Выступление на заседании МО школы: «Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»
статья
В теме раскрываю приемы и методы социализации старшеклассников через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность. Каждый навык, приобретенный детьми в школе будет востребован на каком- то этапе жизни. Чем больше приобретенных навыков - тем успешнее человек. Это и есть процесс социализации. Для воспитанников коррекционной школы это не только очень важно, а просто жизненно необходимо для дальнейшей интеграции в общество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат №12»
Тема:
«Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»
(Выступление
на заседании методического совета школы
23.12. 2018г.)
Воспитатель 10-б класса:
Магомедова Л.Н.
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.
Тема, которую сегодня обсуждаем на заседании методического совета – «Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную трудовую деятельность» - очень важна.
Мы должны подготовить детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, сформировать у них уверенность в своих силах.
Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет. По данным социального паспорта видно, что существует проблема подготовки детей с ОВЗ к адаптации и интеграции в современное общество, так как более 20% воспитанников воспитываются в неблагополучных семьях, 80% находятся за чертой бедности, поэтому дети, обучающиеся в школе должны быть социально адаптированы к условиям современной жизни. Социализация - это и есть процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе,
Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные
нормы и правила отношений между людьми. (Яворский Коля)
Одно из основных направлений социализации – это практико-ориентированное трудовое воспитание , которое реализуется через различные мероприятия. Это очень важный участок работы в воспитательской среде.
Социализация детей проходит и через реализацию социальных проектов.
Работа ведется в соответствии с календарным планированием.
1.В рамках практико-ориентированной социальной деятельности в воспитательной среде мы формируем у учащихся знания о
социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах.
Проект: «Сквернословие – враг души» продолжил работу по закреплению привычки , разговаривать, не включая в свою речь нецензурные и вульгарные речевые обороты. Конечно, невозможно от учить от употребления бранных слов мгновенно, но постепенно дети запомнят правило поведения в обществе : Не все мысли надо озвучивать!».
2.В рамках практико-ориентированной социальной деятельности создаем условия для обеспечения безопасного и бесконфликтного существования детей в школе-интернате, а затем и в обществе. Задействую все возможности работы в этом направлении: индивидуальную, плановую воспитательную, ситуативно – аналитическую. Стараюсь, чтобы дети усвоили формулу – «Лучше до конфликта не доводить, чем его потом гасить!» В проекте «Эмоции и здоровье человека» 11 декабря 2018 года мы рассмотрели эту тему всесторонне: вывод был сделан правильный – «Жить нужно на позитивных эмоциях». Очень трудно дается этот раздел практики – все девочки очень эмоциональные.
3.Одно из основных направлений адаптации – это практико-ориентированное трудовое воспитание , которое реализуется через различные мероприятия. Это очень важный участок работы в воспитательской среде.
Социализация детей через практико –ориентированную трудовую
деятельность подразумевает организацию воспитательной работы, в процессе которой можно конкретно спросить : «Что я полезного для жизни узнал? Чему полезному и практическому научился?»
Практико- ориентированная деятельность у нас это - процесс
непрерывный. Дети под нашим руководством занимаются самообслуживающим трудом, и понимая наши требования стараются сделать чистой спальню, кабинет, кладовку. Лида И. (11-в кл.)
отремонтировала подоконник в спальне №4. Так ведь это замечательно!
И подоконник теперь не крошится.
При смене белья мальчики стараются помочь отнести белье в прачечную и девочкам своей спальни и младшим классам: Паша К.,, Данил Д., Артур К. Получают социальные навыки под руководством кладовщика школы – Паша К. и Данил Д. Разгрузить машину, рассортировать овощи по ящикам, даже взвесить овощи на больших весах – это уже большой плюс, все в жизни пригодится , каждый навык будет востребован.
4. Через практико-ориентированную трудовую деятельность – приходит осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
5.В процессе социализации детей очень важно создавать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни.
Дети моего класса полюбили занятие – плетение из бумажной лозы. Это очень трудоемкое занятие, но увлекательное и практически значимое: ведь каждое изделие можно применить в повседневной жизни, в хозяйстве, в оформлении интерьера, в качестве подарка, тем более , что сейчас это очень модное и стильное направление.
Изготовление бумажной лозы дает практический навык работы с разными видами бумаги, с разными видами клея – ПВА, секундный Контакт,
клей для обоев и другие. Кроме этого , в оформлении готовых изделий мы используем вид деятельности – декупаж. И мы уже освоили два вида декупажа : горячий – когда картинка приклеивается на крышку или
донышко изделия с помощью утюга и пищевой пленки, и холодный - приклеиваем один слой салфетки клеем ПВА.
Детям нравится этот вид рукоделия. Задействованы все: Артур, который не хочет плести –вырезает очень точно рамки для фотографий из картона, а другие дети по этим трафаретам плетут аккуратные рамки.
Даже Люба , у которой на первом месте её собака, уже накрутила трубочек для плетения рамки.
Делает успехи и Данил, (хлебница) и Вова Бочаров – он сделал маме
подарок - Новогоднюю рамку.
Очень удивили наши девочки Курганскую школу: они отвезли и подарили своим бывшим учителям и воспитателям 15 тематических плетеных панно , 22 карандашницы, несколько плетеных круглых ваз. Педагоги были рады , что девочки занимаются этим полезным и красивым видом рукоделия.
Дети учатся помогать друг другу, работая в парах и группах, учатся организовывать и затем убирать своё рабочее место.
Я считаю, что данная практико-организованная трудовая деятельность пойдет на пользу, будет применима в жизни и не раз востребована.
Вот наши награды за участие во всероссийских конкурсах:
Шемякина Настя: 2 место - «Плетеное ведро»
Иванова Лида : 1 место – «Карандашницы»
Пиманова Таня : 1 место – «Плетеные рамки для фотографий»
Иванова Лида : 1 место – «Моя новогодняя елка»
Девин Данил : 1 место – «Хлебница. Декупаж»
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико –ориентированную деятельность предполагает
определенный уровень их трудовой адаптации к жизни, и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Работа, систематически проводимая в этом направлении, способствует совершенствованию содержания воспитания, создаёт всесторонние условия для развития и самореализации воспитанников и несомненно принесет положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование социальной компетенции через практико-ориентированные уроки
Министр внутренних дМинистр внутренних дел, противник разрушения крестьянской общины, автор высказывания: «Я сижу на пороховой бочке и сгорю вместе с ней». Убит в 1904г эсером Созоновымел, противник р...
Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)
В Горковской специальной (коррекционной) школе – интернате обучаются 80% воспитанников из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...
Выступление на ММО учителей математики. Разработка и использование практико-ориентированных заданий "Математика вокруг нас"
Данный материал представляет собой описание методического опыта учителя математики в новых условиях....
Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную деятельность.
Данна презентация рассказывает об основных направлениях работы по социализации детей с ОВЗ....
Выступление на заседании МО школы «Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения»
Привлечение родителей к участию в жизни школы, где обучается ребенок , всегда было делом непростым. В данном выступлении я рассказываю об активизации роли родителей в учебно-воспитатель...
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии через практико-ориентированные задания.
Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов к...
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания....