Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
материал по теме
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyatelnosti_dudnik_ea.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1
Программа деятельности классного руководителя
Дудник Евгения Александровна,
классный руководитель 8 «А» класса,
учитель биологии
с.Октябрьское
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Паспорт программы ………………………………………………………3
- Пояснительная записка …………………………………………………...4
- Содержание программы …………………………………………………..7
- Цели и задачи ……………………………………………………….7
- Принципы деятельности ……………………………………………8
- Сроки и механизмы реализации программы ……………………..9
- Формы и методы реализации программы ………………………..14
- Направления деятельности……………………………………………….16
4.1. «Это высокое звание – человек» - нравственно - патриотическое направление ………………………………………………………………16
4.2. «В здоровом теле – здоровый дух» - здоровьеcберегающее направление ………………………………………………………………18
4.3. «Я познаю мир» - интеллектуальное направление ………………..19
4.4. «Научи себя и других» - развитие самоуправления в классе ……..20
4.5. «Семья и школа – это берег и море» - работа с родителями ……..22
- Ожидаемый результат ……………………………………………………25
- Критерии и способы изучения эффективности программы …………..26
- Управление реализацией программы …………………………………..28
- Список литературы ………………………………………………………29
- Приложения ………………………………………………………………30
- Социальный паспорт класса
- Анализ воспитательной работы за 2010-11 уч.г.
- План воспитательной работы на 2011-12 уч.г.
- Мониторинг результатов воспитательного процесса
Паспорт ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Программа деятельности классного руководителя «Калейдоскоп» |
Автор программы | Дудник Евгения Александровна, классный руководитель 8 «а» класса МКОУ ОСОШ№1 |
Сроки реализации | 2008 - 2013 г.г. |
Цель | Воспитание активного, инициативного, самостоятельного, культурного человека, гражданина, способного к постоянному самосовершенствованию через построение воспитательной системы класса. |
Задачи |
|
Направления деятельности | 1. «Это высокое звание – человек» - нравственно - патриотическое направление 2. «В здоровом теле – здоровый дух» - здоровьеcберегающее направление 3. «Я познаю мир» - интеллектуальное направление 4. «Научи себя и других» - развитие самоуправления в классе 5. «Семья и школа – это берег и море» - работа с родителями |
Участники программы |
|
Ожидаемые результаты | -Усвоение учащимися продуктивных и достойных человека способов взаимодействия людей друг другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки и т.п. -Готовность учеников самостоятельно решать вопросы жизненного самоопределения. -Повышение психолого–педагогического просвещения родителей; укрепление связей с семьёй. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Современное общество возлагает на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа», в период перехода на образовательные стандарты второго поколения, воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.
Но, к сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Здесь он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, почувствовать свою значимость в жизни. Ключевой фигурой в решении задач воспитания школьников является классный руководитель.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач видов деятельности в планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед классными руководителями, такой вопрос встал и передо мной.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главное для классного руководителя при знакомстве с учащимися нового класса - увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Исследования, проведённые в начале 6 класса, выявили потребности ребят и показали, что дети желают быть понятыми:
- в коллективе - 52%
- в учёбе - 30%;
- в спорте, физическом развитии - 60%;
- получать удовольствие от школьной жизни - 68%;
- родителями - 55%.
Родители же ждут от школы:
- хороших знаний по учебным предметам - 92%;
- воспитание здорового ребёнка - 86%;
- развитие творческого потенциала ребёнка - 54%;
- обеспечение безопасности и защищенности - 43%;
- признание ребёнка с его сильными и слабыми сторонами – 28%;
- воспитание нравственных качеств – 16%;
- педагогической поддержки – 74%.
Я сделала вывод:
Учащиеся 6-го класса хорошо адаптированы в школе. Но им не хватает единой системообразующей деятельности, которая бы их объединяла и приносила удовлетворение от школьной жизни в классном коллективе.
