Педагогический проект.
проект (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Рабочая тетрадь по домоводству для 5 класса
(опыт разработки и внедрения)»
Автор-составитель: Моржанаева И.Н.
2. Краткая аннотация проекта
В настоящем проекте представлен опыт педагогической деятельности учителя по разработке учебного пособия «Рабочая тетрадь по домоводству для 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида». Актуальность разработки данного продукта обусловлена необходимостью формирования УМК по предмету с учетом современных требований к результатам учебного процесса. В пособии представлена технология построения рабочей тетради как учебного пособия. Практическая ценность опыта заключается в практической направленности пособия. Представленный опыт востребован педагогическим сообществом , так как в настоящее время в системе специального коррекционного образованию подобные пособия отсутствуют. Педагогический опыт представлен рабочей тетрадью для обучающихся, пояснительной запиской, краткими методическими рекомендациями для педагогв.
3. Обоснование необходимости проекта
Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития российского государства. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников компетенций, позволяющих им быть востребованными и успешными в обществе. Современный быстро меняющийся спрос на региональном рынке труда предъявляет образованию заказ на подготовку высококвалифицированных и подготовленных к практической деятельности рабочих кадров, способных восполнить возникающий дефицит рабочих специальностей в промышленных отраслях производства и ремесленном хозяйстве. Между тем программно - методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе VIII вида) не успевает содержательно обновляться или недостаточно укомплектовано необходимыми средствами обучения и воспитания учащихся, учитывающими психические и возрастные особенности детей с интеллектуальным недоразвитием. В связи с тем, что в системе специального коррекционного образования наблюдаются такие проявления, как фактическое отсутствие учебных пособий по некоторым предметам учебного плана, учитывающих психические и возрастные особенности детей с интеллектуальным недоразвитием; отсутствие стандартов специального коррекционного образования для учащихся данной категории, ухудшается качество подготовки выпускников СКШ VIII вида, в результате чего они имеют низкую квалификацию и становятся неконкурентоспособными на современном рынке труда. В настоящее время в практике коррекционного обучения отсутствуют учебных пособий для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии по предмету домоводство. Для решения данной проблем встает необходимость разработки учебно - методического обеспечения, представляющего собой дидактические средства, позволяющие учителю сделать ее результативной, организовать педагогическую деятельность. Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему создание таких пособий. Данное учебное пособие востребовано педагогическим в системе специального образования, в этом состоит его актуальность.
Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе при изучении учебного материала в школе и дома. Рабочая тетрадь обеспечивает сознательное и активное участие обучающихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с этим она выполняет следующие дидактические функции:
- коррекционно - развивающую, способствующую коррекции и развитию высших психических функций обучающихся с нарушением интеллекта.
- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета,
- информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
- контрольно-корректирующую, которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Разработка рабочей тетради является современным способом ведения учебного процесса, так как ее дидактические функции позволяют обеспечивают компетентностный подход к организации учебного процесса. Под терминами «компетенция» и «компетентность» мы понимаем следующее:
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция | Основные характеристики |
Методологическая- самостоятельное решение задач прикладного характера | - прочные навыки самостоятельной учебной деятельности (измерения, выполнения графических работ, работа с источниками информации) |
- навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом) | |
-навыки самостоятельного приобретения знаний | |
навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов. | |
Допрофессиональная — достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО | - активность обучающегося в образовательном процессе |
-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии | |
- адекватная самооценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей | |
- умение ориентироваться на рынке труда | |
- мотивация к профессиональной деятельности | |
-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач. | |
Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей. | - научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы) |
- владение способами учебной деятельности | |
навыки ЗОЖ | |
- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций | |
демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье |
Все выше сказанное подтверждает актуальность с системе специального коррекционного обучения, адекватность целям и задачам образования на современном этапе
4. Цели и задачи проекта
Цель исследования:
-разработать рабочую тетрадь по домоводству домоводству для 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, методические рекомендации по ее использованию.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Изучить технологию составления рабочих тетрадей;
3.Разработать рабочую тетрадь как пособие для обучающихся, воспитанников;
4.Апробировать рабочую тетрадь в работе с обучающимися, воспитанниками;
5.Проанализировать результаты применения рабочей тетради.
