Публичное представление собственного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 17" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» Рузаевского муниципального района
Захаровой Елены Александровны
Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Профессия учителя не совсем обычная. Мы воспитываем тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. От нас требуются всесторонние знания, безграничная душевная щедрость, мудрость, только каждый день, с радостью, отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Учителем русского языка и литературы я работаю 4 года. Педагогическая проблема, над которой я работаю «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы». Ведущей педагогической идеей является проведение современных типов урока с целью развития интереса к русскому языку и литературе. Как учитель, я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.
Разумеется, в моей практике используются и другие типы уроков. Это – уроки-олимпиады, уроки-диспуты, уроки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-конкурсы. Их главная цель - возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке.
Условия формирования ведущей идеи опыта.
Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай, воспитывая, воспитывай, обучая». Не зря в своё время замечательный древнегреческий философ Аристотель сказал: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь».
Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать им свои знания, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.
Наличие теоретической базы опыта.
Над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» я работаю с 2012 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам. Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. Особое место среди них занимает творческий диктант.
Творческий диктант. Он служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. В 5 классе, например, пишем творческий диктант на вставку слов по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла, я читаю предложения, ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные, определяют их стилистическую роль в тексте, какие синонимы-прилагательные потребуются для более яркого, образного описания картины.
Изложение. В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа.
В седьмом классе, например, провожу изложение по тексту
М. Шолохова «Судьба человека» с дополнительным заданием.
Задание: описать внешность и поведение отца и сына. В заключение высказать своё мнение о поведении мальчика. Озаглавить текст, подчеркнуть в своем изложении причастия.
Сочинения. Творческие работы планирую в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Стили речи» характер работы определяется самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера. Подготовка к творческой работе ставила своей целью не только закрепление навыков использования в речи изученного материала, но и повторение пройденного. Какой предмет предложить учащимся для описания? Это также вопрос немаловажный. Хотелось, чтобы ученики работали с интересом, могли использовать жизненный опыт, только в этом случае язык сочинения может быть точным, выразительным.
Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала. Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение. В учебнике русского языка для 6 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) есть много творческих заданий по рисункам. Приведу примеры некоторых из них:
1.Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование. 2.Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка.
3.Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец.
4.Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста.
Творческие задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений.
Технология опыта.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие открывают возможности для развития креативных способностей. Принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества»
Моя задача, как и задача любого педагога, пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- эвристический;
- проблемный;
- модельный.
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Трудностей при использовании данного материала не возникает.
Анализ результативности.
Проводимая мною работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов.
На муниципальном и Российском уровне учащиеся занимают призовые места
Муниципальный уровень:
2014 год – Аниськина Алина (6 кл.) – участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика»
2014 год – Радаева Ирина (7 кл.) – победитель в номинации «Оригинальное прочтение» в муниципальном конкурсе стихотворений, посвященном 210-летию со дня рождения А.И. Полежаева
Российский уровень:
2013 год –Бибикова Ольга (6 кл.) - 2 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе для 5-11 классов на дистанционном образовательном портале «Продленка»
2013 год – Подъячева Екатерина (6 кл.) – лауреат Всероссийского открытого конкурса «Интеллект-экспресс» по русскому языку «Зебра 5-6 классы»
2014 год– Батраева Светлана (6 кл.) – 2 место в межрегиональном конкурсе «Пасха радость нам несет» в номинации «Художественное слово»
2014 год– Бибикова Ольга (6 кл.) - участие в межрегиональном конкурсе «Пасха радость нам несет» в номинации «Художественное слово»
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.
КВН по русскому языку и литературе: "Путешествие в страну Словесности"
Цели:
- Развивать логическое мышление, память, творческие способности обучающихся.
- Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: индивидуальные карточки участникам
Правила игры. Команды выполняют задания. Пока команды готовятся, идет игра со зрителями. ( Игра рассчитана на три команды).
Ход работы -
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы и русского языка, а путешествие наше пройдет в форме игры-КВН, в которой участвуют 3 команды.
Первая команда 5 класса - Приветствуем их аплодисментами!
Вторая команда 6 класса - Давайте дружно похлопаем и этой команде!
Третья команда 7 класса - Поприветствуем аплодисментами и эту команду!
- Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе..
1 конкурс будет называться "Подготовка к игре "
Задание: придумать литературное название своим командам и девиз, сопутствующий успехам.
(время - 1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе)
2 конкурс "Разминка"
Задание: каждой команде поочерёдно загадывают загадки. Если ответ правильный, то команда получает 2 балла, если ответ неверен, другим командам даётся возможность ответить и заработать баллы.
