«Дополнительное образование детей с ООП: трудности и особенности, нормативно-правовое обеспечение»
статья на тему
статья в рамках методической темы «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая тема: «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество»
«Дополнительное образование детей с ООП: трудности и особенности, нормативно-правовое обеспечение»
Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта;
- а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
В России существует несколько вариантов обучения детей с особыми образовательными потребностями:
Инклюзивное обучение. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов.
Спецшколы и интернаты.
Домашнее обучение
Дистанционное обучение. Данный вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество
В своем докладе на Съезде Уполномоченных по правам ребенка Павел Астахов обратил внимание на тот факт, «что во многом именно допущенные ранее просчеты и пробелы государственной политики в области воспитания подрастающего поколения привели к росту в детско-подростковой и молодежной среде социального инфантилизма, правового нигилизма, безответственности, проявлений агрессивности и жестокости, к возникновению межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии и другим асоциальным проявлениям, создающим угрозу будущему России.
Именно поэтому особенно важной представляется роль дополнительного образования детей. Не стоит забывать о том, что рядом с нами живут те, кто ежедневно борется с каким-либо недугом, ограничен в своих физических возможностях и как никто другой нуждается во внимании, поддержке и помощи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов – это особая категория детей, которая требует повышенного внимания, поддержки и помощи как со стороны государства, так и со стороны общества в целом.
Сведения о количестве детей-инвалидов в РФ По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации | ||||||
Наименова-ние | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Число детей-инвалидов (0-17 лет) | 495 378 | 495 330 | 505 247 | 510 977 | 521 648 |
В Тульской области проживают около 179 тысяч инвалидов,
в том числе 4,7 тысячи детей-инвалидов – это каждый 8 житель области (по России - каждый 12).
Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, поэтому необходимо назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:
Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка
Конституция Российской Федерации – высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».
Что касается системы дополнительного образования, то следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 2012 г. начал действовать новый Федеральный закон № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». Закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ. В законе дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования – это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).
Принятый закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил не только правовые гарантии, но и указание в дефиниции «дополнительного образования» на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в духовно-нравственном совершенствовании.
В отношении детей с ОВЗ "не надо ставить диагноз "необучаем", надо учиться с ними работать. Безнадежных ребят нет, есть безнадежно равнодушные взрослые" (П.А. Астахов)
Говоря об исключительной важности дополнительного образования в части реализации права ребенка на гармоничное образование в целом, нельзя не отметить тот факт, что сегодня, к сожалению, по прежнему остро стоят вопросы создания необходимых условий для организации культурного досуга несовершеннолетних, обеспечения их доступа к учреждениям культуры и культурным ценностям, обеспечения информационной и духовно-нравственной безопасности детей и подростков Незанятость детей и подростков позитивными видами деятельности, отсутствие у них возможности для культурного проведения досуга способствуют безнадзорности несовершеннолетних, их вовлечению в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.
К сожалению наблюдается
- увеличение доли малолетних от общего числа лиц, состоявших на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (в 2008 г. - 23,2%, в 2013 г. - 25,7 %);
- возрастает доля несовершеннолетних девочек, состоявших на учете в органах внутренних дел за совершение правонарушений (в 2008 г. - 19,9%, в 2013 г. - 23,5%);
- в том числе малолетних девочек (в 2008 г. - 3,8%, в 2013 г. - 4,7 %).
В связи с этим вызывает тревогу существенное - на 11,1 % снижение за последнее пятилетие числа учреждений дополнительного образования, и сокращение почти на 407,1 тыс. численности занимающихся в них детей. Так, с 2009 по 2013 годы сократилось число:
Имеются и другие проблемы с удовлетворением потребностей детей в доступе к учреждениям культуры - это:
• сокращение сети муниципальных учреждений культуры клубного типа;
• слабая материально-техническая база муниципальных клубных учреждений, музеев, отсутствие компьютерной, звуко-, видеотехники, доступа в Интернет;
• отсутствие в ряде муниципальных образований специалистов по работе с детьми и руководителей детских коллективов, сокращение ставок педагогов-организаторов детского досуга;
Тем самым должным образом не реализуются права несовершеннолетних граждан России в области культуры, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, в том числе связанные с удовлетворением духовных потребностей, приобщением к культурно-историческим ценностям, обеспечением свободного доступа к культурным ценностям и участию в культурной жизни.
Имеются и положительные примеры. Так, в Республике Бурятия в рамках формирования безбарьерной среды для детей-инвалидов с 2008 г. Республиканской детско-юношеской библиотекой началась реализация долгосрочного проекта «Библиотека без барьеров», направленного на предоставление информационно-библиотечных услуг молодежи и детям с ограничениями жизнедеятельности (в том числе «колясочникам»).
В Алтайском крае с 2011 года в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы реализуется проект эстетического воспитания детей и молодежи средствами искусства с организацией бесплатного посещения концертных и театральных мероприятий, музеев, выставочных залов учащимися общеобразовательных учебных учреждений края.
В Брянской области доступ несовершеннолетних в культурно-досуговые учреждения для занятий в творческих коллективах или в клубах по интересам осуществляется на бесплатной основе.
В Ивановской области с 2012 года действует Губернаторский проект нравственно-эстетического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей, в рамках которого реализуется система абонементов на посещение театров и филармонии.
В Тульской области в 2013 году в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в ГОУ ДОД ТО «Областной Центр развития творчества детей и юношества» установили подъемник, который помогает колясочникам подниматься на второй этаж, лестницу оборудовали тактильной плиткой для детей с дефектом зрения. Эти два немаловажных фактора помогают в проведении областных мероприятий с участием детей с особыми образовательными потребностями, способствуют наиболее успешной социализации детей в общественной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества дополнительного образования детей.
Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. Одни утверждают необходимость разработки стандартов как средства упорядочения...
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «В мире чувств. Я – особенный».
Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека....
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»
Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...
Презентация к выступлению на методическом объединении по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»
В презентации содержится материал о последних изменениях в нормативно-правовой базе дополнительного образования детей...
Тесты для педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»
Предлагаемые тесты разработаны с целью осуществления обратной связи с педагогами дополнительного образования детей в рамках методического объединения по теме: "Нормативно-правовая база дополнител...
Изменения в НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ дополнительного образования детей (доклад)
Доклад на методическое совещание кафедры ДО "Об изменениях в НПБ дополнительного образования детей"...