Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».
статья

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время остаются главным помощником школьникам с ограниченными возможностями в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Одним из направлений оказания практической помощи учащимся коррекционных учреждений является достаточно полная трудовая подготовка по одной из специальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot_utkin.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».

Ручной труд.

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время остаются главным помощником школьникам с ограниченными возможностями в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Одним из направлений оказания практической помощи учащимся коррекционных учреждений является достаточно полная трудовая подготовка по одной из специальностей.

Нет смысла доказывать, что развитие руки способствует общему развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для большего числа детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей являются своего рода «палочкой-выручалочкой». Именно на уроках трудового обучения они получают возможность проявить себя, заслужить одобрение учителя и сверстников, преодолеть складывающиеся психологические комплексы и стать в дальнейшем квалифицированными работниками.

Впервые в России термин «ручной труд» был официально употреблен в документе «Проект общего нормального плана промышленного образования в России», изданном в 1884 г и предусматривающем развертывание системы учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, образованных руководителей, инженеров. Инициатором его разработки и внедрения ручного труда в общеобразовательную школу был министр финансов И.А.Вышнеградский. Он понимал, что Российская промышленность не выдержит конкуренции с западноевропейской без подготовки специалистов, в том числе и квалифицированных рабочих, и рассматривал ручной труд как одно из средств «доставлением промышленности рабочих с верным глазом и ловкой рукой», но при этом подчеркивал, что новый предмет должен иметь, прежде всего «педагогическое и воспитательное значение». Школа не исполняет своего назначения, если не развивает у учащихся глаза и руки – эти «могущественные орудия, данные богом человеку наряду с умственными способностями.

И.А.Вышнеградский настаивал на том, что обучать ручному труду должен не ремесленник, а учитель народной школы. Поэтому, в октябре 1884 г в соответствии с «Проектом» был торжественно открыт первый в России класс педагогического ручного труда. Началось постепенное введение нового предмета в начальные, а затем и в средние школы.

2. Принцип достаточности при формировании знаний, умений, навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудового обучения.

Трудовое обучение и воспитание школьников с нарушением интеллекта осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место в дефектологии отводится принципу коррекции умственных и физических недостатков посредством форм фронтального индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.

Планируя урок, я стараюсь опираться на общедидактические приемы и методы в организации учебно-воспитательного процесса:

  • Наглядный метод (показ оборудования, демонстрация стендовых работ, использование инструкционных карт)
  • Словесный метод (беседа, инструктаж, разъяснение технологического процесса)
  • Дидактический материал (образцы, изделия, тетрадь для самостоятельной работы, дидактические справочники, учебник)
  • Практический метод (отработка трудовых приёмов и навыков при выполнении рабочих операций), а также собственный опыт и наблюдения,  внося свои находки в практику преподавания. Организация учебной деятельности на уроках труда требует введения такого понятии, как принцип достаточности, который направлен на создание условий, благоприятных для развития и сохранения положительных сторон учебной деятельности школьников.

Это требует отбора доступного для усвоения школьниками минимально необходимого учебного материала достаточного для успешной самостоятельной трудовой деятельности на уроках труда и после окончания школы. Принцип достаточности тесно связан с понятием коррекционное обучение. Согласно принципу достаточности, я выделяю из всего объема учебного материала тот, который необходим и достаточен для осуществления школьниками практической деятельности, а также применяю методы, активизирующие интересы учеников к конечному результату своего труда.  При обучении труду ученик не получит прочных умений и навыков без усвоения технико-технологических сведений. Всякой практической деятельности предшествует этап теоретического осмысления задания, приемов работы, ее последовательность, ознакомление с назначением и устройством инструментов, станков, оборудование и приспособлений. Поэтому, прежде чем приступить к работе, учащийся должен знать назначение и название инструментов, приемы безопасной работы, название материалов, из которого делают изделие, их свойства, план работы, последовательность действий и приемы их контроля. Это тот минимум знаний, который необходим и достаточен школьнику при освоении любого вида труда.

