Работа с неуспевающими на уроке.
статья по теме
Мы работаем в обычной общеобразовательной школе и вместе со своими коллегами обеспечиваем всем детям, пришедшим в школу, равный доступ и равные возможности в получении образования, как того требует Федеральное законодательство.
Проблема неуспеваемости – острейшая проблема современной школы, обусловленная целым рядом факторов. Неуспеваемость охватывает образование, воспитание и развитие ученика, образуя сложное целое. Отдельные элементы отставания, возникающие в процессе обучения, можно назвать отставанием.
Чтобы дети учились хорошо, надо их увлечь и научить их учиться. В этом нам помогает и педагогический опыт, и детская любознательность, стремление ребенка к новому. Эти внутренние «рычаги» мотивации есть у всех детей, и нужно не дать обстоятельствам заглушить их. Ситуацию успеха на уроке и во внеурочной деятельности надо создавать: кто хочет учиться, не должен бояться неудач. Кто хочет учить, должен помнить: главное – не навредить!
Считаем, что основная идея педагогики - это сочувствие к детям: здоровым и с особенностями в развитии; способность радоваться за них. Учение – это нелегкий умственный труд: понять, запомнить, усвоить и научиться применять. И этот труд необходимо поощрять, чтобы ребенок видел свой рост и движение вперед в освоении трудного материала: вчера не понимал и не умел, а сегодня - научился, и в этом – наша общая радость!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации по работе с неуспевающими на уроке | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с неуспевающими на уроке.
Степура И.А., учитель физики
высшей категории,
Ненашева Ю.С., учитель математики
высшей категории
МКОУ Манушкинской СОШ
Чеховского р-на Московской области
Мы работаем в обычной общеобразовательной школе и вместе со своими коллегами обеспечиваем всем детям, пришедшим в школу, равный доступ и равные возможности в получении образования, как того требует Федеральное законодательство.
Проблема неуспеваемости – острейшая проблема современной школы, обусловленная целым рядом факторов. Неуспеваемость охватывает образование, воспитание и развитие ученика, образуя сложное целое. Отдельные элементы отставания, возникающие в процессе обучения, можно назвать отставанием.
«Школа» в переводе с латинского означает «лестница», ступеньки которой вверх (а не вниз!) предстоит преодолеть ученику и задача учителя в том, чтобы помочь ребенку выбрать правильное направление. Значит, нужна мотивация.
Чтобы дети учились хорошо, надо их увлечь и научить их учиться. В этом нам помогает и педагогический опыт, и детская любознательность, стремление ребенка к новому. Эти внутренние «рычаги» мотивации есть у всех детей, и нужно не дать обстоятельствам заглушить их. Ситуацию успеха на уроке и во внеурочной деятельности надо создавать: кто хочет учиться, не должен бояться неудач. Кто хочет учить, должен помнить: главное – не навредить!
Считаем, что основная идея педагогики - это сочувствие к детям: здоровым и с особенностями в развитии; способность радоваться за них. Учение – это нелегкий умственный труд: понять, запомнить, усвоить и научиться применять. И этот труд необходимо поощрять, чтобы ребенок видел свой рост и движение вперед в освоении трудного материала: вчера не понимал и не умел, а сегодня - научился, и в этом – наша общая радость!
Столкнувшись с детской ленью, с нежеланием учиться и преодолевать трудности, мы принимаем меры, чтобы «достучаться» до каждого ученика.
Нельзя быть «добреньким», учитель должен быть в данной ситуации умным наставником: требовательным, но тактичным, понимающим и уважающим личность ребенка. Высший пилотаж учителя не в окрике и наказании детей, а в педагогике сотрудничества по достижению общей цели. Поэтому формой урока мы стараемся выбирать не лекции, а уроки-экскурсии, эксперименты, путешествия, презентации; не опрос, а опережающие задания с опорой на межпредметные связи и общеучебные умения и навыки, работу в группах, ролевые игры с обязательным взаимным рецензированием; да и целевые установки к действию на уроках физики и математики определяют сами ученики.
Твердо знаем, что каждый ребенок может быть успешным, надо только развить то, что заложено в человеке природой. Вот тут-то и приходят на помощь учителю педагогические технологии: индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков), информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие.
