Тема самообразования: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
материал по русскому языку
Цели и задачи
Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Задачи:
1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;
2) изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;
3) освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;
4) выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.
Сроки и этапы реализации
Сроки реализации: сентябрь 2018 – август 2020 гг.
Этапы реализации:
I этап: подготовительный.
Цель: создать условия для реализации программы.
II этап: реализационный.
Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.
III этап: заключительный.
Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.
Ожидаемые результаты:
- разработка пакета материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
- успешная сдача экзамена;
- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
«Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Цели и задачи
Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Задачи:
1) сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;
2) изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;
3) освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;
4) выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.
Сроки и этапы реализации
Сроки реализации: сентябрь 2018 – август 2020 гг.
Этапы реализации:
I этап: подготовительный.
Цель: создать условия для реализации программы.
II этап: реализационный.
Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.
III этап: заключительный.
Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.
Ожидаемые результаты:
- разработка пакета материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
- успешная сдача экзамена;
- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.
Направления самообразования
1.Методическое
- Повышение педагогической квалификации
- Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Повышение квалификации
- участие в семинарах
- консультации с коллегами района
- обмен опытом в интернет-сообществах (например, «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Ассоциация учителей русского языка и литературы»).
Промежуточные результаты работы по повышению квалификации
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ
- Подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся.
- Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.
- Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.
- Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
Промежуточные результаты работы по овладению методикой преподавания в выпускных классах
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
- Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам с готовыми ответами.
- Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки.
- Затем он должен проанализировать их.
- Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять.
- Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
- Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.
Направления самообразования
2. Профессиональное:
- Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;
- Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
- Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
- Разработка программ практикумов, спецкурсов по обязательным предметам, элективных курсов;
- Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
- Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;
- Формирование общеучебных навыков.
Промежуточные результаты работы
- Разработана программа элективного курса по русскому языку для подготовки к ЕГЭ – 10 класс.
- Разработан план подготовки учащегося 11 класса к ЕГЭ по русскому языку.
- Разработка тестовых материалов с использованием открытого банка заданий по русскому языку по учебным темам.
- Классификация и решение заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru
Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru
Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru
Высшее образование в России http://vuzinfo.ru
ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org
Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru
Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru
Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru
Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32
Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php
Русский ЕГЭ 2009 http://www.rus-ege.com
Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru
Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info
Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru
Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru
Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
ЕГЭ…ОГЭ… Еще недавно эти аббревиатуры приводили в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все, и в том числе и я, твердо убеждены, что ГИА по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо к ней подготовиться.
Особенность ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы, и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
КИМы включают в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный и другие виды разборов, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. А в учебном плане по русскому языку отведен лишь один час в неделю, а этого времени катастрофически не хватает.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ОГЭ и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя (моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя - осуществить качественную подготовку к ГИА.
В моей педагогической практике несколько выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов. Начиная с 5 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
В своей работе использую активные педагогические технологии (всем известные). Личностно-ориентированная (это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.)
Развивающая (новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребята подготовлены к этому экзамену.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.
Как известно, уровень подготовки по русскому языку может быть определен с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и других методов. Использование в практике ЕГЭ и ОГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.
До сих пор многие учителя и методисты не уверены в том, что эту форму можно использовать для оценки коммуникативных умений и навыков. Однако экзамен в форме ЕГЭ и ОГЭ показывает, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную, и, безусловно, имеет свои положительные стороны.
Преимущества тестов по сравнению с остальными возможными формами контроля можно свести к следующему:
- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения в усвоении предмета;
- сведена к минимуму субъективность при оценке задания со свободным ответом;
- результаты поддаются статистической обработке;
- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;
- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания , умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.
В процессе этой проверки должно быть выяснено:
- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;
- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- умеет ли ученик работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- обладает ли выпускник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным уровнем словарного запаса и грамматического строя русского языка, обеспечивающим свободное владение русским языком в разных условиях общения.
Несмотря на то, что подготовка к единому государственному экзамену не требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта, доброжелательности и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и безусловной возможности сдачи ими экзамена.
В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.
Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.
Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
Работа над 25 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для обучающегося.
Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Всегда настраиваю учеников на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
Заключение. Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалить за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования"Формирование умений и навыков самоконтроля как фактора социализации личности"
В данном отчете представлена презентация по теме,анотация к презентации, карты самоконтроля...
Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....
Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ по физике и математике.
работа содержит анализ пособий для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...
Разбор заданий ОГЭ повышенного и высокого уровней сложности
Разбор заданий повышенного уровня (№5,6.10,14.15.16,18) и заданиями высокого уровня (№19,20)....
Тема самообразования: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ЗАДАНИЯМИ ПОВЫШЕННОГО И ВЫСОКОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОГЭ И ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации....
«Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию»
доклад для МО учителей гуманитарного цикла 2020...