Речевая готовность детей при поступлении в школу.
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_shkoly_budushchikh_pervoklassnikov_2013.docx | 31.03 КБ |
sobranie_2014god.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к школе
(слайд№1)
Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас в нашей школе. На подготовительных курсах Будущего первоклассника я буду вести занятия по речевой подготовке.
(слайд№2)
Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, о которых говорила Полина Викторовна – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умственное развитие ребёнка в целом.
Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребёнка. При поступлении в школу речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную и переключится таким детям гораздо труднее. Поэтому чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет навыками чтения и письма.
(слайд№3)
К сожалению, результаты входного контроля речевой подготовки, говорят о том, что количество детей с низким уровнем увеличивается. А соответственно с высоким уровнем понижается.
(Слайд №4)
Поэтому главная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы помочь тем детям, которые испытывают трудности в усвоении программного материала по русскому языку и чтению. Выявить и предупредить нарушения письма и чтения у этих учащихся.
Если в детском саду приоритетным направлением логопедической работы было исправление звукопроизношения, то в школе логопед уже корректирует последствие этих нарушений и сфера деятельности логопеда становится гораздо шире, так как появляется и письменная речь.
Коснусь того как же организуется работа учителя – логопеда в школе?
- Так как коррекция речевых нарушений требует специальной логопедической работы, в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий, которые не входят в основное расписание учебной деятельности, а являются дополнительными коррекционными занятиями. Хочу заметить, что не во всех школах учащиеся могут воспользоваться такой помощью. Пользуются платными услугами.
- Основной формой являются групповые и индивидуальные занятия.
Что входит в структуру занятий отображено на слайде
(Слайд №5)
- Коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- Формирование фонематических процессов;
- работа над звуковым анализом и синтезом слов;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;
- коррекция письменной речи обусловленной различными видами дисграфии.
(Слайд №6)
Помимо традиционных методик в нашей школе внедряются новейшие компьютерные технологии. В частности для эффективности коррекционной работы у нас успешно используется логотерапевтический метод биологической обратной связи. Сокращённо мы его называем ЛОГОБОС.
Это уникальная современная технология, которая основана на формировании навыка диафрагмального типа дыхания.
Дыхание это основа речи. Мы знаем, что правильная речь организуется на выдохе.
При неправильном дыхании могут появиться нарушения темпоритмической стороны речи, а это влечёт за собой такие серьёзные нарушения как заикание, нарушение звукопроизношения, логоневрозы.
ЛОГОБОС позволяет нам сократить сроки коррекции речевых нарушений. Эту методику используют даже в медицинских учреждениях
А сейчас хочу обратить Ваше внимание на то, какие компоненты речи должны быть сформированы у детей при поступлении в школу:
(Слайд №7)
1.К 7-ми годам у ребёнка в онтогенезе, т.е. при нормальном развитии,
заканчивается формирование артикуляционного праксиса, поэтому он произносит все звуки родного языка.
Если звукопроизношение не сформировано, то ребенок пишет так, как проговаривает. Соответственно делает ошибки
(Слайд №8)
2. У него развит фонематический слух, т.е. умеет слушать и слышать других,
Это отражается на усвоении:
- устного материала и
- письме под диктовку.
(Слайд №9)
3.Владеть элементарными функциями звукового анализа и синтеза.
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие этих функций проявляется на письме в виде пропусков букв.
(Слайд №10)
4.Ребёнок обладает словарным запасом,
позволяющим свободно выразить свои мысли. Описать события. Задать или ответить на вопрос.
(Слайд №11)
5.Сформирован грамматический строй речи.
Это влечёт за собой ошибки в падежных окончаниях и неправильном согласовании слов в предложении.
(Слайд №12)
6. Совершенствуется связная речь и монолог.
Это значит, без помощи взрослого дети могут передать содержание рассказа или сказки.
(Слайд №13)
7.достаточно хорошо сформирована пальчиковая моторика, которая напрямую зависит от уровня речевого развития.
На слайде видите рекомендации по развитию мелкой моторики.
Овладение навыками письма вызывает у детей наибольшие трудности. Для того чтобы избежать проблемы, я вам рекомендую в августе заняться подготовкой руки к письму, хотя бы по 20 минут ежедневно.
Если вы видите, что ваш ребёнок недостаточно обладает всеми умениями и навыками перечисленными выше. Вам необходимо обратить внимание на его речевое развитие и обратится к специалисту.
Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу и процесс коррекции не завершён. При выходе из д/сада вам нужно проконтролировать запись логопеда о том, что ребенку рекомендовано продолжить занятия с логопедом. Наличие этой записи даёт нам право зачислить его в школьный логопункт.
(Слайд №14)
Исходя из предыдущего опыта, разработана программа подготовки будущих первоклассников, Всего на речевую подготовку отведено 15 часов в неё включена следующая тематика занятий.
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
Обследование уровня речевого развития | 2 часа | |
1 | Обследования звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи. | 1 |
2 | Обследование экспрессивной речи | 1 |
Предупреждение нарушений письменной речи | 10 часов | |
3 | Формирование пространственного гнозиса. | 2 |
4 | Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия | 3 |
5 | Развитие навыков звукового анализа и синтеза | 3 |
7 | Развитие мелкой моторики | 2 |
Работа над связной речью | 3 часа | |
8 | Составление рассказа по серии картин. | 1 |
9 | Пересказ | 1 |
10 | Устные сочинения | 1 |
11 | Всего на речевую подготовку отведено | 15ч. |
Индивидуальные консультации родителей |
(Слайд №15)
Для практических занятий потребуется тетрадь из серии «Говорим правильно» автор С. В. Бурдина. «Гласные и согласные». Цветные и простой карандаши. Спасибо за внимание . У кого есть вопросы задавайте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....
Аналитическая справка педагога-психолога о проведении психологического обследования детей при поступлении в школу и переходе из начальной школы в неполную среднюю.
Результаты работы педагога-психолога с учащимися в общеобразовательной школе....
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...
Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе
В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....
Речевая готовность детей к школе
Для родителей и педагогов...