Методобеспечение Методы изучения глубинного строения Земли
методическая разработка по теме
Методическое обеспечение раздела учебного плана «Методы изучения глубинного строения Земли» дополнительной образовательной программы «Юный геолог-эколог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodobespechenie_metody_izucheniya_glubinnogo_stroeniya_zemli.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Туапсе
Методическое обеспечение раздела учебного плана
«Методы изучения глубинного строения Земли»
дополнительной образовательной
программы «Юный геолог-эколог»
Объединение «Геолог-эколог» ул. Ленинградская, 11 ПДО Шатилова Галина Борисовна возраст детей 11-16 лет |
г. Туапсе
2009 г.
На изучение раздела «Методы изучения глубинного строения Земли» планируется 33часа, из них 15 – теоретических, 12 – практических 6 выездных.
В разделе программы приводятся сведения о основных методах изучения глубинного строения Земли: бурении и геофизики.
1 занятие – 3 часа.
Беседа о способах бурения, видах буровых установок и задачах, решаемых бурением.
Окончательно убедиться в том, что в данном месте где-то на глубине есть полезное ископаемое, можно лишь проникнув в недра и добыв оттуда образец горной породы – керн.
Разведчики недр пробуривают толщи горных пород с помощью специальной техники В результате образуется круглое отверстие – буровая скважина диаметром от 16 мм. до 1 м (редко – до 8 м.). Это ударное, шнековое, бурение с промывкой и т.д.
Скважины имеют различное назначение: это добыча нефти, газа, воды, рассолов, исследование грунтов под строительство и т.д.
Древние скважины пробурены египтянами в 3-ем веке до новой эры (до 0,5м.).
В 6-ом веке до н.э. китайцы смогли при помощи бамбукового бурового инструмента ударным способом пробурить скважины глубиною до 500 м.
Самые первые скважины в России появились на Северной Двине и на Каме, связанные с солевым промыслом.
2 занятие – 6 часов.
Проводится экскурсия к буровым станкам, которые бурят в районе г.Туапсе.
3 занятие – 3 часа.
Дается понятие о геофизических методах, преимуществе методов при решении геологических задач, основы методов. Сейчас трудно представить, когда геологи искали месторождения без помощи геофизиков. Разведочная геофизика – инструмент, позволяющий исследовать геологическое строение тех участков Земли, которые нельзя увидеть или изучить путём взятия проб.
Одним из важных методов геофизических исследований – является «Сейсморазведка». Применяется она с целью изучения строения земной коры и поиска полезных ископаемых. В методе используются искусственные источники возбуждения упругих колебаний – взрывы, вибросейс.
4 занятие – 3 часа.
«Гравиразведка». Беседа о поле силы тяжести Земли – основе метода. По измерениям ускорения силы тяжести можно судить о породах, которые находятся под ногами. Наиболее широко применяется при поисках нефти и газа, рудных месторождений.
5 занятие –– 3 часа.
«Магниторазведка». Метод основан на изучении магнитного поля Земли и магнитных свойств горных пород. Применяется при поисках полезных руд, цветных металлов, благородных металлов, месторождений алмазов.
6 занятие –– 3 часа.
«Электроразведка». Основана на изучении как естественных, так и искусственных электромагнитных полей.
Практические занятия (12 час.) проводятся по изучению следующих дидактических материалов: геологических, гидрогеологических карт района, карты сейсморайонирования, геологических и сейсмических разрезов, результатов ВЭЗ (вертикального электрического зондирования).
Проверка полученных знаний осуществляется посредством опроса по вопросам, разработанным педагогом:
- Какие виды бурения Вы знаете?
- Какой глубины пробурена самая глубокая скважина и где?
- Как изменяется продольные и поперечные волны на границе земная кора-мантия7 Как называется эта граница?
- Какие магнитные породы Вы знаете?
- Как геофизики определили, что верхняя часть ядра жидкая?
- Какой аномалией – положительной или отрицательной характеризуются нефть и газ?
Педагог дополнительного образования | Г.Б. Шатилова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО
Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО...
ИЗУЧЕНИЕ ГЛУБИН МИРОВОГО ОКЕАНА
УРОК РАЗРАБОТАН СОГЛАСНО ФГООС 3 ПОКОЛЕНИЯ, С ЭЛЕМЕНТАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ....