Работа по самообразованию Обобщающее повторение как фактор формирования личности
статья на тему

Склярова Галина Владимировна

   Сложившаяся система раздельного изучения родственных вопросов математики наложила отпечаток разорванности на практику повторения материала. В настоящее время школьные программы выделяют почти 10% учебного времени специально на повторение.

   Принципиальным недостатком сложившейся практики повторения является то, что оно преимущественно понимается всего  лишь как точное воспроизведение ранее изученных правил, определений, приемов решения, без усложнений, преобразований, то есть вне саморазвития знаний.

    Существует представление, что повторение следует проводить на репродуктивном уровне как можно чаще, причем повторять можно что угодно на уроке, зачастую и никак не связанное с изучаемым материалом на данном уроке.

   Преодоление этой застарелой традиции непросто. Оно возможно лишь после того, как будет понята методологическая ущербность тривиально принимаего тезиса «повторение – мать учения», когда понятие «повторение» отождествляют с «повторением того же самого», без видоизменения структуры и логики ранее изученного, создающего новые связи между знаниями, то есть вне самонаращивания знаний в ходе повторения.

В связи с этим становится понятным, почему укрупнения знаний являются диалектическим средством активного повторения через преобразование, изменение, обобщение ранее известного. Решающую роль в этом играют уроки обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская федерация

Краснодарский край город Армавир

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

Обобщающее повторение как фактор формирования творческой личности

Учитель математики высшей категории

Склярова Г.В.

2005-2010 учебный год

   Сложившаяся система раздельного изучения родственных вопросов математики наложила отпечаток разорванности на практику повторения материала. В настоящее время школьные программы выделяют почти 10% учебного времени специально на повторение.

   Принципиальным недостатком сложившейся практики повторения является то, что оно преимущественно понимается всего  лишь как точное воспроизведение ранее изученных правил, определений, приемов решения, без усложнений, преобразований, то есть вне саморазвития знаний.

    Существует представление, что повторение следует проводить на репродуктивном уровне как можно чаще, причем повторять можно что угодно на уроке, зачастую и никак не связанное с изучаемым материалом на данном уроке.

   Преодоление этой застарелой традиции непросто. Оно возможно лишь после того, как будет понята методологическая ущербность тривиально принимаего тезиса «повторение – мать учения», когда понятие «повторение» отождествляют с «повторением того же самого», без видоизменения структуры и логики ранее изученного, создающего новые связи между знаниями, то есть вне самонаращивания знаний в ходе повторения.

Каждому педагогу необходимо помнить о «механизмах» работы мышления (репродуктивном, редуктивном, продуктивном и творческом) и о том, что в ребенке надо развивать целостное сознание как триады, состоящей из процессов отражения, рефлексии и разума.

В связи с этим становится понятным, почему укрупнения знаний являются диалектическим средством активного повторения через преобразование, изменение, обобщение ранее известного. Решающую роль в этом играют уроки обобщения.

На обобщающих уроках завершается процесс выявления сущности основных понятий, закономерностей, практического их применения. На обобщающем уроке имеется возможность выявить степень усвоения материала учащимися, а сами ученики при подготовке к этому уроку имеют возможность расширить и углубить знания по изучаемой теме. Эти уроки позволяют восполнить знания у тех ребят, которые по каким-либо причинам пропустили занятия.

На повторительно-обобщающих уроках стараюсь выделить наиболее общие существенные понятия, законы, основные теории и ведущие идеи изученной темы, установить причинно-следственные связи, привести в систему усвоенные на уроке знания. Все идеи обобщения  свожу в единую систему, чтобы она как система представляла собой действенное знание, которое учениками должно быть признано как необходимое и значимое.

