Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет
план-конспект урока по теме

Мотозова Лариса Владимировна

 

Конспект занятия для детей 5-6 лет, 2 год обучения.

Тема учебного занятия: Звуки [с], [с`], буква С.

Цель: формирование умения у детей правильно произносить звуки [с] и  [с`], дифференцировать их на слух и в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-6 лет, 2 год обучения.

Тема учебного занятия: Звуки [с], [с`], буква С.

Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Форма проведения занятия: фронтальная.

Цель: формирование умения у детей правильно произносить звуки [с] и  [с`], дифференцировать их на слух и в произношении.

Задачи:

  1. Образовательная – научить детей дифференцировать  на слух и в произношении звуки [с] и  [с`], учить заменять звук в словах на звук [с] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука, учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.;
  2. Воспитательная – воспитывать в детях внимание, аккуратность, ответственность, стремление доводить начатое задание до завершения;
  3. Развивающая -  развитие наглядно-образного мышления детей, обогащение их словарного запаса, развитие мелкой моторики.

Предварительная работа: нахождение в словах, словосочетаниях и предложениях звука [с].

Средства обучения: предметные картинки, магнитные буквы, магнитные доски, прописи, куклы «Слыш» и «Буковка», погремушки, зеркала.

Методы обучения: поисковый метод, беседа, самостоятельная практическая работа творческое задание «Ребусы».

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечан

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть.

Посмотрите кто сегодня опять пришел к нам в гости? (Слыш и Буковка).

- Что обозначает их появление? (Сегодня познакомимся с новым звуком).

Подготовка к работе на основном этапе

- Вы правы. Но прежде, чем приступить к изучению новых звуков, предлагаю сделать гимнастику для губ и языка.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики «Трубочка», «Улыбка», «Птенцы», «Маятник», «Чистим зубки», «Кот лакает молоко», «Шарик».

- Молодцы, все справились с заданиями. И сейчас покажем Слышу и Буковке как вы умеете отгадывать загадки:

1. Под крышей – четыре ножки,

На крыше – суп да ложки. (Стул, показ картинки).

2. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака, показ картинки)

- Какой первый звук в словах «стол», «собака»? (С).

Основной этап

- Правильно. Давайте вместе расскажем Слышу как правильно произносить звук [с].Возьмите зеркала, откройте их, посмотрите на себя, какие вы красивые. Теперь посмотрите на рот: губы в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам, холодный воздух идёт по центру языка, язык создает преграду воздуху, значит звук какой? (согласный). Поднесите руку для контроля ко рту.

- Очень хорошо. Уберите зеркала.

- Ребята, когда мы произносим звук [с] горлышко «работает?» (Нет.)

- А если горлышко «не работает», то звук какой? (Глухой.)

- Если звук глухой , то чем мы его будем ловить? (Погремушками).

Детям выдаются погремушки, если они слышат звук [с] – гремят погремушками, если слышат другие звуки – погремушки «молчат».

- Молодцы, ребята правильно услышали все звуки. Предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза «Три медведя»:

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой!

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

- Присаживайтесь на свои места.

Давайте пустим в кабинет тишину, послушаем её. Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте её и попытайтесь запомнить.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Разучивание с детьми скороговорки.

- Ребята, а какой звук слышится в словах «Сеня», «сети»? (звук [с`]). Этот звук тоже согласный, тоже глухой, но он мягкий, а звук [с] – твердый. Повторяйте за мной чистоговорки:

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Сы-сы-сы – нет осы.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Этап первичной проверки понимания изученного.

- Перед каждым из вас лежат картинки. Ваша задача разделить их на две группы:

- справа положить картинки, в которых звук [с] – твердый,

- слева – картинки, где звук [с`] – мягкий.

Самостоятельная работа, проверка правильности выполнения задания на доске,

- Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Большой - маленький»:

Нос – носик (какой звук последний в слове «нос» ?- [с], а в слове «носик»? - [с`]), пес - …, кокос - …, насос - …,колесо - …, сосна - …, ананас - …

Этап закрепления знаний и способов действий

Игра «Повторялки».

Дети по очереди повторяют за взрослым предложения, которые увеличиваются. Начинается игра с более подготовленных детей. Соня пьет сок. Соня пьет томатный сок. Соня пьет свежий томатный сок. Соня пьет вкусный свежий  томатный сок .Соня с удовольствием пьет вкусный свежий томатный сок.

- Молодцы. Какие слова повторяются в каждом предложении? А какие слова новые? Назовите слова, в которых есть звук [с].

- А какие вы знаете слова со звуками [с] и [с`]?

Игра «Кто больше?»

- Ребята, про Буковку мы совсем забыли. Расскажите ей какой буквой при письме обозначаются  звуки [с],[с`]? (Буквой «С».)

На что похожа буква «С»?

Открой те прописи. Кто изображен в правом верхнем углу страницы? (Собака). Составьте предложение со словом собака.

Посмотрите как пишется буква «С» Показ педагогом на писание буквы на доске, прописывание буквы в воздухе.

- Предлагаю немного размять пальцы. Пальчиковая гимнастика «Замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили

Постучали и открыли.

- Прежде, чем приступить к работе в прописях, вспомните как правильно нужно сидеть при письме. (Спина прямая, ноги на столе, локоть рабочей руки лежит на парте, пропись под наклоном.)

Работа в прописях. Дети, которые раньше других выполнили работу, могут по желанию:

- помочь тем, кто этого хочет,

- составить предложения на магнитных досках, решить ребусы.

Подведение итогов занятия.

- Ребята, знания о каких звуках мы получили сегодня? (о звуках [с`] и [с`].) Дайте характеристику этим звукам (Согласные, глухие, твердый и мягкий.)  Какую букву повторили? (Букву «С».)

Рефлексия

- Посмотрите, какое хорошее настроение у Слыша и Буковки. Они рады, что попали к таким замечательным детям, и сказали мне по секрету, что обязательно придут к вам ещё. Покажите мимикой, какое у вас настроение.

- У меня тоже поднялось настроение после нашего занятия. Вы отлично поработали сегодня и для каждого из вас я приготовила наклейку.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект занятия по развитию речи для детей первой младшей группы.

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы. Тема: «Экскурсия на птичий двор». ...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Одежда, обувь, головные уборы"

laquo;Одежда, головные уборы, обувь»Задачи: Формирование умений и навыков по образованию и использованию в речи притяжательных прилагательных.Развитие и закрепление словаря по лексической теме....

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Части тела"

laquo;Части тела».Задачи:Пополнение словарного запаса по теме «Части тела».Образование существительных множественного числа.Знакомство с многозначными словами.Необходимый материал :...