Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества дополнительного образования детей.
статья по теме
Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. Одни утверждают необходимость разработки стандартов как средства упорядочения образовательной деятельности. Другие - видят в стандартах опасность унификации, формализации образовательного процесса, негативного влияния на уникальный творческий потенциал дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
standart_kak_sredstvo_obespecheniya_may_2011_internet-soveshchanie.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"УРЕНГОЙСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
СООБЩЕНИЕ
к интернет-совету руководителей ОУ май 2011 г.
по теме:
"Федеральные государственный образовательные стандарты: духовно-нравственное развитие и воспитание»
Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества
дополнительного образования детей.
Тема стандартов в дополнительном образовании имеет два противоположных направления обсуждения. Одни утверждают необходимость разработки стандартов как средства упорядочения образовательной деятельности. Другие - видят в стандартах опасность унификации, формализации образовательного процесса, негативного влияния на уникальный творческий потенциал дополнительного образования.
Прежде чем выразить наше отношение к соотношению "стандарт - дополнительное образование детей", уточним определения стандарта и стандартизация, особенности их применения в образовании.
Международная организация по стандартам предлагает следующее определение стандартизации: "Это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон".
Именно поэтому, стандартизация в образовании не может быть инструментом жесткой регламентации в организации и развитии системы. Стандартизация - это и средство стимулирования ее к саморазвитию и совершенствованию. Другое дело, что овладеть этим средством, переломить свое однобокое понимание стандартизации представляется сложным.
Обратим внимание, что если в сфере производства или технических наук понятие стандарта имеет строгое значение, то в образовании оно является скорее образно - символическим, поскольку все задаваемые образовательные параметры, способы их измерения, методы и квалификация экспертов (точнее - инспекторов) изначально относительны, неоднозначны и многообразны. К этому следует добавить и то, что достаточно распространенным приемом в научных работах, инструкциях и директивных документах стала подмена терминов: называя стандарт образовательным, в реальности предлагаются критерии, показатели качества только одного его компонента - обучения.
Отмечая этот факт, М.М. Поташник призывает: "мы всегда должны помнить, что, когда мы произносим звучащее солидно словосочетание "государственные образовательные стандарты", на самом деле речь идет о стандартах только обученности, то есть образования только в одной из областей формирования личности - в области обучения, что не позволяет делать никаких обобщающих, а тем более окончательных выводов о действительном уровне образованности личности, ее воспитанности, развитости, интеллигентности и пр., то есть о качестве образования ребенка и качестве работы образовательного учреждения" (Поташник М.М. Управление качеством, С. 69)
Принципиальная особенность образовательных стандартов состоит в том, что они не предназначены для того, чтобы диктовать, как следует учить, стандарты нельзя сводить и к содержанию программ. Стандарты надо принимать как минимальную нормативную базу разработки многочисленных образовательных программ. В качестве этой базы выделяются самые общие государственные требования к содержанию образования как фактору экономического и социального прогресса общества. Государственные требования к содержанию обязывают все образовательные учреждения следовать единой социальной направленности и обеспечивать:
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
- формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Для нас стандарт - это, прежде всего, требование, предписание и оно подлежит выполнению. Именно в таком смысле следует понимать стандарт как обязательный минимум. Юридический парадокс дополнительного образования детей состоит в том, что оно, как составляющая структура общей системы образования подчиняется общим государственным требованиям, но как самостоятельный тип образования и особый институт образования - определяемо целями, задачами и требованиями своего Типового положения, отменяющего силу стандарта общего образования.
С одной стороны, четко фиксируется что: "учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом"; каждое учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за:
* невыполнение функций, определенных уставом;
* реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами;
* качество реализуемых образовательных программ;
* соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей;
* жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса;
* нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения;
* иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации (Типовое положение. Общие положения. пп. 6-8).
С другой стороны, "содержание деятельности определяется педагогом... Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения" (там же).
Такая разнонаправленность нормативных положений прямо пропорциональна отказу, от каких - либо требований их выполнения. Настаивая на своей уникальности, оригинальности, инновационности, авторстве (трактуемом предельно произвольно), некоторые педагоги и коллективы учреждений дополнительного образования детей игнорируют, не знают и не выполняют общих требований (международного и государственного уровня), защищающих права детей и детства, забывая, что дополнительное образование детей (как и образование в целом) - это особая сфера деятельности, где достижение результатов не может обеспечиваться любыми средствами.
Решением этого конфликта "общего - особенного - единичного" может стать и принятие стандарта как нормы, адекватной определенному образовательному пространству, служащей его основой и объединяющим средством для всех элементов этого пространства. Мы убеждены, что образовательное пространство существует там, где эта норма признается всеми его участниками в качестве таковой, выделяется как образец и ориентир деятельности, организации, оценки. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду, прежде всего учреждение дополнительного образования детей - нормы вида учреждения и нормы авторства уникальности учреждения. Сложившиеся нормы в конкретном пространстве и признанные как таковые для более масштабного сообщества, становятся требованием для большинства, а далее - возможен и более высокий уровень их утверждения.
В данном понимании мы можем различать нормы системы дополнительного образования детей (общий минимум требований), нормы системы региональной (нормы, обеспечивающие целостность образовательного пространства) и учрежденческие (миссия и цель учреждения).
Мы убеждены, что современная практика развития системы дополнительного образования демонстрирует необходимость движения в направлении признания стандартизации - переход в статус образовательных учреждений, со всеми вытекающими из этого требованиями к содержанию программ, организации педагогического процесса, способам и критериям определения результатов и т.д.