Загадки:
Первой команде:
а) Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
б) Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)
в) Пять братьев вместе родятся, а ростом разные (пальцы)
Второй команде:
а) Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)
б) Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)
в) Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь - молчит, а тронешь- кричит (звонок)
Третьей команде:
а) Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое.(корова)
б) Идет в баню чёрен. А выходит, красен (рак)
в) Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет (метла)
3 конкурс.
1. Восстановить текст. За правильно угаданное слово 1 балл (Каждая команда получает карточку с одним из текстов, в котором пропущены выделенные слова.)
Вот книга. Откройте:
Вам станет известно,
Что русский язык
Изучать интересно.
В ней к знаниям
Новый проложен маршрут,
В Лингвию
Книжные тропы ведут…
Мы книгу просим вас открыть!
В ней спрятаны ответы:
Как русский весело учить,
Постичь его секреты,
И как с героями дружить,
И в лодку сесть одну,
Как Море Знаний переплыть
И не пойти ко дну.
Ответы команд по заданию.
4 конкурс "Капитанов"
Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить "Дальше". За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла (предварительно проводится жеребьёвка).
Первому капитану.
Проворная зверюшка живет в дупле - избушке | (белка) |
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит | (гусь) |
Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит | (дятел) |
Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит | (крапива) |
Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского | (Айболит) |
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает | (сова) |
Много рук, а нога одна | (дерево) |
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет | (бабочка) |
Самая маленькая девочка | (Дюймовочка) |
Зеленая царевна | (лягушка) |
Слабоумный паренек | (Иванушка - дурачок) |
Дружит со щукой | (Емеля) |
Драгоценный петух | (золотой) |
Собеседница вороны, укравшая у нее сыр | (лиса) |
Отчество у Мороза | (Иваныч) |
Название сказки обо всех временах года | (12 месяцев) |
Второму капитану
Деревянный мальчишка | (Буратино) |
Сколько было богатырей у мертвой царевны? | (7) |
Где хранится смерть Кощея? | (в яйце) |
Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки | (лиса) |
Мальчик, превратившийся в козленка | (Иванушка) |
Как звали его сестренку? | (Аленушка) |
Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги | (гуси - лебеди) |
Кто развалил теремок? | (медведь) |
Папа Буратино | (Карло) |
Он похож на елку, шуба вся в иголках | (ёж) |
Без рук, без ног, а на брюхе ползет | (змея, червяк) |
Зимой белый, летом серый | (заяц) |
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая | (лиса) |
Работящие зверьки строят дом среди реки | (бобры) |
Волшебный конек Иванушки | (Горбунок) |
Лежит - молчит, подойдешь - заворчит | (собака) |
Третьему капитану
Всех я вовремя бужу, хоть часы не завожу | (петух) |
Под водой живет народ, ходит задом наперед | (раки) |
Самый маленький мальчишка | (с пальчик) |
Девочка с голубыми волосами | (Мальвина) |
Подружка семи гномов | (Белоснежка) |
Волшебная избушка | (на курьих ножках) |
Злая старуха, укравшая Иванушку | (баба Яга) |
Отчество медведя | (Потапыч) |
Девушка, потерявшая башмачок | (Золушка) |
Первая жительница теремка | (Муха - цокотуха) |
Девочка в ярком головном уборе | (Красная шапочка) |
Сколько козлят съел волк | (6) |
Волшебные слова Емели | (по щучьему велению) |
Рыбак, ловивший рыбу хвостом | (волк) |
Кого угощала лассо манной кашей из плоской тарелки | (Журавля) |
Старухино изделие из муки | (колобок) |
5 конкурс «Фразеологическое лото». 10 баллов
Зуб В колесе Сказка про Колено Негде упасть С собакой Зарубить Аппетит Со смеху Ни к селу | Море по Белого бычка Как белка Яблоку Ни к городу Себе на носу Как кошка Кататься Волчий На один |
6. Шестой конкурс "Веселый художник"
- Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба Яга)
Задание: Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:
Первый | - голову |
Второй | - лицо (глаза, рот, нос) |
Третий | -туловище |
Четвёртый | - ноги, руки |
Пятый | - метлу |
Шестой | - ступу |
(Конкурс оценивается по 5 бальной системе)
7 конкурс «Конкурс Грамотеев».
Ребята, вы, конечно, говорите правильно. А следующий конкурс для наших команд будет называться «Конкурс Грамотеев». В нем будут участвовать по 1человеку от команды. Им нужно будет исправить все речевые ошибки.
Высшая оценка – 5 баллов.
