ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В начале нового тысячелетия, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 г., образовательное учреждение – в широком смысле этого слова – должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И в этом во многом могут помочь классные руководители (КР).
Функции классного руководителя Содержание деятельности КР определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся. В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых. Традиционно среди педагогических функций преобладает функция воспитания учащихся. Перед КР стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи. Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита учащихся от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. В процессе работы с классом немаловажную роль играет диагностическая функция. Её реализация предполагает постоянное выявление КР-ем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ученика, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Реализуя диагностическую функцию, КР может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности, во-вторых, диагностировать сформированность социально значимых качеств личности. Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку КР-ем целей воспитательной деятельности. Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности КР – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация этой функции предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой – негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания.
Для 5 класса очень важна проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей), которая актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем и была разработана данная программа. Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением адаптационного периода. Данная программа предполагает взаимодействие педагогов и родителей учеников. Она базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.
Программа состоит из четырех блоков: - осуществление преемственности;
- диагностика;
- взаимодействие с учителями;
- взаимодействие с родителями.
Этапы реализации программы: - этап подготовки к переходу в пятый класс;
- сопровождение пятиклассников;
- подведение итогов первого года работы с классом
- работа с учениками 6 класса, их родителями, учителями-предметниками
- подведение итогов работы с классом
ЦЕЛИ программы и воспитательной работы с учащимися: - сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из 4 в 5 класс
- предупреждение и преодоление трудностей в учёбе учащихся 5-6 классов
- расширение у учащихся представлений о человеке
- формирование представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»
- формирование отношения к этикету как к норме жизни общества
ЗАДАЧИ программы и воспитательной работы с учащимися: - Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 класс эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
- Помочь учителям-предметникам найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
- Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать им помощь и поддержку.
- Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей.
- Организация коллектива (КР организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность учащихся, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников)
- Сплочение коллектива (как способ достижения поставленных перед коллективом целей)
- Активизация (повышение стремления/желания учащихся принимать участие в жизни школы и класса)
- Развитие самоуправления (инициативность, самостоятельность, вера в себя)
- Обеспечивать ученикам эмоциональный комфорт в условиях обучения
- Информировать родителей о проблемах детей и особенностях предподросткового возрастного периода, оказывать помощь и поддержку
- Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов-предметников
- Диагностика (учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем); изучение индивидуальных особенностей (беседы с ребенком, родителями, наблюдение, посещение уроков и т. д.)
- Индивидуальное сопровождение учащихся, испытывающих трудности
Главное назначение КР – поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Данная программа воспитательной работы составлена для учащихся 5-6 класса и рассчитана на 2 года. Деятельность КР спланирована в соответствии с поставленными целями. Успешность процесса реализации данной программы и соответственно достижения поставленных целей во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников и осуществления преемственности в работе педагогов. По истечении двух лет воспитательной работы предполагается, что ученики-воспитанники будут: - эмоционально здоровы и благополучны - уметь преодолевать трудности в учёбе - иметь расширенные представления о человеке (человек и его профессия, человек в общении с другими людьми), об индивидуальности и особенностях своего «Я» («человек привычки», «человек воли», «человек нравственный»...) - относиться к этикету как к норме жизни общества (осознавать ценность этикета в их собственной жизни)
Для наблюдения за динамикой в достижении предполагаемых результатов предусмотрено анкетирование (мониторинг – Приложение 2) для учащихся в конце каждого года реализации программы (Приложение 1).
СОДЕРЖАНИЕ воспитательной работы
Основное содержание воспитательной работы распределено по 3-м разделам: - Расширение представлений о человеке
- Формирование представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»
- Формирование отношения к этикету как к норме жизни общества
Раздел №1 Расширение представлений о человеке (Человек и его профессия, человек в общении с другими людьми) Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и таланты в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.
Формы работы: 1. Практикум: Как узнать, каков человек на самом деле? Судите о человеке сами, не по слухам и пересудам. Истину о человеке можно узнать по его дела поступкам и внешним проявлениям. Учащиеся иллюстрируют истин высокое качество работы говорит о добросовестности, профессионализм и одаренности человека, работоспособность — о его трудолюбии и здоровье, эффективность работы — о развитии ума, красота изделия о вкусе и терпении, оригинальность продукции — о талантливости и сообразительности, помощь слабому и нуждающемуся — о гуманности и человечности, способность переделывать работу — о самокритичности, выполнение данного обещания — о честности и совестливости. Результативность действий в трудную минуту — признак мужества, слезливость — свидетельство слабости, малодушия и обидчивости; насмешки, издевательство — проявление гордыни, зазнайства; пренебрежение интересами других говорит об эгоизме; замалчивание истины — о слабохарактерности н трусости; ябедничество и доносительство — о трусости и подлости. 2. Практикум: Продолжите этот список, исходя из собственных наблюдений и опыта общения с людьми. — все положительные поступки требуют ума, трудолюбия, мужества, честности, а все отрицательные — следствие лени, трусости, эгоизма и лживости. 3. Практикум: Составьте эталон поведения для своего возраста: что красиво и что можно делать, что безобразно и чего делать нельзя. 4. Экскурсии на заводы, фабрики и т. д. 5. Встречи-беседы с людьми разных профессий. 6. Беседы-диспуты об универсальных принципах, определяющих отношение к людям в мировых религиях: - Христианство: возлюби ближнего своего, как самого себя.