Нужно уметь определять необходимый и достаточный объем учебного материала, который учащиеся должны усвоить. Эту работу следует начинать с определения степени сложности содержания учебного материала и выделения главного, без чего учащиеся или ученик не может приступить к выполнению практического задания. Я организую, учебный процесс таким образом, чтобы знания, полученные школьниками на уроках труда, помогли им в их практической деятельности. Следовательно, основное внимание при обучении я уделяю освоению учебного материала, позволяющего формированию устойчивых умений и навыков. Деление учебного материала на базовый и достаточный создает более перспективные условия оптимизации учебного процесса при обучении школьников с низким интеллектом.  Познавательные возможности учащихся на разных этапах занятия неоднородны.  Многие школьники не в состоянии освоить содержащийся в программе учебный материал в полном объеме. Поэтому моя задача заключается в том, чтобы своевременно определить, какой именно материал ученик не усвоил и на каком этапе занятий он испытывает трудности, кто из учащихся нуждается в индивидуальном подходе.

Чтобы проследить динамику развития учебной и трудовой деятельности школьников я использую таблицу учёта усвоения (неусвоения) учебного материала.

Развитие – это процесс, представляющий собой переход от простого к сложному, успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах программного материала.

Исходя из интеллектуальных возможностей школьников и результатов восприятия учебной и практической деятельности, можно изменить количество учебного времени для прохождения той или иной темы, устанавливая необходимый и достаточный объем знаний в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. На каждом этапе занятия нужно уметь видеть индивидуальные возможности учеников при восприятии и осмыслении ими того или иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений на протяжении занятия, происходящих у школьников, можно своевременно выявить слабые стороны и в нужный момент помочь им справиться с заданием.

Наблюдая за выполнением заданий, нужно оценивать не только то, как ученик работает, но и отмечать его реакцию на оценку результатов своего труда. У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности.

Учащиеся с низкими возможностями обучения не всегда могут правильно воспринять требование учителя к выполнению ими учебного задания. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма и, в конце концов, они могут совсем отказаться от работы.  Нужно учитывать психологические особенности учащихся и воспринимать трудности, переживаемые ими, предъявлять к ним   адекватные требования, всячески поощрять усилия, затраченные учениками на выполнение работы. Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения им необходимых знаний и умений.

Вводя в практику преподавания принципа достаточности и соответствующих для этого методик, к концу обучения в 9 классе учащиеся овладевают знаниями и умениями определенные программой. Они понимают и применяют соответствующие термины, знают, что такое конструкция, изделие, деталь, труд, профессия, качество изделия, материал, свойства металла, инструменты, приспособления, станки.

В доступной мере осваивают графическую грамоту, что такое чертеж, технический рисунок, эскиз, схема.

Разбираются в технологических процессах по изготовлению изделий, деталей, составляют технологические планы и карты по рабочим операциям. Умеют применять контролирующие инструменты и проводить контроль качества своего изделия и труда в целом.

Все эти знания и умения определяют уровень технического мышления, творческих способностей, анализ планирования и самоконтроля, который является необходимым составным компонентом самостоятельности и готовности к труду в мастерской, школе и трудовой деятельности по окончании школы.

 Познавательный этап – этап формирования знаний, навыков и умений у школьников с ослабленным интеллектом.

Основа трудового обучения его стержень – технология ручной обработки металлов.

Вокруг её объединяются элементы материаловедения, элементы техники, графической

грамоты, первоначальные сведения о современном производстве, видах организации труда, профессиях и т. д.

Особенностями трудового обучения как учебного предмета заключается в том, что он призван знакомить учащихся с предметами, средствами, процессами и продуктами труда. Предметами труда могут быть бумага, картон, ткань, древесина, металл. В качестве средств труда используются инструменты, приспособления, станки.

Обучение учащихся различным технологическим операциям осуществляется в процессе изготовления изделий. Уроки трудового обучения должны, в первую очередь, учить детей активно искать и находить ответы на вопросы, как устроены, сконструированы изделия. Важно научить их видеть, в чём их сходство и различия, конструктивные особенности.

В соответствии с конструктивными особенностями изделия, для их изготовления, разрабатываются различные технологические процессы, выбираются различные материалы. Учащиеся должны постепенно научиться понимать взаимосвязь между предметами, средствами и процессами труда, зависимость технологии изготовления от его назначения и устройства. Принцип политехнизма требует, чтобы учащиеся могли видеть в каждом конкретном изделии, технологическом процессе не только его специфику, но и, то общее, что имеется во многих изделиях и процессах.

