета;
  5. цветовая гамма кабинета.

Соответствуют нормам СанПИНа

2

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

3

Количество видов учебной деятельности

4-7

4

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

5

Частота чередования различных видов деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

6

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

7

Наличие динамических физкультурных пауз

Отсутствуют, т.к. система преподавания отличается от школьной.

8

Психологический климат

Преобладают положитель ные эмоции

9

Наступление утомления учащихся

Не ранее 60 минут

10

Взаимоотношения «преподава тель- студент»,  стиль общения

Демократический

Критерий 1 п.3

Удовлетворенность учащихся использованием здоровье сберегающих технологий на уроке.

№п/п

ОПРОСНИК

да

нет

затрудняюсь ответить

1

Мне нравиться техникум, в котором я обучаюсь.

+

2

В техникум я хожу с удовольствием.

+

3

Я с удовольствием хожу на уроки

+

4

Мне нравиться питаться в столовой.

+

5

Занятия в техникуме помогают мне вести здоровый образ жизни.

+

6

Я не испытываю чувства усталости на занятиях.

+

7

Если бы ты переехал(а) в другой город, то поступил(а) бы в такой же техникум.

+

8

Я очень люблю узнавать что-то новое в техникуме.

+

9

Мне интересно участвовать в делах техникума.

+

10

На уроках русского я зыка и литературы я чувствую себя комфортно.

+

11

У меня остается время на отдых после уроков.

+

12

Мне важно вырасти культурным и образованным человеком.

+

13

Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя.

+

14

Обычно в техникуме я чувствую себя безопасно.

+

15

Я с удовольствием занимаюсь на уроках физминутками.

     -

16

Техникум для меня - место общения с друзьями.

+

17

Мне  хватает времени на выполнение домашнего задания.

+

18

К концу недели я обычно не устаю.

+

19

У меня есть возможность выбора кружков, спортивных секций, клубов, факультативов.

+

20

Мой техникум очень уютный.

+

Алгоритм оценки удовлетворенности:

Подсчитывается количество ответов в графе «ДА», и определяется :

 -низкий уровень удовлетворенности образовательным процессом – 7-9;

 - редний уровень удовлетворенности образовательным процессом – 9-11;

 - высокий уровень удовлетворенности образовательным процессом – 12 и выше.

Результаты мониторинга использования здоровье сберегающих технологий 2011-2012 уч.г.

Критерий 1 п.4

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

 химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        СПРАВКА

Дана преподавателю русского языка и литературы Структурного подразделения «Отделение нефтегазо - химической отрасли»  ГОУ СПО «СОХТТ» Смирновой Ларисе Владимировне в том, что она применяет в своей педагогической деятельности технологии личностно-ориентированного обучения:

 - гуманно-личностные технологии;

 - технологию сотрудничества

Руководитель СП                                              Л.В. Верина

Критерий 1 п.4

Личностно - ориентированное обучение

Каждый человек – отдельная определенная

личность, которой вторично не будет.

Люди различаются по самой сущности души;

 их сходство только внешнее.

 Чем больше становится кто сам собою,

тем глубже начинает понимать себя,

 – яснее проступают его самобытные черты».

В.Я. Брюсов

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности студентов. В современных условиях очень важно, чтобы преподаватель не давал студентам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания.

Методики личностно -  ориентированного обучения

на уроках русского языка

В рамках личностно – ориентированного обучения применяю следующие технологии:

  1. Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, педагогической поддержкой, направленные на личность студента.

Целевые ориентации гуманно-личностной технологии:

 - Развитие познавательных способностей студента.

- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

- Идеал воспитания – самовоспитание.

Требование обучать всех студентов в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку необходимо учитывать не только их уровень знаний, но еще и психофизические особенности каждого студента (темперамент, уровень памяти, мышления и т.д.). В своей практике я использую элементы технологии дифференцированного обучения.

Основными принципами технологии дифференцированного  обучения является следующее:

  1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
  3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Студенты  должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Дифференцированный подход осуществляю и при организации зачетов. Группа делится на подгруппы, которые получают задания различной трудности. Такой подход создает атмосферу сотрудничества преподавателя и студентов, атмосферу доброжелательного отношения. В результате каждый студент справляется с заданием.