6. Обобщить опыт работы.
Методологической основой исследования является общенаучные методологические принципы развития и системности, принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся с отклонениями в развитии.
В соответствии с проблемой и задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, профессионально-педагогической литературы, программно-методических документов;
- диагностический эксперимент, изучались аналитические данные, школьная документация, осуществлялись наблюдения на практических занятиях при проведении летней трудовой практики.
Для того чтобы раскрыть цель исследовательской работы была подобрана специальная литература, проведена диагностика воспитанников экспериментальной группы, собраны данные по трудовому развитию на начало и конец экспериментального периода. Анализ характеристики класса составлен на основе наблюдений, а также личной документации, включающей: личные дела учащихся, протоколы ПМПк, технологические карты сформированности ЗУН, ОУУН, протоколы уровня воспитанности учащихся класса.
В данной работе, на основании изучения состояния практической деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы и проведения исследований, делается попытка
- разработать учебное пособие для обучающихся, воспитанников с учетом современных требований к вопросам обучения и воспитания,
- разработать методические рекомендации для учителей .
5. Основное содержание проекта
Представленный опыт является практико – ориентированным проектом, который имеет четкую структуру соответствующуюобщим требованиям к исследовательским проектам педагогов и ориентирован на конкретный результат деятельности участников – разработку учебного пособия «Рабочая тетрадь по домоводству для 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида». Методологической основой проекта являются общенаучные методологические принципы развития и системности, принципы деятельного подхода в процессе изучения личности учащихся с отклонениями в развитии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-фундаментальные положения Л.С.Выгостскогоо «зоне ближайшего развития»;
- деятельностный подход и теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, и др.),
Реализация проекта основана на соблюдении принципов коррекционно- развивающего обучения: воспитывающей и развивающей направленности обучения, доступности учебной информации, практической направленности, связи с жизненным опытом обучающихся, воспитанников, индивидуального и дифференцированного подхода, коррекции и развития основных психофизических возможностей обучающихся, воспитанников. В работе над проектом использовались индивидуальные и коллективные формы педагогической деятельности и следующие методы педагогической деятельности :
-теоретические методы-операции: анализ, синтез и т.д.
- методы проектирования педагогических систем (методы планирования и т.д.), а также методы педагогического рефлексивного анализа;
- методы управления образовательной деятельностью обучающегося
В соответствии с проблемой и задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, профессионально-педагогической литературы, программно-методических документов, изучение передового педагогического опыта по использованию индивидуализации обучения и дифференцированных рабочих тетрадей на печатной основе;
- диагностический эксперимент, изучались аналитические данные, школьная документация, осуществлялись наблюдения на практических занятиях;
-анализ результатов: наблюдение; сравнение; обобщение; анкетирование.
Для достижения поставленных целей и задач мы последовательно проектировали и определяли цепочку действий исследования, а именно: 1.Изучали нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность коррекционной школы VIII вида.
- Определяли цели, задачи, целевую и возрастную группу.
- Составляли дифференцированную психолого-педагогическую характеристику учащихся класса в соответствии с их интеллектуальными возможностями согласно классификации М. С. Певзнер, а также с уровнем обучаемости по В. В. Воронковой.
- Выделяли программные требования к знаниям и умениям учащихся.
5.Проводили отбор социально значимого (такого содержания, без которого ученик не может обойтись в повседневной жизни).
6Дифференцировали (дозировали) содержание в соответствии с учетом интеллектуальных возможностей и уровнем обучаемости школьников.
7..Разрабатывали педагогические тесты (тестовые контрольные задания) для проверки степени и качества их усвоения.
8. Представляли содержания в материализованной форме, т. е. структурирование отобранного и разработка учебного пособия.
