Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
материал по теме
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1
Программа деятельности классного руководителя
Дудник Евгения Александровна,
классный руководитель 8 «А» класса,
учитель биологии
с.Октябрьское
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Паспорт программы ………………………………………………………3
- Пояснительная записка …………………………………………………...4
- Содержание программы …………………………………………………..7
- Цели и задачи ……………………………………………………….7
- Принципы деятельности ……………………………………………8
- Сроки и механизмы реализации программы ……………………..9
- Формы и методы реализации программы ………………………..14
- Направления деятельности……………………………………………….16
4.1. «Это высокое звание – человек» - нравственно - патриотическое направление ………………………………………………………………16
4.2. «В здоровом теле – здоровый дух» - здоровьеcберегающее направление ………………………………………………………………18
4.3. «Я познаю мир» - интеллектуальное направление ………………..19
4.4. «Научи себя и других» - развитие самоуправления в классе ……..20
4.5. «Семья и школа – это берег и море» - работа с родителями ……..22
- Ожидаемый результат ……………………………………………………25
- Критерии и способы изучения эффективности программы …………..26
- Управление реализацией программы …………………………………..28
- Список литературы ………………………………………………………29
- Приложения ………………………………………………………………30
- Социальный паспорт класса
- Анализ воспитательной работы за 2010-11 уч.г.
- План воспитательной работы на 2011-12 уч.г.
- Мониторинг результатов воспитательного процесса
Паспорт ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Программа деятельности классного руководителя «Калейдоскоп» |
Автор программы | Дудник Евгения Александровна, классный руководитель 8 «а» класса МКОУ ОСОШ№1 |
Сроки реализации | 2008 - 2013 г.г. |
Цель | Воспитание активного, инициативного, самостоятельного, культурного человека, гражданина, способного к постоянному самосовершенствованию через построение воспитательной системы класса. |
Задачи |
|
Направления деятельности | 1. «Это высокое звание – человек» - нравственно - патриотическое направление 2. «В здоровом теле – здоровый дух» - здоровьеcберегающее направление 3. «Я познаю мир» - интеллектуальное направление 4. «Научи себя и других» - развитие самоуправления в классе 5. «Семья и школа – это берег и море» - работа с родителями |
Участники программы |
|
Ожидаемые результаты | -Усвоение учащимися продуктивных и достойных человека способов взаимодействия людей друг другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки и т.п. -Готовность учеников самостоятельно решать вопросы жизненного самоопределения. -Повышение психолого–педагогического просвещения родителей; укрепление связей с семьёй. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Современное общество возлагает на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа», в период перехода на образовательные стандарты второго поколения, воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.
Но, к сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Здесь он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем, почувствовать свою значимость в жизни. Ключевой фигурой в решении задач воспитания школьников является классный руководитель.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач видов деятельности в планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед классными руководителями, такой вопрос встал и передо мной.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главное для классного руководителя при знакомстве с учащимися нового класса - увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Исследования, проведённые в начале 6 класса, выявили потребности ребят и показали, что дети желают быть понятыми:
- в коллективе - 52%
- в учёбе - 30%;
- в спорте, физическом развитии - 60%;
- получать удовольствие от школьной жизни - 68%;
- родителями - 55%.
Родители же ждут от школы:
- хороших знаний по учебным предметам - 92%;
- воспитание здорового ребёнка - 86%;
- развитие творческого потенциала ребёнка - 54%;
- обеспечение безопасности и защищенности - 43%;
- признание ребёнка с его сильными и слабыми сторонами – 28%;
- воспитание нравственных качеств – 16%;
- педагогической поддержки – 74%.
Я сделала вывод:
Учащиеся 6-го класса хорошо адаптированы в школе. Но им не хватает единой системообразующей деятельности, которая бы их объединяла и приносила удовлетворение от школьной жизни в классном коллективе.
Родители, наоборот хотели видеть от своих детей только хороших знаний по учебным предметам. Воспитание нравственных качеств в своих детях их не особо интересовало. В тоже время родители ожидают педагогической поддержки от школы. Наме тился некоторый «конфликт ожидания» детей и родителей.
