Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_detmi_migrantov_na_3_mesyatsa.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
(72 часа)
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной, на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс» с учетом особенностей первой ступени общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Каждый год состав учащихся нашей школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным. У этих учащихся выражено общее недоразвитие речи, наблюдается несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание исходного текста, в затруднении анализа и синтеза слов.
Общей целью занятий является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Практическую направленность обучения определяет компетентностный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 1 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
В основе программы лежат принципы:
- принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения;
- принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как неродным;
Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является:
объединение детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к русскому языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- содействие развитию речи детей.
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Возраст детей:
Данный курс предназначен для детей 6 -7 лет, посещающих занятия по подготовке к школе и учащихся 1-х классов, которые уже приступили к изучению русского языка.
Срок реализации программы - 3 месяца (март-май 2012-2013 учебный год), 72 часа (по 6 часов в неделю).
Так как по календарному графику (1-4 классы) учебный год заканчивается 24.05.2013, с целью реализации программы в полном объёме занятия по согласованию с родителями проводятся в каникулярное время (23.03.13 ПО 30.03.2013), а занятия, совпадающие с праздничными днями (08.03., 01.05, 03.05, 09.05) переносятся на 24.05, 25.05, 27.05, 28.05.2013г.
Формы, методы и приёмы работы: групповая, индивидуальная; урок, урок-экскурсия; игровые методы, которые дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся; диалоги, элементы дискуссий, проблемные ситуации, беседы.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления русского языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать плану в своём учебном труде.
СОДЕРЖАНИЕ
программы занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
(72 часа)
Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков. Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков. Число имён существительных. Гласные первого ряда. Род имён существительных. Гласные первого ряда. Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных. Слова-действия. Слогообразующая роль гласных. Дифференциация слов - предметов, слов-действий. Ударение. Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение. Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова. Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова. Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях. Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях. Родственные слова. Образование гласных второго ряда. Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда. Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и. Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е. Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я. Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я. Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё. Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё. Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. Главные члены предложения. Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. Согласование имён существительных и глаголов. Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё. Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Предлоги. Предлоги «на», «в». Предлоги « с (со)», «из». Предлоги «по», «к». Предлоги « над», «под». Закрепление предлогов. Как рассказать о своих игрушках. Как рассказать о своей семье. Как рассказать о своей Родине.
Проблемные зоны:
Восполнение пробелов в фонематических процессах и языковом анализе и синтезе:
Звуковой состав слова. Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки первого ряда. Их выделение и дифференциация в различных речевых единицах. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Способы обозначения мягкости согласных на письме (мягкий знак). Гласные звуки второго ряда. Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи:
Имя существительное (слова-предметы). Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Глагол (слова-действия). Дифференциация существительных и глаголов. Имя прилагательное (слова-признаки). Дифференциация частей речи.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Распространение простого двусоставного предложения. Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов.
Развитие устной и письменной речи:
Понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Построение предложения, его грамматическое и интонационное оформление. Графические схемы слова и предложения.
В процессе изучения курса
учащиеся должны знать:
Что такое речь.
Что такое слово.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Что такое предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
учащиеся должны уметь:
-различать устную и письменную речь;
-выделять слова-предметы, слова-действия, слова, обозначающие
признаки предметов среди других слов;
- определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту;
-редактировать простое предложение;
-интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаками);
- правильно согласовывать различные части речи;
-понимать значение предлогов и правильно их употреблять в своей речи ;
- слышать и выделять звуки из слов;
-делить слова на слоги;
-выделять в слове ударные слоги и находить ударную гласную;
- слышать звучание слов и правильно обозначать мягкость согласных звуков.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
(72 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Формирование УУД | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1-2 | Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков. | 2 | Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Слово как часть предложения. Слушание русских народных сказок. Усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Слушание русских народных сказок. Игра в слова. Слушание русских народных сказок. Игра «Да-нет», отгадывание загадок. | участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи - к; выделять предложения из речевого потока - п; выделять в предложении слова - п; различать слово и предложение - п; наблюдать над значением слова - п; обозначать слова графически - п; включаться в групповую работу - к; различать слова-предметы от других слов -п; | 01.03 02.03 | |
3-4 | Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков. | 2 | Отгадывание загадок. | 04.03 05.03 | ||
5-6 | Число имён существительных. Гласные первого ряда. | 2 | Игры со словами, отгадывание загадок | 06.03 07.03 | ||
7-8 | Род имён существительных. Гласные первого ряда. | 2 | Игра «Наоборот». Работа по серии сюжетных картинок. Игры со словами.