9..Представляли на обсуждение педагогической общественности полученные результаты.
11.Проводили корректировку содержание пособия, с учетом предложений и замечаний, выявленных в ходе анализа проведенного мониторинга качества.
Структура и содержание рабочей тетради определяется следующим образом:
- Введение в тему.
- Информация по изучаемой теме: краткие теоретические сведения.
- Задания для закрепления материал : развивающие и творческие задания и упражнения.
- Обобщение и заключение по теме: контрольные вопросы, тесты и д.р.
Задания в рабочей тетради выполняются в виде рисунков, схем, таблиц, инструкций. Система вопросов и заданий построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий. Иллюстрации в рабочей тетради являются обучающими. Практически все разработанные нами задания можно разделить на следующие группы: задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных); задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте); задания с развернутым ответом (где требуется записать решение или обоснование выбора одного из вариантов решения). Тексты сочетают несколько источников информации, с которыми школьники встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности.
Рабочая тетрадь состоит из разделов:
1. Обращение к пятиклассникам.
2. Условные обозначения.
3. Памятки по работе с тетрадью.
4. Практические задания в соответствии с программой.
5. Пояснительная записка.
6.Методические рекомендации для педагогов.
Пояснительная записка
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения компетенциями. В связи с этим меняется и дидактическое оснащение образовательного процесса. Возникла необходимость в пособиях, позволяющих обучающимся работать с разными видами информации: символами, текстами, таблицами и т.д., применять их для расширения своих знаний.
Рабочая тетрадь по «Домоводству» является дидактическим пособим для обучающихся 5 класса.
Данная тетрадь может быть использована на уроках домоводства, социально-бытовой ориентировки в школах 8 вида.
Цель:
- Создать оптимальные условия для повышения уровня обученности по предмету домоводство.
Задачи:
- Поиск наиболее приемлемых приемов обучения для психофизического и речевого развития детей.
- Развивать универсальные учебные действий.
- Формировать умения переносить полученные знания в практическую деятельность.
Рабочая тетрадь состоит из тех разделов, которые изучаются в соответствии с программой. В тетрадь включены различные виды заданий:
- ответь на вопросы;
- составь рассказ;
- опиши картинку;
- работа с текстом;
- обведи; закрась;
- отгадай загадки;
- реши кроссворд и т.д.
Каждое задание сопровождается инструкцией, используются простейшие схемы и условные обозначения. Задания логически выстроены и рассчитаны на детей с разным уровнем развития. Тетрадь помогает организовать самостоятельную работу ребенка.
Структура и содержание заданий в рабочей тетради выстроены с учетом деятельностного подхода в соответствии с этапами урока.
Поиск вариантов ответов, упражнения в использовании новой информации способствую развитию познавательной деятельности обучающихся. Цифровые и буквенные задания дают возможность осуществлять межпредметные связи.
Методические рекомендации
по работе с тетрадью
Рабочая тетрадь по домоводству предназначена для индивидуальной работы школьниками в классе и дома.
Тетрадь содержит таблицы, правила, рисунки, схемы, занимательные упражнения, задания творческого характера, проверочные задания, дающие возможность:
- обучающимся - закрепить пройденный на уроках домоводства теоретический материал;
- педагогам - выявить уровень освоенных учениками знаний и общеучебных умений (смыслового чтения, связной речи, умения работать с различными источниками информации).
В тетрадь входят задания разной степени сложности, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать дифференцированное обучение детей с учетом их индивидуальных возможностей. Дифференцированный подход обеспечивается за счет различных требований к выполнению заданий:
1группа- самостоятельно,
2 группа – с контролирующей помощью,
3группа – нуждается в постоянной помощи.
Задания, сгруппированы в тетради по разделам: «Личная гигиена», «Питание», «Уход за одеждой и обувью», «Жилище», «Средства связи».
Для повторения и закрепления тематического материала учитель может давать одно и то же задание несколько раз.