  1. Технология сотрудничества.

Огромные возможности для развития познавательной активности студентов, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, студенты «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное преподавателем, студенты разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Критерий 1 п.4

Диагностика результатов применения

личностно – ориентированного обучения

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым студентом посильной и интересной работы.

 Это повышает качество знаний. К примеру, в 2008-2009 учебном году коэффициент качества знаний  составлял 74,6%.  По итогам 2010-2011 учебного года коэффициент качества составляет  - 79,2% .

В качестве примера хочется привести студента  - Ночевной Никита поступил в Структурное подразделение в 2007 году.

 В аттестате по русскому языку  - оценка «удовлетворительно».

В течение учебного года принимал активное участие в семинарах и конференциях, активно работал на уроках. И если в начале года он принимал пассивное участие, то уже в начале второго семестра часто выступал в роли «эксперта»

 В результате сдачи дифференцированного зачета получил оценку «хорошо»

Критерий 1 п.4

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

 химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        СПРАВКА

Дана преподавателю русского языка и литературы Структурного подразделения «Отделение нефтегазо - химической отрасли»  ГОУ СПО «СОХТТ» Смирновой Ларисе Владимировне в том, что ей предоставлялось в 2010-2011 учебном году 100 часов консультаций для дифференцированной работы с различными категориями студентов:

 - обучающиеся по индивидуальному плану;

 - студенты, пропустившие занятия по болезни и др.;

 - слабоуспевающие студенты.

Руководитель СП                          Л.В. Верина

Критерий 1 п.4

Министерство образования Саратовской области

ГОУ СПО «Саратовский областной

 химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

        СПРАВКА

Дана преподавателю русского языка и литературы Структурного подразделения «Отделение нефтегазо - химической отрасли»  ГОУ СПО «СОХТТ» Смирновой Ларисе Владимировне в том, что ей предоставлялось в 2010-2011 учебном году 100 часов консультаций для работы с одаренными студентами, а также 44 часа факультатива по русскому языку.

 

Руководитель СП                          Л.В. Верина

ПРОГРАММА РАБОТЫ

 С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Принципы работы

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного студента). Для реализации данного принципа применяется диагностирующий диктант в начале семестра, а также тестирование.

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора студентами дополнительных образова тельных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных студентов через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальной роли преподавателя.

Цели и задачи

1. Выявление одарённых студентов.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных студентов.

 Задачи:

- знакомство преподавателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, научно-практических конференций, позволяющих студентам проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Формы работы


- творческие мастерские;

 - литературные гостиные;

 - работа в факультативе;

- кружок «Культурные люди»;
- тематические конкурсы;
- интеллектуальный марафон;

 - участие во внеклассных мероприятиях;
- участие в областных олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

ПЛАН РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Преподаватель русского языка и литературы: Смирнова Л.В.

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Участники

1.

Выявление одаренных студентов:

 - тестирование;

 - диагностирующий диктант;

 - работа с личными делами;

 - личные беседы

сентябрь, октябрь

Студенты нового набора

2.

Привлечение студентов к работе в кружке «Культурные люди»;

 - проведение внеклассных мероприятий;

 - работа на уроке в качестве «экспертов»;

 - подготовка докладов по дисциплине;

 - участие в заседаниях кружка

в течение года

Постоянный состав кружка, а также одаренные студенты дневных групп

3.

Проведение творческих мастерских (в техникуме и в библиотеке № 22).

в течение года

Студенты дневного отделения

4.

 Проведение литературных гостиных

в течение года

Члены кружка «Культурные люди»

5.

Организация и проведение факультатива по русскому языку

в течение года

Преподаватель, совместно с одаренными студентами

6.

Проведение тематических конкурсов

в течение года

Преподаватель, совместно с одаренными студентами

7.

 Проведение и участие во внеклассных мероприятиях

в течение года

Преподаватель, совместно с одаренными студентами

8.

