Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе
консультация
В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей шести лет к обучению в школе
Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию образовательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к тем учебным предметам, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.
Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения.
Психологическая готовность к школьному обучению включается в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.
Специальная готовность детей к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов.
Специальная подготовка включает в себя способности к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, готовность к обучению грамоте, подготовка к чтению, письму.
Речевая готовность включает уровень сформированности таких умений и навыков речевой деятельности как: правильное звукопроизношение, сформированность фонематического слуха, лексический запас, грамматический строй речи, связная речь, готовность к овладению грамотой, математикой.
Выделенные направления являются важными для обучения детей в школе, поскольку составляют основу письма и чтения. А они в свою очередь служат базовыми навыками, то есть навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «Русский язык». От того, насколько хорошо ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
1. Сформированность звуковой стороны речи, то есть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Приветствуются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.
4. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка может сказываться на понимании ребёнком прочитанного.
5. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая, голубой; образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»
6. Сформированность грамматического строя речи. Это умение:
- изменять существительные по падежам и числам;
- правильно употреблять различные предлоги,
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- согласовывать существительные с числительными;
- правильно употреблять глаголы.
Ребёнок должен уметь образовывать новые слова:
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
- глаголы с помощью приставок;
- название детёнышей;
- сложные слова;
- притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка может проявляться в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
6. Сформированность связной речи:
1. составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
2. составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
3. пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
4. составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
5. сочинение рассказа на основе личного опыта;
6. составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования дополнялась доступными заданиями с элементами творчества:
7. окончание рассказа по заданному началу;8. придумывание рассказа на заданную тему.
Требования к связным высказываниям детей:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят.
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков.
- Последовательность и связность пересказа.
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов .
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время высказывания, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчётливость произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Психологическая готовность к обучению в школе
Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....
Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников
Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...
Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе
Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....
Родительское собрание: Речевая готовность к обучению в школе
Презентация "Речевая готовность к обучению в школе" предназначена для родителей будущих первоклассников....
Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...