диагностика воспитательного процесса
методическая разработка (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_vospit.protsessa.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика воспитательного процесса
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности подростка.
Анализируя воспитательный процесс и приступая к планированию, использую технологию личностно – ориентированного обучения и воспитания (автор И. С. Якиманская), стараюсь опираться на различные виды диагностик:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- ранжирование;
- социометрия;
- тест;
- анкета;
- ролевая игра;
Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в целом за несколько лет (3-4 года обучения в колледже). Диагностику провожу ежегодно, в начале учебного года и в конце, в течение всего периода проживания в общежитии для определения эффективности воспитательной работы. Это позволяет спроектировать процесс воспитания с учетом индивидуальных возможностей личности каждого студента. Выбор методики определяю в зависимости от целей и этапа развития личности или коллектива в целом.
Основная цель диагностики подростков 15-18 лет:
- корректировка уровней воспитанности;
- степень сформированности индивидуальных свойств и качеств личности;
- выявление уровней подготовки к выбранной профессии;
- уровень социального становления подростков и социальная адаптивность, социальная активность и социальная устойчивость личности;
- уровень отношения между участниками воспитательного процесса, между студентами, педагогами ,воспитателями, мастерами производственного обучения, родителями;
- уровень самоуправления в коллективе.
15-16 лет (студенты 1 курса)
Раздел 1. Формирования отношения человека к обществу.
Тест « Я – избиратель»
Ответить на вопросы, выбрав подходящий ответ.
- Лучший друг уговаривает вас проголосовать за кандидата на пост Президента, который ему нравится. Как вы поступите?
а) сделаю, что просит;
б) не знаю, как поступить;
в) не сделаю.
2. Вам предлагают приличные деньги за ваш избирательный бюллетень. Что вы сделаете?
а) продам;
б) не знаю, как поступить;
в) проголосую.
3. В день выборов Президента у вас появился шанс отдохнуть с ночевкой на даче в отличной компании. Что вы решите сделать?
а) не пойду голосовать;
б) не знаю, как поступить;
в) проголосую.
4. Вы узнаете, что в день выборов Президента ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать. Как вы поступите?
а) промолчу;
б) не знаю, как поступить;
в) буду просить их остаться и проголосовать.
5. Представьте, что один из кандидатов на пост Президента обещает молодежи в случае своей победы ежегодные поездки за границу и бесплатные дискотеки каждую субботу на протяжении всего срока своего президентства. Что вы сделаете?
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) проголосую за другого кандидата.
6. Один из кандидатов обещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду. Как вы поступите?
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) не проголосую за него.
7. Допустим, один из кандидатов обещает очистить страну от « инородцев», из – за которых все неприятности. Как вы поступите?
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) не проголосую за него.
8. Представьте, что один из кандидатов обещает организовать быстрые и победоносные походы для расширения границ державы со стопроцентной гарантией успеха. Что вы сделаете?
а) проголосую за него;
б) не знаю, как поступить;
в) не проголосую за него.
Ключ к тесту
- Если в ответах преобладает вариант «а», то печальной может быть судьба нашего отечества. А это означает, что и ваша судьба незавидна.
- Если в ответах преобладает вариант «б», то вы не многим отличаетесь от предыдущего избирателя.
- Если в ответах преобладает вариант «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.
Раздел 2. Овладение четвертым уровнем этикета: « Будь естественным в соблюдении этикета».
Недописанный диалог
Студентам предлагается представить фрагмент беседы двух людей. Произнесенную одним из партнеров фразу надо дополнить ответом, который кажется участникам наиболее естественным. Фраза может быть произнесена, написана на общем плакате или напечатана на отдельных карточках.
Примеры:
- Лишняя порция на столе. Ты хочешь еще?
- …
- Ой! Я нечаянно разбил свою тарелку!
- …
Раздел 2. Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего потомства.
Анкета
- Что заставляет тебя употреблять спиртное?