К урокам обобщающего повторения следует готовить учащихся постепенно: вырабатывать у них умения обобщать различные факты и положении по тексту учебника, по рассказам учителя, по прочитанной дополнительной литературе; развивать умения находить главное и существенное в тексте, научить ориентироваться в содержании разделов программы, формулировках, научить применению знаний из других предметов. Если учитель не уверен, что дети могут правильно разобраться в тексте учебника, надо проверить как они поняли задание, как намерены решать примеры и задачи, и, может быть, рассказать, в какой последовательности следует работать, выделяя существенный и важный материал, который повторить при подготовке к уроку.

Каждое последующее обобщение к изученному материалу способствует лучшему его пониманию, восполняет различные частности, отдельные  детали, которые были пропущены при изучении нового. Следует отметить , каким бы полным ни было объяснение учителя, почти всегда из поля зрения может уйти тот факт, деталь, пример, использование которых на обобщающем уроке еще более укрепило бы в памяти учащихся весь изученный материал. Обобщающий урок – это заключительный этап прочного усвоения темы.

Задача обобщения не только в том, чтобы воспроизвести ранее усвоенный материал. Воспроизведение – это пассивный этап обобщения. Не пересказывать учебник, а подвести учащихся к тому, чтобы они могли оперативно использовать изученный материал при дальнейшем изучении математики. Необходимо, чтобы факты, законы, положения стали достоянием ученика как инструмент к дальнейшему познанию. На уроках обобщающего повторения есть широкие возможности для дифференциации и индивидуализации учебной работы, оказание учащимся своевременной и действенной педагогической помощи. Класс можно условно поделить на три основные типологические группы:

- хорошо и отлично успевающих учеников;

- среднеуспевающих учеников;

- слабоуспевающих учеников.

На первом этапе урока проводится систематизация знаний и умений учащихся, предполагающая сведение всего изученного в единый комплекс, выделение в нем главного и второстепенного, определение способов их взаимосвязи. Она необходима каждому ученику, поэтому учитель работает со всем классом, используя фронтальные (коллективные) формы учебной работы.

Для определения систематизации полезно использовать емкие учебные задания, выполнение которых сопряжено с актуализацией всего комплекса знаний и умений. В процессе выполнения таких заданий знания и умения учащихся группируются вокруг главного, стержневого элемента учебного материала (понятия, теоремы, способа решения), естественным образом стягиваются к нему, образуя из «островков» взаимосвязанных понятий, изучавшихся на протяжении ряда уроков, единый их блок, удобный для запоминания и дальнейшего использования, из простой совокупности знаний и умений – их систему, из разрозненных «лоскутных» представлений – целостное видение изученного материала.

К учебным  заданиям такого рода относятся задания-таблицы, задания на составление всевозможных схем, конспектов, задания на классификацию понятий, на выявление родово-видовых отношений между ними, на составление «родословных» теорем, на выявление места понятия или теоремы в системе изученных понятий или теорем.

Дальнейшую работу на уроке дифференцируем по основным типологическим группам. Проведенная на первом этапе систематизация должна стать основой уточнения и упрочения знаний и расширения области их применения для среднеуспевающих учеников, расширения и углубления знаний хорошо и отлично успевающих учеников.

На втором этапе урока происходит расширение области применения знаний учащихся I и II групп. Здесь полезны задачи практического характера, наглядно раскрывающие возможности использования изученного в технике, на производстве, в других науках или других темах математики.

Непосредственное руководство учителя этой деятельностью обеспечит более быстрое продвижение учащихся и более качественное выполнение заданий, сопровождаемое необходимыми комментариями к тексту задач, отдельными техническими или научными терминами. Слабоуспевающие учащиеся выполняют в это время самостоятельную работу по комплексному использованию знаний и умений в различных ситуациях по специальной программе, рассчитанной именно на данную типологическую группу.

Доминирующей эмоциональной ситуацией, переживаемой этими учениками, должна быть ситуация успеха. Только при таком условии учащиеся данной типологической группы смогут продолжительное время самостоятельно работать.

