Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
консультация на тему
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность детей к обучению в школе.
Лекция для родителей будущих первоклассников.
В жизни ребёнка, в семье, настаёт очередной, важный период: поступление в 1ый класс общеобразовательной школы. Это время совпадает с так называемым «кризисом 7ми лет», когда у ребёнка меняются установки и возникает новая ведущая деятельность – учебная. Естественным является готовность к школе, в том числе и речевая.
Попытаемся представить её в виде здания, фундамент и стены которого и есть те составляющие речевой готовности ребёнка к школе.
При построении этого «дома» учитывается развитие речевой и неречевой функции. Основа – правильное звукопроизношение, развитое соответственно возрасту фонематическое восприятие, лексики, грамматики, развитие мелкой моторики руки и ориентации в пространстве. Вставка схемы.
Какова на практике речевая готовность детей к обучению в школе? По данным исследований, проведённых среди дошкольников одного из районов Санкт-Петербурга, выяснилось, что не готовыми к обучению в школе 59,7 % детей из 218ти обследованных. Все нарушения можно было разделить на 3 группы:
- Нарушения звукопроизношения при нормальном развитии остальных составляющих.
- Общее недоразвитие речи с нарушением всех компонентов.
- Несформированность пространственных представлений (пространственной ориентировки) при нормальном развитии остальных компонентов.
Следует учитывать, что наиболее частыми ошибками являются те, которые связаны с нахождением количества звуков в слове, их последовательности, места в слове, а также с различением близких по звучанию звуков.
Например, в слове МАШИНА указывалось 5 звуков, называлось, что за звуком М идёт звук Ш, что звук Н стоит 3им и т. д. В задании, где требовалось разложить картинки на 2 группы (в одну – со звуком Р, а в другую – со звуком Л), слово «ТИГР» попало в группу со звуком Л.
Были выявлены нарушения ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги. Дети затруднялись показать правую и левую сторону, левый верхний и правый нижний угол листа бумаги и т. п.
Однако, исследование касалось детей, которые не получали специальной логопедической помощи в детском саду. Поэтому важным считается своевременное оказание такой помощи ребёнку в 3 – 6 летнем возрасте в условиях дошкольного учреждения.
Необходимо обозначить возрастные особенности речевого развития детей 6 – 7 лет.
Возрастные особенности речи детей 6 – 7 лет.
Словарь ребёнка достигает высокого уровня. При рассказывании стремится точно подбирать слова, по-разному обозначает предметы: машина легковая и грузовая, обувь и одежда зимняя и летняя. Часто начинают использоваться сложные слова и эпитеты. Многозначно употребляет слова (чистая рубашка, чистый воздух), используются слова с переносным значением. В этом возрасте ребёнок способен дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Произносительная сторона речи на высоком уровне. Правильно произносятся все звуки родного языка, четко и внятно произносятся фразы, в зависимости от ситуации может говорить и тихо, и громко, умеет изменять темп речи. Имеется достаточно развитое фонематическое восприятие, некоторые навыки элементов звукового анализа слов.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в нарушениях при различении звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких согласных, звуков Р и Л , С и Ш, С и Ц. У некоторых может быть неправильное произношение с, з, ц, ш, ж, р, л. Поэтому особое внимание уделяется закреплению навыков правильного произношения свистящих, шипящих звуков, их различению.
Работа по совершенствованию звукопроизношения связана с заучиванием и правильным произнесением скороговорок и чистоговорок. Особенностью речевого развития в данный период является активное закрепление и различение на слух всех звуков речи, совершенствование грамматического строя, связного высказывания.
Упражнения, способствующие развитию речевой готовности.
За период, оставшийся до поступления в школу, можно оказать существенную помощь такими упражнениями.
Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают среди разных предметов, игрушек, изображённых на рисунках, найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.
Игра «Назови слова с нужным звуком». После отгадывания загадок, заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (например звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.
Игра «Найди нужный предмет».
На столе – предметы или игрушки, в названии которых есть свистящие и шипящие звуки, и те, в названии которых этих звуков нет. Например, солонка, стакан, ваза, катушка, карандаш, ручка, книга, тетрадь. Ребёнок должен сначала перечислить все эти предметы, а затем поочерёдно назвать сначала со звуком «С», потом с «З» и т.д. Можно составить предложение со словом, где есть требуемый звук.
Игра «Ножки» - «Ладошки». Игра позволяет развивать фонематический слух.
Взрослый называет слова (например, со звуками Р и Л). Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово со звуком Р, и топнуть ногой, если услышит слово со звуком Л. Слова для игры: перо, пила, стол, трон, тропа, лук, рука, салат, лак, рак, нора, игра, игла и т. д.
Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например, Р,А,К – РАК, А,Р,Б,У,З – АРБУЗ, М,А,Ш,И,Н,А – МАШИНА и т. д.
Игра «На что похожа?». Ребёнку предлагается буква из азбуки. Надо подобрать сравнения. На что похожа эта буква.
Игра «Найди букву». На листе бумаги пишется несколько букв на выбор, в разброс, подбираются буквы с одинаковыми элементами. Одна из букв пишется несколько раз. Предлагается её найти. (Например, букву А).
Итак, к моменту поступления в школу ребёнок должен овладеть правильным произношением звуков, уметь чётко их дифференцировать, иметь определённый словарный запас и в целом грамматически правильную речь. Дальнейшее формирование речи будет продолжаться в процессе школьного обучения.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
ЛЕКСИКА.
ГРАММАТИКА.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность детей при поступлении в школу.
Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умствен...
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....
Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Наша речь – процесс общения,...
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...
Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе
В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе
Что должно насторожить родителей будущего первоклассника?...
Речевая готовность ребенка к обучению в школе.
Материал адресован учителям-логопедам и предназначенн для демонстрации родителям будущих первоклассников и учителям начальной школы....