"Дети света" - программа деятельности классного руководителя МОУ "Миасская СОШ №1" Бердник С.В.
рабочая программа по теме
Программа воспитания ценностного отношения учащихся к миру по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
55.docx | 433.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Руководитель МО кл. рук. Директор МОУ Миасская
С.А. Маклакова СОШ №1 Е.А. Елховиков
_______________________ _______________________
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«Дети света»
5-8 класс
(Программа воспитания у школьников ценностного отношения к миру по мотивам сказки-притчи Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»)
Автор: Бердник
Светлана Владимировна,
классный руководитель,
учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
I Титульный лист.
II Пояснительная записка:
- Актуальность программы;
- Цель, задачи;
- Принципы воспитательной программы. Формы и методы работы;
- Основные направления программы (виды деятельности на основе классификации М.С. Каган);
- Ожидаемые результаты программы.
III Содержание программы:
- Структура взаимодействия (участники программы);
- Сроки реализации и возраст учащихся;
- Этапы реализации программы.
IV Методическое обеспечение реализации программы:
- Анализ воспитательной работы в 5а классе за 2012-2013 учебный год;
- Мониторинг воспитательной работы;
- Список используемой литературы;
- Приложение.
Детство - этот огромный край,
откуда приходит каждый!
Откуда я родом?
Я родом из моего детства,
словно из какой-то страны...
Антуан де Сент-Экзюпери "Военный летчик"
Пояснительная записка
Актуальность программы
Главной целью современной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение и развитие, соответствующее социальному заказу общества.
Человек в 21 веке должен обладать всеми компетенциями, которые востребованы в обществе. Динамичный темп жизни, всеобщая материализация, прогрессивное развитие техники приводит к формированию нового типа личности.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе восприятия ребенком окружающего мира и своей роли в нем, отношение к себе самому и другим людям, отношению к Природе, как основе всего сущего.
На сегодняшний день детям чужды понятия человеколюбия, сопереживания, милосердия, добра и толерантности. На первый план выходит позиционирование себя и переживание о самом себе. Собственное «Я» и круг своих интересов – основной личностный ориентир школьников, который соответствует распространяющемуся в обществе эгоизму и эгоцентризму людей.
Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, конкурентную борьбу, которые проявляются и в детской среде.
Данная проблема нацелила разработать программу воспитания ценностного отношения ребенка к миру с опорой на духовно-нравственные нормы и правила, которые должны составлять устойчивый стержень должного поведения человека в обществе.
«Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру рассматривается как компонент социального опыта, определяет направленность личности в жизни, отбор действий и объектов в соответствии с потребностями и мотивами» - И.Я. Лернер
Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близким, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе воспитания современного подростка.
В школьной среде должна быть ориентация на все лучшее, что есть в человеке, природе, семье и обществе. Любовь и гуманизм, дружба и щедрость, доверие и сострадание – вот те качества, которые необходимо культивировать в формирующемся сознании подростков. Они и есть залог устойчивого развития.
В условиях образовательного учреждения воспитание ценностного отношения ребенка к миру может идти по разным направлениям, формы и методы каждый классный руководитель выбирает для себя сам.
Я, как учитель русского языка и литературы, выстраиваю свою воспитательную программу путем обращения детей к процессу художественного творчества, приобщая к искусству, произведениям классической литературы, в которых аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для “проживания” этого опыта.
Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в литературном произведении, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Одним из ярких примеров раскрытия жизненных ценностей человека, их значимости, выделение основных нравственных проблем является сказка-притча Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Произведение, которое читают и любят миллионы детей и взрослых, и, которое по праву признано гимном лучших качеств человека, таких как: милосердие, честность, доброта, толерантность, гуманизм и доверие.
«…ведь всякий, кто молод, начиная жизнь, как бы уходит в долгий и трудный полет. И хорошо, очень хорошо, если спутником каждого юноши и подростка в начале его полета станет его надежный друг, человек большой и светлой души – летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери» (Г. Береговой летчик-космонавт СССР).
Основанием нашего исследования стала философская концепция о целостности мира– идея Всеединства, которая нашла свое отражение в трудах представителей русской и зарубежной философии. Основоположниками учения о Всеединстве являются В.Соловьев, М.Булгакова, Е.Н. Трубецкой.
Возникновение идеи Всеединства связывают со знаменитым изречением Аристотеля «Душа человека – это в известном смысле все». Согласно этой концепции «целое мира содержится в человеке как одной из частей мира целиком. Человек есть некоторым образом все». В качестве внутреннего принципа Всеединства, силы созидающей и скрепляющей его, во многих исследованиях названных авторов выступает Любовь.
«Всякое внутреннее единство – есть любовь, в том широком смысле, в котором это понятие совпадает с понятием лада, гармонии и мира» - пишет В. Соловьев. Многие русские и зарубежные философы XIX – XX веков, такие, как И.Ильин, В. Франкл, Р. Тарнас настойчиво обращают внимание на то, что в основании отношения человека с миром лежит Любовь. Она трактуется как основа отношения, в котором наиболее полно и адекватно проявляются стремления человека, определяемые его духом.
Итак, Маленький принц жил на своей крошечной планете, в пустоте и одиночестве. О, как печальна и однообразна была его жизнь! Но однажды на его планете из зерна, занесенного неведомо откуда, появилась неведомая гостья…
Вместе с Цветком в жизнь Маленького принца стремительно ворвались новые эмоции и неизведанные чувства.
Маленький принц решает покинуть свою планету и отправиться в путешествие. Что он надеется найти? Экзюпери дает удивительно четкий и понятный ответ - Маленький принц отправляет в путь, чтобы научиться любить: «- Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить!»
В каждом из нас живет Маленький Принц, справедливый творец-странник, ищущий смысл окружающих вещей и собственной жизни. Путеводной звездой, ведущей Маленького Принца к познанию мира, стала Любовь. Любовь к ближнему, Любовь к Природе, Красоте окружающего мира. Таким образом, выявленные нами закономерности становятся содержанием общей цели воспитательной программы - «стремление к любви как таковой, гармоничному сочетанию любви к себе и любви к другому, к окружающей действительности».
Соотнесение основного принципа философского учения о Всеединстве с сюжетом сказки-притчи Антуана Экзюпери «Маленький принц» позволило нам сформулировать основную цель и задачи воспитательной программы:
Цель: формирование у школьника личностной системы ценностей на основе опыта переживания таких общечеловеческих ценностей как Любовь, Добро, Истина, Красота.
Задачи:
- Формирование стремления к гармоничному сочетанию Любви к себе и любви к другому;
- Формирование стремления к Добру, рассматриваемому как стремление к согласию с собою и обществом, стремление к плодотворному существованию, обнаружению и реализации своего призвания;
- Формирование стремления к Истине, познанию себя и пониманию ситуаций взаимодействия между людьми, к познанию качеств и свойств людей, обеспечивающих возможность построения гармоничных отношений между ними;
- Формирование стремления к познанию Красоты Природы, как основы всего сущего на земле.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей, способствование сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность.