И наша задача состоит в предупреждении неуспеваемости, своевременном устранении отдельного отставания при изучении сложного предмета.
Но если одни и те же отставания появляются вновь и вновь, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин.
Для этого следует показать изучаемый материал в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся, вызвать интерес, повысить мотивацию к обучению. Особенно это важно там, где требуется тренировка умений и навыков. Этого можно добиться, например, через установление межпредметных связей и демонстрацию того, как данное умение, данное действие связано с ранее усвоенным материалом и чем отличается, как это можно применить на практике
На эмоциональный настрой учащихся влияет понимание ими хода учебного процесса: интересно, когда понятно – что, как и для чего. Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося.
Мы используем в своей практике несколько несложных для освоения приемов, способствующих установлению этого единства и, как следствие, профилактику неуспеваемости на своих уроках, что подтверждено результатами итоговой аттестации учащихся. Приведем алгоритм действий:
I шаг: Следует выяснить причины неуспеваемости:
- Внутренние по отношению к школьнику
- Недостатки биологического развития:
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
г) психологические отклонения.
- Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
б) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
- Недостатки воспитанности личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
в) недостатки трудной воспитанности.
2. Внешние по отношению к школьнику
- Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
- Недостатки опыта влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).
- Недостатки влияния внешкольной среды:
а) недостатки влияний семьи;
б) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.
II шаг: Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | 1-ый этап | 2-ой этап | 3-й этап | 4-й этап |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель-ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий |
|
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
|
Фразы, помогающие создать ситуацию успеха у ребенка:
1. Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”
2. Авансирование – “У тебя получится.”
3. Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.
4. Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.
III шаг: Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке (виды помощи в учении)
1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
3. Предложения учащимся примерного плана ответа
4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления
5. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
IV шаг: Осуществление постоянного контроля за подготовленностью учащихся, что и является, по сути, профилактикой неуспеваемости
(акценты в обучении)
- Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
- Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить и концентрировать внимание на их устранение.
- Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.
- По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками
- Выявлять причины отставания.
Список используемой литературы:
- Селевко Г.К.»Энциклопедия образовательных технологий», М.: Изд. «Народное образование», 2005
- Кулагина И.Ю. “Личность школьника”, М.: Изд. «Сфера», 1999
- Зимняя И.А., Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Изд. корпорация «Логос», 2000
- Журнал “Народное образование”, М., 2003, № 8.
- Кулаков С.А. “На приеме у психолога – подросток”, М.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2001
- Дейл Карнеги. “Шесть способов располагать к себе людей”, М.: Издательство "Эксмо", 2006
- Электронные ресурсы:
- http://www.menobr.ru/materials/370/5382/
- http://pedagog2010.lokos.net/article/organizatsiya-raboty-so-slabouspevayushchimi-i-neuspevayushchimi-uchashchimisya-na-uroke
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с неуспевающими учащимися по математике
В работе выполнена в виде таблицы, которая иллюстрирует работу учителя математике и классного руководителя учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по математике( алгебра и гео...
Приёмы работы с неуспевающими по русскому языку 5-7 класс
Презентация поможет использовать некоторые виды самостоятельной работы как слабых, так и сильных учеников; кроме того, поможет составлению по аналогии собственных заданий....
Рефлексивно - деятельностный подход как направление работы с неуспевающим учеником
В каждом классе есть дети, которые имеют трудности в обучении. Использование рефлексивно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы поможет справиться с некоторыми ошибками, пробл...
Система работы с неуспевающими детьми на уроках технологии
План работы и мероприяти по повышению успеваемости...
К плану воспитательной работы. Система работы с неуспевающими.
некоторые шаблоны и методики позволяющие организовать работу по предупреждению неуспеваемости...
Как работать с неуспевающими детьми на уроке и вне его.
В работе предсталены примеры разных типов карточек, которые можно применять на уроке для работы с неуспевающими ребятами....
график работы и мониторинг работы с неуспевающими детьми 1-2 четверть 2018-2019 учебный год
Данная табличка помогает отслеживать результаты эффективности работы учителя с неуспеващими детьми....