а) встреча с друзьями;
б) праздники;
в) одиночество;
г) семейные драмы;
д) иное;
е) не употребляю.
2. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (назовите).
3. В каком возрасте ты первый раз пробовал закурить?
4. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
5. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
Анализ (к п. 5):10, 9 балов – чрезмерная забота о здоровье;
7, 8 балов – хорошая;
5, 6 балов – средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
4 бала и меньше – недостаточная (нездоровый образ жизни, нужно обратиться к специалистам).
Раздел 3. Формирование творческого коллектива, творчества.
Игровой экспресс-тест «БИНОМ»
( Тест ассоциаций на определение творческих способностей)
- Каждому из подростков предлагается подумать и написать на листе два столбика, из четырех слов каждый. Можно писать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных (выполняется по сигналу – удару гонга).
- Для каждой из четырех пар слов – по одному слову из каждого столбика – придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными.
Например, если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими:
- Кошка греется под лампочкой.
- У кошки усы как спираль у лампочки.
- Кошка круглая и теплая, как лампочка.
- Глаза у кошки горят, как лампочки.
- Форма головы кошки напоминает лампочку.
Итак, начинаем ( гонг).
А теперь просуммируйте все ассоциации по каждой из четырех пар ( гонг). Теперь можно обсудить самые интересные ассоциации и выбрать самого выдающегося мастера ассоциации
16-17 лет (2 курс)
Раздел 1. Формирование идеала жизни.
Недописанный тезис
Студентам предлагается начало тезисов, необходимо их продолжить: «Самое главное в жизни…», « Добро – это…», « Красота – это…», « Истина – это…» и т.п.
Альтернативный тезис
Студентам предлагается выбрать из двух противоположных суждений одно:
- Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
- Надо жить, каждый день, отдавая себе отчет, что и как сделано.
Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает подростка сделать принципиальный выбор ( третьего не дано!) в пользу того, к чему он больше склонен. Обсчет проводится в процентах и является показателем и уровня рационального осмысления, и уровня отношения к данному явлению.
Раздел 2. Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию
Анкета
1.Поразмысли и ответь честно, что в тебе за этот год « выросло» и тогда же поставь рядом с предложенным качеством знак «+», а что стало хуже поставь « -»:
№ | Качества | + | - |
1 | Физическая сила и выносливость | ||
2 | Умственная работоспособность | ||
3 | Сила воли | ||
4 | Выдержка, терпение и выносливость | ||
5 | Ум, сообразительность | ||
6 | Память | ||
7 | Объем знаний | ||
8 | Внимание и наблюдательность | ||
9 | Критичность и доказательность мышления | ||
10 | Умение всегда видеть цель и стремиться к ней | ||
11 | Умение планировать работу | ||
12 | Умение организовать свой труд (организованность) | ||
13 | Умение беречь время | ||
14 | Умение контролировать и анализировать свою работу | ||
15 | Умение при необходимости работать самостоятельно | ||
16 | Чуткость и отзывчивость к людям | ||
17 | Умение работать вместе с товарищем, помогать и принимать помощь от других | ||
18 | Умение подчинять свои желания интересам дела в коллективе | ||
19 | Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве | ||
20 | Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д. |
- Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время? (перечисли порядковые номера).
- Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить? (способности к танцам, музыке, рукоделию, техническому творчеству, спорту и т. д.)
- Над какими из них ты сейчас работаешь?
- Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Раздел 3. Развитие творчества, самоуправления.
Способность к генерированию идей
Подростку предлагается вообразить последствия необычного события. Например: что будет, если в общежитие не придут все воспитатели, комендант и дежурные по общежитию? Что будет, если в сутках исчезнет ночь и останется один день?
Анализ.
Учитывается общее количество идей – суждений и выставляется оценка за уникальность и оригинальность ответов. Кроме того, интересно рассмотреть эмоционально – нравственную направленность содержания ответов.
