Аналитическая справка педагога-психолога о проведении психологического обследования детей при поступлении в школу и переходе из начальной школы в неполную среднюю.
учебно-методический материал по психологии на тему

Мартынова Эльвира Михайловна

Результаты работы педагога-психолога с учащимися  в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«Мирнинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

gerb_mirnyraion_end

Россия Федерацията

Саха Республиката

«Мииринэйоройуона»

МУНИЦИПАЛЬНАЙ ТЭРИЛЛИИ

«23 №дээхортооскуолата»

Муниципальнайхаьыанай

уорэ5эрии тэрилтэ

678190 Республика Саха (Якутия),Мирнинский район, пос. Айхал, ул. Бойко, д.1А;

Тел.(41136) 61141, 62492, факс(41136) 61141; Е-mail:school23_aykhal@mail.ru

ОКПО 49063176;  БИК 049805001; ИНН 1433016524; КПП 143301001;  счет № 40204810500000000438;

л/счет 03074001773; УФК по Республике Саха (Якутия) (ФКУ по Мирнинскому улусу МКОУ «СОШ №23»)

Исх. №______ от «___»____________2017г.

Аналитическая справка

об участии педагога-психолога Мартыновой Э.М.

в приеме детей в школу и проведении психологического обследования детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю

Ежегодно педагогом-психологом Мартыновой Э.М. проводится индивидуальное и групповое обследование детей, поступивших в первый класс, с целью выявления уровня актуального развития детей, получения представления о развитии каждого ребенка, выявления имеющихся проблем у детей седьмого-восьмого года жизни, для оказания своевременной коррекции отклонений в развитии их психических процессов и познавательной деятельности. Исследования  провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Мониторинг результатов обследования учащихся, поступивших в 1-й класс

Кол-во

Уч-ся

Высокий уровень готовности

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

2014-2015 уч. г.

115

77 (67%)

10 (9%)

14 (12%)

14 (12%)

2015-2016 уч. г.

100

55 (55%)

16 (16%)

12 (12%)

17 (17%)

2016-2017 уч. г.

115

92 (80%)

16 (14%)

5 (4,3%)

2  (1,7%)

2017-2018 уч. г.

101

60 (61%)

21 (20%)

14 (13%)

5 (7%)

2018-2019 уч. г.

132

76 (56,6%)

29 (22%)

15 (11,4%)

12 (9%)

Мониторинг результатов повторного обследования учащихся 1-х классов

Кол-во

Уч-ся

Высокий уровень готовности

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

2014-2015 уч. г.

115

85%

10%

5%

1%

2015-2016 уч. г.

100

60%

29%

9%

2%

2016-2017 уч. г.

115

80%

16%

3%

1%

2017-2018 уч. г.

101

80%

16%

3%

1%

Далее приведены диаграммы результатов обследования учащихся в сравнении с началом и окончанием учебного года с 2014-2018 г. г.

Результаты сравнительной диагностики учащихся 1-х классов

2014-2015 уч. г.                                                        2015-2016 уч. г.

 

2016-2017 уч. г.                                        2017-2018 уч. г.

По результатам психолого-педагогического  обследования, учитывая интеллектуальный уровень и индивидуальные особенности детей, в коррекционно-развивающих занятиях нуждается практически одинаковое количество учащихся. Статистические данные по России, говорят о том, что ежегодно удерживается стойкий процент детей, не готовых к школе 20%.  Я думаю, такие результаты    говорят о недостаточно серьезном уровне готовности детей к школе, родители не до конца понимают серьезность ситуации, думая о том, что когда их ребенок пойдет в школу, проблемы исчезнут или не проявятся. С родителями будущих первоклассников ежегодно проводятся общие родительские собрания на тему: «Готовность к школе и возможные проблемы», консультации, даются рекомендации. Несмотря на это, процент детей, нуждающихся в психологической помощи, остается повышенным.

По результатам обследования формируются группы для организации коррекционно-развивающих занятий.

С учащимися, показавшими низкие результаты, проводятся коррекционно-развивающие занятия по  формированию познавательных способностей, психологической культуры и компетенций для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Результаты диагностического исследования школьной тревожности по методике Филлипса учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.

