использование дыхательной гимнастики по Стрельниковой во время занятий хоровым пением
учебно-методический материал по музыке на тему

Шульгина Любовь Евгеньевна

Использование дыхательных гимнастик, во время занятий хоровым пением всегда положительно влияло на детей. Это и смена деятельности, и здоровьесберегающая технология (можно исподльзовать как физминутку) и, конечноже, правильное дыхание. Я рекомендую использовать эти упражнения на всех уроках без исключения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dyh._gimnastika.doc94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой во время занятий хоровым пением.

Цель: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат во время занятий хоровым пением.

Задачи:

  1. восстановить дыхание во время занятий хоровым пением;
  2. обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на уроке;
  3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Проект направлен на сохранение здоровья и восстановление дыхания во время занятий хоровым пением.

Возраст детей: 7 – 8 лет (1 класс школы).

Форма проекта  – групповые занятия хоровым пением.

Проект рассчитан на 1 год:

I четверть – 9 занятий.

II четверть – 7 занятий.

III четверть – 11 занятий.

IV четверть –  7 занятий.                                              Всего 34 занятия.

Ожидаемый результат:

После применения дыхательных упражнений на практике, у детей при хоровом исполнении вырабатывается условный рефлекс: работать во время звучания голоса, независимо от того, продолжает человек двигаться или нет.

Занятия хоровым пением по своей сути предполагает активную дыхательную деятельность. Одна из основных задач: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми используют логоритмику, ритмотерапию и дыхательные гимнастики.

         Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Дыхательная гимнастика – восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

А именно:

  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает  нервно- психическое состояние.

Исходя из опыта работы в школе, дети с большим удовольствием выполняют музыкально-ритмические движения, и с интересом знакомятся с дыхательными упражнениями. На своих занятиях я использую дыхательную гимнастику, разработанную педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой – это несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений при сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клетке. Простейшая техника самопомощи была создана матерью и дочерью Стрельниковыми – Александрой Северовной и Александрой Николаевной. Занимаясь восстановлением голоса, они выявили общеукрепляющий эффект движений-вдохов. Изюминкой их гимнастики является выполнение резкого, как укол, вдоха в конце движения, сжимающего или не позволяющего расширяться грудной клетке.

Метод Стрельниковой нашёл широкое применение, прежде всего при постановке и восстановлении голоса. Через эту «школу» прошли и многие знаменитые артисты и певцы.

Упражнения для певцов ведутся под музыку. Благодаря музыке для мускулатуры  диафрагмы, живота, бёдер, ног вырабатывается условный рефлекс: работать во время звучания голоса, независимо от того, продолжает человек двигаться или нет.

Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников.

Педагогам в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по-стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал.

Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным. При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой.

Упражнения выполняются: количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” – 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.

План на I четверть:

Название темы, задача.

Время

1.

«Дыхательная гимнастика»

- познакомить с дыхательной гимнастикой;

- показать комплекс упражнений.

5 минут

2.

«Ладошки»

- познакомить с разминочным упражнением «Ладошки», разучить его.

3 минут

3.

«Погончики»

- познакомить с упражнением «Погончики», разучить его.

3 минут

4.

«Насос»

- познакомить с упражнением «Насос», разучить его.

3 минут

5.

«Выполнение комплекса упражнений: Ладошки, Погончики, Насос»

- использовать ранее изученные упражнения в комплексе.

5 минут

6.

«Кошка»

- познакомить с упражнением «Кошка», разучить его.

3 минут

7.

«Обними плечи»

- познакомить с упражнением «Обними плечи», разучить его.

3 минут

8.

«Большой маятник»

- познакомить с упражнением «Большой маятник».

3 минут

9.

«Выполнение комплекса упражнений: Ладошки, Погончики, Насос, Кошка, Обними плечи, Большой маятник»

- использовать ранее изученные упражнения в комплексе.

5 минут

План на II четверть:

Название темы, задача.

Время

1.

«Повороты головы»

- познакомить с разминочным упражнением «Повороты головы», разучить его.

3 минут

2.

«Китайский болванчик»

- познакомить с упражнением «Китайский болванчик», разучить его.

3 минут

3.

«Маятник»

- познакомить с упражнением «Маятник», разучить его.

3 минут

4.

«Выполнение комплекса упражнений: «Повороты головы, Китайский болванчик, Маятник»

- использовать ранее изученные упражнения в комплексе.

5 минут

5.

«Перекаты»

- познакомить с упражнением «Перекаты», разучить его.

3 минут

6.

«Шаги: задний и передний шаг»

- познакомить с упражнением «Шаги», разучить его.

3 минут

7.

«Выполнение комплекса упражнений: Повороты головы, Китайский болванчик, Маятник, Перекаты, Шаги»

- использовать ранее изученные упражнения в комплексе.

5 минут

План на III четверть:

Название темы, задача.

Время

1.

«Дыхательная гимнастика»

- провести беседу о дыхательной гимнастике;

- вспомнить ранее изученные упражнения.

5 минут

2.

«Основной комплекс упражнений»

- использовать гимнастику во время занятий хоровым пением;

- использовать музыкально-ритмические движения при исполнении произведения;

- проанализировать дыхание, дикцию и интонирование детей.

7 минут

3.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

4.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

5.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

6.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

7.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

8.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

9.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

10.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

11.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

План на IV четверть:

Название темы, задача.

Время

1.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

2.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

3.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

4.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

5.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

6.

«Основной комплекс упражнений»

- выполнить 5 – 6 упражнений перед хоровым пением.

5 минут

7.

«Основной комплекс упражнений»

- использовать гимнастику во время занятий хоровым пением;

- использовать музыкально-ритмические движения при исполнении произведения;

- проанализировать дыхание, дикцию и интонирование.

7 минут

Основной комплекс дыхательных упражнений

(По методике А. Н Стрельниковой)

Примечание:

Во время применения гимнастики на практике все упражнения лучше исполнять под музыку, для улучшения ожидаемого результата.

1. Упражнение “Ладошки” (разминочное )

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

2. Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

3. Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух  абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

4. Упражнение “Кошка”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. С одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.

Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются. Приседание лёгкое.

5. Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

6. Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.

7. Упражнение “Повороты головы” 

Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

8. Упражнение “Китайский болванчик”

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох.

Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

9. Упражнение “Маятник” головой.

Исходное положение: встаньте прямо. Наклоните голову вперёд и сделайте короткий шумный вдох носом. Затем наклоните голову назад и тоже вдох.

10. Упражнение “Перекаты” 

Исходное положение: правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться.

11. Упражнение “Шаги” передний шаг (рок-н-ролл).

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох.

12. Упражнение “Шаги” задний шаг.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.

(Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться).

Актуальность проекта: Данную гимнастику можно использовать на всех уроках без исключения, так как она положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани и повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает  нервно- психическое состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Материал содержит специальные дыхательные упражнения для преодоления у детей таких речевых дефектов как заикание, ринолалия, дислалия, дизартрия....

Консультации для родителей "Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой".

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников....

Методические рекомендачии по дыхательной гимнастике ( метод Стрельниковой)

Применение дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой на уроках физкультуры....

дыхательная гимнастика по Стрельниковой

комплекс дыхательных упражнений...

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. «Погонщики»

Цель: разучить новый комплекс упражнений «Погонщики»; формировать знания и умения о влиянии эмоций и настроения на состояние здоровья человека; развивать силу, ...

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Автор этой уникальной оздоровительной методики –Александра Северовна Стрельникова, педагог-фониатор.Являясь певицей, Стрельникова знала, какое значение имеет правильное дыхание при пении.Сначала...