Поэтому передо мной стояла педагогическая задача: содержание воспита ния должно быть объединено целенаправленной логикой включе ния ребенка и родителей в процесс осознания и переживания общечеловеческих ценностей в качестве важнейших потребностей личности и повышение уровня культурно-воспитательного потенциала здоровой семьи.
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного коллектива.
Почему «Калейдоскоп»? Каждый помнит незатейливую детскую игрушку – калейдоскоп. Разноцветные стеклышки формируют удивительные по красоте фигуры. Для меня школьная жизнь похожа на эту игру. Ведь в ней столько разноцветного, чудесного, сказочно красивого. Школьный калейдоскоп – это удивительно гармоничное сочетание учителей и учеников и их родителей, где дорого каждое мгновение, где каждая крупица – яркая составляющая неповторимого узора. Вот я и решила, что буду строить воспитательную систему в классе как узоры этой игрушки, реализовывая программу деятельности классного руководителя «Калейдоскоп».
Программа «Калейдоскоп» — это целый мир, полный интересных событий, полезной информации и увлекательных развлечений.
В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые мероприятия, формы работы и участники.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЦелИ и задачи
Цель:
Воспитание активного, инициативного, самостоятельного культурного человека, гражданина, способного к постоянному самосовершенствованию через построение воспитательной системы класса.
Задачи:
- Организовать разнообразную творческую деятельность учащихся в классе.
- еятельность учащихся в классе (Пие о времени действия программыдение, беседа сложилосьСоздать благоприятный психологический климат, здоровые межличностные отношения в коллективе.
- Создать условия для успешного самоутверждения каждого воспитанника и помочь обрести каждому необходимый социальный статус в среде сверстников.
- Создать условия и оказать помощь в поисках и формировании ценностей, смыслов жизни.
- Организовать психолого–педагогическое сопровождение детей, обучить приёмам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
Принцип уникальности: поддержание в личности уважение к себе и формирование отношения к своей личности не как «ущербной», а как «другой» («особой», «уникальной»).
Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
Принцип совместимости: предоставление возможности личности участвовать в коллективной деятельности.
Принцип целостности: восприятие личности и взаимодействие с ней с учётом всего контекста её жизни, её социальных связей, индивидуальных физических, психических, личностных особенностей.
Принцип системности: выстраивание планомерных, чётко продуманных и согласованных видов деятельности и учебных ситуаций.
Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.
Принцип равенства: признание за каждым права на личностное самоопределение.
СРОКИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа деятельности классного руководителя «Калейдоскоп» реализуется в 4 этапа с 2008 года по 2013 год. Как одна картинка калейдоскопа сменяет другую, так и каждый этап не похож на предыдущий.
1 этап:
Проектирование воспитательной системы класса (2008г.)
Включает в себя:
- анализ существующей среды в школе, классе, семье;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей детей, родителей;
- определение реальных возможностей ученика и его ближайшую зону развития;
- обучение детей приемам преодоления проблем преемственности;
- организация психолого- педагогического просвещения родителей;
- предопределение системообразующей деятельности.
Реализация
- диагностирование семей и класса;
- психолого- педагогические консультации;
- организация родительского всеобуча, создание «университета педагогических знаний» для родителей;
- организация детского коллектива;
- цикл классных часов «Познай себя»;
- познавательные конкурсы, викторины, игры;
- экскурсии, походы;
- традиционные дела школы («Осенний бал», «День Победы», «Зарница» и др.);
- трудовые дела (благоустройство закрепленной школьной территории, оформление классного кабинета);
- спортивные праздники (Дни здоровья, эстафеты).
Ожидаемые результаты
На основе изученных интересов и потребностей, сообразно целям и задачам создается воспитательная система класса, определяются направления работы воспитательной системы класса и системообразующая деятельность.
Ребенок получает возможность понять самого себя (задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих).