Родители, наоборот хотели видеть от своих детей только хороших знаний по учебным предметам. Воспитание нравственных качеств в своих детях их не особо интересовало. В тоже время родители ожидают педагогической поддержки от школы. Наме тился некоторый «конфликт ожидания» детей и родителей.
Поэтому передо мной стояла педагогическая задача: содержание воспита ния должно быть объединено целенаправленной логикой включе ния ребенка и родителей в процесс осознания и переживания общечеловеческих ценностей в качестве важнейших потребностей личности и повышение уровня культурно-воспитательного потенциала здоровой семьи.
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного коллектива.
Почему «Калейдоскоп»? Каждый помнит незатейливую детскую игрушку – калейдоскоп. Разноцветные стеклышки формируют удивительные по красоте фигуры. Для меня школьная жизнь похожа на эту игру. Ведь в ней столько разноцветного, чудесного, сказочно красивого. Школьный калейдоскоп – это удивительно гармоничное сочетание учителей и учеников и их родителей, где дорого каждое мгновение, где каждая крупица – яркая составляющая неповторимого узора. Вот я и решила, что буду строить воспитательную систему в классе как узоры этой игрушки, реализовывая программу деятельности классного руководителя «Калейдоскоп».
Программа «Калейдоскоп» — это целый мир, полный интересных событий, полезной информации и увлекательных развлечений.
В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые мероприятия, формы работы и участники.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЦелИ и задачи
Цель:
Воспитание активного, инициативного, самостоятельного культурного человека, гражданина, способного к постоянному самосовершенствованию через построение воспитательной системы класса.
Задачи:
- Организовать разнообразную творческую деятельность учащихся в классе.
- еятельность учащихся в классе (Пие о времени действия программыдение, беседа сложилосьСоздать благоприятный психологический климат, здоровые межличностные отношения в коллективе.
- Создать условия для успешного самоутверждения каждого воспитанника и помочь обрести каждому необходимый социальный статус в среде сверстников.
- Создать условия и оказать помощь в поисках и формировании ценностей, смыслов жизни.
- Организовать психолого–педагогическое сопровождение детей, обучить приёмам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
Принцип уникальности: поддержание в личности уважение к себе и формирование отношения к своей личности не как «ущербной», а как «другой» («особой», «уникальной»).
Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
Принцип совместимости: предоставление возможности личности участвовать в коллективной деятельности.
Принцип целостности: восприятие личности и взаимодействие с ней с учётом всего контекста её жизни, её социальных связей, индивидуальных физических, психических, личностных особенностей.
Принцип системности: выстраивание планомерных, чётко продуманных и согласованных видов деятельности и учебных ситуаций.
Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.
Принцип равенства: признание за каждым права на личностное самоопределение.
СРОКИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа деятельности классного руководителя «Калейдоскоп» реализуется в 4 этапа с 2008 года по 2013 год. Как одна картинка калейдоскопа сменяет другую, так и каждый этап не похож на предыдущий.
1 этап:
Проектирование воспитательной системы класса (2008г.)
Включает в себя:
- анализ существующей среды в школе, классе, семье;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей детей, родителей;
- определение реальных возможностей ученика и его ближайшую зону развития;
- обучение детей приемам преодоления проблем преемственности;
- организация психолого- педагогического просвещения родителей;
- предопределение системообразующей деятельности.
Реализация
- диагностирование семей и класса;
- психолого- педагогические консультации;
- организация родительского всеобуча, создание «университета педагогических знаний» для родителей;
- организация детского коллектива;
- цикл классных часов «Познай себя»;
- познавательные конкурсы, викторины, игры;
- экскурсии, походы;
- традиционные дела школы («Осенний бал», «День Победы», «Зарница» и др.);
- трудовые дела (благоустройство закрепленной школьной территории, оформление классного кабинета);
- спортивные праздники (Дни здоровья, эстафеты).