Участие в областных научно-практических мероприятиях

в течение года

Одаренные студенты

9.

 Участие в областной олимпиаде по русскому языку

ноябрь

Кольцова Юлия, группа ООС – 31, Селиванова Анастасия группа ПНГ - 21



Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО

«Саратовский областной

химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина: «Русский язык»

Разработала:

преподаватель

Смирнова Л.В.

2011

Практическое занятие № 1

Тема: «Орфоэпические нормы русского языка и нормы ударения»

Цели:

 - Обобщить и систематизировать знания студентов;

 - закрепить знания студентов об особенностях русского ударения;

 - закрепить понятие орфоэпической нормы;

 - обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;

 - систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в словах;

 - закрепить умения пользования словарями различных типов;

 - познакомить с новыми пометами в словарях.

Пояснения к занятию

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

Правила произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения).

Произносительные нормы по тем или иным причинам могут начать "расшатываться": возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем - к возникновению и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта - [чн] и [шн] - правильны) в словах булочная, прачечная,пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.

Особенности ударения

Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу.

Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок - замОк, засЫпать - засыпАть.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магАзин, - неправильно; магазИн - правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.

Задание №1

Расставьте ударение в следующих словах (сверьте со словарем ударений)

Вероисповедание, партер, осужденный, жалюзи, диспансер, газопровод, августовский, красивее, закупорил, нефтепровод, бармен, феномен, сосредоточение, гальванометр, хронометр, километр, флюорография, асимметрия, договор, большие средства, эксперт, упрочение, обеспечение, каталог, некролог, аналог, избаловал, запломбировал, начался.

Задание 2.

Спишите. Проставьте ударение в словах.

Упрочение, флюорография, по мосту, премировать, жалюзи, завидно, вероисповедание, украинский, запломбировал, долбит, цыган, усугубит, мокрота, шестерня, приободрить, щавель, оптовый, углубленный, начался, звонит, избаловал, партер, каталог, пиала, танцовщик.

Задание 3.

Определите тип произношения согласного перед е: твердый или мягкий. Подчеркните только случаи твердого произношения.

Интеграл, дефис, диспансер, генезис, дисплей, сессия, инертный, партер, водевиль, мадера, гинея, кортеж, компьютер, депрессия, кибернетика, анемия, антенна, каре, майонез, грейдер, брюнет, резерв, агрессия, бизнес, крем.

Задание 4.

Определите, что произносится: [э] или [о] после мягких согласных и шипящих под ударением.

Шестивесельный, опека, недоуменный, новорожденный, навлекший, засекший, планерный, грубошерстный, одновременно, раздвоенный, маневры, оседлость, никчемный, приемный, современный, двухвесельный, маркер, вояжер, ведерный, разжиженный, бытие, раздвоенный, белесый гололедица, восприемник.

Задание 5.

Определите тип произношения ч в начале слова и

 в сочетании чн ([ч’н] или [шн]).

Очечник, яичница, Фоминична, конечно, гречневый, тряпочный, прачечная, закусочная, лоточный, нарочно, копеечный, горничная, порядочный, скучно, что.

Задание 6.

От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа, проставьте ударение. Укажите возможность вариантов, зависящих от значения слова.

Торт, лист, катер, слесарь, сектор, инспектор, инженер, профессор, жерло, лагерь, ректор, атлас, кузов, шофер, крейсер, порт, ордер, токарь, корпус, цех.

Рекомендуемая литература

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. –М.: Рус. Язык. 1985.

2. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

4.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

Практическое занятие № 2

Тема: «Морфология»

Цели:

 - совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор;

 - систематизировать и обобщить правила правописания;

 - совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки;

     - закрепить знания студентов о морфологии;

     - совершенствовать орфографическую грамотность;

Пояснения к занятию

Род иноязычных несклоняемых существительных.

Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом:

К мужскому роду относятся:

  1. названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);
  2.  названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго); 
  3. слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро).

Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и птиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду, шим панзе, пони).

Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгу рёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жере бёнком.

Существительное цеце является исключением. Его род определяется родом слова муха (женский род). Например: Цеце укусила туриста.