На третьем этапе урока проводится углубление знаний учащимися I группы. Непосредственное руководство учителя учебной деятельностью школьников необходимо здесь не только по тем же самым причинам, что и на предыдущем этапе, но и еще для того, чтобы обеспечить качество дополнительно приобретаемых учащимися знаний в ходе выполнения ими специальных заданий. Среднеуспевающие учащиеся выполняют на этом этапе самостоятельную работу, направленную на совершенствование систематизированных и расширенных знаний и умений по специальной учебной программе.

На четвертом этапе урока хорошо и отлично успевающие ученики приступают к самостоятельной работе, связанной с закреплением вновь приобретенных знаний или умений. Остальные школьники продолжают работу, начатую ими ранее. Особенность этого этапа заключается в том, что учащиеся всех групп работают самостоятельно и индивидуально без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Роль учителя сводится главным образом к тому, чтобы регулировать деятельность учащихся, оказывать им своевременную эффективную помощь в выполнении учебных заданий.

Уроки обобщающего повторения можно проводить в форме семинарских занятий. К их дидактическим целям можно отнести приобретение новых знаний, обучение самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях.

Эффективность семинарского занятия в значительной мере зависит от организации его подготовки. Учащимся сообщается тема семинара, основные вопросы теории, по которым будет проводиться опрос; указываются номера задач из учебника, приемами решения которых должны овладеть все учащиеся; дается некоторых набор нестандартных упражнений, в процессе решения которых нужно проявлять элементы творчества. Учащимся предлагается самим подобрать упражнения и на семинаре показать рациональные способы их решения. распределяются индивидуальные и групповые задания:

- подготовить сообщения по истории возникновения и развития математических понятий;

- показать связь курса математики с другими школьными дисциплинами;

- рассказать о применении рассматриваемых понятий на практике.

В процессе подготовки к семинару учащиеся по рекомендации учителя изучают дополнительную литературу, читают научено-популярные книги, работают над задачами.

Выступления членов математического кружка с сообщениями по вопросам, выходящим за рамки программы, развивают интерес учащихся к предмету, вызывают стремление глубже усвоить предмет.

В последнее время получило распространение проведение семинаров ыв форме смотра знаний, на которые приглашаются представители администрации школы, общественных организаций, учащиеся параллельных классов. Смотр знаний проводится в соответствии с планом методического объединения учителей математики.

При оценке ответов учащихся учитываются:

- знание теории (понятий, формул, правил и их обоснование);

- умение применять теорию к решению задач.

Подготовка к семинару одновременно является подготовкой к зачету по теме.

На уроке-семинаре уделяется особое внимание проверке готовности учащихся к выполнению очередной контрольной работы. Для этого обсуждается решение некоторых типичных задач, обоснование решения со ссылкой на соответствующие вопросы теории.

Проведение семинара планируется с учетом влияния внеклассной работы на совершенствование урока, развития интереса всех учащихся к математике.

Заслушиваются ответы учащихся, уровень подготовки более высок по сравнению с программными требованиями.

Семинар в условиях школы может иметь самостоятельное значение и проводиться независимо от применения лекционно-семинарской системы в целом.

Литература

  1. Я.И.Груденов. Совершенствование методики работы учителя математики.- М., 1990.
  2. Н.Н.Гряда. Обобщающее повторение как фактор преобразования полученных знаний.- А., 2002.
  3. М.В.Суворова. Повторительно-обобщающие уроки в курсе математики.- Журнал «Математика в школе» №4-1995.
  4. С.М.Саакян. Лекционно-семинарская система преподавания математики.- приложение к газете «Первое сентября», Математика №4 -1996.
  5. М.И.Зайки. Обобщающие уроки в малочисленных классах.- Журнал «Математика в школе» №6-1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания

Эта статья о моей работе в начальной школе в предметной области "Изобразительное искусство"...

РЕФЕРАТ на тему: «Творческое начало – основополагающий фактор формирования личности ребёнка»

Тема "Творчество и дети" таит в себе много загадок и вопросов. Всегда ли мы понимаем это?...

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....