Родитель получает знания о возрастных особенностях ребенка, учится решать воспитательные задачи, поддерживает ребенка в его начинаниях – «к успеху вместе с родителями».
2 этап:
Становление воспитательной системы класса (2009-2010г.г.)
Включает в себя:
- выявление зон «хочу» и формирование зон «надо»;
- создание условий для осознания своего места в социуме: взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
- создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- создание условий для формирования традиций классного общества;
- создание условий для формирования гражданского самосознания.
Реализация
- диагностирование семей и учащихся класса;
- цикл классных часов «Сделай себя сам»;
- создание законов класса;
- Работа по здоровому образу жизни с привлечением родителей;
- КТД, конкурсы, игры, викторины;
- Спортивные праздники;
- Традиционные школьные мероприятия «Зарница», Новый год, Осенний бал и др.;
- Совместные родительские собрания (родители и дети), семейные праздники, походы, экскурсии ;
- психолого-педагогические консультации детей и родителей;
- работа «Университета педагогических знаний» для родителей;
- дни правовых знаний;
- Трудовые десанты.
Ожидаемые результаты
Происходит процесс коллективообразования, одинаково движимый самоутверждающимися личностями.
Ребёнок приходит к целому ряду вполне осознанных открытий: взаимосвязь и взаимозависимость всех участников учебно-воспитательного процесса; хорошо в том коллективе, где умеют избегать конфликтов, договариваться между собой; хорошо, когда рядом родители.
Родитель учиться помогать преодолевать трудности и радоваться успеху детей.
3 этап:
Функционирование воспитательной системы (2011-2012г.г.)
Включает в себя:
- Создание условий для работы системы в заданном режиме;
- Способствование тому, чтобы семья выступала как часть единого школьного коллектива, объединённого общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, общей ответственностью;
- Способствование росту самоуправления каждой личности учащихся и коллектива в целом: самоуправление коллектива, педагогов и родителей;
- Формирование нравственных позиций учащихся.
Реализация
- Диагностика семей «Знаете ли вы своего ребёнка как лидера», «Самооценка», «Роль родителей в твоей жизни»;
- Цикл классных часов гражданско-патриотической направленности;
- Деятельность Совета самоуправления класса;
- Акции ко дню Победы, Внимание дети, Защита и др.;
- Спортивные соревнования;
- Защита групповых и индивидуальных проектов («Мир твоими глазами», «Скажем «Нет!» наркотикам»)
- Экскурсии по городу и области, походы;
- Трудовой десант;
- Работа родительского университета;
- Традиции класса и школы;
- Ряд внеклассных мероприятий совместно с родителями.
Ожидаемые результаты
Воспитательная система класса окончательно формируется, продуктивно и взаимосвязано работает как часть воспитательной системы школы. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива, состоящего из личностей.
Ребёнок получает возможность научиться принимать самостоятельные решения в управленческой деятельности класса и школы, следовать им, умеет работать в команде: ученик – родитель – педагог.
Родитель умеет слушать, слышать, сотрудничать и сопереживать со своим ребёнком. Передаёт собственный жизненный опыт и традиции семьи.
4 этап:
Обобщающий, обновление системы (2013г.)
Включает в себя:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- Анализ результатов деятельности и интерпретация данных за четыре года;
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного руководителя;
- Нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
- Создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации.
Ожидаемые результаты
Подводятся итоги, проводятся различные диагностики личности учащихся, анализируется воспитательная программа.
Ребёнок усваивает продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки. Готовность самостоятельно решать вопросы жизненного самоопределения. Укрепление связей с родителями, с семьёй.
Родитель укрепляет взаимодействие и взаимосвязь с детьми. Повышает психолого-педагогические знания. Познаёт возрастные особенности подростка.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии.
Опирается на следующие виды деятельности:
- познавательную,
- игровую,
- спортивную,
- творческую,
- коммуникативную,
- досуговую,
- общественно-организаторскую,
- предпрофильную.
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации об образовании; историко-педагогический анализ; понятийный анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы; моделирование.
