самоанализ учителя истории
опыты и эксперименты по теме
Самоанализ учителя истории с представлением результатов и опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uchitelya_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетенций” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.
У выпускников должны быть сформированы:
-политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)
-компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)
-коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов)
-компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
-когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).
Соответственно меняется и роль школы, одна из главных ее задач это создание условий для формирования личности. Это те условия, которые могут обеспечить возможности вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; дадут свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей. Именно в этих условиях происходит социализация личности.
Поэтому цель моей работы «Социализация личности через усвоение ключевых компетентностей с использованием микромодульного подхода к изучению обществоведческих дисциплин» состоит в формировании ключевых компетенций, особенно политико-социальных, чему способствуют уроки истории и обществознания. Открывая учебник истории, ребенок открывает для себя удивительный мир прошлого, анализирует настоящее и приоткрывает завесу будущего. Он пытается осознать причины и последствия событий, чтобы в будущем не повторять ошибки предков, формируясь при этом, как самостоятельная личность, член общества.
Кроме того, произошли изменения в системе историко-обществоведческого образования, которые выразились в отказе от формационного подхода и внедрении в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом подходах; возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования; большое внимание уделено изучению духовной жизни общества и человека в истории.
Поэтому актуальным является микромодульный подход в преподавании истории и обществознания, предложенный В.Шоганом и использованный мною на уроках истории и обществознания и для формирования рабочей учебной программы. Кроме того, новизна моей деятельности состоит в том, что я стараюсь привести в соответствие с требованиями времени преподавание дисциплин обществоведческого цикла.
Потребность в полезности исторического знания для будущей жизнедеятельности школьника возникает уже на уровне реального школьного урока. Микросреда, в которой осуществляется непосредственная жизнь школьника (семья, учеба, дружба со сверстниками), не являет собой нечто стройное, это скорее хаос взаимодействия, чем его упорядочивание. Можно сказать, что ребенок с удовольствием будет идти на урок, если почувствует, что там, все вместе с учителем заинтересованы обобщить возникающую вне школы потребность в организации его ощущений. Каждый урок, на мой взгляд, призван решать эту проблему. Урокам истории принадлежит здесь особое место, так как они представляют собой инварианты моделей жизнедеятельности прошлых поколений, и в этом смысле они – ретроспективная основа жизни современного человека.
Процесс изучения истории – это особый анализ современной жизнедеятельности через опыт прошлого. Это позволяет сделать трехблочное развитие социально – значимой темы (исторический, этический, культурологический блоки), где учащиеся через усвоенный образ интерпретируют (от внешнего к внутреннему) основополагающую модель жизнедеятельности, созданную определенной эпохой, чтобы перевести ее на уровень современной жизни, доказав тем самым полезность истории.
Социально-значимая тема в целом, ее этапы определяются содержательно-историческим модулем. Это объясняется движением изучения исторического материала в них от образа к событию. В свою очередь, этапы-модули социально-значимой темы внутри себя разделены на блоки уроков модульного типа. Содержательной основой блоков-уроков определены исторические явления – деятельность государства, субъекта истории, общественной социальной группы.
В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, разноуровневого обучение, технологию модульного и блочно-модульного обучения, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, для сохранения и укрепления здоровья учащихся широко использую элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В.Ф.Базарного и приемы психологической рефлексии. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся. Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у детей.
Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данном случае микромодуль мотивации будет направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, синквейн, фишбоун, составление кластера.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу.
Информационная компетенция учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ. На уроках по определенным темам используются диски по истории и обществознанию, что повышает интерес к теме и предмету, усиливает мотивацию детей к изучаемой теме. Кроме того, проводится индивидуальное, онлайн-тестирование на компьютере по различным темам. Пройдя тестирование, учащиеся видят сразу результат своих знаний по определенной теме, как подготовили домашнее задание. Это тестирование является эффективным и при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. С учащимися мы также проводим конкурсы презентаций, а на семинарских занятиях они представляют свои проекты в электронном виде. Все это сделать мне позволяет мультимедийный кабинет и комплект дисков по истории и обществознанию.