Ожидаемые результаты
На основе изученных интересов и потребностей, сообразно целям и задачам создается воспитательная система класса, определяются направления работы воспитательной системы класса и системообразующая деятельность.
Ребенок получает возможность понять самого себя (задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих).
Родитель получает знания о возрастных особенностях ребенка, учится решать воспитательные задачи, поддерживает ребенка в его начинаниях – «к успеху вместе с родителями».
2 этап:
Становление воспитательной системы класса (2009-2010г.г.)
Включает в себя:
- выявление зон «хочу» и формирование зон «надо»;
- создание условий для осознания своего места в социуме: взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
- создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- создание условий для формирования традиций классного общества;
- создание условий для формирования гражданского самосознания.
Реализация
- диагностирование семей и учащихся класса;
- цикл классных часов «Сделай себя сам»;
- создание законов класса;
- Работа по здоровому образу жизни с привлечением родителей;
- КТД, конкурсы, игры, викторины;
- Спортивные праздники;
- Традиционные школьные мероприятия «Зарница», Новый год, Осенний бал и др.;
- Совместные родительские собрания (родители и дети), семейные праздники, походы, экскурсии ;
- психолого-педагогические консультации детей и родителей;
- работа «Университета педагогических знаний» для родителей;
- дни правовых знаний;
- Трудовые десанты.
Ожидаемые результаты
Происходит процесс коллективообразования, одинаково движимый самоутверждающимися личностями.
Ребёнок приходит к целому ряду вполне осознанных открытий: взаимосвязь и взаимозависимость всех участников учебно-воспитательного процесса; хорошо в том коллективе, где умеют избегать конфликтов, договариваться между собой; хорошо, когда рядом родители.
Родитель учиться помогать преодолевать трудности и радоваться успеху детей.
3 этап:
Функционирование воспитательной системы (2011-2012г.г.)
Включает в себя:
- Создание условий для работы системы в заданном режиме;
- Способствование тому, чтобы семья выступала как часть единого школьного коллектива, объединённого общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, общей ответственностью;
- Способствование росту самоуправления каждой личности учащихся и коллектива в целом: самоуправление коллектива, педагогов и родителей;
- Формирование нравственных позиций учащихся.
Реализация
- Диагностика семей «Знаете ли вы своего ребёнка как лидера», «Самооценка», «Роль родителей в твоей жизни»;
- Цикл классных часов гражданско-патриотической направленности;
- Деятельность Совета самоуправления класса;
- Акции ко дню Победы, Внимание дети, Защита и др.;
- Спортивные соревнования;
- Защита групповых и индивидуальных проектов («Мир твоими глазами», «Скажем «Нет!» наркотикам»)
- Экскурсии по городу и области, походы;
- Трудовой десант;
- Работа родительского университета;
- Традиции класса и школы;
- Ряд внеклассных мероприятий совместно с родителями.
Ожидаемые результаты
Воспитательная система класса окончательно формируется, продуктивно и взаимосвязано работает как часть воспитательной системы школы. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива, состоящего из личностей.
Ребёнок получает возможность научиться принимать самостоятельные решения в управленческой деятельности класса и школы, следовать им, умеет работать в команде: ученик – родитель – педагог.
Родитель умеет слушать, слышать, сотрудничать и сопереживать со своим ребёнком. Передаёт собственный жизненный опыт и традиции семьи.
4 этап:
Обобщающий, обновление системы (2013г.)
Включает в себя:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- Анализ результатов деятельности и интерпретация данных за четыре года;
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного руководителя;
- Нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
- Создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации.
Ожидаемые результаты
Подводятся итоги, проводятся различные диагностики личности учащихся, анализируется воспитательная программа.
Ребёнок усваивает продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки. Готовность самостоятельно решать вопросы жизненного самоопределения. Укрепление связей с родителями, с семьёй.
Родитель укрепляет взаимодействие и взаимосвязь с детьми. Повышает психолого-педагогические знания. Познаёт возрастные особенности подростка.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии.