И.Н. Моржанаева
__________________________
( для обучающихся
коррекционных школ VIII вида)
5 класс
Результаты педагогического проекта представлены педагогическому коллективу образовательного учреждения, будут размещены на сайте школы- интерната, материалы готовятся к публикации с целью распространения в педагогическом сообществе.
6. Ресурсы
Временные: для реализации проекта требуется до 3 лет, время, необходимое для сбора информации, обобщения данных научно-
методической литературы, систематизации материалов, оформления результатов в виде методических рекомендаций для педагогов, осуществление рецензирования материалов, выпуска конечного продукта и его распространение.
Материально - техническое обеспечение проекта предполагает наличие компьютера, принтера, сканера, проектора, доступ в Интернет.
Административный ресурс заключается в согласовании плана и графика проведения исследования, методической поддержке, в анализе результатов опыта.
Кадровые ресурсы: для реализации проекта необходимо участие педагогов, имеющих соответствующее образование.
Организационные: комплектование пакета нормативно - правовых документов, регламентирующих работу учителя по созданию электронного ресурса «Сочинения по картинам на уроках литературного чтения и русского языка по УМК «Перспективная начальная школа»,методического пособия «Как работать над сочинением», организация сохранения преемственности в обучении при переходе обучающихся с одной ступени на другую.
.
Информационные ресурсы:
Программное обеспечение- пакет: « Скорая Помощь» (антивирус Каперского, Windows, MS Office, Adobe, Corel draw, Abby fine reader,).
Ресурсное обеспечение педагогического опыта включает УМК по предмету «Домоводство».
Материальное – технические ресурсы::
- специализированный кабинет домоводства;
- оборудованное компьютерное рабочее место;
- множительная техника;
Интеллектуальные ресурсы:
- библиотечный фонд школы- интерната.
Финансовое обеспечение: дополнительного финансирования реализация педагогического опыта не предполагает.
7. Партнеры
В реализации педагогического проекта принимают участие учителя домоводства, классные руководители 5 класса, обучающиеся, воспитанники 5 классов и их родители.
8. Целевая аудитория
Наше исследование направленно на обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта, в более ранних источниках встречается определение умственно отсталые дети. В работах М.С Певзнер используется определение дети-олигофрены, поэтому далее по тексту дети с нарушением интеллекта понимаем как умственно отсталые дети, дети-олигофрены, обучающиеся, воспитанники с ограниченнвми возможностями здоровья. Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.
При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет и ребенок считается практически здоровым.
Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания.
К характерным особенностям данного контингента детей относятся:
- Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;
- Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам;
- Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;
- Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;
- Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;
- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;
- Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.
Уровень развития деятельности обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии напрямую связан со степенью интеллектуального дефекта и отличительными особенностями в эмоционально- волевой сфере..
Экспериментальную группу составляют обучающиеся, воспитанники 5 класса. Из них - 4 мальчика, 2 – девочки. Все обучающиеся, воспитанники имеют диагноз F-70 – легкая умственная отсталость
- Ярослав К.
- Максуд М.
- Алина М.
- Денис К.
- Дильяр Х.
6. Даша О.
Эти обучающиеся, воспитанники и составили экспериментальную группу.
9. План реализации проекта
Данное исследование проводилось на базе Нефтеюганской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат VIII вида в период с января 2010 года по сентябрь 2012года. Исследование осуществлялось в 5 этапов.
