ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по теме
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_rebenka_kak_odna_iz_taktik_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
Одной из тактик педагогической деятельности является педагогическое сопровождение.
Термин «педагогическое сопровождение» все чаще употребляется в последних исследованиях по педагогике. Анализ трактовки педагогического сопровождения разными исследователями позволяет установить существование разных, порой взаимоисключающих, представлений о данном феномене и его характеристиках.
Обращает прежде всего на себя внимание трактовка педагогического сопровождения либо как предельно широкого, либо как предельно локализованного образовательного явления.
Наиболее полное обсуждение сущности и содержания педагогического сопровождения предпринято Е.А. Александровой. Прежде всего отмечается необходимость организации педагогического сопровождения, основанного на парадигме гуманного личностно ориентированного образования. Педагогическое сопровождение, с точки зрения Е.А. Александровой, – это педагогическая деятельность, суть которой заключается... в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и / или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии. Наряду с воспитывающей, обучающей и поддерживающей функциями работы педагога существует еще и сопровождающая функция, которая, следовательно, по сравнению с обучением и воспитанием имеет собственную область осуществления. Основные направления педагогического сопровождения следующие: аналитико-проектирующее, консультирующее, координирующее, организационное.
К способам педагогического сопровождения исследователь относит следующее:
1. Создание педагогических ситуаций самоопределения.
2. Совместное с учащимися построение последовательности образовательной деятельности
3. Создание и культивирование атмосферы открытости, толерантности и уважения к иной позиции.
В исследованиях по психологии обосновывается необходимость сопровождения учеников в образовательном процессе. Оно необходимо потому, что ученики в силу недостаточной компетентности и опыта деятельности часто не в состоянии самостоятельно принять адекватное ситуации решение. Сопровождение необходимо и для снятия перегрузок учеников, предупреждения неоправданных, а значит, и неоптимальных затрат ими времени и сил в усвоении содержания образования. Наконец, педагогическое сопровождение позволяет многие неосознаваемые учениками в процессе образования явления актуализировать, помочь осознать их значение и обрести смысл собственной учебной деятельности. Такое назначение педагогического сопровождения в образовательном процессе реализуется для любого его явления. Важно учитывать и своевременность сопровождения, необходимость исправления деформаций восприятия учениками образовательных ситуаций «здесь и теперь». В определенной степени педагогическое сопровождение призвано осуществлять оперативное вмешательство в учебный процесс, предупреждая заблуждения учеников. Именно поэтому интенсивность педагогического сопровождения должна меняться в зависимости от уровня самостоятельности ученика, иногда приобретая «точечный», разовый характер.
Таким образом, возможности педагогического сопровождения учеников зависят от глубины и степени разработанности такого сопровождения. Его первичное существование в виде гуманистического взаимодействия педагога с учениками хотя и позволяет повысить комфортность в образовательном процессе, но не устраняет ситуации дезориентации их в содержании образования. Только специальная разработка второй составляющей педагогического сопровождения – создания моделей ориентировочной основы деятельности – позволяет сделать сопровождение не только психологически комфортным, но и дидактически управляемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)
Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения
В статье рассматриваются формы глазной патологии, психологическая диагностика ребенка с нарушением зрения, рекомендации родителям по принятию и развитию ребенка с особенностями в развитии...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС
Методика работы с детьми с РАС...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...