Изучение слесарного дела в 5-6 классах можно отнести к учебно-познавательной деятельности. Она предусматривает ознакомление учащихся с простейшими слесарными приёмами и операциями. Узнать многое о таких слесарных профессиях как слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник, слесарь-жестянщик, слесарь-инструментальщик, сантехник.

Получить общие понятия о металлах их добычи, выплавке чугуна, стали, цветных металлов и применение их в производстве, строительстве и др. хозяйственной сфере.

Изучить инструменты, приспособления, станки, с помощью которых происходит обработка металлов. Понять, что такое технологический процесс, конструирование, технологическая карта, чертёж, технический рисунок, рабочая операции. Научиться добросовестно, относиться к своей работе, доводить начатое дело до конца, стремиться познавать новое в своей трудовой деятельности.

                                              Формирующий этап.

Формирующий этап заключается в формировании знаний практических навыков, приёмов и умений. В своей работе я использую разные методы преподавания: наглядный, вербальный, практический, включаю в свою работу и проблемное обучение. Исходя из опыта работы и личных наблюдений, у меня сформировался свой подход и метод обучения слесарному делу. Этот метод даёт хороший результат в 5-6 классах по усвоению знаний по технологии обработки металлов, об инструментах и их использовании в практической деятельности, станках, приспособлениях и другом оборудовании. На первых этапах обучения для восприятия учащимися учебного материала я в основном использую наглядный метод, чередуя его с вербальным.

Затем использую практический, где дети, используя полученную учебную информацию, применяют её в работе при выполнении трудовых приёмов, упражнений и изготовлении различных изделий.

Но получаемая учебная информация затрагивает многие рабочие операции, которые целиком освоить учащиеся не могут, а практические приёмы и действия через зрительное восприятие и двигательную сноровку запоминают довольно легко.

На следующем занятии одну из рабочих операций, согласно тематическому плану, мы разбираем с учащимися, более подробно используя как вербальный, так и наглядный методы и кратко по пунктам делаем записи в своей рабочей тетради. Затем приступаем к выполнению практических заданий, где дети через зрительное восприятие и двигательную сноровку закрепляют полученные теоретические знания и более подробно узнают о других рабочих операциях, инструментах, приспособлениях, способах обработки.

В практической деятельности, я в основном использую индивидуальный подход, это даёт возможность заострить внимание детей на тех моментах их деятельности, которые они плохо поняли, усвоили, отработали.

При повторении изучаемой темы, на следующем занятии для актуализации мышления учащихся, я даю словесную информацию по изучаемому учебному материалу, направляю их деятельность на работу с конспектом, наглядными пособиями, заостряю внимание на приёмах выполнения практических упражнений. Всё это помогает в работе с детьми при повторении учебного материала, даёт возможность учащимся оценивать и отталкиваться от полученной словесной и наглядной информации, записей в конспектах, вспоминать пройденный учебный материал, осмысливать его и выражать свои мысли в речевой деятельности при ответах на вопросы учителя. Но все, же не все дети с ослабленным интеллектом могут логически оценивать и сформулировать ответ. Поэтому и здесь я стараюсь использовать индивидуальный подход и коррекционную направленность в своей работе, что даёт возможность детям получить определённые программой знания и умения.            

Закрепление технических знаний, умений и навыков – как средство для решения трудовых задач в 7-8 классах.

Трудовую деятельность в 7-8 классах можно отнести к этапу закрепления знаний, умений и навыков для решения трудовых задач. Одним из главных элементов для достижения решений по закреплению учебных и трудовых задач - коррекционная работа в единстве с индивидуальным и дифференцированным подходами в процессе обучения учащихся.

Коррекционная работа подразумевает формирование доступных для умственно отсталых школьников знаний, умений и навыков посредством своевременного оказания помощи. Только сознательное овладение приёмами труда, когда учащиеся способны рассказать о причинно-следственных зависимостях и последовательности   выполнения действий, позволяет говорить о правильно поставленной коррекционной работе. В своей деятельности необходимо опираться на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширять и обогащать эти знания.  Необходимо следить и обращать внимание на то, как дети самостоятельно используют знания, которые освоили ранее и какие задачи они могут решать в сотрудничестве с учителем. Главную роль в своей работе я уделяю принципу индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Так как одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в задании, планировать свои действия, другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают  трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия. Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях по слесарному делу необходимы для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы, добиться усвоения каждым из них учебного материала. Для  этого я использую разные приёмы и методы, трудовые задания на каждого ученика или группу учащихся, учитывая индивидуальные и психофизиологические способности учащихся, как в учебной, так и в трудовой деятельности, материальное обеспечение, наличие оборудования в мастерской.