17 – 18 лет (3 курс)
Раздел 1. Формирование идеала человека, жизненной позиции.
Недописанный тезис
- Быть человеком – это…
- Повышенная ценность для человека – это…
-Устойчивая жизненная позиция – это…..
Ранжирование
Студентам предлагается список значимых для личности понятий, из которых надо выбрать пять – десять и расставить их в очередности по личной значимости.
Например:
Вежливый Независимый Учеба Читать
Ласковый Чуткий Цветы Есть
Красивый Коллективист Собака Бездельничать
Здоровый Искусство Человек Помогать
Аккуратный Дети Наука Разговаривать
Веселый Коллектив Природа Думать
Сильней Труд Играть Спать
Умный Книга Лепить Бороться
Скромный Родина Работать Смеяться
Трудолюбивый Деньги Петь
Обработка может проводиться двумя способами: либо от самих понятий (графически отмечается место одного того же понятия в коллективе, группе), либо от первых трех мест, занятых социально – ценностными понятиями (подсчитывается количество студентов, проявивших и положительную и негативную ориентацию).
Раздел 2. Формирование навыков безопасного поведения.
Недописанный тезис
- Здоровый человек – это…
Анкета
Если вы бываете, не согласны со своей компанией, то:
- все равно делаю то, что делает большинство (да, нет);
- не спорю с группой, но и не делаю того, с чем не согласен (да, нет);
- ухожу из компании под каким – нибудь предлогом (да, нет);
- стараюсь переубедить компанию (да, нет);
- со своей компанией всегда согласен (да, нет).
Если есть другой вариант ответа, напишите его в конце анкеты.
Изучение сплоченности коллектива
Методика: подростки должны выбрать из перечисленных качеств пять, которые, по их мнению, являются необходимыми для успешного выполнения учебной работы.
- Дисциплинированность.
- Эрудированность.
- Сознание общественного долга.
- Сообразительность.
- Начитанность.
- Трудолюбие.
- Идейная убежденность.
- Умение контролировать работу.
- Моральная воспитанность.
- Самокритичность.
- Отзывчивость.
- Общественная активность.
- Умение планировать работу.
- Любознательность.
- Умение работать с книгой.
- Целеустремленность.
- Коллективизм.
- Прилежание.
- Требовательность к себе.
- Критичность.
- Духовное богатство.
- Умение объяснить задачу.
- Честность.
- Инициативность.
- Внимательность.
- Ответственность.
- Принципиальность.
- Самостоятельность.
- Общительность.
- Рассудительность.
- Осведомленность.
- Справедливость.
- Оригинальность.
- Уверенность в себе.
Вычисляется ЦОЭ (ценностно – ориентированное единство группы) по формуле:
С = N/M
где С – ЦОЕ;
- N -количество учащихся;
- M - сумма выборов, приходящихся на пять качеств.
С 0, 5 – высокий показатель сплоченности группы. Такую группу можно считать коллективом.
0,3 - 0,5 - средний показатель сплоченности.
0,3 и менее – разрозненная группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса
Анализ работы школы...
Диагностика воспитательного процесса в УДО
Диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования более сложный механизм отслеживания, так как нет стандартов определений и четких позиций и требований к уровню воспи...
Методическая разработка «Метод диагностики, как средство эффективности воспитательного процесса»
В данной разработке приведены примеры существующих методик диагностики воспитательного процесса, которые по моему мнению может использовать классный руководитель при изучении личности учащегося....
Заседание МО классных руководителей старшего звена. «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ»
Цель: показать актуальность и значимость диагностики в воспитательном процессе; дать методические рекомендации классным руководителям по проведению диагностики ценностных отношений учащихся к себе, ...
Диагностика воспитательного процесса
Предлагаю набор диагностических методик, которыми пользуюсь....
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Построение и развитие воспитательной системы предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. В настоящее время очень остро стоит проб...
Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
Педагогическая диагностика необходима для более оптимальной организации педагогического процесса....