Опирается на следующие виды деятельности:
- познавательную,
- игровую,
- спортивную,
- творческую,
- коммуникативную,
- досуговую,
- общественно-организаторскую,
- предпрофильную.
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации об образовании; историко-педагогический анализ; понятийный анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы; моделирование.
Эмпирические методы: обобщение эффективного отечественного и зарубежного педагогического опыта; анкетирование, наблюдение, тестирование, самооценка, статистические обработки данных.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с домом детского творчества, районным домом культуры, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной школой. Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Схема взаимодействия классного коллектива
Внутренние связи
Учителя – предметники Школьная библиотека
Совет самоуправления(Правительство)
Учащиеся школы Кружки и секции Родители
Внешние связи
РДК | Районный краеведческий музей | ДДТ | Районная библиотека | ЦЗН | Школа искусств | ФОК | Правоохранительные органы | Совет ветеранов |
Социальные службы села |
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. «ЭТО ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ – ЧЕЛОВЕК»
Нравственно - патриотическое направление
Цель направления:
Формирование у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Задачи направления:
- Создать условия для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, края и страны;
- Развить нравственные взаимоотношения в семье;
- Формировать способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
- Воспитать Человека, способного встать на защиту государственных интересов России;
- Развить способности эмоционально отзываться на переживания других людей;
- Развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- Сотрудничать с родителями, психологом, учителями с целью развить желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;
- Воспитывать этическую культуру ребят.
Функция классного руководителя
- Анализ педагогических ситуаций в классе.
- Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе.
- Способствование решению поставленных задач.
- Создание потребностей в выполнении правил для учащихся.
- Изучение с учащимися традиций и обычаев в семьях школы, разных национальностей.
- Формирование необходимости соблюдения порядка и дисциплины в школе, в общественных местах, ПДД.
- Формирование ответственности.
Формы работы
- Часы нравственности.
- Классные часы.
- Праздники.
- Литературные и музыкальные композиции.
- Уроки права.
- Акции.
- Военно-спортивная игра «Зарница».
- Тематические вечера.
- Круглые столы.
Методы изучения
- Методика неоконченных предложений
- Анкетирование «Мой досуг», «Какие качества я в себе взрастил?»
- Диагностика уровня тревожности.
- Диагностика уровня нравственного роста личности в коллективе.
- Уровень воспитанности.
2. «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Здоровьеcберегающее направление
Цель направления:
Формирование у учащихся понимания значимости здоровья.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей определены следующие задачи:
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом;
- Сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
- Проводить совместные профилактические работы с медицинским персоналом (плановые медицинские осмотры, вакцинации, консультации).
- Показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, профессиональной деятельности
Функции классного руководителя
- Обследование здоровья детей.
- Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
- Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
- Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
- Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
- Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
- организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).
- Сотрудничество с учителем физкультуры.
Формы
Диагностические процедуры – определение степени переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. (методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, самооценка).
3. «Я ПОЗНАЮ МИР»
Интеллектуальное направление
Цель направления
Развитие познавательной активности.
Задачи:
- Формирование потребности в самообразовании.
- Развитие умений и навыков в учебной деятельности.
- Выявление индивидуальных особенностей.
- Развитие самостоятельного мышления.
- Организация просветительской и консультативной помощи семье.
Формы реализации
- Олимпиады по предметам;
- Тематические КВНы;
- Брейн-ринги;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Тематические классные часы;
- Экскурсии
- Диспуты;
- Дискуссии
Функции классного руководителя
1. Создать и совершенствовать “интеллектуальный паспорт класса”
(учебные интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);
2. Постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, причины пробелов и их коррекция, отношения “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, особенности мышления.
3. Организовать взаимопомощь.
4. Проводить развивающие мероприятия
5. Сотрудничать с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, декады);
6. Решать проблемы будущей профессиональной ориентации учащихся с учетом их возможностей.