Вся трудовая деятельность начинается с планирования работы, исходя из графической документации (чертежа, эскиза, технического рисунка образца), повторения изученного теоретического материала, изучения инструкционных карт, рабочих операций и техники безопасности при использовании инструментов, станков и др. оборудования. Учебный материал должен быть осмыслен учащимися в общих чертах, а объём новых сведений должен соответствовать уровню и возможностям учащихся и корректироваться по мере усвоения детьми учебного материала.

Целью повторения учебного материала, технологических процессов заключается в активизации мыслительной деятельности, в развитии  логического мышления, в умении сопоставлять, сравнивать, обобщать, выделять главное и первоочередное в предстоящей работе.

На этапе осмысления и закрепления учебного материала каждый учащийся должен не только понимать все технологические процессы, способы и приёмы работы, но и мог объяснить, что он делает, как он делает и для чего. Для достижения этих целей я использую разные дидактические приёмы и методы, чередуя вербальный метод с наглядным, используя контрольные карточки, кроссворды, образцы изделий, письменные работы по составлению технологических карт.  

На этапе практической деятельности учащиеся закрепляют полученные технические и технологические знания в процессе изготовления различных изделий, на базе которых отрабатывается и усваивается программный материал. В практической деятельности, я в основном использую индивидуальный подход, учитывая психофизические и умственные способности учащегося, наличия материала, инструментов, станков и др. оборудования. Индивидуальный подход даёт возможность направлять как мыслительную деятельность учащегося, так и трудовую на конечный результат и ответственность за выполнение трудового задания, качества изделия. В индивидуальной деятельности учащихся присутствует принцип соревнования, сравнения, появляется инициатива сделать то, что сделал его товарищ. Это даёт хороший организационно – воспитательный результат, ученику не с кем сориться, что-то доказывать и обвинять, он сам отвечает за свою работу и изделие. Кроме того, при индивидуальном подходе видны все слабые стороны учащегося, как в практической деятельности, так и в знаниях теоретического материала. Это даёт возможность вовремя принять коррекционные меры в его деятельности.

Практическую работу учащегося я контролирую, используя принцип максимального расчленения, т. е. после выполнения отдельной слесарной операции ученик показывает свою работу. Я анализирую качество выполненной работы и объясняю ученику недостатки в его работе, направляя его мыслительную деятельность на способы их устранения. Это приучает детей в дальнейшем самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.

При подведении итогов практической деятельности учащихся, каждый ученик делает устное или письменное обоснование всего процесса изготовления изделия. Это даёт возможность ему проанализировать свою деятельность, самому увидеть свои ошибки и использовать этот опыт по решению тех или иных возникающих проблем в дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Совершенствующий этап – этап самореализации трудовой деятельности

 учащихся 9 класса.

Основной задачей профессионально – трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является углублённое изучение учащимися теоретического материала и приобретение прочных практических навыков и умений. Решением этих задач в 9 классе может стать совершенствующий этап, как этап самореализации учебной и трудовой деятельности школьников. Задачи этапа совершенствования заключаются в более углублённом изучении учебного материала и практической деятельности. Самостоятельность в мышлении, контроле, анализе действий, принятии решений и словесной отчётности о своей деятельности.

Для решения теоретических задач я использую разные методы, подходы и формы (фронтальный, групповой, индивидуальный). Вся работа в совершенствовании теоретических знаний основывается на повторении, путём решения проблемных заданий, самостоятельного изучения дидактического материала в справочниках, инструкционных картах, учебной литературе, чертежах и др. графической документации, в работе с коррекционными тетрадями и конспектами. Вся эта деятельность учащихся направлена на развитие технологических способностей, знаний, умений, навыков и сознательного овладения приёмами работы.