№ п/п | Этап | Сроки | Задачи |
1. | Формирующий | Январь - август 2010г. |
|
2. | Внедрення | Сентябрь 2010г. - Май 2011г. |
|
3. | Корректировки | Июнь 2011г. – август 2010г. | Совершенствовать и корригировать содержание учебного пособия. |
4. | Стабильного применения | Сентябрь 2011г.- Март 2012г. | Внедрить рабочую тетрадь в урок. |
5. | Обобщения | Апрель 2012г.- Сентябрь 2012г. | Обобщить и распространить педагогический опыт в рамках профессионального сообщества |
На первом этапе (январь-август 2010г.) проходило изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработан план исследования, систематизирован материал. На втором этапе (сентябрь 2010г. - май 2011г.) проводилось диагностирование умственно отсталых школьников ( ЗУН, ОУУН), разработаны коррекционно- развивающие уроки с использование рабочей тетради. Третий этап (июнь 2011г. - август 2011г.) включал корректировку рабочей тетради с учетом выявленных недостатков. На четвертом этапе (сентябрь 2011г.- март 2012г.) производился анализ результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, выявление динамики ЗУН, ОУУН. Пятый этап направлен на обобщение и распространение передового опыта.
План реализации проекта
1этап - Формирующий Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки (год, месяц) Январь - август 2010г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Проведение самоэкспертизы | Ответственные: Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Проведение диагностики ОУУН | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н., классный руководитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Планирование работы Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Изучение литературы по данной теме | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Участие в сетевом взаимодействии | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Изучение компьютерных программ | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Систематизация материала, разработка конструкции рабочей тетради | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Разработка методических рекомендаций | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап - Внедрение Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки (год, месяц) Сентябрь 2010г. - Май 2011г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Использование в педагогической практике | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н, учителя домоводства, классный руководитель 5 класса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Изучение мнения коллег | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н, учителя домоводства, учителя - предметники | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение мнения родителей | Классный руководитель 5 класса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Проведение диагностики | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н, классный руководитель 5 класса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап – Корректировки Задача:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки (год, месяц) июнь 2011г. - август 2011г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06 | 07 | 08 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Внесение дополнений и изменений | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Корректировка | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап – Стабильного применения Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки (год, месяц) сентябрь2011г.- март 2012г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Разработка календарно-тематического планирования трудовой практики | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Разработка поурочного планирования | Ответственные: педагог Моржанаева И.Н, учителя домоводства, надомного обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Ответственные: педагог Моржанаева И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап – Обобщение Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки (год, месяц) апрель2012г . - сентябрь 2012г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах | Ответственные: педагог Моржанаева И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Разработка методических рекомендаций | Ответственные: педагог Моржанаева И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Подготовка к внешней рецензии | Ответственные: педагог Моржанаева И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ, публикации | Ответственные: педагог Моржанаева И |
10. Ожидаемый результат и социальный эффект
Педагогический опыт направлен на положительное изменение существующей ситуации в обеспечении предмета «Домоводства» необходимым УМК. Ожидаемые результаты:
1.Появление продукта – учебное пособие «Рабочая тетрадь по домоводству для 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида».
2.Повышение профессинальной компетенции педагога.
3.Повышение качества обучения по предмету.
Практическая направленность опыта заключается:
- в формировании у обучющихся, воспитанников предметных результатов: социально - бытовых представлений, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, приобретение навыков самообслуживания, приобретение первоначальных навыков совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
- в формировании у обучающихся, воспитанников метапредметных результатов: активное использование речевых средств, умение планировать свою деятельность, планирование, умение проводить самооценку своей работы, рефлексию, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- формировании у обучающихся, воспитанников личностных результатов: овладение начальными навыками социальной адаптации, развитие умений и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- В процессе внедрения рабочей тетради получены следующие количественные и качественные результаты:
- 1) Удовлетворение образовательных потребностей. Повышение качества обучения и успеваемости.
Результаты сформированности ЗУН
обучающихся, воспитанников 5 классов
на период функционирования опыта
2009 - 2010 уч. год | 2010- 2011 уч. год | 2011 - 2012 уч. год | |
Успеваемость | 100 % | 100 % | 100 % |
Качество обученности | 40 % | 50 % | 67 % |
- Вывод: позитивная динамика составила 9 %
- 2) Повышение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
- Динамика сформированности у обучающихся, воспитанников
- 5 классов общеучебных умений и навыков.