Принципы воспитательной программы:
- Принцип гуманизма (духовно-нравственного воспитания личности, ориентированной на общечеловеческие ценности: человек и его роль в мире, семья, коллектив, добро, красота, отечество, знания, культура, труд);
- Принцип природосообразности (учет индивидуальных, половозрастных и психологических особенностей школьников) – при формировании ценностного ориентира школьников и структуризации данной программы следует учитывать различия в чертах личности школьников и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при последовательном расположении каждого блока программы для каждого возрастного периода.
- Принцип культуросообразности – в процессе воспитания ценностного отношения ребенка к миру необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.
- Принцип связи воспитания ценностных ориентиров с жизнью – принц заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
- Принцип уважительного отношения к личности – уважая и принимая позицию ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
- Принцип опоры на положительное в ребенке – успешность процесса воспитания ценностных ориентиров у подростков способствует актуализация положительных черт в человеке, позитивного восприятия себя и мира вокруг.
- Принцип успешности – ребенку необходимо быть значимым и успешным.
- Принцип опоры на ведущую деятельность - у подростков, в том числе младших, ведущей деятельностью является общение. Своевременная коррекционная работа во взаимоотношениях учащихся, в развитии межличностных отношений учащихся.
- Принцип единства образовательной и воспитательной среды. Единая образовательно-воспитательная среда предполагает включение всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие.
- Принцип целостности воспитательного процесса. Воспитательный процесс – это единый и целостный процесс формирования человека. Коллективное дело, которое проводится в классе, может и должно быть многонаправленным.
- Принцип взаимодействия личности и коллектива. Воспитательная система класса главным своим принципом должна считать принцип равноправного отношения к детям и взрослым в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Привлечение родителей во внеклассную работу детей – залог успешного воспитания.
Методы реализации программы
- методы формирования сознания личности учащихся (рассказ, эстетическая беседа, лекция, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся (приучение, упражнение, метод создания воспитывающих ситуаций, игра, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Формы работы с учащимися
- классный час
- беседа
- психологический тренинг
- сюжетно-ролевая игра
- дискуссия
- диспут
- викторина
- музыкальные и поэтические вечера
- конкурсы рисунков, сочинений, фоторабот
- экскурсии
Основные направления программы
(Виды деятельности на основе классификации М.С. Каган)
Нравственное (ценностно-ориентировочная деятельность) | Художественно-эстетическое (коммуникативная деятельность) | Интеллектуальное (познавательная деятельность) | Валеологическое (спортивно-оздоровительная деятельность) |
Стремление к Добру, рассматриваемое как стремление к согласию | Стремление к Красоте – к построению гармоничных отношений с самим собой и миром | Стремление к Истине | Стремление к Добру, Истине и Красоте по отношению к самому себе |
Нравственное направление (ценностно-ориентировочная деятельность):
- изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
- тематические классные часы и беседы по нравственной тематике;
- театральные и кинопросмотры;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами;
- дискуссии по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей,
- разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;
- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
Художественно-эстетическое направление (коммуникативная деятельность):
- подготовка и проведение праздничных мероприятий;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
Интеллектуальное направление (познавательная деятельность):
- участие в познавательных играх (КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»);
- участие в тематических предметных неделях;
- участие в школьных научных конференциях, конкурсах, проектах.
Валеологическое (спортивно-оздоровительная деятельность):
- проведение классных часов и бесед по теме «Полезные привычки»;
- участие в школьных спортивных мероприятиях.
Ожидаемые результаты реализации программы воспитания «Дети света»
- принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений, предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
- осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых различных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- опыт социальной коммуникации.
Содержание воспитательной цели программы воплощено в эталонном портрете школьника, представляющего свое место и роль в общественном развитии, осознающего социальные связи с обществом, подготовленного к созидательной деятельности и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании понимания Добра, Истины и Красоты:
- добрый, не причиняющий зла живому;
- честный и справедливый;
- любящий и заботливый;
- трудолюбивый и настойчивый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
- смелый и решительный;
- свободолюбивый и ответственный;
- самостоятельный и законопослушный;
- патриотичный, чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, классом, школой, селом;
- толерантный (уважающий других, даже не похожих на него);
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, но это результат, к которому надо стремиться, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Структура взаимодействия (участники программы)
Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку,
на собственный страх и риск и на свою ответственность.
Должен быть коллектив воспитателей с определенным
подходом к каждому ребенку. (А.С.Макаренко)
Внутренняя система взаимодействия
Классный руководитель – учащиеся: диагностика психологических особенностей учащихся, создание условий для развития личности ребенка, формирование благоприятного психологического климата в классе, основ культуры общения, и построения межличностных отношений через систему классных часов, индивидуальных заданий, групповых тренингов, творческих и игровых форм проведения занятий.
Классный руководитель – родители: изучение информации о видении перспектив развития ребенка, стилях воспитания в семье, сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработка близких по сути требований, организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, а также, организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.
Классный руководитель – школьный психолог: совместное изучение психологических особенностей учащихся, консультативная помощь педагогу, совместный анализ причин коррекции поведения учащихся.
Классный руководитель совместно с социальным педагогом: изучение материального положения семьи, жилищно-бытовых условий, ведение работы с неблагополучными, малообеспеченными, многодетными семьями, составление социального портрета класса.
Школьный психолог – учащиеся: содействие созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, развитие коммуникабельности и организаторских способностей, выявление и помощь в решении конфликтных ситуаций в межличностных отношениях школьников через систему индивидуальных и групповых занятий, тренингов, консультативная помощь.
Школьный психолог – родители: совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, психологического климата в семье, индивидуальная и групповая работа с родителями по коррекции поведения ребенка, выявления причин тех или иных поступков, повышение психологической культуры родителей.
Социальный педагог - учащиеся: правовое просвещение обучающихся, индивидуальная работа: с трудными детьми по привлечению их в спортивные кружки и секции; с воспитанниками из многодетных и малообеспеченных семей, детьми, не посещающими школу по неуважительной причине.
Социальный педагог – родители: работа с родителями учащихся из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей по организации материальной помощи, с целью контроля за посещаемостью детьми занятий.
Внешняя система взаимодействия
Сотрудничество с библиотекой: сотрудничество с библиотекой позволяет расширить круг чтения обучающих, содействовать формированию у них культуры чтения, нравственных идеалов, этических норм поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. Беседы, конкурсы, тематические игры, викторины – все это способствует развитию интереса к книге.
Сотрудничество с музеями: организация сотрудничества с музеями позволяет проводить совместные мероприятия по изучению истории родного края, познакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся людей района, проводить мероприятия по патриотическому воспитанию.
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей: большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей учащихся, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения, формировать потребность в здоровом образе жизни. Дети, не посещающие никакие кружки и секции, находят с помощью классного руководителя и педагогов УДОД себе занятие по интересам.