Эмпирические методы: обобщение эффективного отечественного и зарубежного педагогического опыта; анкетирование, наблюдение, тестирование, самооценка, статистические обработки данных.
Классный руководитель постоянно взаимодействует с домом детского творчества, районным домом культуры, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной школой. Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Схема взаимодействия классного коллектива
Внутренние связи
Учителя – предметники Школьная библиотека
Совет самоуправления(Правительство)
Учащиеся школы Кружки и секции Родители
Внешние связи
РДК | Районный краеведческий музей | ДДТ | Районная библиотека | ЦЗН | Школа искусств | ФОК | Правоохранительные органы | Совет ветеранов |
Социальные службы села |
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. «ЭТО ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ – ЧЕЛОВЕК»
Нравственно - патриотическое направление
Цель направления:
Формирование у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Задачи направления:
- Создать условия для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, края и страны;
- Развить нравственные взаимоотношения в семье;
- Формировать способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
- Воспитать Человека, способного встать на защиту государственных интересов России;
- Развить способности эмоционально отзываться на переживания других людей;
- Развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- Сотрудничать с родителями, психологом, учителями с целью развить желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;
- Воспитывать этическую культуру ребят.
Функция классного руководителя
- Анализ педагогических ситуаций в классе.
- Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе.
- Способствование решению поставленных задач.
- Создание потребностей в выполнении правил для учащихся.
- Изучение с учащимися традиций и обычаев в семьях школы, разных национальностей.
- Формирование необходимости соблюдения порядка и дисциплины в школе, в общественных местах, ПДД.
- Формирование ответственности.
Формы работы
- Часы нравственности.
- Классные часы.
- Праздники.
- Литературные и музыкальные композиции.
- Уроки права.
- Акции.
- Военно-спортивная игра «Зарница».
- Тематические вечера.
- Круглые столы.
Методы изучения
- Методика неоконченных предложений
- Анкетирование «Мой досуг», «Какие качества я в себе взрастил?»
- Диагностика уровня тревожности.
- Диагностика уровня нравственного роста личности в коллективе.
- Уровень воспитанности.
2. «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Здоровьеcберегающее направление
Цель направления:
Формирование у учащихся понимания значимости здоровья.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей определены следующие задачи:
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом;
- Сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
- Проводить совместные профилактические работы с медицинским персоналом (плановые медицинские осмотры, вакцинации, консультации).
- Показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, профессиональной деятельности
Функции классного руководителя
- Обследование здоровья детей.
- Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
- Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
- Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
- Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
- Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
- организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).
- Сотрудничество с учителем физкультуры.
Формы
Диагностические процедуры – определение степени переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность. (методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, самооценка).
3. «Я ПОЗНАЮ МИР»
Интеллектуальное направление
Цель направления
Развитие познавательной активности.
Задачи:
- Формирование потребности в самообразовании.
- Развитие умений и навыков в учебной деятельности.
- Выявление индивидуальных особенностей.
- Развитие самостоятельного мышления.
- Организация просветительской и консультативной помощи семье.
Формы реализации
- Олимпиады по предметам;
- Тематические КВНы;
- Брейн-ринги;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Тематические классные часы;
- Экскурсии
- Диспуты;
- Дискуссии
Функции классного руководителя
1. Создать и совершенствовать “интеллектуальный паспорт класса”
(учебные интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);
2. Постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, причины пробелов и их коррекция, отношения “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, особенности мышления.
3. Организовать взаимопомощь.
4. Проводить развивающие мероприятия
5. Сотрудничать с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, декады);
6. Решать проблемы будущей профессиональной ориентации учащихся с учетом их возможностей.
Формы
1. Диагностические процедуры:
- Анкетирование “Изучение мотивации и отношения к учебным предметам”.
- Методика неоконченных предложений.
- Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся.
- Уровень творческой активности учащихся.
- Постоянные контакты с учителями -предметниками.
3. Работа с психологической службой.