При оценке качества образования кроме традиционных методов (контрольные работы, зачеты, составление таблиц, схем ит.д.) используются тестовые работы по социально-значимым темам в рабочих тетрадях по новой истории в 7, 8 классах. По истории России в 6 классе детям выдается опорный лист, который они должны заполнить в течение изучение темы и сдать. Это позволяет к итоговому уроку выявить пробелы в знаниях по данной теме. В старших классах по обществознанию и истории проводятся семинары. Кроме того, ребята создают презентации и различные проекты (например, «Моя родословная», «Мой класс» 6 кл.), участвуют в заседании «круглых столов» и т.д. Т.к. увеличилось число детей, выбирающих для сдачи итоговой аттестации историю и обществознание в форме ЕГЭ, то в 10-11 класса ведется активная работа с тестами ЕГЭ, а с 5 класса по 9 дети работают с рабочими тетрадями по истории и обществознанию. Это позволяет уже с 5 класса готовится к ЕГЭ, т.к. задания в тетрадях разноуровневые, соответствующие заданиям типа А, В, С. Кроме этого мною разработаны:
- разноуровневые итоговые контрольные работы по истории для 5-11 классов;
- разноуровневые тематические тесты по истории для 5-11 классов.
Диагностическая методика разноуровнего обучения:
- гарантирует прохождение диагностики на базовом уровне, продвинутом и повышенном уровне;
- дает возможность пройти в другую группу усвоения учебного материала на более высоком уровне (благодаря тому, что справляется с заданиями базового уровня), т.е. предполагает положительную динамику качества усвоения учебного материала;
- повышает мотивацию учения, желание выполнять не только простые, но и более сложные задания;
- воспитывает интерес к предмету;
- способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
А также вырабатывается умение отличать простые, средние и сложные задания, формируется умение проектной деятельности в процессе усвоения исторического материала, умение подбирать, составлять задания заявленного уровня.
Кроме того, мною разрабатываются листы индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему мониторинга качества исторического образования. Именно над этой проблемой я работаю с 2012-2013 учебного года, активно включившись в инновационную работу школы «Создание системы внутреннего мониторинга качества образования»
Развитие интереса к предметам история и обществознание происходит и во внеурочной деятельности. Для этого проводятся тематические вечера, «Счастливый случай» по теме «Древняя Греция». В последние годы традиционными стали мероприятия, связанные с выборами. Проводятся они совместно с участковыми избирательными комиссиями и работниками СДК. Это и деловые игры, и уроки демократии, и тематические вечера. В этом направлении наблюдается положительная динамика включения школьников во внеурочную деятельность. Положительным результатом в этом направлении является 2 место, занятое моим учеником, Лукашовым Владимиром, в конкурсе дипломов «Впервые голосующему», 1 место в районном конкурсе сочинений, посвященных 20-летию Конституции (Арсентьева Валерия), свидетельство за участие в областной олимпиаде по направлению «Судебная и внесудебная защита прав потребителей» среди учащихся образовательных школ (Князь Ирина) и дипломы за участие в районном этапе областного конкурса «Знаток Конституции и избирательного права» (Табацкая Марина, Суханова Надежда), 3 место во II межрегиональной викторине по истории «Защитники Отечества» (Сасунова Екатерина)
Активно проводится работа с одаренными детьми. Кроме участия в олимпиадах они изучают дополнительную литературу, участвуют в мероприятиях, создают презентации, проводят исследования.
Одним из направлений моей внеурочной деятельности являются встречи с интересными людьми. Со старшеклассниками мы встречались с местными предпринимателями. На мероприятие «Дети войны» была приглашена Кучин А.И., которая в годы войны была ребенком, но хорошо помнит те страшные годы. Встреча с ней настолько тронула детей, что они написали статью в газету «Родник».