Сотрудничество с учреждениями культуры: проведение мероприятий по изучению правил дорожного движения, основ безопасности жизнедеятельности, конкурсов и викторин, игровых программ, концертов с участием детей класса, театральные постановки.
Сотрудничество с общественными организациями: совместное проведение мероприятий, направленных на привитие детям элементарных правил безопасного поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие дорожной грамотности детей.
Содержание программы «Дети света»
Я вспомню сказку Сент-Экзюпери,
Как мудрый сон, что не любому снится.
Среди пустыни в час глухой зари
Услышу голос Маленького Принца.
Искал он розу в знойной полумгле
На дальней, им покинутой планете,
И за пять тысяч роз не отдал на Земле
Одну, неповторимую на свете…
Алексей Прасолов
Сроки реализации:
Данная программа рассчитана на 4 года (с 5 по 8 класс средней общеобразовательной школы).
Возрастной состав учащихся –10-14 лет.
Воспитательная программа «Дети света» состоит из 4-х блоков-этапов, содержание которых структурировано последовательно с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей развивающихся школьников.
В основе программы – философская притча Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» - добрая, светлая и мудрая сказка, которой автор не просто зажигает живую искру в душах людей, но и отвечает на главный вопрос:
«Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой?» Ответ нужно искать в самом человеке. В каждом из нас «скрываются родники, нужно только уметь их раскрыть» - Антуан де Сент Экзюпери.
Сюжетно-игровой основой реализации воспитательной программы «Дети света» является путешествие по планетам, где у каждого участника есть возможность попробовать себя в роли главного героя “сказки”, разворачивающейся в реальном школьном окружении. Маленький принц здесь выступает своего рода идеальным хозяином своей планеты, олицетворяющим высокий уровень развития нравственной культуры, является тем примером для подражания, который так необходим школьникам.
Вот он - принц, выпалывающий каждое утро ростки баобабов, выполняющий скучную, но необходимую для его планеты работу; «малыш, любующийся закатом, красотой пустыни, звездного неба»; мальчишка, «понимающий язык цветов, умеющий слышать сердцем…»
Аналогично Маленькому принцу из сказки, каждый участник программы «открывает» свою «планету» – то есть выстраивает определенную систему ценностей в своем ближайшем окружении, учиться жить по правилам и законам Маленького Принца. В процессе путешествия учащиеся «открывают для себя различные планеты», проходят определенные этапы развития (соответствующие ступенчатым блокам в программе), которые позволяют им обрести свою планету, свой смысл окружающих вещей, стать достойными носить звание Маленького Принца планеты Земля.
Отношение к планетам – ценностям выработано историческим ходом развития жизни человечества и составляет содержательный стержень программы воспитания.
Так, например, воспитываемое уважение к человеку обеспечивает этику поведения, доброту, искренность, доброжелательность, ответственность, добросовестность, дисциплинированность, а также сопротивление жестокости, нечестности, подлости…
Воспитанная любовь к природе наделяет школьников бережным и заботливым отношением к флоре и фауне, способностью сопереживать братьям нашим меньшим, желанием сохранить и приумножить природные богатства, наслаждаться красотой природы, а также способностью сопротивляться бездумной корысти, экологическим преступлениям, уничтожению красоты…
Поэтапная структура путешествия по планетам – ценностям выстроена в соответствии с восприятием ребенком окружающего мира, процессом взросления – перехода детей из одной возрастной группы в другую. Каждая возрастная группа обретает способность к присвоению, то есть, включению в свой внутренний личностный мир одной из этих ценностей, таким образом, вступая во взаимодействие со все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьники постепенно приобретают способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь. Так возникают следующие направления нашего путешествия: 4 отношенческих блока-этапа, заполняющие содержательное поле программы:
1 этап (5 класс, 2012-2013 уч. год)
«У каждого человека свои звезды…все они однажды расцветают»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
В ходе реализации I этапа программы учащиеся познают себя, получают знания о внутреннем и внешнем мире человека, знакомятся с представлением об индивидуальности, неповторимости каждого ребенка, со способами выражения своих чувств и настроения, учатся терпимо воспринимать информацию о себе, овладевают навыками эффективного общения. У ребят есть возможность получить знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Создаются условия, чтоб каждый ученик мог пережить состояние успешности, обязательное для обретения детьми уверенности в своих силах, самопризнанию себя, как личности, путем раскрытия своих творческих возможностей и способностей.
Цель – создание условий для понимания и восприятия каждым ребенком самого себя и одноклассников как индивидуальности, анализ психологических особенностей каждого учащегося.
Задачи:
- Пробудить интерес к самому себе: помочь учащимся лучше узнать самого себя, понять свою индивидуальность, отличие от других;
- Составить «портрет» каждого ученика, изучив все стороны его жизни (бытовые условия, особенности поведения, интересы вне школы, статус в коллективе); обозначить необходимые направления воспитательной работы;
- Изучить уровень сформированности класса как коллектива, выявить основные особенности внутриколлективных отношений;
- Формировать положительный микроклимат в классе, повышать сплоченность коллектива;
- Способствовать формированию адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах;
- Привлечение родителей к активному участию в жизни класса и школы.
Формы работы:
- Тестирование;
- Классные часы, беседы;
- Психологический тренинг;
- Сюжетно-ролевые, познавательные игры;
- Индивидуальные и групповые формы работы с детьми и родителями;
- Праздники, конкурсы, викторины
Ожидаемый результат направлен на познание учащимися себя и понимание своего отличия от других, формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, желание самореализации; обладание навыками самоорганизации и самоконтроля, ответственности за свои поступки.
2 этап (6 класс 2013-2014 уч. год)
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
В ходе II этапа реализации программы школьники учатся взаимодействию с членами своей семьи, уважительному отношению к родителям, старшему поколению (бабушки и дедушки), заботе обо всех членах семьи. Воспитательный процесс направлен на формирование у школьников устойчивой культуры семейного воспитания, усвоения нравственных ценностей семейной жизни, таких как любовь, добро, забота, взаимопомощь, поддержка, благодарность и ответственность; на активное взаимодействие семьи и школы через совместную творческую деятельность.
Цель – создание условий для формирования у школьников представления о семье, как одной из главных человеческих ценностей.
Задачи:
- Формирование представлений о значении семьи, как основы устойчивого и успешного развития человека;
- Воспитание у обучающихся уважительного отношения к родителям, старшему поколению бабушек и дедушек, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим братьям и сестрам;
- Усвоение обучающимися таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о близком, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
- Установление дружеских взаимоотношений детей и родителей в процессе активного взаимодействия семьи и школы.
Формы работы:
- Классный час;
- Беседа;
- Деловая игра;
- Диспут;
- Тренинг
Ожидаемый результат направлен на осознание подростками себя как члена своей семьи, понимание и принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития; установление дружеских взаимоотношений детей и родителей посредством активного взаимодействия семьи и школы.