4. «НАУЧИ СЕБЯ И ДРУГИХ»
РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
Цель направления
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей.
Задачи:
- Создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
- Обучение основам школьного самоуправления.
- Формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков.
- Развитие и поддержка классного самоуправленческого объединения.
- Повышение уровня социальной активности и профессиональной ориентации учащихся.
Работа с органами ученического самоуправления в классе, его жизнедеятельность строится на следующих принципах:
Диалогизма. Мир детства, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием. На основе диалога строится целостный учебно-воспитательный процесс.
Сосуществования. Мир детства, как и мир взрослости достаточно независимы.
Единства. Мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей.
Принятия. Человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценками взрослости и детскости.
Самоуправление в классе строилось постепенно. Условно можно выделить три этапа:
- «Что я хочу» - выявление лидерских качеств (диагностика, анкетирование, социометрия);
- «Умею сам, научу друга» - привлечение новых ребят в совет класса (конкурсы, игры, анкетирование);
- «Знаю. Могу. Делаю» - самостоятельная работа классного коллектива.
В данном классном коллективе работа по самоуправлению строится на законах:
Единство прав и обязанностей!
Единство слова и дела!
Гласность и открытость!
Организационная структура самоуправления в классе
Общее собрание класса
Актив класса
«Яркие искры» Староста класса и его заместитель | «Интересная мысль» Культмассовый центр | «Внимательное око» Прессцентр | «Умники и Умницы» Учебный центр | «В здоровом теле – здоровый дух» Спортивный центр | «Умелые руки» Трудовой центр |
5. «СЕМЬЯ И ШКОЛА – ЭТО БЕРЕГ И МОРЕ»
Работа с родителями
Цель направления:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений классного руководителя и семьи в развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи:
- Организовать психолого–педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний тематических и индивидуальных консультаций и бесед.
- Создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»
- Изучать семьи учащихся.
- Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета.
- Организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей.
- Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
- Проводить профилактическую работу с неблагополучными и проблемными семьями и детьми с дивиантным поведением.
Основные методы работы:
Сотворчество, Соуправление, Содружество детей, родителей, учителей и классного руководителя.
Формы работы
- Изучение условий семейного воспитания.
- Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие родительского комитета.
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Методы изучения семей
- Наблюдение.
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Опрос родителей, детей.
- Сочинения «Моя семья», «История моей фамилии».
Функция классного руководителя
- Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
- Регулярное проведение родительских собраний, всеобуча, круглых столов на темы, которые соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
- Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.
- Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе.
Формы внеклассной работы
- Тематические классные часы, посвящённые семейным корням; «Моя семья», «Памятные даты моей семьи», «Мамины глаза», «Сын, Отец, Отечество»
- Семейные праздники.
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы, выход в кино, театр, музей ….
Организационная структура соуправления родителей в классе
Родительский комитет класса