| обозначать слова графически - п; включаться в групповую работу - к; различать слова-предметы от других слов -п; | 08.03 09.03 | |
9-10 | Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных. | 2 | Игра «Найди слово» | различать слова-действия от других слов -п; | 11.03 12.03 | |
11-12 | Слова-действия. Слогообразующая роль гласных. | 2 | Игры «Кто больше?» | 13.03 14.03 | ||
13-14 | Дифференциация слов - предметов, слов-действий. Ударение. | 2 | Графический диктант. | 15.03 16.03 | ||
15-16 | Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение. | 2 | Составление и графическое изображение предложений. | 18.03 19.03 | ||
17-18 | Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. | 2 | Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. | различать слова- признаки от других слов -п; | 20.03-21.03 | |
19-20 | Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова. | 2 | Игра »Кто так говорит?» | 22.03 23.03 | ||
21-22 | Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова. | 2 | Графический диктант. | 25.03 26.03 | ||
23-24 | Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях. | 2 | 27.03 28.03 | |||
25-26 | Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях. | 2 | 29.03 30.03 | |||
27-28 | Родственные слова. Образование гласных второго ряда. | 2 | 01.04 02.04 | |||
29-30 | Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда. | 2 | Деление слов на слоги. | 03.04. 04.04 | ||
31-32 | Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и. | 2 | Деление слов на слоги. | 05.04 06.04 | ||
33-34 | Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е. | 2 | 08.04 09.04 | |||
35-36 | Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я. | 2 | 10.04 11.04 | |||
37-38 | Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я. | 2 | 12.04 13.04 | |||
39-40 | Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё. | 2 | Исправление ошибок. | 15.04 16.04 | ||
41-42 | Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё. | 2 | 17.04 18.04 | |||
43-44 | Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. | 2 | составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений - п; корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р; | 19.04 20.04 | ||
45-46 | Главные члены предложения. Согласование имён существительных и глаголов. | 2 | Работа по сюжетным картинкам. Игра «Найди друзей», разминка с мячом | выделять предложения из речевого потока и обозначать их графически - п; выделять в предложении слова - п; составлять предложения с заданным словом – п; определять количество слов в предложении - п; | 22.04 23.04 | |
47-48 | Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. | 2 | 24.04 25.04 | |||
49-50 | Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё. | 2 | 26.04 27.04 | |||
51-52 | Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда. | 2 | 29.04 30.04 | |||
53-54 | Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда. | 2 | контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания – р; находить и исправлять ошибки – р; корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р; осознавать смысл прочитанного - р; | 01.05 02.05 | ||
55-56 | Предлоги. | 2 | 03.05.04.05 | |||
57-58 | Предлоги «на», «в» | 2 | Игра «На чём можно ездить» | 06.05 07.05 | ||
59-60 | Предлоги « с (со)», «из» | 2 | 08.05 09.05 | |||
61-62 | Предлоги «по», «к» | 2 | 10.05 11.05 | |||
63-64 | Предлоги « над», «под». | 2 | 13.05 14.05 | |||
65-66 | Закрепление предлогов. | 2 | 15.05 16.05 | |||
67-68 | Как рассказать о своих игрушках | 2 | 17.05 18.05 | |||
69-70 | Как рассказать о своей семье | 2 | 20.05 21.05 | |||
71-72 | Как рассказать о своей Родине | 2 | 22.05 23.05 |
Примечание: п – познавательные УУД, р – регул.
Используемая литература:
- Л.Д. Митюшина «Азбука» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2008.
- Л.Д. Митюшина «Русский язык. Устный курс» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»
Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет
Конспект занятия для детей 5-6 лет, 2 год обучения.Тема учебного занятия: Звуки [с], [с`], буква С.Цель: формирование умения у детей правильно произносить звуки [с] и [с`], дифференцироват...
Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.
Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"
Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...