3 этап (7 класс, 2014-2015 уч. год)
«Все дороги ведут к людям»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький Принц»
На III этапе реализации воспитательной программы учащиеся учатся взаимодействию человека с обществом, как социальной средой жизни. Воспитательный процесс направлен на развитие у школьников представлений о себе и окружающих людях, формирование правильного взаимоотношения с друзьями, классом, школой; усвоение и принятие законов жизни общества.
Цель – создать условия для приобретения учащимися опыта нравственного поведения в обществе.
Задачи:
- Развивать систему представлений о себе и окружающих людях;
- Воспитывать такие качества, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, человеколюбия и сострадания;
- Воспитывать толерантность по отношению к себе и окружающим;
- Способствовать развитию навыков межличностного общения.
Формы работы:
- Классный час, музыкальный час;
- Беседа;
- Тренинг;
- Круглый стол;
- Диспут;
- Викторина;
- Конкурс
Ожидаемый результат направлен на приобретение учениками опыта морально-нравственного поведения в обществе, основанного на уважении, понимании других людей, терпимости и готовности прийти на помощь; безусловного исполнения законов общественной жизни как ценностного отношения.
4 этап (8 класс, 2н015-2016 уч. год)
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
приведи в порядок свою планету»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»
На этой планете учащиеся познают Природу, как основу всего сущего, совокупность условий жизни человека и всех земных существ, развивают способность взаимодействия с миром природы, интерес к проблемам охраны природы, сохранение и преумножение природных богатств.
Цель – создание условий для формирования у школьников ценностного отношения к миру природы; формирование экологического воспитания школьников путем обогащения их личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
Задачи:
- Пробудить интерес к природе, как всему сущему на Земле;
- Развивать способность видеть и понимать Красоту Природы;
- Формировать у школьников понимание единства человека и природы, человека, как части природы;
- Способствовать пониманию школьниками природы, как совокупности естественных условий жизни человека, окружающей среды его обитания;
- Развивать интерес к проблемам охраны природы, сохранению и преумножению природных богатств.
Формы работы:
- Классный час, беседа;
- Литературный вечер;
- Викторина;
- Конкурс сочинений;
- Экскурсия.
Ожидаемый результат направлен на осознание учащимися Природы как общечеловеческой ценности, развитие умения наблюдать мир природы, понимать и принимать его законы; овладение школьниками культурой экологического мышления; воспитание потребности активно учувствовать в экологической деятельности и природоохранных мероприятиях.
Таким образом, программа воспитания у школьника ценностного отношения к миру идет по следующим ступеням:
Процесс реализации программы направлен на углубление в понимании школьника жизненных основ и наивысших опорных ценностей, поэтапное приобретение учащимися опыта нравственного поведения путем организации их практической деятельности.
Содержание основных направлений воспитательной работы
Направ -ление | Нравственное | Художественно-эстетическое | Интеллектуальное | Спортивно-оздоровительное |
2012-2013 учебн. год | - Классный час «Что я знаю о себе?» - Беседа «Человек и его манеры» - Игра «Школа самоуважения» -Игровое занятие «Я глазами одноклассников» -Круглый стол «Я – реальный и я – идеальный» | - Праздник «Посвящение в пятиклассники» - Музыкальный вечер «Пасха – праздник праздников» - Праздничный концерт «8 марта – праздник мам! -Конкурс рисунков «Я в будущем» -Выставка поделок «Мои увлечения» | - Игра «Путешествие в страну читалию» - Игра-соревнование «Смекай, считай, отгадывай» -Игра «Звездный час» - КВН по сказкам Г.Х. Андерсона - Игра «Умники и умницы» | Классный час «Полезные привычки» - Беседа «Давай, улыбнемся!» - Беседа «Мы прививок не боимся!» - Игра «Мы простуду победим!» - Беседа «Твоя личная гигиена» |
2013-2014 учебн. год | - Классный час «Личность начинается с семьи»- Беседа «Взгляните в мамины глаза»- Тренинг «Семейный очаг» - Диспут «Город толерантности»- Деловая игра «Лабиринт нерешенных проблем» - Круглый стол «Мы в ответе за тех, кого приручили | - Праздник «День Матери» - Вечер с родителями «Рождественские встречи» - Конкурс стихов Мусы Джалиля - Выставка совместного творчества детей и родителей «Радуга» - Фотоконкурс «Как я помогаю маме» | «На ошибках учатся» - Конкурс сочинений «Моя будущая семья» - Познавательная игра «Моя родословная» | -Классный час «Физическое воспитание в семье» - Игра-соревнование «Мама-папа-Я – спортивная семья» Спортивная эстафета ко Дню защитника отечества «Мы девчонок не берем!» Фотовыставка «Спорт в моей семье» |
2014-2015 учебн. год | -Музыкальный час «Без друзей меня чуть чуть» -Беседа «Умение владеть собой» - Круглый стол «Как найти подход к людям» - Классный час «Что такое порядочность?» - Игра «Ежели вы вежливы» - Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты»- Диспут «Город толерантности»-Тренинг «Мы – команда!» | Праздник «Хэллуин», -Вечер «Посвящение в старшеклассники» - Праздник «Новый год, что вот-вот настанет» - Фотоконкурс «Планета людей» | -Игра – путешествие «Вокруг света» - Игра «Что? Где? Когда?», посв. Дню народного единства Сочинение-эссе на темы: «Умеем ли мы дружить?» Конкурс стихов о войне «Вечная память» | - Классный час «Красная лента» ко всемирному дню борьбы со СПИДом - Беседа «Болезни века» - Беседа «Что мы едим?» - Диспут о физическом и духовном здоровье «Быть здоровым душой и телом» - Конкурс рисунков «Вредным привычкам – НЕТ!» - Беседа «Суд над сигаретой» |
2015-2016 учебн. год | - Классный час «Природа – наш общий дом» «Охранять природу – значит охранять Родину» Беседы:1. «Моя личная ответственность за окружающий мир» 2. «Земля заповедная: береги и охраняй природные богатства» 3. «Красная книга нашего края» | Музыкальная игра «Голоса природы» -Праздник «Осенины» -Литературный вечер стихов А.С. Пушкина «Люблю я пышное природы увяданье» -Фольклорный капустник «Народные промыслы» -Творческий конкурс рисунков «Животные в гербовой символике нашей области» - Фотоконкурс «Моя малая Родина» - Конкурс рисунков «Мой любимый питомец» | -«Почитай-ка» Урок-знакомство с творчеством писателей-натуралистов К. Паустовского, М. Пришвина, Г. Скребицкого - Викторина загадок о природе «Братья наши меньшие» - Конкурс мини-сочинений «Самый красивый уголок России»; «Рощи да леса – всему краю краса»; «Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»;«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»- Выставка книг об охране природы «Береги, сохраняй, не губи…» Уроки доброты «О редких, исчезающих видах растений нашего края» Экскурсия в краеведческий музей c. Миасского «Природа и полезные ископаемые родного края» | Игры-соревнования на свежем воздухе, спортивные соревнования «Весёлые старты», «День здоровья» -Классные часы «Твой режим дня», «Чистая вода для хвори беда», «Курить – здоровью вредить», «Холода не бойся – по пояс мойся», «По грибы по ягоды» - Беседа о здоровом образе жизни «В здоровом теле здоровый дух» - Конкурс плакатов и газет по здоровому образу жизни «Здоровым быть здорово!» |
АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 5А КЛАССЕ
за 2012-2013 учебный год
Реализация воспитательной программы шла по следующим направлениям:
- Нравственное (стремление к Добру, рассматриваемому как стремление к согласию)
- Художетсвенно-эстетическое (стремление к Красоте – к построению гармоничных отношений с самим собой и с миром)
- Интеллектуальное (стремление к Истине)
- Валеологическое (стремление к Добру, Истине и Красоте по отношению к самому себе)
- Работа с семьями учащихся
В 2012-2013 учебном году воспитательная работа проводилась с целью: создать условия для понимания и восприятия каждым ребенком самого себя и одноклассников как индивидуальности, психологических особенностей каждого учащегося.