Председатель родительского комитета и секретарь | «Творческая группа» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время. | « Финансовая группа» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса. | « Хозяйственная группа» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе, оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуг | « Волонтёрская группа» - помогает в организации встреч с интересными людьми, пропагандируют ЗОЖ. |
“Университет педагогических знаний” для родителей
№ | Класс | Форма работы | Тема |
1 | 6 | Тренинг | “Познай своего ребенка” |
2 | 6 | Род/собрание | “ Удобно ли ребёнку в школе” |
3 | 6 | Ролевая игра | “Утро в вашем доме” |
4 | 6 | Внеклассное мероприятие | Совместная экскурсия с родителями |
5 | 6 | Род/собрание | Совместное подведение итогов учебного года». «Вместе мы сила». |
6 | 7 | Лекция | «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» |
7 | 7 | Род/собрание | «Семья – здоровый стиль жизни» |
8 | 7 | Вечер вопросов и ответов | «Культура и поведение в семье» |
9 | 7 | Праздник | «Посвящение в рыцари семейного очага» |
10 | 7 | Дискуссия | Влияние мотивации на успеваемость |
11 | 7 | Итоговый классный класс вместе с родителями и детьми «Колесо истории». | |
12 | 8 | Психологические занятия | Психологический тренинг родителей и детей «Учимся решать конфликты» |
13 | 8 | Индивидуальные тематические консультации | «Подросток и курение» |
14 | 8 | Род/собрание | Родительский авторитет |
15 | 8 | Дискуссия | Роль мамы в жизни подростка. |
16 | 8 | Вечер воспоминаний вместе с родителями. | «Наше детство» |
17 | 8 | Род/собрание | Итоговое родительское собрание вместе с ребятами «Счастливая радуга дел» |
18 | 8 | Внеклассное мероприятие | Совместная экскурсия с родителями |
19 | 8 | Путешествие | Аквилон, Телецентр «Южный Урал» |
20 | 9 | Информационный час | «В чём наши ошибки» |
21 | 9 | Родительский ринг | Семейные проблемы. Как их решать |
22 | 9 | Лекция | Профессиональные намерения и возможности старшеклассников. |
23 | 9 | Родительские собрания | Как пережить экзамены. |
24 | 9 | Праздник | «Первый аттестат» |
ОЖИДАЕМЫЙ результат
По итогам реализации Программы деятельности ожидается:
- Усвоение учащимися продуктивных и достойных человека способов взаимодействия людей друг другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки и т.п.
- Готовность учеников самостоятельно решать вопросы жизненного самоопределения.
- Повышение психолого–педагогического просвещения родителей; укрепление связей с семьёй.
Модель выпускника – это образ личности, которой свойственны:
- трансцендентность: осознание личностью самой себя как источника информации для других, как чьего-то собеседника, как «содержание жизни для других»;
- эмпатийность: способность сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в другого человека, понимать «язык» собеседника, мир его ценностей, эмоционально откликаться на его внутренние проблемы;
- конгруэнтность: искренность, естественность и открытость в общении, выражении своих чувств и переживаний, преодоление ограниченности и ригидности мышления, стремление видеть суть вещей, сосредоточенность на выполнение истинной деятельности, а не на её внешнем проявлении;
- конструктивность: стремление решать проблемы и конфликты конструктивно, на не насильственной основе, познание закономерности явлений, восприятие разного рода противоречий как условие эволюции, как положительный фактор;
- индивидуальная идентичность: осознание себя как уникального, неповторимого человеческого существа, имеющего собственное место в пространстве и временную протяжённость, являющегося носителем своего жизненного опыта, своих индивидуальных задатков, черт, свойств и характеристик, и отвечающего за собственную жизнь;
- социальная идентичность: понимание своей причастности к другим людям, к обществу, прогрессивным культурным ценностям, социальным, групповым идеалам, умение пребывать в «событийной общности», умение сотрудничать с людьми, участвовать в совместной деятельности.
Структурный портрет ученика класса
Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА!
Я КОНКУРЕНТНО СПОСОБЕН!
Я СОЦИАЛЬНО АКТИВЕН!