2014-2015 уч. г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся

86

37

8

6

56

57

32

24

36

%

43

9

7

66

67

38

28

42

2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся

86

15

5

5

32

32

25

10

20

%

17,4

5,8

5,8

37,2

37,2

29

11,6

23,2

2015-2016 уч. г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 94

35

25

28

42

42

34

15

47

%

44%

31%

32%

52,5%

52,5%

42,5%

19%

50%

 2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся 95

15

2

3

10

20

10

8

10

%

15,6

2,1

31,6

10,5

21

10,5

8,4

10,5

2016-2017 уч.г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся75

27

15

12

64

66

43

10

54

%

36

20

16

85,3

88

57,3

13,3

72

2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

Вать ожиданиям окружающих

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 68

10

5

9

45

43

24

5

20

%

14,7

7,3

13,2

66,1

63,2

35,3

7,3

29,4

2017-2018 уч.г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережвание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 102

24

15

10

62

62

51

12

32

%

23,5

14,7

9,8

60,8

60,8

50

11,2

31,3

2 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 100

8

5

5

21

21

15

4

16

%

8

5

5

21

21

15

4

16

2018-2019 уч.г.

1 этап

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

учащихся 98

5

5

6

23

20

16

10

3

%

5,1

5,1

6,1

23,5

20,4

16,3

10,2

3,1

Результаты повторной диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 5-х классов значительно снизился уровень школьной и личностной тревожности в чем помогли занятия адаптационного курса и значит, дети чувствуют себя психологически комфортнее в школе.

Результаты  диагностического исследования  учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.

В 5-х классах проводилась методика с целью измерения уровня удовлетворенности школьной жизнью, конфликтности в классе, сплоченность класса. Изучение состояния межличностных отношений. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.

Количество обследованных учащихся: 80

2015-2016 учебный год

Класс

Кол-во учащихся

Удовлетворенность школьной жизнью

Степень конфликтности в классе

Степень сплоченности класса

%

уровень

%

уровень

%

уровень

80

84

высокий

32

средний

68

средний

2016-2017 учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

Уровень школьной мотивации

Степень конфликтности

Степень

сплоченности

Степень удовлетворенности образовательным процессом

Уровень личностной тревожности

5 класс (начало уч. года)

102

51 % средний

средняя

средняя

79%  высокая

45%

2017-2018 учебный год

Класс

Кол-во

уч-ся

Уровень школьной мотивации

Степень конфликтности

Степень

сплоченности

Степень удовлетворенности образовательным процессом

Уровень личностной тревожности

5 класс (начало уч. года)

114

52 % средний

средняя

средняя

82%  высокая

42%

2018-2019 учебный год

Количество учащихся

Высокий уровень

%

Средний уровень

%

Низкий уровень

%

289

211

73%

68

23,5%

10

3,5%

73% учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

У 23,5% учащихся выявлен средний уровень психологического климата в классе, у этих подростков, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.

3,5% учащихся показали низкий уровень психологического климата.

Классным руководителям даны рекомендации педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в классах.

Таким образом, можно сделать вывод о там, что учащиеся 5-х классов успешно адаптировались к среднему звену. Уровень удовлетворенности находится на высоком уровне, степень сплоченности   средняя, уровень школьной мотивации средний, уровень сплоченности на среднем уровне, конфликтности средний, школьной тревожности понизился.

Уровень школьной мотивации обучающихся 5-х классов

Уч.год

Уровень школьной мотивации, %

высокий

средний

внешний

низкий

негативный

2014-2015

7

8

30

38

17

2015-2016

7

23

42

24

4

2016-2017

5

21

46

21

7

2017-2018

6

15

38

35

6

2018-2019

6

40

33

18

3

У пятиклассников отмечается и положительная динамика в развитии школьной мотивации (на протяжении 2-х лет количество обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации стабильно (6 %), уменьшилось количество обучающихся с негативным уровнем (на 3%),увеличилось количество обучающихся со средним (на 25 %).

Но не нужно забывать, что в подростковом возрасте положительная динамика в развитии школьной мотивации неустойчива и нестабильна, поэтому необходимо продолжать отслеживать уровень мотивации обучающихся.

Качество коррекционно-развивающей работы составляет:

2014-2015 -73%                                                      

2015-2016 - 75,4%                                                        

2016-2017 -  82%                                                                

 2017-2018 -  87%                                                              

2018-2019 -  87%                                                          

Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы. В ходе коррекционно-развивающей работы, учащиеся, посещающие занятия владеют навыками релаксационных, кинезиологических методик. Отрадно отметить, что многие родители видят положительную динамику результатов психолого-педагогического воздействия.

Директор МБОУ «СОШ№23»                          О.Г.Клюева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка педагога-психолога дополнительного образования Васильевой Светланы Германовны за 2011-2012 учебный год

   Психолого-педагогическое сопровождение в УДОД - это система деятельности педагога-психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспеч...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»

       Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...

Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю.

Проблемы адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю....

Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"

Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...

Статья "Адаптация обучающихся школы-интерната при переходе из начальной школы в среднюю"

В статье рассматриваются причины возникновения трудностей в период перехода с обучения в младшей школе в среднюю в условиях школы-интерната, выявляются факторы, способствующие безболезненной адап...