Методобеспечение Вулканизм и биосфера
методическая разработка по теме
Раздел «Вулканизм и биосфера» развивает идеи вулканолога Мархинина Е.К. о роли вулканизма в формировании внешних оболочек Земли: «Вся геохимическая эволюция осадочной, водной и воздушной оболочек Земли, так же как возникновение и развитие жизни, есть преобразование с течением времени в основном вулканического материала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodobespechenie_vulkanizm_i_biosfera.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Туапсе
Методическое обеспечение
раздела «Вулканизм и биосфера» учебного плана
дополнительной образовательной
программы «Юный геолог-эколог»
Объединение «Геолог-эколог» ул. Ленинградская, 11 ПДО Шатилова Галина Борисовна возраст детей 11-16 лет |
г. Туапсе
2009 г.
Раздел «Вулканизм и биосфера» развивает идеи вулканолога Мархинина Е.К. о роли вулканизма в формировании внешних оболочек Земли: «Вся геохимическая эволюция осадочной, водной и воздушной оболочек Земли, так же как возникновение и развитие жизни, есть преобразование с течением времени в основном вулканического материала».
На изучение темы планируется 8 теоретических часов.
- Занятие (2часа) проводится по теме «Вулканы на Земле. Магма». Форма занятий — беседа.
После того как планеты образовались, в их дальнейшей эволюции огромную роль играли вулканы. В течении миллиардов лет расплавленная магма извергалась на поверхность. Оболочка Земли и других планет формировалась за счет продуктов вулканических извержений.
В настоящее время на Земле около 800 действующих вулканов. Они извергают 3-6 миллиардов тонн вещества в год (пепел, шлаки, бомбы).
Магму- силикатный каменный расплав можно назвать «живым камнем». После этого лава, охладев, превращается в обыкновенный камень. Обычно это базальт и андезит.
- Занятие (2часа) – по теме «Газ». Форма занятия — беседа во время экскурсии в музей «Вулканизм и биосфера».
Многие геологи изучают камни, а некоторые – газ. Не изучив его невозможно понять, как на Земле возникла гидросфера, атмосфера, жизнь, нефть и руды металлов. Все они производные «души» камня. Состав его–водяной пар (90%) водород, метан и другие углеводороды, окись и двуокись углерода, аммиаку, хлористый водород, сернистые соединения, фтористый водород, кислоты, хлориды, фториды, фосфор- ные соединения.
- Занятие (2часа) по теме – «Земная кора». Занятие проводится в музее «Вулканизм и
биосфера».
Исходным материалом для образования земной коры послужили, в основном, продукты вулканических взрывов. При вулканических извержениях из магмы выделяется 3% воды. Подсчитано, что масса воды в Мировом океане 14,4х10 в 113 степени -97% всей воды в гидросфере (т. е. половина её создана вулканическими извержениями).
- Занятие (2часа) проводятся по теме «Гидросфера и атмосфера». Занятие проводится в форме беседы.
Первичная атмосфера Земли состояла из магматических газов, она сильно изменилась в течении геологической истории. Вода сформировала гидросферу. Углеводороды образова- ли месторождения нефти и газа; различные металлы в растворах образовали рудные месторождения.
В конце 4-го занятия проводится подведение итогов изучения раздела «Вулканизм и биосфера» и усвоенные знания воспитанников проверяются по вопросам:
1. Назовите оболочки Земли.
2. Какие виды вулканов Вы знаете?
3. Самое сильное, на Ваш взгляд, извержение вулкана. Где? Когда?
4. Как сделать модель вулкана?
5. Какой самый большой вулкан в Солнечной системе?
6. Где возникают вулканы?
7. Есть ли вулканы на Кавказе?
8. Какие Вы знаете продукты жизнедеятельности вулканов?
Дидактический материал по теме представлен экспонатами музея «Вулканизм и биосфера» в объёме 190 экспонатов, в том числе:
- фотографии и картины вулканов – 57 шт.
- продукты деятельности вулканов (коллекция Мархинина Е.К.) – 24 шт.
- монографии и учебная литература – 32шт.
магматические породы Туапсинского района (коллекция СЮТ) – 19 шт.
- осадочные породы Туапсинского района – 11 шт.
- окаменелости – 24 шт.
- минералы 23 шт.
Педагог дополнительного образования | Г.Б. Шатилова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс
Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...
Методобеспечение Как образуются месторождения полезных ископаемых
Методическое обеспечение раздела учебного плана «Как образуются месторождения полезных ископаемых» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»...
Методобеспечение Методы изучения глубинного строения Земли
Методическое обеспечение раздела учебного плана «Методы изучения глубинного строения Земли» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»...
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе
География, 6 класс, раздел "Биосфера"...
Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....
Роль вулканизма в формировании биосферы
Вопрос о происхождении биосферы Земли имеет огромное естественно-научное значение. Однако, наша практическая сфера деятельности не научная, а образовательная. В программе же общеобразовательной школы ...