Отчет по теме самообразования"Формирование умений и навыков самоконтроля как фактора социализации личности"
методическая разработка на тему

В данном отчете представлена презентация по теме,анотация к презентации, карты самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samokontrol_kak_faktor_sotsializatsii_uchashchikhsya.ppt365.5 КБ
Файл samokontrol_2.docx16.05 КБ
Файл samokontrol_1.docx13.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоконтроль как фактор социализации учащихся Выполнила Некратова Елена Федоровна учитель математики МКОУ СОШ №16 г. Бирюсинска 2014 уч.год

Слайд 2

Учебный процесс Самоконтроль Саморазвитие Самообразование Самоанализ

Слайд 3

Самоконтроль Осознание и оценка собственных действий Контроль за своими действиями и поступками Контроль за собой Сознательная регуляция своего состояния Способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности

Слайд 4

Самоконтроль Самооценка Анализ Обобщение Обоснование Самопроверка Части учебной деятельности

Слайд 5

Показатели сформированного самоконтроля умение спланировать работу; умение изменять свои действия находить рациональные способы решения; умение осознанно переходить на знаковые символы и схемы умение осознанно чередовать формы контроля умение самостоятельно составлять алгоритм проверки

Слайд 6

Осознание цели самоконтроля Контроль учителя Контроль родителей Взаимоконтроль Внешние факторы воздействия

Слайд 7

Основные методы и приёмы сверка с написанным образцом взаимопроверка с товарищем коллективное выполнение задания коллективная проверка примерная оценка искомых результатов (прикидка); выполнение задания по алгоритму проверка с помощью сигнальных карточек подбор нескольких способов выполнения задания выбор рационального способа решения моделирование

Слайд 8

Рефлексия-самоанализ деятельности Сегодня я узнал Я понял, что Теперь я могу Я приобрёл… Я научился Было трудно Было интересно У меня получилось Мне захотелось …



Предварительный просмотр:

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка. По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, "школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его "хозяином” своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 
сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 

Правила в работе с детьми: 

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  • Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
  • Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
  • Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
  • Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
  • Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
  • На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
  • Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
  • Напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
  • Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
  • На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
  • Больше всего дети утомляются в бездействии.
  • Почаще ставьте себя на место ребенка.
  • Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
  • Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!



Предварительный просмотр:

Карта  самоконтроля

по теме урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

____________________________________________

Этапы урока

Всё понятно

Были ошибки

Непонятно, очень трудно

1 Повторение

Математический диктант:

Обозначение дроби

Сравнение дробей

В порядке возрастания,

убывания

Обозначение  на луче

2 Объяснение нового материала

Арифметическое действие «вместе»

«на сколько »

Понимание правила стр 155-156

3 Закрепление

Понимание условия задачи  №1005

Составление краткой записи

Выполнение действия

№ 1012  (в,г)

4  Контроль знаний

Проверочная работа

(самоконтроль, самоанализ)

5 Итог урока

Домашнее задание

Стр 155-156 (правила)

№ 1013

№ 1012(а,б)

№ 1009

№1011(нижняя строка)

№ 1007

№1011(верхняя строка)

                                               Карта самоконтроля                                                                                                  

знаю

понимаю

умею

помощь

Нахождение площади прямоугольника

Выразить одну переменную через другую

Понятие обратной пропорциональности

Определение функции

Определение, обозначение аргумента

Определение, обозначение значения функции

Способы задания функции

Построение графика

Работа по графику

Графический способ решения уравнения

Оценочный лист

Ф.И.______________________

Класс____________________

Этапы урока

знаю

понимаю

могу

умею

Нужна помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Формирование познавательной активности воспитанников в области познания физической картины мира"

В период работы воспитателем санаторной школы, очень хотелось посеять "зернышки" любви к достаточно сложному школьному предмету - физике. В презентации описаны примеры внеурочной работы  с воспит...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

отчет по теме самообразования "Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка"

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У...

Отчет по теме самообразования «Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения»

Отчет по теме самообразования «Формирование УУД по биологии как одно из основных требований ФГОС нового поколения»...

Тема самообразования: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Цели и задачиЦель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭЗадачи:1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об...

Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время о...