Методобеспечение Вулканизм и биосфера
методическая разработка по теме

Шатилова Галина Борисовна

Раздел «Вулканизм и биосфера» развивает идеи вулканолога Мархинина Е.К. о роли вулканизма в формировании внешних оболочек Земли: «Вся геохимическая эволюция осадочной, водной и воздушной оболочек Земли, так же как возникновение и развитие жизни, есть преобразование с течением времени в основном вулканического материала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodobespechenie_vulkanizm_i_biosfera.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Станция юных техников г. Туапсе   

Методическое обеспечение

раздела «Вулканизм и биосфера» учебного плана  

дополнительной образовательной

программы «Юный геолог-эколог»

Объединение «Геолог-эколог»

ул. Ленинградская, 11

ПДО Шатилова Галина Борисовна

возраст детей 11-16 лет

        

г. Туапсе

2009 г.

        Раздел «Вулканизм и биосфера» развивает идеи вулканолога Мархинина Е.К. о роли вулканизма в формировании внешних оболочек Земли: «Вся геохимическая эволюция осадочной, водной и воздушной оболочек Земли, так же как возникновение и развитие жизни, есть преобразование с течением времени в основном вулканического материала».

            На изучение темы планируется 8 теоретических часов.

  1. Занятие (2часа) проводится по теме «Вулканы на Земле. Магма». Форма занятий — беседа.

        После того как планеты образовались, в их дальнейшей эволюции огромную роль играли вулканы. В течении миллиардов лет расплавленная магма извергалась на поверхность. Оболочка Земли и других планет формировалась за счет продуктов вулканических извержений.

        В настоящее время на Земле около 800 действующих вулканов. Они извергают 3-6 миллиардов тонн вещества в год (пепел, шлаки, бомбы).

        Магму- силикатный каменный расплав можно назвать «живым камнем». После этого лава, охладев, превращается в обыкновенный камень. Обычно это базальт и андезит.

  1. Занятие (2часа) – по теме «Газ». Форма занятия — беседа  во время экскурсии в музей «Вулканизм и биосфера».

        Многие геологи изучают камни,  а  некоторые – газ. Не изучив его невозможно понять, как на Земле возникла гидросфера, атмосфера, жизнь, нефть и руды металлов. Все они  производные «души» камня. Состав его–водяной пар (90%) водород, метан  и  другие  углеводороды,  окись  и двуокись углерода, аммиаку, хлористый водород, сернистые соединения, фтористый водород, кислоты, хлориды, фториды, фосфор- ные соединения.

  1. Занятие (2часа) по теме – «Земная кора». Занятие проводится в музее «Вулканизм и

      биосфера».

         Исходным материалом для образования земной коры послужили, в основном, продукты вулканических взрывов. При вулканических извержениях из магмы выделяется 3% воды. Подсчитано, что масса воды в Мировом океане 14,4х10 в 113 степени -97% всей воды в гидросфере (т. е. половина её создана вулканическими извержениями).

  1. Занятие (2часа) проводятся по теме «Гидросфера и атмосфера». Занятие проводится в форме беседы.

Первичная  атмосфера  Земли  состояла  из  магматических газов, она сильно изменилась в течении геологической истории. Вода сформировала гидросферу. Углеводороды образова- ли месторождения нефти и газа; различные металлы в растворах образовали рудные месторождения.

           В конце 4-го занятия проводится подведение итогов изучения раздела «Вулканизм и биосфера» и усвоенные знания воспитанников проверяются по вопросам:

        1. Назовите оболочки Земли.

     

        2. Какие виды вулканов Вы знаете?

     

        3. Самое сильное, на Ваш взгляд, извержение вулкана. Где? Когда?

     

        4. Как сделать модель вулкана?

        5. Какой самый большой вулкан в Солнечной системе?

        6. Где возникают вулканы?

        7. Есть ли вулканы на Кавказе?

        8. Какие Вы знаете продукты жизнедеятельности вулканов?

    Дидактический материал по теме представлен экспонатами музея «Вулканизм и биосфера» в объёме 190 экспонатов, в том числе:

   -  фотографии и картины вулканов – 57 шт.

   -  продукты деятельности вулканов (коллекция Мархинина Е.К.) – 24 шт.

   -  монографии и учебная литература – 32шт.

      магматические породы Туапсинского района (коллекция СЮТ) – 19 шт.

   -  осадочные породы Туапсинского района – 11 шт.

   -  окаменелости – 24 шт.

   -  минералы 23 шт.

                                     

Педагог дополнительного образования

Г.Б. Шатилова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

Методобеспечение Как образуются месторождения полезных ископаемых

Методическое обеспечение раздела учебного плана «Как образуются месторождения полезных ископаемых» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»...

Методобеспечение Методы изучения глубинного строения Земли

Методическое обеспечение раздела учебного плана «Методы изучения глубинного строения Земли» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»...

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....

Роль вулканизма в формировании биосферы

Вопрос о происхождении биосферы Земли имеет огромное естественно-научное значение. Однако, наша практическая сфера деятельности не научная, а образовательная. В программе же общеобразовательной школы ...