С 2008-2009 учебного года наша школа участвовала в эксперименте по апробации федерального государственного стандарта. С этого же года в рамках реализации инновационной площадки на базе ЦДО района по изучению основ православной культуры я вела кружок для детей начальных классов «Православные праздники и традиции как средство приобщения детей к духовному опыту». Дети, посещающими этот кружок, участвовали в районном празднике, посвященном Рождеству, что было отмечено в газетах «Родник» и «Деловой Миус», провели открытое мероприятие для учителей района по теме: «Пасха Христова», участвовали в районном фестивале детского художественного творчества «Мир красотою спасется», посвященному празднику Святой Пасхи, за что я была отмечена благодарственным письмом.
С 2010 года я работаю школьным уполномоченным по правам ребенка. За это время были проведены познавательные мероприятия для детей разных возрастов, выступала на родительских собраниях по вопросам прав и обязанностей родителей. А в 2012-2013 учебном году мною была разработана и апробирована программа для начальных классов «Детям о правах». Эта программа заняла первое место в районном конкурсе «Инновационные педагогические идеи - базовое условие модернизации системы образования»
Для диссеминации своего инновационного опыта я использую следующие формы: накопление, обобщение и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего создание банков инноваций, обобщение информационных и методических материалов на районных методических объединениях, а также районному и областному жюри конкурса «Учитель года». На школьном методическом объединении представляла свою воспитательную систему, делилась наработками в этой области.
На курсах «Интел» мною был разработано учебно-методическое пособие, которое стало победителем конкурса программы «Интел. Образование для будущего» и был опубликован в сборнике материалов УМП «Применение современных информационных технологий в образовании».
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма, своей индивидуальной моделью, «Я – концепция». Составляющие мою модель профессиональных компетенций блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Все эти блоки неразрывно связаны между собой и формируются в течение жизни. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребенку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью. И все это возможно на уроках истории. Ещё одна задача учителя помочь стать личностью. Для более успешной социализации своих воспитанников я, как классный руководитель, разработала и реализовала воспитательную систему класса « Ты - Человек, Гражданин. Личность».
Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека, имеющая активную гражданскую позицию, умеющая определиться и адаптироваться в современных условиях.
Задачи:- формирование представления о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле;
-формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;
-формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;
-развитие познавательной активности детей как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения;
-формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
-формирование активной гражданской позиции;
- формирование активной жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути;
-содействовать развитию творческих способностей;
-активизировать работу по привлечению родителей к образовательному процессу.
Модель личности выпускника
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
-сформированные представления о человеке и окружающем мире;
-овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
-четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
Выпускник – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека
Ожидаемые результаты:
1.Проявление человеческих и гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом. Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
2.Сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
3.Повысился уровень воспитанности учащихся.
4.Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
5.Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к появлению и восприятию новой информации и новых знаний.
6.Раскрытие собственной индивидуальности.
7.Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
8.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
9.Ощущение себя полноправным членом общества.
Результаты работы совпали с ожидаемыми.
Количество КТД, проводимых учащимися класса.
КТД, проводимые учащимися класса | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год |
На пользу школы | 30% | 50% | 60% |
Для младших | 36% | 40% | 50% |
Для себя | 34% | 84% | 90% |
Говоря о нравственной воспитанности, следует отметить, что уровень достаточной сформированности нравственной воспитанности, ориентации «на другого человека» увеличился, а уровень недостаточной сформированности нравственной воспитанности уменьшился
2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год | |
Достаточная нравственная воспитанность | 54,5% | 67% | 80% |
Недостаточная сформированность нравственной воспитанности | 45,5% | 33% | 20% |
Результаты развития классного коллектива:
- нет изолированных детей;
- повысилась активность классного самоуправления;
- все дети положительно оценивают отношения в коллективе;
4) все дети положительно оценивают отношения педагогов и учащихся.
Результатами своей работы как классного руководителя, считаю:
-проявление человеческих и гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
-сформированность классного коллектива, нет изолированных детей;
-повысился уровень воспитанности учащихся;
-повысилась мотивация на успешное освоение знаний, умений и навыков;
-раскрытие индивидуальности, проявление детей в новых для себя ролях (Ю. Бормотов стал петь, А. Ляшенко танцевать и т.д.);
-активную работу учащихся в классе;
-нет правонарушений;
- увеличилось число детей, занятых в кружках и секциях.