В случае, если определение рода несклоняемого существительного затруднено, целесообразным является обращение к орфографическому словарю. Например: хокку (японское трёхстишие) — ср.р., такку(японское пятистишие) — ж.р., су (монета) — ср.р., фламенко (танец) — ср.р., табу (запрет) — ср.р. Некоторые несклоняемые существительные зафиксированы только словарями новых слов. Например:суши (японское блюдо) — ср.р., таро (карты) — мн.ч. (род не определяется).

Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река), Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро), «Юманите» (газета).

Род несклоняемых сложносокращённых  слов в большинстве случаев определяется по роду стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет  — м.р.) МФА (академия — ж.р.).

Правописание числительных.

  1. Сложные числительные пишутся слитно (тридцать);
  2. Составные и дробные числительные пишутся раздельно (сорок пять, три седьмых);
  3. Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишется слитно (тридцатитысячный);
  4. Числительные пять-девятнадцать и двадцать, тридцать пишутся с ь (мягким знаком) на конце, а числительные пятьдесят - восемьдесят, пятьсот — девятьсот ь (мягкий знак) пишется в середине слова между двумя основами;
  5. Есть две формы: ноль и нуль. Вторая используется в терминологическом значении в косвенных падежах, в устойчивых выражениях встречаются обе формы.

Задание №1

Выпишите существительные, которые не имеют формы единственного числа, у остальных напишите форму ед. ч.

Макароны, будни, перила, ворота, карандаши, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, вода, уши, крестьяне, сутки, двери, чулки, колени.

ЗАДАНИЕ № 2

Определите род имен прилагательных и исправьте ошибки, там  где это необходимо.

Центральное авеню, кружевной манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, зеленый имбирь, говорящий какаду, вместительная бутыль, четкий штемпель, женский туфель.

ЗАДАНИЕ № 3

Запишите словами числительные

  1. к 864 прибавить 3;
  2. о 852 спортсменах;
  3. хозяин 876 участка;
  4. за 5849 рублями.

ЗАДАНИЕ № 4

Произведите морфологический разбор существительного (по выбору студента).

Образец

Стол – сущ., (что?), обозначает предмет;

  1. Н.ф. – стол, нариц., предметно – вещ., неодуш.;
  2. м.р., ед.ч., 2 скл, И.п.;
  3. синтаксическая роль - подлежащее.

Рекомендуемая литература

1. Русский язык./ Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.

2. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский я зык и культура речи. – М.: Гардарики, 2004.

Практическое занятие № 3

Тема: «Словообразование и орфография»

Цели:

 - закрепить знания о нормах словообразования;

 - совершенствовать умения образовывать новые слова различными      способами;

 - повторить написание сложных слов различных частей речи.

 - совершенствовать орфографическую грамотность;

Пояснения к занятию

Основные способы словообразования в русском языке

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:

 1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем);

2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).

Морфологический способ

Неморфологический способ

1. Аффиксация (суффиксаль ный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

1. Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую).

2. Сложение (сложение слов, сло жение основ с помощью соедини тельной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).

2. Лексико-синтаксический (сращение).

 

3. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы.

Так, в словообразовании имён существительных преобладают:

 -  приставочный,

 - суффиксальный,

 -  приставочно-суффиксальный,

 -способ сложения.

Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами.

 Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.

ЗАДАНИЕ № 1

Подберите к 2-3 словам из ряда слов по 5-6 родственных слов приставочным способом (приставки выделите).

Например: Старик – застарелый, престарелый, устаревать

1) Старик, муж, жена, сын, дочь, бабка.

2) Ветер, голос, гусь, квартира.

3) Смеяться, гулять, стоять, петь.

4) Круглый, смелый, черствый, способный.

5) Близко, плохо, красиво, ужасно.

ЗАДАНИЕ № 2

Образуйте от данных ниже слов родственные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Произведение, работа, дело, воин, отвращение, добрый, вредный, жадный.

Для справок: -иц(е),  - як(а),- ц(е), -як(а),  - енк(а), -еночк(а),- еньк(ий),

 -ющ(ий).