Для достижения результата ставились следующие задачи:
- Пробудить интерес к самому себе: помочь учащимся лучше узнать самого себя, понять свою индивидуальность, отличие от других;
- Составить «портрет» каждого ученика, изучив все стороны его жизни (бытовые условия, особенности поведения, интересы вне школы, статус в коллективе); обозначить необходимые направления воспитательной работы;
- Изучить уровень сформированности класса как коллектива, выявить основные особенности внутриколлективных отношений;
- Формировать положительный микроклимат в классе, повышать сплоченность коллектива;
- Способствовать формированию адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах;
- Установление дружеских взаимоотношений детей и родителей посредством активного взаимодействия семьи и школы.
1. Нравственное направление (ценностно-ориентировочная деятельность):
Работа по данному направлению началась с диагностики индивидуально-психологических особенностей учащихся. На данном этапе осуществлялось тесное сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом. Была разработана система классных часов, бесед, ролевых игр и специальных упражнений, направленных на развитие умений:
- понимать себя и других;
- выражать свое эмоциональное состояние;
- контролировать свое поведение и эмоциональное состояние;
- оценить свои потенциальные возможности;
- общаться со сверстниками и взрослыми;
- быть доброжелательным и терпимым
Занятия по форме напоминали тренинги, и большинство ребят с удовольствием включались в работу. Особенно запомнился круглый стол «Я глазами одноклассников», ролевая игра «Школа самоуважения», тренинг с элементами беседы «Я – реальный и Я – идеальный». На занятиях у школьников была возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Необходимо отметить, что были ребята, которые не принимали тренинговую форму работы, были пассивными, не проявляя интереса к занятиям. Не всегда полученный результат радовал ребят. Были случаи удивления и даже отрицания проявления тех или иных качеств в различных игровых ситуациях, происходили конфликтные ситуации между учениками класса: выделение лидеров и аутсайдеров, соперничество между детьми, неприятие отдельных учеников класса. У многих ребят недостаточно сформировано чувство толерантности, терпимости, взаимовыручки и взаимоподдержки. Класс не всегда функционирует как единое целое.
Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применялась социометрическая техника. По результатам социометрии в классе:
«звезды» - 2 человека – 10%;
«предпочитаемые» - 12 человек – 60%
«изолированные» - 5 человек – 25%
«отторгаемые» - 1 человек – 5%
Дальнейшая воспитательная работа была скорректирована в соответствии с результатами социометрии и направлена на построение межличностных отношений в классе, особое внимание уделялось детям, попавшим в группы «отторгаемых» и «изолированных».
В течение года микроклимат в классе менялся в лучшую сторону: к концу учебного года ситуации непонимания и соперничества возникали значительно реже, отношения между учениками становились более ровными и доброжелательными.
Формирование благоприятной атмосферы в классе положительным образом отразилось на результатах учебной деятельности. Индивидуальная работа с педагогами-предметниками, оперативная связь с родителям и школьным психологом помогли многим ребятам, имеющим трудности в учебе, улучшить свои показатели к концу года. В следующем году необходимо продолжить работу по повышению успеваемости отстающих учеников.
Снижение успеваемости учащихся я связываю еще и с адаптационным годом перехода из начальной школы в среднее звено: смена учителей, появление новых предметов, расширение круга друзей и интересов ребят.
2. Художественно-эстетическое направление (коммуникативная деятельность):
Очевидный приоритет в моей воспитательной работе принадлежал созданию благоприятного психологического климата в классе, созданию стиля и тона подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества. Работа проводилась совместно со школьным психологом и родителями, которых я старалась активно привлекать.
Для достижения наилучшего результата были выбраны следующие формы работы:
- Классные часы («Семейный очаг», «Я глазами одноклассников»)
- Праздники совместно с родителями («День Знаний», «День рожденья класса», «Посвящение в пятиклассники», «День Матери»)
- Групповые формы работы с детьми и родителями (Круглый стол «Как найти подход к людям»);
- Индивидуальная работа с детьми;
- Индивидуальные консультации родителей;
- Посещение на дому.
Часто родители являлись инициаторами, организаторами таких форм работы, как круглый стол, анкетирование, в ходе которых определялись интересующие родителей вопросы воспитания, совместно составлялся план воспитательной работы.
Большое внимание уделялось таким формам работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные беседы с группами детей, переживающих различные конфликтные ситуации. В классе есть дети, пережившие смерть одного из родителей, опекаемые, дети из неполных семей. С этими ребятами велась индивидуальная работа школьного психолога и социального педагога.
Наиболее эффективной формой работы по созданию благоприятной психологической обстановки в коллективе я считаю организацию участия детей в совместных делах класса. Поэтому большое внимание уделялось классным мероприятиям. Были проведены выборы актива класса, сформированы органы самоуправления класса по следующим секторам: «Умники и умницы» (учебный сектор), «Дневной дозор» (трудовой сектор), «Олимпийский огонь» (спортивный сектор), «Наши летописцы» (пресс-центр класса), «Креативчик» (культурно-досуговый сектор). Организовано участие в субботниках, оформление классного кабинета, посещение социокультурных объектов (театр, каток, музей, библиотека), участие в патриотических, праздничных и развлекательных мероприятиях. Совместно с детьми и родителями формировались традиции класса, правила проведения классных мероприятий: поздравление именинников, пикники на природе, рождественское катание на стадионе, праздничные концерты. Большое внимание уделялось культуре поведения на подобных мероприятиях, эстетике праздничных вечеров.