Кроме того, воспитанники моего класса неоднократно становились победителями в легкоатлетическом кроссе в школе и районе (девочки). В составе школьной команды девочки заняли 2 место по волейболу, а мальчики по футболу в районных соревнованиях, в составе команды ЮИД победили в зональном конкурсе «Живых газет», участвовали в областном конкурсе, призеры фестиваля «Гвоздики Отечества» в поселении, участники зонального конкурса. Вместе с учащимися моего класса активно участвуем в реализации социальных проектов, например, «Создадим музей своими руками», в акции «Школьному двору – чистоту и порядок». Для решения общественно-значимых проблем местного социума участвовали во встрече с Главой Куйбышевского района, учеными города Ростова по теме: «Коллективная мыследеятельность». Кроме того, моя ученица, Куценко Екатерина, победила на выборах и стала президентом детской организации «Республика Мальчишек и Девчонок» и избрана членом молодежного парламента Куйбышевского района.
Главным в работе с детьми считаю – привитие интереса к процессу обучения, мне важно, чтобы ребенок с желание шел в школу, радовался успехам своим и товарищей, чтобы желание учиться и узнавать новое вышло за стены и стало жизненной потребностью. Стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать.
Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии.
В 2009 году я прошла курсы повышения квалификации по теме «Деятельностный подход к модернизации системы управления качеством школьного исторического образования в условиях ЕГЭ». Полученные знания успешно применяю на уроках истории и обществознания и при подготовке к ЕГЭ. Кроме того, это помогло мне победить в районном конкурсе «Учитель года» и, как победителю районного конкурса – удачно проявить себя в областном конкурсе «Учитель Дона». Сейчас прохожу дистанционные курсы «ЕГЭ по истории и обществознанию».
Имею следующие награды: Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Диплом Отдела образования Администрации Куйбышевского района за победу в районном конкурсе «Учитель года-2009», Диплом Отдела образования Администрации Куйбышевского района за активное участие в районном фестивале «Мир моих увлечений», Диплом Отдела образования Администрации Куйбышевского района за 1 место в районном конкурсе «Инновационные педагогические идеи – базовое условие модернизации системы образования», Почетная грамота Отдела образования Администрации Куйбышевского района за многолетний плодотворный труд, устойчивые положительные результаты в образовательной деятельности, успехи в культурном и нравственном развитии учащихся, Диплом Межшкольной Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «Клуб Любителей Истории и Обществознания» I степени конкурса «Лучший урок (занятие) истории 1 полугодия 2012-2013 учебного года, Благодарственное письмо Межшкольной Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «Клуб Любителей Истории и Обществознания II межрегиональной викторины по истории «Защитники Отечества» «За подготовку призера», Благодарность Центра поддержки талантливой молодежи за организацию и проведение IIВсероссийских олимпиад, а также Дипломы 1 и 2 степени Кринично-Лугского сельского поселения, районного отдела культуры за участие в конкурсах патриотической песни «Гвоздики Отечества», конкурсах художественной самодеятельности поселения, района. Кроме того, я уже несколько лет подряд являлась членом жюри предметных олимпиад и различных конкурсов в районе, председателем трудового коллектива школы, на данный момент являюсь еще и председателем уличного комитета села.
Еще хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства учебно–методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени, при этом детей необходимо готовить и сдаче ГИА и ЕГЭ. В данный момент планирую свою дальнейшую педагогическую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ работы учителя истории
самоанализ работы за 2010-2011 год....
Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...
самоанализ учителя истории
самоанализ работы для аттестации...
Самоанализ учителя истории и обществознания
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению» В.Г.Белинский...
Самоанализ учителя истории
Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....
самоанализ учителя истории
самоанализ для аттестации...
Самоанализ учителя истории и обществознания
самоанализ...