ЗАДАНИЕ № 3

Образуйте от данных слов новые различными способами ( в скобках укажите способ словообразования):

Ехать, прыгать, вода, красиво, свет, мучать.

Рекомендуемая литература

1. Русский язык./ Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.

Практическое занятие № 4

Тема: «Функциональные стили речи»

Цели:

 - актуализировать знания студентов  о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;

 - формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

 - закрепить умение определять стиль речи.

Пояснения к занятию

 Основные функциональные стили

Принято выделять два стиля речи: книжный и разговорный. 

Книжный делится на четыре вида: 

 - научный,

 -  художественный,

 -  публицистический,

 -  официально-деловой. 

Все они существуют как в устной, так и в письменной речи, поэтому принято говорить о различиях в их формах.

Краткие характеристики функциональных стилей:

  1. Научный.

 Цель – по возможности точно и полно объяснить факты действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями. Сфера употребления – научные статьи, доклады, монографии, учебники. Основные стилевые черты:

- логическая последовательность изложения;

 - однозначность, точность, сжатость при информационной насыщенности;

 - конкретность, беспристрастность, объективность;

 - терминологическая насыщенность;

  - преобладание абстрактной лексики.

  1. Официально деловой стиль. 

Цель – сообщить информацию имеющую практическое значение, дать указания, инструкции. Сфера употребления – документы, международные договоры, государственные акты, законы, деловые бумаги.

Стилевые черты:

 - сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

 - стандартное расположение материала, обязательная форма;

 - конкретность, беспристрастность, официальность высказывания.

  1. Публицистический стиль.

     Цель – воздействие на массы, призыв к действию, сообщение информации, имеющей важное общественно-политическое значение. Сфера – общественно-политическая литература, периодическая печать, ораторская речь.

Стилевые черты:

 - лаконичность изложения при информационной насыщенности;

 - доходчивость изложения;

 - эмоциональность, образность, непринужденность высказывания;

 - субъективность;

 - общественно-политическая лексика;

 - использование речевых клише.

  1. Художественный стиль.

 Цель – передать свое отношение к окружающему, нарисовать словами картину. Форма – художественная литература.

Основные стилевые черты:

 - образность, эмоциональность;

-единство коммуникативной и эстетической функции;

 - субъективность (проявление авторского стиля);

 - использование изобразительно-выразительных средств.

5.Разговорный стиль.

 Цель – общение, поделиться впечатлениями. Форма – беседа.

Стилевые черты:

 - субъективность;

 - образность;

 - эмоциональность

Задание № 1.

Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

"В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об оружии" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранениие или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно  Приложению № 1".

Задание № 2.

Напишите заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путёвку на базу отдыха. Используйте конструкции официально-деловой речи

Задание № 3.

Составьте доверенность на получение стипендии.

Задание № 4.

У вас в трудовой книжке на первой странице, где содержится запись о только что выданном документе, отсутствует печать, в самой книжке все в порядке. 

Напишите письмо на имя руководителя того предприятия, где вы начинали свою работу. Укажите в письме, что сотрудником данного предприятия была допущена ошибка при оформлении трудовой книжки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио преподавателя, концертмейстера

Портфолио для аттестации преподавателей ДШИ...

Электронное портфолио преподавателя

Цельмоей работы - создание модели, которая реализует идею портфолио для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развити...

ПОРТФОЛИО преподавателя КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» Витютнева Николая Анатольевича

30.04.2019 г. Защита проектов по дисциплине "Тракторы" гр. Сл. 18-1Гусельников Антон[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17779704","attributes":{"alt":"","class":"media-image",...

Портфолио преподавателя музыкальной школы

Документальный рассказ о себе и своих успехах....

Портфолио преподавателя истории и обществознания

Портфолио это набор материаалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназн...

Портфолио преподавателя спецдисциплин по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве" Смирнова Александра Юрьевича

Портфолио содержит информацию о преподавателе спецдисциплин Смирнове Александре Юрьевиче, его образовании, занимаемой должности, преподаваемых предметах, результатах обучения в 2012-2013 учебном году,...