Перспективным направлением для определения аспекта стандартизации в системе дополнительного образования детей является предложение классификации стандартов по группам:
- Мы убеждены, что базовой и объединяющей все остальные группы должен стать стандарт программы дополнительного образования детей. Стандартизируется не содержание образовательного процесса, а определяются как общее требование разноуровневость, разнонаправленность, вариативность его организации.
- Стандарту программы соответствует вторая группа стандартов - это стандарты психофизического и социального развития личности ребенка. Смысл их состоит в определении набора необходимых условий (содержания программ, методов, приемов деятельности и общения, "чистоты" информационной среды, стиля поведения, материально - технических обстоятельств) для сохранения оптимальной психофизиологической нагрузки детей, соответствующей их возрастным, половым особенностям. Информация о наличии и соблюдении этих условий является требованием для принятия управленческих решений по реализации образовательной программы.
Стандартом (общим требованием) в дополнительном образовании детей становится образовательная программа как педагогическая технология - сложная система приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач, содержания, форм и методов организации образовательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на другие, что и создает в итоге определенную структурированную совокупность условий для развития индивидуальности ребенка.
Результатом реализации такой программы является положительный итог целенаправленной деятельности педагога или совместной деятельности педагога с детьми, выраженный в изменении состояния личности, ее свойств, установок или микросреды их сотворчества.
- Третья группа - стандарты педагогического профессионализма и квалификации, включающие в себя специальные и общепедагогические требования к педагогам дополнительного образования детей.
- Следующая группа - стандарты управления, содержащие определенные нормы, правила, механизмы управления подразделением, учреждением, контроля за параметрами ценностей, условий и средств осуществления образовательной деятельности.
- Значима для внутренних процессов самоидентификации учреждений в системе дополнительного образования детей и для государственной аттестации группа системных стандартов, включающая в себя стандарты типа, вида и категории учреждения.
Из нашего признания необходимости выработки стандартов дополнительного образования детей следует понимание важности оптимальной технологии их разработки, апробации, утверждения и введения в практику. По аналогии с имеющимся опытом технологической разработки государственных общеобразовательных стандартов можно сделать заключение о необходимости создания соответствующей целевой комплексной программы с последовательным осуществлением этапов:
- сбора и обработки информации о состоянии и тенденциях в системе дополнительного образования;
- проблемного анализа состояния и тенденций;
- разработка механизма согласования интересов и требований различных субъектов системы дополнительного образования детей;
- определения целей и задач по разработке и введению стандартов дополнительного образования детей;
- последовательное определение целей и выделение подпрограмм с учетом принципа параллельного действия в решении социально - педагогических задач;
- разработка плана действия и графика последовательной реализации целевой комплексной программы;
- подготовка механизма постоянного обновления в соответствии с динамикой интересов тех требований к дополнительному образованию детей (содержанию, процессу, результатам), которые получили определение образовательного стандарта.
Принципами разработки стандартов дополнительного образования детей должны стать следующие исходные положения:
1. Соответствие целей (по содержательной направленности, преемственности и соподчиненности) образовательных программ учреждений целям и требованиям системы дополнительного образования детей.
2. Гуманизация образования через содержание образовательной программы, ориентированное на развитие интегральной индивидуальности личности ребенка.
3. Системное единство проектирования стандартов дополнительного образования детей в контексте непрерывного образования личности.
4. Демократизм, определяющий сохранение единства образовательного пространства с реализацией на практике конкретных особенностей содержания и организации образовательной деятельности учреждений, регионов.
5. Развитие образовательной системы (в целом и каждого учреждения) за счет создания условий стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах, технологиях, формах организации.
6. Контролируемость сформулированных в стандартах дополнительного образования детей целей образовательных программ и требований к результату их реализации, выраженный в уровне личностного развития "выпускника" и конкретно определяемый по содержанию и времени.
Мы уверены, что при отсутствии сегодня утвержденных стандартов системы дополнительного образования детей как законного субъекта системы общего образования, выработка единого нормативного минимума государственной аттестации и аккредитации обречена на режим постоянного эксперимента и накопления эмпирического опыта оценочных действий.
Каждый регион, со всей спецификой его территориальных, культурных, иных отличий, каждое конкретное учреждение с набором черт, делающих его непохожим на все другие учреждения страны, гарантируют бесконечное многообразие содержания образовательных программ. Они имеют на это законное право, но для управления развитием системы дополнительного образования детей (качеством), а не только стабилизации достигнутого состояния, необходимо создание механизма обеспечения целостности, единства в многообразии и принят общий для всех смысл функций дополнительного образования детей в образовании. Основой для этого могут стать принятые стандарты - результат согласия всех субъектов и, тем самым, признаваемая социальная норма в контексте идеи непрерывного образования.
Вместе с тем, стандартизация дополнительного образования детей является одной из программ его идентификации как особой подсистемы общего образования (качество системы). Для обоснования этого утверждения нам понадобится определить в парадигме дополнительного образования детей такие категории как: "содержание дополнительного образования детей", "цель", "функции", "стандарт", "результат". При этом, в рамках методологического исследования управления качеством дополнительного образования детей важно не только дать определение некого комплекса понятий, но представить систему понятий, основанием для которой является, с нашей точки зрения, образовательная программа (как программа отдельного педагога, учреждения, территории, региона и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65
Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...
Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
Ознакомление родителей с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...
«ДОМИСОЛЬКА» ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на развитие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку современная наука признает раннее детс...
Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов
Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информ...
Выступление к семинару: «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образо...
Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...
Методическая разработка «Использование игровой технологии «Мемори» как средства концентрации внимания и развития памяти у детей дошкольного возраста»
Данное методическое пособие предполагает системную работу по дополнению и внедрению дидактических игр «Мемори» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планирован...