Формы
1. Диагностические процедуры:
- Анкетирование “Изучение мотивации и отношения к учебным предметам”.
- Методика неоконченных предложений.
- Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся.
- Уровень творческой активности учащихся.
- Постоянные контакты с учителями -предметниками.
3. Работа с психологической службой.
4. «НАУЧИ СЕБЯ И ДРУГИХ»
РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
Цель направления
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей.
Задачи:
- Создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
- Обучение основам школьного самоуправления.
- Формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков.
- Развитие и поддержка классного самоуправленческого объединения.
- Повышение уровня социальной активности и профессиональной ориентации учащихся.
Работа с органами ученического самоуправления в классе, его жизнедеятельность строится на следующих принципах:
Диалогизма. Мир детства, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием. На основе диалога строится целостный учебно-воспитательный процесс.
Сосуществования. Мир детства, как и мир взрослости достаточно независимы.
Единства. Мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей.
Принятия. Человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценками взрослости и детскости.
Самоуправление в классе строилось постепенно. Условно можно выделить три этапа:
- «Что я хочу» - выявление лидерских качеств (диагностика, анкетирование, социометрия);
- «Умею сам, научу друга» - привлечение новых ребят в совет класса (конкурсы, игры, анкетирование);
- «Знаю. Могу. Делаю» - самостоятельная работа классного коллектива.
В данном классном коллективе работа по самоуправлению строится на законах:
Единство прав и обязанностей!
Единство слова и дела!
Гласность и открытость!
Организационная структура самоуправления в классе
Общее собрание класса
Актив класса
«Яркие искры» Староста класса и его заместитель | «Интересная мысль» Культмассовый центр | «Внимательное око» Прессцентр | «Умники и Умницы» Учебный центр | «В здоровом теле – здоровый дух» Спортивный центр | «Умелые руки» Трудовой центр |
5. «СЕМЬЯ И ШКОЛА – ЭТО БЕРЕГ И МОРЕ»
Работа с родителями
Цель направления:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений классного руководителя и семьи в развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи:
- Организовать психолого–педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний тематических и индивидуальных консультаций и бесед.
- Создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»
- Изучать семьи учащихся.
- Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета.
- Организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей.
- Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
- Проводить профилактическую работу с неблагополучными и проблемными семьями и детьми с дивиантным поведением.
Основные методы работы:
Сотворчество, Соуправление, Содружество детей, родителей, учителей и классного руководителя.
Формы работы
- Изучение условий семейного воспитания.
- Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие родительского комитета.
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Методы изучения семей
- Наблюдение.
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Опрос родителей, детей.
- Сочинения «Моя семья», «История моей фамилии».
Функция классного руководителя
- Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
- Регулярное проведение родительских собраний, всеобуча, круглых столов на темы, которые соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
- Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.
- Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе.
Формы внеклассной работы
- Тематические классные часы, посвящённые семейным корням; «Моя семья», «Памятные даты моей семьи», «Мамины глаза», «Сын, Отец, Отечество»
- Семейные праздники.
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы, выход в кино, театр, музей ….