Любая работа - трудовая операция, трудовое действие начинается с его планирования. Не зная плана работы, невозможно применить какие- либо трудовые приёмы и действия, они будут хаотичны, разрознены, неправильны. Не зная плана           невозможно применить воображение, а значит невозможно увидеть творческие подходы в решении трудовых задач и конечный результат своей деятельности. Не зная плана, невозможно правильно использовать инструменты, приспособления, станки и другое оборудование, и, в конечном счёте, это ведёт к психологическому срыву, нежеланию работать, пропадает интерес к изучаемому предмету, профессии.

Планирование работы, технологических процессов мы с учащимися начинаем с изучения образца. Изучаем назначение изделия, используемые материалы, его формы, сравниваем с другими изделиями, ищем сходство с изделиями, которые были сделаны детьми в младших классах. В этой работе моя главная цель - стимулировать мыслительную деятельность, воображение детей, заинтересовать их в процессах предстоящей работы и конечном результате. Изделия для изготовления подбираю разные, исходя из индивидуальных способностей, знаний и практических навыков учащихся. Но обсуждение образцов провожу фронтально. Это помогает более слабым учащимся ориентироваться в анализе образца, исходя из знаний и ответов более подготовленных учеников.

Следующим этапом в планировании технологических процессов является изучение технических рисунков и чертежей. Дети изучают графическую грамоту, учатся ориентироваться в размерах, формах детали, развивают зрительное восприятие и воображение. Выполняют не сложные тех. рисунки и чертежи деталей, входящих в будущее изделие. При выполнении этой работы можно эффектно использовать проблемные вопросы и задачи, которые могут решаться самостоятельно или совместно с другими учащимися. Изучая образцы и чертежи, дети активизируют свою мыслительную деятельность, подключают к работе память и воображение.

Процесс ориентировки в задании и активизацию мыслительной деятельности нужно обязательно зафиксировать, потому, как дети с ослабленным интеллектом не могут фиксировать в памяти многооперационные действия. В процессе выполнения заданий акцент их действий заостряется на выполнении трудовых приёмов, а не на соблюдении технологического процесса. Поэтому уточнения представлений о последовательности

Решить эту проблему учащимся оказывает процесс составления индивидуальных технологических карт и планов.

Например, технологическая карта «Распиливание проймы ключа» 6 класс.

Он прост в составлении, потому как в него   входят только названия и порядок выполнения рабочих операций, но сложен в реализации, потому как инструменты, способы, приемы обработки и контроля, учащиеся должны находить в своей памяти и правильно их применять. Такой план я предлагаю составить более сильным учащимся в плане знаний технологических процессов, приемов работы, контроля и анализа своих действий.

Более слабым учащимся я предлагаю варианты составления технологической карты с помощью карточек с вариантами рабочих операций, приемов работы, способов обработки, инструментов, приспособлений, применяемых в рабочих операциях. Это дает возможность через зрительное восприятие активизировать их мыслительную деятельность и зафиксировать в памяти процесс изготовления деталей или изделия. Таким образом, активизируя в процессе занятий умения, учащихся ориентироваться в задании по образцу, чертежу, техническому рисунку, индивидуальной технологической карте и плану, обучая детей правильному произношению и написанию технических терминов. Планирование предстоящей работы поможет сознательно выполнить рабочие операции и добиваться определенных успехов в освоении профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы над изделием.

Формирование практических навыков осуществляется в процессе закрепления определенного объема технических и технологических знаний, умений и навыков в процессе работы над изделием, выполняемом в строгой технологической последовательности. Весь объем этой работы и есть сама технологическая практика школьников, во время которой происходит формирование практических навыков.

Работа над изделием продолжается несколько занятий. Каждое из занятий содержит определенный объем новых сведений, изучаемых с помощью разных методических приемов, но все они направлены на развитие совершенствования   навыков работы со слесарными инструментами, приспособлениями и другим слесарным оборудованием. Учащиеся 9 класса изготавливают более сложные изделия, состоящие из нескольких деталей, имеющие более сложную конструкционную форму, включающую элементы сборки и работы на станках. Это разнообразие технологических процессов, способов обработки, инструментов, приспособлений, станков, материалов, стимулирует деятельность учащихся, раскрывает их творческие способности, расширяет кругозор и желание к самореализации в своей работе.

