Представление собственного опыта работы Киреевой И.М.
материал
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых и является не только социально- психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества. Данная тема чрезвычайно актуальна в последние годы, так как проводившиеся на протяжении последнего столетия поиски многих известных педагогов и психологов привели к созданию целого ряда форм и способов дифференцированного обучения и в той или иной степени получили практическое воплощение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_opyta_raboty_kireevoy_i.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного опыта работы Киреевой И.М.
по теме «Повышение качества образования на основе индивидуализации и дифференциации в обучении »
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Социальный заказ общества в области обучения выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию с инициативой «Наша новая школа» и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
Сегодня, во многом, обучение нацелено на среднего ученика. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного обучающегося, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития школьника, его мотивов и интересов. Все это является коренной причиной того, что слабые ученики не успевают за средним темпом работы класса и зачастую пополняют ряды второгодников, а сильные ученики теряют интерес к предмету и даже оказываются отстающими. Поэтому тема индивидуализированного и дифференцированного обучения школьников является актуальной.
Я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый обучающийся сумел реализовать себя в учебной деятельности. Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся с помощью различных технологий индивидуализации и дифференциации обучения, как наиболее эффективных в реализации поставленной задачи. Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами. Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.
Главная цель, которую я поставила, начиная работать над проблемой – это совершенствование познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- разработать методический инструментарий, направленный на развитие творческой индивидуальности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- повысить уровень успеваемости по предметам.
Таким образом, основной моей задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию, создать атмосферу, помогающую ученику. Ученика необходимо учить учиться.
Изученная теория:
1.Бударный А.А. «Индивидуальный подход в обучении»// Советская педагогика. 1965 №7
В своей работе автор обратил внимание на то, что успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
В ходе работы по данной методической теме я пришла к выводу, что только при целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения.
Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда обучающихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.
2. Элиотом Аронсон «Технология сотрудничества», разработанная профессором в 1978 году.
Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости детей;
- группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
- учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задание ;
- если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы, значит цель достигнута и группа справилась с заданием.
Из опыта работы
Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся - один из ведущих принципов развития развивающего обучения. Учитывать особенности мышления, скорость протекания мыслительных процессов, уровень познавательного интереса, состояние здоровья и ряд других факторов позволяет индивидуализация, предполагающая учет индивидуально-типологических и возрастных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе.
индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Успешной работе способствует обширный дидактический и раздаточный материал, который готовлю сама для каждого класса, учитывая индивидуальные особенности детей. Часто практикует разноуровневые карточки индивидуального контроля знаний.
На уроках использую тесты, но в разумных пределах, после изучения определенного объема программного материала. Нередко применяю на уроках новые педагогические технологии, использует электронные учебники и собственные презентации.
Учу детей осознанно владеть различными приёмами решения задач, точно выражать мысли в связной речи. Целеустремленно и настойчиво формирую умения и навыки рациональной организации учебного труда школьников, совмещая это с индивидуальным подходом. Использую технические средства обучения, владею компьютерными технологиями, своевременно реагирую на изменения в методике преподавания предмета. Успешно провожу комбинированные и интегрированные уроки, используя межпредметные связи с историей, биологией, физикой, применяет проблемный метод в обучении, а также элементы развивающего обучения. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, так организую учебный процесс, что учащиеся испытывают потребность в овладении новыми знаниями. Итоговая аттестация учеников подтверждает хорошую подготовку учащихся по предмету. Все ученики 11 «А» класса успешно сдали ЕГЭ. 11 выпускников сдавали экзамен базового уровня и все получили оценку «5» Средний балл по итогам ЕГЭ профильного уровня составил 59,3.
Хорошие результаты показали и ученики 9 класса, проходившие аттестацию в 2019 году в форме ГИА. Качество обученности в 9 «Б» классе2018-2019 составило 84 %
Неплохих результатов добиваются учащиеся других классов.
Подводя итоги работы, следует заметить, что у обучающихся повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:
- дифференцированные и индивидуализированные формы работы позволили раскрыть потенциальные возможности каждого ученика;
- применение педагогических технологий дифференциации и индивидуализации обучения и творчество обучающихся в тесной взаимосвязи с учителем способствовали совершенствованию познавательной активности и активизации творчества обучающихся;
- повысилась успеваемость;
- обучающиеся перестали быть пассивными участниками учебного процесса и стали его активными участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.
Выступление на методическом объединении по теме:«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом»...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...