Организационная структура соуправления родителей в классе
Родительский комитет класса
Председатель родительского комитета и секретарь | «Творческая группа» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время. | « Финансовая группа» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса. | « Хозяйственная группа» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе, оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуг | « Волонтёрская группа» - помогает в организации встреч с интересными людьми, пропагандируют ЗОЖ. |
“Университет педагогических знаний” для родителей
№ | Класс | Форма работы | Тема |
1 | 6 | Тренинг | “Познай своего ребенка” |
2 | 6 | Род/собрание | “ Удобно ли ребёнку в школе” |
3 | 6 | Ролевая игра | “Утро в вашем доме” |
4 | 6 | Внеклассное мероприятие | Совместная экскурсия с родителями |
5 | 6 | Род/собрание | Совместное подведение итогов учебного года». «Вместе мы сила». |
6 | 7 | Лекция | «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» |
7 | 7 | Род/собрание | «Семья – здоровый стиль жизни» |
8 | 7 | Вечер вопросов и ответов | «Культура и поведение в семье» |
9 | 7 | Праздник | «Посвящение в рыцари семейного очага» |
10 | 7 | Дискуссия | Влияние мотивации на успеваемость |
11 | 7 | Итоговый классный класс вместе с родителями и детьми «Колесо истории». | |
12 | 8 | Психологические занятия | Психологический тренинг родителей и детей «Учимся решать конфликты» |
13 | 8 | Индивидуальные тематические консультации | «Подросток и курение» |
14 | 8 | Род/собрание | Родительский авторитет |
15 | 8 | Дискуссия | Роль мамы в жизни подростка. |
16 | 8 | Вечер воспоминаний вместе с родителями. | «Наше детство» |
17 | 8 | Род/собрание | Итоговое родительское собрание вместе с ребятами «Счастливая радуга дел» |
18 | 8 | Внеклассное мероприятие | Совместная экскурсия с родителями |
19 | 8 | Путешествие | Аквилон, Телецентр «Южный Урал» |
20 | 9 | Информационный час | «В чём наши ошибки» |
21 | 9 | Родительский ринг | Семейные проблемы. Как их решать |
22 | 9 | Лекция | Профессиональные намерения и возможности старшеклассников. |
23 | 9 | Родительские собрания | Как пережить экзамены. |
24 | 9 | Праздник | «Первый аттестат» |
ОЖИДАЕМЫЙ результат
По итогам реализации Программы деятельности ожидается:
- Усвоение учащимися продуктивных и достойных человека способов взаимодействия людей друг другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки и т.п.
- Готовность учеников самостоятельно решать вопросы жизненного самоопределения.
- Повышение психолого–педагогического просвещения родителей; укрепление связей с семьёй.
Модель выпускника – это образ личности, которой свойственны:
- трансцендентность: осознание личностью самой себя как источника информации для других, как чьего-то собеседника, как «содержание жизни для других»;
- эмпатийность: способность сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в другого человека, понимать «язык» собеседника, мир его ценностей, эмоционально откликаться на его внутренние проблемы;
- конгруэнтность: искренность, естественность и открытость в общении, выражении своих чувств и переживаний, преодоление ограниченности и ригидности мышления, стремление видеть суть вещей, сосредоточенность на выполнение истинной деятельности, а не на её внешнем проявлении;
- конструктивность: стремление решать проблемы и конфликты конструктивно, на не насильственной основе, познание закономерности явлений, восприятие разного рода противоречий как условие эволюции, как положительный фактор;
- индивидуальная идентичность: осознание себя как уникального, неповторимого человеческого существа, имеющего собственное место в пространстве и временную протяжённость, являющегося носителем своего жизненного опыта, своих индивидуальных задатков, черт, свойств и характеристик, и отвечающего за собственную жизнь;
- социальная идентичность: понимание своей причастности к другим людям, к обществу, прогрессивным культурным ценностям, социальным, групповым идеалам, умение пребывать в «событийной общности», умение сотрудничать с людьми, участвовать в совместной деятельности.
Структурный портрет ученика класса
Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА!
Я КОНКУРЕНТНО СПОСОБЕН!
Я СОЦИАЛЬНО АКТИВЕН!