период | уровни | Динамика, чел. | |||||
Кол-во обучающихся | достаточный | н/достаточного | низкий | ||||
I чтв., чел. | IV чтв., чел | I чтв., чел. | IV чтв., чел | I чтв., чел. | IV чтв., чел | ||
2009-2010 учебный год | 0 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | |
2010-2-11 учебный гол | 0 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 |
2011-2012 учебный год | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 |
- Вывод: уровень сформированности общеучебных умений и навыков повысился у 50% обучающихся, воспитанников.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данное учебное пособие имеет рецензию, рецензент Мусихина С.А., к. п. н., доцентом кафедры дефектологии Курганского государственного университета, рекомендовано к распространению и практическому внедрению в системе специального (коррекционного) образования. Поэтому перспективу опыта мы видим в его распространении в системе специального коррекционного образования посредством семинаров, публикаций.
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Поэтому дальнейшие перспективы работы предполагают разработку электронной версии тетради.
12. Литература
- Галле А.Г., Кочетова Л.Л.
Тетради по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида). 6-9 классы АРКТИ, 2009. - Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида: Методическое пособие.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.
- Львова С.А. Практический материала к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.5-9 классы.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Под редакцией Воронковой В.В:.СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века/ Замского Х.С. - М. : Образование, 1995.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника/ Рубинштейн С.Я.. М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
- Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалы по дефектологии)/ : учеб .пос. – Ярославль : ЯГПУ, 1994.
- Социально-бытовая ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида: Пособие для учителя/Под ред. А, М, Щербаковой.-М.: ВЛАДОС, 2003
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авторы-составители: А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина-Екатеринбург. 1997.
- Хилько А.А. и др.
Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
- Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5—8 лет. СПб., 1996.
- Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.
- Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М.,2001.
- Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2009.
- Форштат М. Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.
- Янкелевич Е. И. Осанка — красивая, походка — легкая. М., 2001.
Интернет ресурсы:
- http://www.belgpost.ru/news/323.html
- http://zavgorod.ru/category/fav/
- http://cvety.tk/tsveti-pochtoy.html
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- положительная динамики уровня обученности;
- положительная динамика сформированности общеучебных умений и навыков;
- повышение профессиональной компетенции педагога.
Практическая направленность опыта заключается:
- в формировании у обучющихся, воспитанников предметных результатов: социально - бытовых представлений, умений и навыков в соответствии с программными требованиями, приобретение навыков самообслуживания, приобретение первоначальных навыков совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи;
- в формировании у обучающихся, воспитанников метапредметных результатов: активное использование речевых средств, умение планировать свою деятельность, планирование, умение проводить самооценку своей работы, рефлексию, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- формировании у обучающихся, воспитанников личностных результатов: овладение начальными навыками социальной адаптации, развитие умений и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Для оценки эффективности реализации проекта использовалась критериально - оценочная база образовательного процесса:
мониторинг ЗУН, ОУУН.
В процессе внедрения рабочей тетради получены следующие количественные и качественные результаты:
1) Удовлетворение образовательных потребностей. Повышение качества обучения и успеваемости.
Результаты сформированности ЗУН
обучающихся, воспитанников 5 классов
на период функционирования опыта
2009 - 2010 уч. год | 2010- 2011 уч. год | 2011 - 2012 уч. год | |
Успеваемость | 100 % | 100 % | 100 % |
Качество обученности | 40 % | 50 % | 67 % |
Вывод: позитивная динамика составила 9 %
2) Повышение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
Динамика сформированности у обучающихся, воспитанников
5 классов общеучебных умений и навыков.
период | уровни | Динамика, чел. | |||||
Кол-во обучающихся | достаточный | н/достаточного | низкий | ||||
I чтв., чел. | IV чтв., чел | I чтв., чел. | IV чтв., чел | I чтв., чел. | IV чтв., чел | ||
2009-2010 учебный год | 0 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | |
2010-2-11 учебный гол | 0 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 |
2011-2012 учебный год | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Вывод: уровень сформированности общеучебных умений и навыков повысился у 50% обучающихся, воспитанников.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...
Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...
Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"
В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...
Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"
Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....