Профессиональная компетентность учителя в условиях перехода на ФГОС
статья по теме

Дорофеева Ирина Юрьевна

 

Сегодня Российская школа переживает серьезные преобразования. На смену традиционным умениям и навыкам пришли государственные стандарты нового поколения. В 2011 – 2012 учебном году к обучению по новым ФГОС второго  поколения перешли первые классы,  а  с 1 сентября 2012 года с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры.

Задача учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, доведя до её сознания систему взглядов, идейности к активной деятельности и непрерывному образованию. В настоящее время школе нужен учитель с установкой на развитие личности ученика, способного осуществлять творческие процессы, стремящегося к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Значит, главными качествами педагога являются компетентность, развитое методическое мышление, профессиональное самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baryshnikova_s.p._dorofeeva_i.yu_._-_statya.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Барышникова С.П., Дорофеева И.Ю.

Профессиональная компетентность учителя  в условиях перехода на ФГОС

От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.

Сегодня Российская школа переживает серьезные преобразования. На смену традиционным умениям и навыкам пришли государственные стандарты нового поколения. В 2011 – 2012 учебном году к обучению по новым ФГОС второго  поколения перешли первые классы,  а  с 1 сентября 2012 года с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры.

Так мы учили:

1. Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил – пересказал».

2. Учитель объявляет новую тему.

3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).

4. Учитель проверяет, как поняли («повтори!»).

5. «Успешный ученик тот,  кто читает весь учебник и выполняет все задания  «от корки до корки».

6. В учебнике всегда есть один правильный ответ!

7. В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения.

8. «Если не успел что-то сделать на уроке, то дома с родителями разберешься».

Так будем учить:

1. Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.

2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.

3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).

4. Ученики делают вывод по теме.

5. Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.

6. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст.

7. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.

8. Домашнее задание – это способ развития самостоятельности.[1].

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, доведя до её сознания систему взглядов, идейности к активной деятельности и непрерывному образованию. В настоящее время школе нужен учитель с установкой на развитие личности ученика, способного осуществлять творческие процессы, стремящегося к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Значит, главными качествами педагога являются компетентность, развитое методическое мышление, профессиональное самообразование.

С февраля 2013 года начато широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к квалификации педагога и  к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей при переходе к новым стандартам второго поколения. Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога ожидается к сентябрю 2014 года и должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогов в высшей школе и в центрах повышения квалификации.[2].

Как организовать деятельность учителя, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Как нам, учителям, изменить свое сознание, чтобы учить детей по новым образовательным стандартам? Эти вопросы сегодня задают многие учителя Российских школ.

Итак, к механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующее:

  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет);
  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
  • самообразование;
  • активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;
  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Результатом  повышения квалификации служит  профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • принятие идеологии ФГОС общего образования;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Как мы уже упоминали, процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий.  Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • регулярное использование информации из Интернета;
  • посещение семинаров, мастер-классов, конференций, открытых уроков;
  • систематическое повышение квалификации (в том числе дистанционные курсы);
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.[3].

Не все педагоги подготовлены к внедрению стандартов и обучению учащихся по стандартам второго поколения. По нашему мнению, в каждом ОУ   должна быть разработана программа методического сопровождения учителей при переходе на ФГОС.

Большое значение имеет и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, которые дадут качественные образовательные результаты.

Литература:

  1. http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=204&ELEMENT_ID=1590
  2. http://минобрнауки.рф/документы/3071.
  3. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-kak-faktor-povysheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Совершенствование профессиональной компетенции учителя в условиях перехода на ФГОС

В статье раскрываются пути совершенствования профессиональной компетенции учителя в условиях перехода на ФГОС...

Профессиональная компетентность учителя в процессе внедрения ФГОС основного общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Осуществлена процедура внутреннего самоаудита деятельности ОУ:- анализ состояния образовательных ресурсов и условий с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса;-анализ образоват...

Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.  И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...