- Буддизм: не делай другим того, что сам считаешь злом.
- Индуизм: не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
- Иудаизм: что ненавистно тебе, не делай другому.
- Даосизм: считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей.
- Ислам: нельзя назвать верую того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.
В христианской вере основой отношения человека к другому человеку является любовь. «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а порадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит... А теперь пребывают они три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (Первое послание к коринфянам 136, 4 — 13).
Непроходящую нравственную ценность имеют народные культурные традиции, выраженные в пословицах, поговорках, крылатых словах: «лучше самому терпеть, чем других обижать». «лучше в обиде быть, нежели в обидчиках». «Сам потерпи, а другого не обидь». «Не рой другому яму — сам в нее попадешь». «Не подставляй ноги — на самого спотычка нападет». «Чем кого взыщешь, и себе того сыще» «Чем кого взыщешь, то и сам добудешь» «Не мил и свет, когда друга нет». «Без друга жить — самому себе постылому быть». «Без друзей, да без связи, что без мази: скрипит негладко, ехать гадко». «Без друга — сирота, а с другом — семьянин».
Раздел №2 Формирование представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»
В ходе коллективной и индивидуальной работы необходимо объяснить подростку, что означают психологические понятия «человек привычки», «человек воли», «человек нравственный», что происходит с личностью в те периоды, когда наступают внутренние кризисы, с каким постоянством и интенсивностью они обнаруживают себя.
Формы работы: Беседы: «Я и сотни других «Я»; «Чем я отличаюсь от других»; «Мои потребности»; «Хочу и надо»; «Мое хобби» и др. Эти беседы помогут подростку оценить свои мотивы, желания, потребности, Понять их направляющую силу. Учения Познавая свою индивидуальность, воспитанник должны уметь определить свой тип темперамента, преобладающие способно физические параметры; постичь мотивы своих поступков; уметь преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принят» волевого решения. Необходимо научить ребенка выходить из внутренних конфликтов и кризисов.
Формы работы: 1. Занятия в кружках, объединениях по интересам. 2. Внешкольная и внеклассная работа. 3. Консультации психолога, психотерапевта. 4. Цикл бесед на темы: «Конфликты...», «Контакты...» и др.
Действия. Изучая себя в процессе самовоспитания, определяя свою индивидуальность, подросток работает над способностью контролировать свои влечения, желания, потребности. Он начинает вести дневник, в котором фиксирует колебания хороших и плохих дней, анализирует черты своего характера, особенно проявившиеся в кризисные периоды. Педагог помогает подростку в формировании способностей принимать быстрое мотивированное решение для выхода из конфликта и кризиса, контролировать культуру мышления.
Раздел №3 Формирование отношения к этикету как к норме жизни общества
Обращаясь к вопросам, которые остро волнуют подростков, необходимо подвести их к осознанию ценности этикета в их собственной жизни, предложить им оценить этикет с точки зрения личностных потребностей. Параллельно освещаются и социально-мировоззренческий аспект этикета. «Я» и этикет Достоинство как форма отношения человека к самому себе. Две стороны достоинства: гордость и скромность. Формы поведения гордого человека и формы поведения скромного человека. Их гармоничное сочетание. Поведение человека в оскорбительных для него ситуаций достоинства от чванства, высокомерия, зазнайства. Поведение по отношению к чванливому человеку. Дружба и этикет Дружеские отношения как наиболее близкие. Специфика соблюдения этикета в отношении друзей. Сохранение форм этикета в присутствии других людей. Вопрос дружеских кличек, молодежного жаргона, отступлений от этикета; границы таких отступлений. Знаки внимания другу, подруге. Отношение к клевете и сплетням в адрес друзей. Понятие сильного человека. Сила кулака и сила духа. Способность человека нести ответственность за слабого. Поведение сильного человека по отношению к детям, старикам, женщинам. Способность сильного защищать других в сложных, экстремальных ситуациях. Сила и этикет Понятие красивого человека. Бескорыстие (и в плане материальном, и духовном) как критерий доброты. Великодушие как форма отношения ко злу. Пределы великодушия. Формы поведения доброго человека в раз личных жизненных ситуациях. Этикет подарка. Истина и этикет Объективный характер истины и субъективное отношение человека к истине. Этикет о праве на утаивание истины. Этикет о форме сообщения истины. Этикет спора и дискуссии. Убежденность человека и этикет его поведения. Поведение оппонента. Этикет познания истины. Счастье и этикет Правило этикета «Будь счастливым». Обоснование этого правила. Формы поведения счастливого человека. Поведение счастливого человека при несчастье другого. дело, действие как лучшее лекарство при несчастьях. Осанка и мимика счастливого человека. Удача и этикет Поведение человека при удачах и неудачах. Отношение окружающих к победе и успеху человека, к поражению и неуспеху. Этикет содействия успеху другого человека: пожелание удачи, помощь, «поступок по секрету» Мода и этикет Этикет костюма. Общие требования к костюму: гигиенические, эстетические, экономические, социальные, профессиональные, утилитарные. Этикет об отношении к моде. Деньги и этикет деньги как эквивалент материальных ценностей. Отношение к вещам как отношение к человеческому труду. Отношение к деньгам как к Цели и как к средству. денежный долг и его возвращение. Денежная помощь и право на ее оказание. Этикет и зарплата. Этикет отношения к родительским деньгам. Труд и этикет Этикет об уважении к труду. Этикет профессии. Этикет рабочей одежды. Этикет отношения к работающему человеку. Этикет отношения к бездельнику, тунеядцу. Этикет отношения к пенсионеру.
