Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка
статья по английскому языку

Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей через сюжетно-ролевую игру на уроках английского языка

В настоящее время главным социальным заказом общества является воспитание, развитие и образование личности. Развитие личности как общественно-социального существа особенно активно начинает осуществляться в среднем школьном возрасте. И именно в тот период особенно важным является процесс социализации ребенка.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование его психических функций , присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны. Социальны опыт – то всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

Существует два главных способа овладения социальным опытом. Первый способ- присвоение социального опыта через окружающий мир. В том случае ребенок включается в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Второй способ – присвоение опыта через целенаправленный процесс : воспитание, просвещение, обучение. Сочетание обоих способов дает возможность ребенку быстро набирать опыт для своего развития.

В качестве одного из механизмов социализации в социальной психологии рассматривается роль. Игра роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности , которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга ,наблюдая ролевое поведение окружающих. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках английского языка посредством включения ребят в ролевые игры и ситуации.

В процессе ролевой игры ученик преодолевает свою скованность и тревожность Использование различных ролевых игра на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развить память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к английскому языку как таковому А, самое главное, ролевые игры могут помочь ребенку как можно быстрее присвоить социальный опыт, который необходим для развития и становления полноценной личности, поскольку в процессе ролевой игры задействуются оба способа получения опыта- включение ребенка в конкретную ситуацию окружающего мира и присвоение опыта через целенаправленный процесс обучения.

При подготовке к ролевой игре необходимо учитывать следующее:

1.Наличие общей цели у всего коллектива  (Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера).

2.Необходимо сформировать у ученика нужные социальные умения общения и ознакомить их с диалогической речью на английском языке ( Словарный запас, речевые обороты).

3.Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.

4.Участники ролевой игры должны учитывать наличие разных ролевых целей (если кассир продает билет и дает определенную информацию покупателю, то покупатель не только покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д).

5.Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создание доброжелательной атмосферы.

Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой ролевой игры.

Социальные (врач, продавец),межличностные ( друзья, одноклассники), психологические ( нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют ученики, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы.

Учитывая важность игры, особенности использования игры на уроках английского языка я ввожу ролевые игры при изучении темы «Животные». Ученикам предлагается представить себя участниками пресс-конференции представителей различных обществ. Например, Гринпис, Фронт освобождения животных, директоров крупных зоопарков мира.

Раздаточный материал : слайды с животными, бейджики с названиями организаций, реклама конференции, компьютер для показа слайдов

В процессе игры отрабатывается и закрепляется пройденный материал:

Отработка сослагательного наклонения грамматики:

Оборот If I were you….I would (если бы я был, я бы)

Лексика : to feed animals well, to buy new animals, to repair animals’ cages, to create a mild animal’s park, to move the zoo to the country, to close zoo

Использование разговорных выражений, характерны для диалогической речи при ответах : I think so, sure, I believe that’s true, I guess that’s right, I don’t think so, I’m afraid not, It’s not that simple, no way

В процессе идет обсуждение следующих проблем:

Why do people keep animals in zoos and parks?

Where do animals have a better place to live and why?

What do you think is better for animals:

  • To live in zoos? – to live in wild animals park? – to live in the wild?

Ролевые игры позволяют моделировать другие виды деятельности , знакомят детей с поведенческими штампами, приучают и к выполнению конкретной личностно-социальной роли. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков, которые необходимы им в повседневной жизни. Другими словами, процесс социализации личности ребенка будет происходить эффективнее ,если на уроках английского языка он будет вовлечен в ролевые игры и конкретные ситуации общения. Потому важнейшим и первым этапом работы станет совершенствование умений диалогической речи. В том помогают различные упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микродиалоги на заданную тему из нескольких реплик, проигрывание диалога в парах и т.д. Целесообразным представляется использование ролевых игр не на каждом уроке, а на обобщающих, либо заключительных уроках по теме. Следующим шагом будет создание условий, необходимых для того, чтобы вовлечь детей в ролевую игру. К таким условиям относятся различные аудиозаписи шумов окружающего мира ( поезда, машины, стук в дверь), различные визуальные подкрепления разыгрываемой ситуации  ( вывески, таблички, надписи, рисунки), наличие специальных шаблонов диалогов по ситуациям. И, наконец, заключительным этапом должен быть анализ результатов того, чего смогли достигнуть дети в процессе обучения.

Обобщая выше сказанное, мы можем сделать выводы о том, что:

1.Ролевая игра – ситуативно- управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умений говорения.

2.Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Являясь моделью межличностного общения, игра вызывает потребность общения на иностранном языке, обеспечивая социализацию школьника. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке.

3.Важнейшим элементом игры является ситуация как воображаемый момент реальной деятельности, в которой реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка

Материал содержит методические рекомендации для проведения различных игр на уроках АЯ в школе....

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

«Реализация ФГОС через использование интерактивной игры на уроках английского языка»

СТАТЬЯ         «Реализация ФГОС через использование интерактивной игры на уроках английского языка»  List of contents  1.   Vocabu...

Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка

Что такое игра и почему ребёнок тянется к ней? Откуда у ребёнка столько энергии? Почему он не может израсходовать её в одной игре, а с удовольствием начинает всё новые и новые игры? Зачем ему такое ра...

Игры на уроках английского языка в начальной школе для детей с ЗПР

Игры на уроках английского языка в начальной школе для детей с ЗПР...