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Критерий | Показатели | Инструментарий | |
Качественные | Количественные | ||
Развитость личности учащегося | - сформированность познавательного потенциала - сформированность нравственного потенциала - сформированность коммуникативного потенциала - сформированность эстетического потенциала - сформированность физического потенциала | - количество учащихся класса, принимающих участие в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях - количество победителей и призеров - рост успеваемости - количество учащихся, занимающихся дополнительным образованием | Диагностика личностного роста школьника (Н.В.Степанов) Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (Г.Айзенк, Г.Вильсон, В.С.Магун) Методика «Пословицы» (С.М.Петрова) Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е.Щуркова) Методика «Ситуация выбора» (Л.В.Байбородова) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В.Овчарова) Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (И.И.Рожков) ШТУР «Недописанный тезис» и др. |
Воспитанность учащихся | - отношение к себе - отношение к людям - отношение к окружающему миру | - доля учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности | методика определения уровня воспитанности учащихся 6–9-х классов (Н.П. Капустин); диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 6–9-х классов (М.И. Шилова); |
Развитие классного коллектива | - благоприятный психологический климат в классе - уровень развития самоуправления учащихся - снижение числа учащихся с повышенным уровнем тревожности | - доля учащихся класса, имеющих общественные поручения - доля учащихся класса, принимающих участие в школьном самоуправлении - количество учащихся, принимающих участие в реализации социальных проектов | Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов) Социометроия (Фридман Л.М.) Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах класса» (О.В.Лишин) Методика «Мы – коллектив» (М.Г.Казакина) Методика «Какой у нас коллектив) (А.Н.Лутошкин) Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г.Жедунова) Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков) |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе | - удовлетворенность учащихся школьной жизнью - отсутствие конфликтов в классе | - отсутствие учащихся перешедших в другой класс по причине конфликта | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев) |
Участие родителей в воспитательном процессе класса | - удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе - участие родителей в общественной жизни класса | - посещаемость родительских собраний - доля родителей, принимающих участие в работе родительского комитета - доля родителей, принимающих участие в классных и школьных мероприятиях с детьми | Методика изучения удовлетворенности родителей школьной жизнью (А.А.Андреев) Методика изучения удовлетворенности родителей работой ОУ (Е.Н.Степанов) Методика выяснения мнения детей об организации ВР в классе (Л.В.Байбородова) |
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе:
- утверждает программу;
- вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
- консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
- осуществляет контроль за ходом реализации программы.
Текущее управление осуществляет классный руководитель:
- разрабатывает программу;
- готовит предложения по формированию перечня программных мероприятий;
- организует своевременное исполнение программных мероприятий;
- организует взаимодействие всех участников образовательного процесса в классе по реализации программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.
К управлению программой может привлекаться родительский комитет, актив класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция воспитательной работы МОУ ОСОШ№ 1
- Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.:ТЦ Сфера, 2002
- Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева… Классному руководителю о воспитательной системе класса/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
- Щуркова Н.Е, Мошнина Р.Ш, Яковлев Д.Е. Профессиональный журнал работы классного руководителя (1-4 и 5-11-е классы).М.: Центр «Педагогический поиск»,2008
- Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы.5-9 классы: метод. пособие/ Л.И.Саляхова.-2-е изд., стереотипное – М.: Глобус,2007
- Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семёнов.- М.: Школьная Пресса, 2006
- Дереклеева.Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2006
- Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика/ Под ред. Л.И.Новиковой.-М.: АПК ППРО, 2006
- Научно-методический журнал «Классный руководитель»,№ 2, Москва,2008
- Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе», №5, 2006
- Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
- Психологические тесты/ Под ред. А,А,Карелина: В 2т. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Воспитательный процесс: изучение эффективности./под ред. Е.Н.Степанова – М.:, ТЦ Сфера, 2003
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Социальный паспорт класса
2. Анализ воспитательной работы за 2010-11 уч.г.
3. План воспитательной работы на 2011-12 уч.г.
4. Мониторинг результатов воспитательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя
Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
программа деятельности классного руководителя
данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...
Программа деятельности классного руководителя
5-6 классы...
Программа деятельности классного руководителя 9 класса
Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...
Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...
Программа деятельности классного руководителя "Планета друзей на орбите детства"
Программа деятельности классного руководителя «Планета друзей на орбите детства». Мне как учителю на протяжении всего трудового пути приходилось работать с разными детьми как ...