Активнее всего класс проявил себя в подготовке к праздничным мероприятиям: «Новоселье в 5а», праздничный концерт «8 марта – праздник мам!», «Очумелые ручки» - оформление классного уголка, а также проведение субботника, которое ребятам очень понравилось. Родители принимали активное участие в делах класса: давали советы, помогали в подготовке к праздникам, участвовали в концертах и сценках. Например, к первому дежурству класса по школе, родители помогли организовать настоящую «Дежурную часть»: оформили стенд информации и изготовили отличительные значки дежурного.
Наш класс единственный среди параллели 5-ых классов попробовал свои силы в создании школьного видеошклипа «Весело без скуки грызем гранит науки». Ребята под руководством командира класса - Ангелины К. с огромным интересом включились в работу.
Вся учебная и общественная жизнь классного коллектива отражалась на станице школьного сайта. Звездочки школьного пресс-центра Ангелина К., Юля С., София М. на протяжении всего года активно пополняли новостную ленту событиями, произошедшими в классе. В результате в конце года наш класс получил почетное I место «Лучшая страница школьного сайта и работа классного пресс-центра»
Успешная работа проводилась активом класса и родительским комитетом, ребята и родители старались вовлекать во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив.
В начале учебного года я, как классный руководитель, возглавляла организационную работу класса, раздавала задания и поручения. Затем, после адаптации и привыкания к новым условиям обучения, дети стали сами координировать свои действия. К концу года учащиеся проявляли большую самостоятельность и инициативность, временами мероприятия готовились с минимальной помощью классного руководителя. Изменилось в лучшую сторону и отношение детей к результатам различных дел, ребята стали с большим уважением относиться к работе своих одноклассников.
3. Интеллектуальное направление (познавательная деятельность):
Работа по данному направлению велась совместно с ЦРБ, школьной библиотекой, краеведческим музеем с. Миасского, учителями-предметниками. Были разработаны познавательные мероприятия игрового и соревновательного характера, направленные на развитие интеллектуально-познавательных возможностей учеников, расширение общего кругозора, интересов и дарований ребенка.
При работе по формированию познавательных навыков использовались следующие формы работы с учащимися:
- Тематический урок («200 лет со дня Бородинской битвы»)
- Познавательная игра («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Звездный час»);
- Викторины («Необъяснимо, но факт»);
- Конкурсы мини-сочинений, эссе, защита проектов («Самый красивый уголок России», «Земля заповедная: береги и охраняй Природу!»)
- Экскурсии («Полезные ископаемые нашего района» - экскурсия в краеведческий музей).
Ребята активно участвовали во всех мероприятиях, стараясь проявить свои способности. Данная работа будет активно продолжена в 6 классе.
4. Валеологическое (спортивно-оздоровительная деятельность):
Большое внимание в течение года уделялось теме здорового образа жизни. Воспитательная работа направлена на укрепление здоровья детей, повышение умственной и физической работоспособности, формированию гигиенических навыков, воспитанию нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности). Проведены классные часы и беседы по программе «Полезные привычки», спортивные игры и соревнования, эстафеты («Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты»), фотоконкурсы и выставки рисунков по борьбе с вредными привычками («Суд над сигаретой», «Вредным привычкам – НЕТ!», «Спорт в моей семье»).
Больше всего отличились наши спортсмены-лыжники Женя Ч., Кирилл П., Ксюша К., занявшие призовые места на районных соревнованиях. Коля К. попал в 3-ку призеров школьного кросса «Золотая осень». В следующем году необходимо продолжать работу по формированию здорового образа жизни.
- Работа с родителями (семья и школа как партнеры).
В ходе реализации всех направлений программы проводилась регулярная работа с родителями, родительским комитетом класса.
За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 5 классных родительских собраний по плану. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня пятиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание. Проводилось анкетирование родителей, применение различных методик. Родительский комитет оперативно и слажено работал на протяжении всего учебного года, помогая классному руководителю и ребятам.
Часто родители становились инициаторами, организаторами таких форм работы, как круглый стол, где обсуждались интересующие вопросы воспитания.
Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», «Уровень удовлетворённости школой», посредством которых я, как классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы:
- Частота и характер контактов с семьями учащихся.
- Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
- Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
- Эффективность индивидуальной работы с родителями.
- Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
Данные, собранные в результате опросов анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания.
Спланировать работу с родителями мне помогал школьный психолог. Психолого-педагогическая поддержка семьи помогла родителям лучше узнать особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, способствовала сплочению родителей и детей.
Мониторинг результатов воспитательной программы
По данным мониторинга в 2012-2013 учебном году психологическим климатом в классе было удовлетворено 75% учащихся, 20% оценивало его как негативный, 5 % выразили свое безразличие к психологическому климату.
Методика «Наши отношения»
(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: школьникам предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Результат направлен на выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности.
Чем ближе к 1 , тем выше уровень удовлетворенности
В 5а классе выявлен выше среднего уровень конфликтности и взаимоответственности, средний уровень взаимопомощи.
Общий уровень сформированности коллектива - средний. Возможные причины высокой конфликтности: процесс адаптации к новым условиям, к новым учителям и предметам.
Уровень нравственной воспитанности в 5 классе
Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно. Характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
По результатам социометрии в 6 классе улучшились показатели межличностных и межгрупповых отношений в классе. Уменьшилось количество «изолированных» детей до 10% (в 5 классе 5 человек - 25%), увеличилось количество «предпочитаемых» детей. Результат социометрической техники показал, что в классе нет «отторгаемых» детей (в 5 классе 1 человек – 5%). Необходима дальнейшая воспитательная работа с детьми, попавшими в группы «изолированных».
Показатели социометрии за 6 класс (2013-2014 уч. год)
«звезды» - 2 человека – 10%;
«предпочитаемые» - 16 человек – 80%
«изолированные» - 2 человека – 10%
«отторгаемые» - 0%
В 6 классе заметно снижение уровня конфликтности до 3, небольшое повышение уровня взаимопомощи.
Уровень нравственной воспитанности в 6 классе
Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. – проявляются в зависимости от ситуации.
Анализ результатов реализации воспитательной программы «Дети света»
Результаты на 2013 – 2014 учебный год дают право утверждать об эффективности использования данной воспитательной системы.
Стабильная положительная динамика прослеживается в социальной активности класса. 100% детей участвуют во внеурочной жизни класса. Распределяют сферы участия в том или ином деле. В планировании, проведении и анализе результатов внеклассных мероприятий проявляют самостоятельность и ответственность. Проявляются организаторские навыки. Учащиеся стараются принимать участие во всех школьных мероприятиях. Ребята активно поддерживают свою команду на спортивных и игровых соревнованиях. Ученики класса теперь являются не только воплотителями идей педагогов, но и инициаторами, идейными вдохновителями.
Общение, обсуждения спорных вопросов в большинстве случаях носят конструктивный характер. Разногласия не переходят в конфликт. Улучшился микроклимат в классе. Нет отверженных детей. Коллектив более сплочённый, дружный. Изменилась манера общения детей друг с другом. Индивидуальность коллектива выражается в готовности отстаивать интересы класса и отдельных учеников, желании сформировать доброе имя коллектива, переживании неудач класса и отдельных учащихся.