Желание и побуждение детей к работе я также стимулирую разнообразием изготавливаемых изделий и их конструкционных форм. Все изделия, изготавливаемые в слесарной мастерской, имеют общественно полезную значимость и используются в хозяйственной сфере школы. Это разнообразные вешалки для одежды, дверные крючки, задвижки, фурнитура для мебели, дверные ручки разных форм и конструкций с оформлением чеканкой. Инструменты, приспособления, используемые в мастерских, огородно-хозяйственный инвентарь, царапки, пропольники, грабли. Для расширения кругозора и развития познавательной, творческой деятельности учащихся использую в своей работе нетрадиционные виды обработки металлов. Изучаем и выполняем с детьми чеканные работы, узорную просечку по жести. При наличии материалов используем в своей деятельности кузнечные работы: изготавливаем пробои, костыли для батарей отопления, строительные скобы, слесарные инструменты для рубки зубила и многие другие изделия.

Результат работы учащихся в процессе изготовлении изделий я оцениваю при подведении итогов, он заключается в отчете учащихся о своей трудовой деятельности.

Рассказ о проделанной работе -  восстановление в памяти всего хода действий, последовательности операций, способов обработки и приемов контроля. Но не все учащиеся могут воспроизвести эту деятельность умственно и рассказать о ней. Помочь им могут вопросы, которые учащиеся записывают в своей рабочей тетради:

  • «Какое изделие ты делал»?
  • «Какие слесарные операции выполнял»?
  • «Каким инструментом работал»?
  • «Чем и как контролировал работу»?
  • «Как выполнил работу»?
  • «Сколько операций сделал»?
  • «Какие ошибки допускал»?
  • Какие трудности испытывал при изготовлении данного изделия?

Результатом общей деятельности учащихся за период обучения и получения профессиональных знаний могут стать аттестационные экзамены в 9 классе.

В этой работе детям предлагается выбрать изделие и, используя полученные за     период обучения знания, умения и навыки, применить в самостоятельной деятельности по выполнению экзаменационной работы.

Дети самостоятельно составляют технологический процесс своей деятельности, учитывая все процессы, входящие в изготовление изделия.

   В технологический процесс входит:

  • изучение образца и выполнение чертежей, технических рисунков деталей изделия.
  • составление технологического плана и заполнение технологической карты.
  • изготовление деталей изделия согласно технологического плана, операционной карты.
  • анализ своих действий и контроля при выполнении работы.
  • сборочные работы.
  • отделка и термообработка изделия.
  • отчёт о своей деятельности, защита творческой работы (изделия).

В этой работе большая организационная роль учителя. Дети в период обучения получили хорошие практические навыки обработки металлов и работы на станках. Но не все учащиеся ввиду их умственных способностей могут учитывать и фиксировать в памяти технологические процессы и включать в работу мыслительную деятельность по их выполнению. Анализируя с учащимися их деятельность, я, используя разные методы, направляю их зрительное восприятие, мыслительную деятельность на правильное выполнение всех рабочих операций. Некоторые трудности для учащихся может составить отчёт о своей деятельности ввиду волнения, нелогического мышления, спешки. Но в основном все учащиеся справляются с этой проблемой и производят словесный отчёт о проделанной работе. Экзаменационная комиссия, подводя итоги, отмечает хорошую подготовленность учащихся, как в теоретических знаниях, так и в практической деятельности, это говорит о том, что дети получили хорошую профессиональную подготовку.

Результативность отслеживается по следующим направлениям:

- базовый уровень- уровень знаний, умений, навыков, предусмотренных программой, отслеживается с помощью проведения промежуточной аттестации и годовой оценки;

- творческий уровень - самостоятельное составление технологической карты по изготовлению изделия (для сильных учащихся), работа с технологическим планом с опорой на карточки, где дана последовательность изготовления изделий, участие в выставках и конкурсах;

- профессионально-ориентированный уровень- отслеживание профессионального выбора выпускников (с участием психолога и социального педагога).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  • все обучающиеся усвоили ЗУН, предусмотренные программой на достаточном уровне;
  • наблюдается положительная динамика развития творческих способностей учащихся;
  • обучение по программе способствует профессиональной ориентации обучающихся;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта

Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».

Мастер-класс .Урок в 7 классе для детей с тяжелыми множественными  нарушениями развития...

Разработка урока. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.

Разработка урока. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов....

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...