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Критерий | Показатели | Инструментарий | |
Качественные | Количественные | ||
Развитость личности учащегося | - сформированность познавательного потенциала - сформированность нравственного потенциала - сформированность коммуникативного потенциала - сформированность эстетического потенциала - сформированность физического потенциала | - количество учащихся класса, принимающих участие в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях - количество победителей и призеров - рост успеваемости - количество учащихся, занимающихся дополнительным образованием | Диагностика личностного роста школьника (Н.В.Степанов) Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (Г.Айзенк, Г.Вильсон, В.С.Магун) Методика «Пословицы» (С.М.Петрова) Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е.Щуркова) Методика «Ситуация выбора» (Л.В.Байбородова) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В.Овчарова) Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (И.И.Рожков) ШТУР «Недописанный тезис» и др. |
Воспитанность учащихся | - отношение к себе - отношение к людям - отношение к окружающему миру | - доля учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности | методика определения уровня воспитанности учащихся 6–9-х классов (Н.П. Капустин); диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 6–9-х классов (М.И. Шилова); |
Развитие классного коллектива | - благоприятный психологический климат в классе - уровень развития самоуправления учащихся - снижение числа учащихся с повышенным уровнем тревожности | - доля учащихся класса, имеющих общественные поручения - доля учащихся класса, принимающих участие в школьном самоуправлении - количество учащихся, принимающих участие в реализации социальных проектов | Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов) Социометроия (Фридман Л.М.) Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах класса» (О.В.Лишин) Методика «Мы – коллектив» (М.Г.Казакина) Методика «Какой у нас коллектив) (А.Н.Лутошкин) Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г.Жедунова) Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков) |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе | - удовлетворенность учащихся школьной жизнью - отсутствие конфликтов в классе | - отсутствие учащихся перешедших в другой класс по причине конфликта | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев) |
Участие родителей в воспитательном процессе класса | - удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе - участие родителей в общественной жизни класса | - посещаемость родительских собраний - доля родителей, принимающих участие в работе родительского комитета - доля родителей, принимающих участие в классных и школьных мероприятиях с детьми | Методика изучения удовлетворенности родителей школьной жизнью (А.А.Андреев) Методика изучения удовлетворенности родителей работой ОУ (Е.Н.Степанов) Методика выяснения мнения детей об организации ВР в классе (Л.В.Байбородова) |
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе:
- утверждает программу;
- вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
- консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
- осуществляет контроль за ходом реализации программы.
Текущее управление осуществляет классный руководитель:
- разрабатывает программу;
- готовит предложения по формированию перечня программных мероприятий;
- организует своевременное исполнение программных мероприятий;
- организует взаимодействие всех участников образовательного процесса в классе по реализации программных мероприятий;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.
К управлению программой может привлекаться родительский комитет, актив класса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Концепция воспитательной работы МОУ ОСОШ№ 1
- Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.:ТЦ Сфера, 2002
- Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева… Классному руководителю о воспитательной системе класса/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
- Щуркова Н.Е, Мошнина Р.Ш, Яковлев Д.Е. Профессиональный журнал работы классного руководителя (1-4 и 5-11-е классы).М.: Центр «Педагогический поиск»,2008
- Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы.5-9 классы: метод. пособие/ Л.И.Саляхова.-2-е изд., стереотипное – М.: Глобус,2007
- Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семёнов.- М.: Школьная Пресса, 2006
- Дереклеева.Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2006
- Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика/ Под ред. Л.И.Новиковой.-М.: АПК ППРО, 2006
- Научно-методический журнал «Классный руководитель»,№ 2, Москва,2008
- Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе», №5, 2006
- Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.
- Психологические тесты/ Под ред. А,А,Карелина: В 2т. – М.: ВЛАДОС, 2000
- Воспитательный процесс: изучение эффективности./под ред. Е.Н.Степанова – М.:, ТЦ Сфера, 2003
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Социальный паспорт класса
2. Анализ воспитательной работы за 2010-11 уч.г.
3. План воспитательной работы на 2011-12 уч.г.
4. Мониторинг результатов воспитательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя
Презентация к конкурсу "Самый классный классный"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-88999-1359619512.jpg)
Программа деятельности классного руководителя "Дороги, которые мы выбираем"
Цели программы:Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессийЗадачи: - ознакомление учащихся со...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-205053-1362319660.jpg)
программа деятельности классного руководителя
данная программа расчитана на 7 лет (с 5 по 11 класс), в ней указаны направления работы классного руководителя, а также темы классных часов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-219255-1363438978.jpg)
Программа деятельности классного руководителя 9 класса
Программа деятельности классного руководителя представленна в форме воспитательной системы класса "Я среди людей". Основные разделы программы: пояснительная записка, цели и задачи, основные направлени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-66425-1484044874.jpg)
Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"
Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-315628-1382029105.jpg)
Программа деятельности классного руководителя "Планета друзей на орбите детства"
Программа деятельности классного руководителя «Планета друзей на орбите детства». Мне как учителю на протяжении всего трудового пути приходилось работать с разными детьми как ...