Ученики нашего класса активно заняты во внеурочное время. Посещают кружки, секции. Очень часто проводят время вместе.
Тем не менее, есть направления воспитательной работы, требующие усиления внимания. Это познавательная активность учеников, повышение качества успеваемости.
Результат воспитания нравственных качеств личности и уровень удовлетворенности классным коллективом проанализирован с помощью специальных методик.
ВЫВОД:
Результаты проведенных исследований показывают:
- положительную динамику в формировании личностных качеств, уровня социального развития учащихся, коллектива в целом;
- свидетельствуют об эффективности воспитательной работы в классе;
- позволяют строить её грамотно и целесообразно, сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.
Список используемой литературы:
- Н.Л. Худякова «Развитие человека и воспитывающая функция образования» ч.1, ч.2. Челябинск 2002г.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2
- Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.
- Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000г.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.
|
- Организация и содержание воспитательного процесса в школе : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 2006. - 246 с. - (Методика).
- Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 313 с. - (Сердце отдаю детям).
- Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина ; ред. А. А. Рождественская. - М. : Педагогический поиск, 2002. - 160 с. - (Библиотека администрации школы).
- Справочник классного руководителя : 5-11 классы / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2003. - 272 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 384 с. - (Школа радости).
- Практические рекомендации для классного руководителя 5-8 классов
- Классные часы в средней школе : практическое пособие / Е. П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 159 с. - (Методика).
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / ред. И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательский сервис, 2005. - 478 с. - Мин-во образования и науки РФ.
- Программа мониторинга деятельности классного руководителя / Б. Куприянов // Воспитательная работа в школе. - 2007. - N 2. - С.115-124.
Приложение 1.
Характеристика класса
В 6 А классе обучается 20 учеников. Из них 10 мальчиков и 10 девочек. Количество детей, рожденных в 2001г. – 18 человек, 2002г. – 2 человека (Ангелина К. и Юля С.). Основная масса детей обучается вместе с первого класса. На начало учебного года учащихся, прибывших или выбывших в коллектив класса, нет.
В классе есть дети из неполных семей (Катя С., Люба С., Лера О., Сережа Г.), опекаемые дети (Кирилл П., Настя М.) Двое учащихся проживают в многодетных семьях: Вова Щ. и Саша Д. В классе учится 1 иногородний ребенок (К. Ксения - пос. Лесное).
В целом дети воспитываются в социально-благополучных семьях, где родители уделяют им должное внимание. Детей, склонных к правонарушениям, стоящих на учете в РОВД - нет.
Познавательные способности учащихся соответствуют средней возрастной норме. Общее развитие также находится на уровне средней возрастной нормы. Физическое развитие детей соответствует возрасту.
В классе все дети (20 человек) получают горячее питание в школьной столовой. Льготное питание получают 10 человек, 1 ученик получает бесплатное питание (Д. Саша - VII вид)
На общем фоне класса следует уделить внимание следующим детям: К. Ангелине (отличница с первого класса, положительный лидер, одаренный ребенок, проявляющий себя во всех сферах школьной деятельности), Г. Сергею (часто пропускает уроки без уважительной причины, пассивен на уроках, недостаточно подготовлен к урокам, в связи с этим испытывает трудности в обучении), Д. Александру (ребенок VII вида, неактивен на уроках, замедленный темп мыслительной деятельности, отсутствие родительского участия в школьной жизни ребенка), К. Николаю (гиперактивен на переменах, часто возникают проблемы с дисциплиной, конфликтные ситуации с одноклассниками, учителями-предметниками), П. Кириллу и О. Валерии (дети, пережившие трагическую гибель матери).
Отношение к учебе
В классе 11 детей (С.Юлия, К. Ангелина, М.Анастасия, С.Любовь, М. София, К. Маша, А. Саша, К. Николай, П. Кирилл, Ч.Женя, Щ.Вова) с высокой мотивацией к учению. Эти дети показывают высокие показатели по итоговым оценкам, участвуют в конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места.
В классе 9 детей с невысокой мотивацией к обучению, не успевающие по 2 и более школьным предметам (А.Алексей, Г. Сергей, Д. Александр, К.Ульяна, К. Ксения, О. Валерия, М. Хачатур, У. Евгений, С.Катя).
Эти ученики не занимаются в полную силу, хотя имеют способности и возможности к этому. Причина – несерьезное отношение к учебе, наличие внешней, а не внутренней мотивации.
Отношение к общественным делам
- Активно участвуют в подготовке мероприятий (организаторы) - 7 человек (С.Юлия, К. Ангелина, М. Анастасия, С.Любовь, М.София, К. Маша, К. Коля);
- Активно участвуют в мероприятиях (исполнители) - 12 человек ( К.Ульяна, С. Катя, С.Юлия, К. Ангелина, М.Анастасия, С.Любовь, М.София, К. Маша, К. Николай, П.Кирилл, Ч. Женя, Щ. Вова;
- Пассивно участвуют в мероприятиях 8 человек (А.Саша, Г. Сергей, Д. Александр, О. Лера, К. Ксюша, У. Женя, М. Хачатур;
- Уклоняются от участия в мероприятиях 1 чел. (Дорохов А.)
Организованность
В сравнении с прошлым годом дети стали более ответственными, дисциплинированными и организованными. Самоорганизация повысилась у всех учеников класса.
Межличностные отношения
В классе есть дети, проявляющие хорошие организаторские способности, являющиеся лидерами.
Среди девочек – К.Ангелина, С. Юлия, М. София, К.Маша.
Среди мальчиков – Щ. Вова, П. Кирилл, К. Николай.
Положительные лидеры
Среди девочек – С. Юлия, М. София, К. Ангелина
Среди мальчиков: П.Кирилл, Щ. Вова.
Отрицательные лидеры: Г. Сергей, К. Николай.
Микроклимат в классе
Класс дружный, активный, дети работоспособны, самостоятельны, с большим энтузиазмом принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях.
В целом отношения между детьми доброжелательные, доверительные. На классных часах и собраниях ребята анализируют свои поступки и поступки своих одноклассников, делают выводы и учатся на конкретных примерах, а также принимают участие в разборе различных ситуаций и отношений в коллективе. С классным руководителем сложились доверительные дружеские отношения.
В ситуациях успеха наблюдается повышение познавательного интереса. Учебная мотивация у основной части класса достаточно высокая. Требования учителей и родителей учащимися выполняются (но бывает, что не с первого раза!). Соблюдается общий школьный режим. Общественные поручения выполняются достаточно охотно. Особенным трудолюбием отличаются А.Алексей, К. Николай, К. Ульяна, К. Мария.
Сплоченность класса:
- наличие микрогрупп (по интересам)
- наличие интереса к общим классным делам
- наличие ответственности за удачи и неудачи класса и отдельных учащихся
-наличие органов самоуправления в классе.