Формы работы: 1. Тренинги. 2. Диспуты. 3. Упражнения (проигрывание ситуаций)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Класс | Дата | Мероприятия | Этап подготовки к переходу в пятый класс |
|
| 4 класс | апрель - май | Знакомство с учащимися; посещение уроков; знакомство со стилем работы учителей начальной школы; знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся; установление контакта с детьми
| 4 класс | апрель - май | Посещение уроков математики и русского языка в начальной школе; совместная работа по определению качества знаний учащихся по основным предметам
| 4 класс | апрель - май | Проводить диагностику уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс
| 4 класс | май - июнь | Отчет учителя 4 класса в форме неформального напутственного письма о своем классе (психолого-педагогическая характеристика класса, особенности каждого ребенка, удачные приемы индивидуального взаимодействия с каждым ребенком и его родителями) будущему классному руководителю 5-го класса. Анкета "Ожидания"
| 4 класс | май | Встреча с родителями выпускников начальной школы; советы и рекомендации родителям по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью. Буклет "Родителям будущих пятиклассников"; процедура передачи документации ("досье", карта класса, логопедические документы)
|
|
|
| Класс | Дата | Мероприятие | Сопровождение пятиклассников (работа с учениками, их родителями, учителями-предметниками) |
|
| 5 класс | сентябрь | - Посещение учителями нач.кл. два полных учебных дня в своих бывших классах (обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков, наблюдение за детьми, деловое обсуждение, советы и рекомендации);
- встреча с учащимися;
- анализ их первых впечатлений о средней школе; встреча с родителями;
- советы учителям-предметникам, работающим в 5-м классе;
- проведение диагностики с целью выявления степени:
- расширения представлений о человеке
- формирования представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»
- формирования отношения к этикету как к норме жизни общества
| 5 класс | сентябрь | Знакомство с учащимися; посещение уроков, наблюдение на перемене; первые впечатления учителей-предметников и классного руководителя | 5 класс | сентябрь - октябрь | Проведение родительских собраний на тему "Предподростковый возраст. Особенности. Рекомендации"; знакомство родителей с новыми учителями учащихся 5-го класса, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ | 5 класс | сентябрь - ноябрь | Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений, включенности и эмоционального благополучия; логопедическое обследование специалистами | 5 класс | ноябрь | - опрос учителей-предметников по проблемам пятиклассников;
- обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей;
- выявление детей "группы риска"
| 5 класс | сентябрь - май | - Проведение мероприятий (часов общения, бесед, проектов и др.) в рамках тематики разделов реализуемой программы с целью:
- расширения представлений о человеке
- формирования представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»
- формирования отношения к этикету как к норме жизни общества
|
Подведение итогов 1-го года работы с классом
|
|
| 5 класс | апрель - май | Диагностика результатов воспитательной работы с учащимися; педагогический консилиум "Итоги и перспективы": - результативность работы с детьми "группы риска";
- результативность работы с классом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс | Дата | Мероприятие | Работа с учениками 6 класса, их родителями, учителями-предметниками |
|
| 6 класс | сентябрь | Общение с учащимися; посещение уроков, наблюдения на перемене
|
|
|
| 6 класс | сентябрь - ноябрь | Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений, включенности и эмоционального благополучия; логопедическое обследование специалистами (по необходимости)
| 6 класс | ноябрь | - опрос учителей-предметников по проблемам щестиклассников;
- обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей;
- работа с детьми "группы риска"
| 6 класс | сентябрь - май | Проведение родительских собраний
| 6 класс | сентябрь - май | - Проведение мероприятий (часов общения, бесед, проектов и др.) в рамках тематики разделов реализуемой программы с целью:
- расширения представлений о человеке
- формирования представления об индивидуальности и особенностях своего «Я»
- формирования отношения к этикету как к норме жизни общества
|
Подведение итогов работы с классом
|
|
| 6 класс | апрель - май | Диагностика результатов воспитательной работы с учащимися; сравнение данных исследований, проводимых в начале и конце 5 - 6 классов; педагогический консилиум "Итоги и перспективы"; - результативность работы с детьми "группы риска"
|
|