Шел я, значит, в новом пальте по улице Каштановой аллее. В кафе спешил – есть здеся рядом хорошая кафе. Люблю черное кофе, особливо с пирожным. Вот заходю, ложу свои вещи на окно и иду к прилавку, очередь занимать. Народу набежало! Вот уже моя очередь подошла, теперя я крайний, гляжу – мама родная? – а вещи-то мои, которые я на окно поклал, сперли. Расстроился я. Теперя ужо ничего не хочу – ни кофе, ни морожена, ни жевачки.
8. конкурс «Великие и знаменитые»
Задание: одновременно всем командам задаётся 1 вопрос . Но прежде чем озвучить ответ, его необходимо зафиксировать на листочке.(А,Б или В)
1.Какой писатель стал автором известной сказки "Приключения Чипполино"?
А) Шарль Перро.
Б) Агния Барто.
В) Джанни Родари.
2. Кто написал "Муму"?
А) И.С. Тургенев
Б) А.П. Чехов.
В) Л.Н. Толстой.
3. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?
А) В Петербурге
Б) В Москве
В) В Киеве
4. Какое произведение не принадлежали перу Корнея Ивановича Чуковского ?
А) "Муха - Цокотуха"
Б) "Айболит"
В) "Приключения Незнайки".
5. Кто герой басен Ивана Андреевича Крылова?
А) Люди
Б) Звери
В) Неодушевленные предметы
6. Чьё имя носит главный кукольный театр России?
А) А.С.Пушкина
Б) И.А.Крылова
В) Образцова
7. Какое учебное заведение было открыто Михаилом Васильевичем Ломоносовым?
А) Морская академия в Санкт Петербурге
Б) Университет в Москве
В) Университет дружбы народов в Москве
8. Назовите произведение американского писателя Джека Лондона
А) "Белый клык"
Б) "Серая шейка"
В) "Белый Бим Чёрное ухо"
9. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?
А) Александр Сергеевич Пушкин.
Б) Михаил Васильевич Ломоносов.
В) Василий Андреевич Жуковский.
10 В какое место был сослан в ссылку Александр Сергеевич Пушкин?
А) В Петербург
Б) В село Михайловское
В) В Соловецкий монастырь
(За каждый правильный ответ 2 балла)
Конкурс 8. «Сочини сказку»
Конкурс оценивается по 5-балльной системе.
1 команда
Начало сказки
«И снится Кощею Бессметному сон…»
Конец сказки
«…И жили они вместе долго и счастливо»
2 команда
Начало сказки
«Рано утром Баба Яга отправилась в салон модных причесок…»
Конец сказки
«…За праздничным столом сидели Винни-Пух и все, все, все»
3 команде
Начало сказки
« Колобок нашёл волшебную лампу и……»
Конец сказки
«Тут и сказке конец, а кто слушал молодец»
III. Подведение итогов.
Вопросы зрителям-болельщикам
Что ответили писатели?
- Как-то ребята, удивившись виду чемодана у Аркадия Гайдара, спросили: "Аркадий Петрович, почему Вы такой знаменитый, а чемодан у Вас так себе?" Гайдар, улыбнувшись, ответил: "Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе".
- Однажды какой-то прохожий, увидев помятую шляпу писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, бесцеремонно спросил его: "Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове вы называете шляпой?
Андерсен, не смущаясь и глядя на задавшего вопрос, спокойно ответил: "А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называете головой?" - Увидев двух ссорящихся, Гете сказал: "Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее".
- Узнав о решении Дюма зайти в книжный магазин, книготорговец, желая польстить любимому писателю, срочно выставил все его книги, убрав книги других писателей. Глядя на продавца, Дюма встревоженно спросил: "А где же книги других авторов?" Растерявшись, книгопродавец ответил:"Проданы".
. Переведите фразы на русский литературный язык.
- Уважаемые зрители! Организовано катание детей и взрослых на лошадях. Желающие, приобретайте билеты прямо у лошадей.
- В день обработки квартир жильцы должны быть дома, так как уничтожение тараканов будет производиться вместе с жильцами.
«Что в корзине?»
Мы предлагаем им разобраться с имуществом, которое находится в этой корзине, и определить, кому из литературных героев принадлежат вещи, что в ней лежат. (Члены команд по одному подходят и выбирают предметы до тех пор, пока они не закончатся. Далее все вместе обсуждают и дают свои ответы).
Примеры предметов:
- Кольцо
- Кисть и краски
- Картина
- Мелкоскоп
- Ключ
- Мешок с кедровыми шишками
- Чулок
- Горшок
- Зеркало
- Рак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта:- актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая зна...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное прил...
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...