Ярко выраженные микрогруппы в классе пока не сформированы, в целом большинство учащихся имеют единые нравственные оценки, общий круг увлечений, переживают за интересы коллектива.
В классе организована система органов самоуправления
Место класса в школе:
а) Класс осознает себя единым звеном общей системы органов школьного самоуправления.
б) Учащиеся класса активно участвуют в жизни школы, с большим интересом принимают участие во всех школьных мероприятиях.
в) Класс занимает лидерскую позицию в параллели 6-ых классов, т.к. дети ориентированы на создание ситуации успеха.
Приложение 2. Социальный паспорт класса
№ п/п | Категория | Количество |
1 | Всего семей | 20 |
2 | В них детей обучающихся в школе | 24 |
из них школьников до 15 лет на 01.06.12 г | 23 | |
3 | Из них неблагополучных семей | |
в них детей обучающихся в школе | ||
из них состоит на педагогическом учете | ||
на учете в ПДН | ||
4 | Малообеспеченных семей | 9 |
в них детей обучающихся в школе | 10 | |
из них состоит на педагогическом учете | ||
на учете в ПДН | ||
5 | Многодетных семей | 2 Щ. Вова, Д. Саша. |
в них детей обучающихся в школе | 3 | |
из них в 1-4 классе | 1 | |
в 5-8 классе | 2 | |
в 9-11 классе | ||
из них детей с 7 до 15 лет | 3 | |
из них состоящих на педагогическом учете | ||
из них состоящих на учете в ПДН | ||
из них малообеспеченных семей | ||
в них детей школьников | ||
из них неблагополучных семей | ||
в них детей школьников | ||
на педагогическом учете | ||
на учете в пдн | ||
5 | Неполных семей | 5 |
в них детей школьников | 5 | |
из них малообеспеченных семей | 3 | |
в них детей школьников | 3 | |
из них неблагополучных семей | ||
в них детей школьников | ||
детей на пед,учете | ||
в ПДН |
| |
6 | Воспитывает одна мать | 2 С.Катя, С. Люба. |
в них детей школьников | 1 | |
из них малообеспеченных семей | 1 | |
в них детей школьников | ||
из них неблагополучных семей | ||
в них детей школьников | ||
на педагогическом учете | ||
в ПДН | ||
7 | Воспитывает один отец | 1 О. Лера. |
в них детей школьников | 1 | |
из них малообеспеченных семей | 1 | |
в них детей школьников | ||
из них неблагополучных семей | ||
в них детей | ||
на педагогическом учете. учете | ||
в ПДН | ||
8 | Безнадзорных | |
9 | Беспризорных | |
10 | Опекаемых | 2 М. Настя, П.Кирилл |
Из них детей от 7 до 15 лет | 2 | |
12 | Семей, где не работают оба родителя | |
в них детей обучающихся в школе | ||
из них школьников до 15 лет на 1.06.12 г. | ||
13 | Дети-инвалиды | |
Из них от 7 до 15 лет | ||
Из них обучаются в ОУ |
Приложение 3. Информация
о предмете социального партнерства с родителями класса
Социальное партнерство - система взаимодействия классного руководителя с представителями окружающего социума в интересах развития личности ребенка, с целью использования воспитательного потенциала окружающей среды и ее субъектов для обеспечения реализации педагогических целей, организации воспитательных мероприятий. Главными социальными партнерами классного руководителя являются родители детей, обучающихся в классе, а также представители сторонних учреждений, организаций и предприятий, участвующие в реализации воспитательных мероприятий.
Согласно закону «Об образовании» родители являются полноправными участниками учебно-воспитательного процесса. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработка близких по сути требований, организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребенка. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
Цели и задачи работы с родителями на 2013-2014г.:
1. Формирование активной педагогической позиции родителей на уровне семьи, класса, школы;
2. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
3. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;
4. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования;
5. Работа по созданию условий организации обучения, способствующих повышению уровня учебной мотивации у школьников.
Направления и формы работы:
1. Изучение условий семейного воспитания:
- Посещение семей;
- Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся "Моя семья”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- Родительские собрания (знакомство с целями, задачами и программой учебной и внеурочной деятельности детей, обсуждение возможностей их реализации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- Консультирование родителей школьным психологом.
4. Взаимодействие с родительским комитетом:
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе результатах воспитания, обучения детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, необходимые по ситуации записки - извещения родителей.
План работы с родителями на 2013-2014 уч. год
Сентябрь | - Анкетирование «Изучение состава родительского коллектива»; -Обновление социального паспорта класса; - Беседа по теме: «Возрастные особенности младших школьников»; - Беседа с родителями о необходимости получения ребенком горячего питания во время учебного процесса; - Сбор документов на льготное питание; - Выбор и утверждение состава родительского комитета; - Согласование плана экскурсий на текущий уч. год - Родительское собрание «План работы на 2013-2014 г., цели и задачи организации учебного процесса, внутриклассной и общешкольной деятельности; - Индивидуальные консультации для родителей. |
Октябрь | - Анкетирование «Сотрудничество семьи и школы»; - Информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии. - Индивидуальные консультации для родителей; - Собрание родительского комитета. |
Ноябрь | - Анкетирование «Культура взаимодействия школы и родителей»; - Индивидуальные беседы с родителями по дисциплине и пропускам уроков; - Посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину; - Родительское собрание « Итоги I четверти (анализ и индивидуальный план успешности)»; - Беседа с родителями по профилактике заболеваний гриппом и ОРВИ; - Беседа с родителями об осторожном пути детей в школу в связи с наступлением осенне-зимнего периода; |
Декабрь | - Встреча с родительским комитетом по вопросам организации новогоднего праздника (Дизайн классной комнаты, новогодние подарки ребятам, проведение внутриклассной Новогодней Ярмарки) - Индивидуальные консультации для родителей с учителями-предметниками. |
Январь | - Ознакомление с итогами 1 полугодия; - Беседа с родителями по успеваемости и дисциплине класса. - Индивидуальные консультации для родителей. |
Февраль | - Совместная с родителями организация и проведение праздников: -14 февраля (День Святого Валентина); -23 февраля (Приглашение пап для творческо-патриотического вечера); -День именинника. |
Март | - Праздник мам, бабушек, девочек «Встреча поколений»; - Индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости и поведения. |
Апрель | - Родительское собрание по итогам четверти; - Собрание родительского комитета по проблемам класса; - Индивидуальные консультации классного руководителя и учителей-предметников |
Май | - Участие детей и родителей в школьной акции «Тысяча свечей» - Итоговое родительское собрание; - Подведение итогов родительского комитета; - Индивидуальные консультации для родителей; - Последний звонок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя
Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...
программа деятельности классного руководителя
данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...
Программа деятельности классного руководителя
5-6 классы...
Программа деятельности классного руководителя 9 класса
Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...
Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...