Работа с неуспевающими на уроке.
статья по теме

Степура Ирина Алексеевна

Мы работаем в обычной общеобразовательной школе и вместе со своими коллегами обеспечиваем всем детям, пришедшим в школу, равный доступ и равные возможности в получении образования, как того требует Федеральное законодательство.

Проблема неуспеваемости  – острейшая проблема современной школы, обусловленная целым рядом факторов. Неуспеваемость охватывает образование, воспитание и развитие ученика, образуя сложное целое. Отдельные  элементы отставания, возникающие в процессе обучения, можно назвать отставанием.

Чтобы дети учились хорошо, надо их увлечь и  научить их учиться. В этом нам помогает и педагогический опыт, и детская любознательность, стремление ребенка к новому. Эти внутренние «рычаги» мотивации есть у всех детей, и нужно не дать обстоятельствам заглушить их. Ситуацию успеха на уроке и во внеурочной деятельности надо создавать: кто хочет учиться, не должен бояться неудач. Кто хочет учить, должен помнить: главное – не навредить!

Считаем, что основная идея педагогики - это сочувствие к детям: здоровым и с особенностями в развитии; способность радоваться за них. Учение – это нелегкий умственный труд: понять, запомнить, усвоить и научиться применять.   И этот труд необходимо поощрять, чтобы ребенок видел свой рост и движение вперед в освоении трудного материала: вчера не понимал и не умел, а сегодня - научился, и в этом – наша общая радость! 

Скачать:


Предварительный просмотр:




Работа с неуспевающими на уроке.




Степура И.А., учитель физики

высшей категории,

Ненашева Ю.С., учитель математики

высшей категории

МКОУ Манушкинской СОШ

Чеховского р-на Московской области

Мы работаем в обычной общеобразовательной школе и вместе со своими коллегами обеспечиваем всем детям, пришедшим в школу, равный доступ и равные возможности в получении образования, как того требует Федеральное законодательство.

Проблема неуспеваемости  – острейшая проблема современной школы, обусловленная целым рядом факторов. Неуспеваемость охватывает образование, воспитание и развитие ученика, образуя сложное целое. Отдельные  элементы отставания, возникающие в процессе обучения, можно назвать отставанием.

«Школа»  в переводе с латинского означает «лестница», ступеньки которой вверх (а не вниз!) предстоит преодолеть ученику и задача учителя  в том, чтобы помочь ребенку выбрать правильное направление. Значит, нужна мотивация.

Чтобы дети учились хорошо, надо их увлечь и  научить их учиться. В этом нам помогает и педагогический опыт, и детская любознательность, стремление ребенка к новому. Эти внутренние «рычаги» мотивации есть у всех детей, и нужно не дать обстоятельствам заглушить их. Ситуацию успеха на уроке и во внеурочной деятельности надо создавать: кто хочет учиться, не должен бояться неудач. Кто хочет учить, должен помнить: главное – не навредить!

Считаем, что основная идея педагогики - это сочувствие к детям: здоровым и с особенностями в развитии; способность радоваться за них. Учение – это нелегкий умственный труд: понять, запомнить, усвоить и научиться применять.   И этот труд необходимо поощрять, чтобы ребенок видел свой рост и движение вперед в освоении трудного материала: вчера не понимал и не умел, а сегодня - научился, и в этом – наша общая радость! 

Столкнувшись с детской ленью, с нежеланием учиться и преодолевать трудности, мы принимаем меры,  чтобы «достучаться» до каждого ученика. 
Нельзя быть «добреньким», учитель должен быть в данной ситуации умным  наставником: требовательным, но  тактичным, понимающим и уважающим личность ребенка. Высший пилотаж учителя не в окрике и наказании детей, а в педагогике сотрудничества по достижению общей цели. Поэтому формой урока мы стараемся выбирать не лекции, а уроки-экскурсии, эксперименты, путешествия, презентации; не опрос, а опережающие задания с опорой на межпредметные связи и общеучебные умения и навыки, работу в группах, ролевые игры с обязательным взаимным рецензированием; да и целевые установки к действию на уроках физики и математики определяют сами ученики.

Твердо знаем, что каждый ребенок может быть успешным, надо только развить то, что заложено в человеке природой.  Вот тут-то и приходят на помощь учителю педагогические технологии: индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков), информационно-коммуникационные и  здоровьесберегающие.

И наша задача состоит в предупреждении неуспеваемости, своевременном устранении отдельного отставания  при изучении сложного  предмета.

Но если одни и те же отставания появляются вновь и вновь, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин.

Для этого следует показать изучаемый материал в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся, вызвать интерес, повысить мотивацию к обучению. Особенно это важно там, где требуется тренировка умений и навыков. Этого можно добиться, например, через установление межпредметных связей и  демонстрацию того, как данное умение, данное действие связано с ранее усвоенным материалом и чем отличается, как это можно применить на практике

На эмоциональный настрой учащихся влияет понимание ими хода учебного процесса: интересно, когда понятно – что, как и для чего. Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося.  

Мы используем в своей практике  несколько несложных для освоения приемов, способствующих установлению этого единства и, как следствие, профилактику неуспеваемости на своих уроках, что подтверждено результатами итоговой аттестации учащихся. Приведем алгоритм действий:

I шаг:  Следует выяснить причины неуспеваемости:

  1. Внутренние по отношению к школьнику
  1. Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психологические отклонения.

  1. Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

  1. Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки трудной воспитанности.

2. Внешние по отношению к школьнику

  1. Недостатки образования личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

  1. Недостатки опыта влияния школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

  1. Недостатки влияния внешкольной среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

II шаг: Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих  школьников

Формируемые отношения

1-ый этап

2-ой этап

3-й этап

4-й этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

Отношение к процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель-ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующих некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующий значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

Фразы, помогающие создать ситуацию успеха у ребенка:

1. Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”

2. Авансирование – “У тебя получится.”

3. Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.

4. Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.

III шаг: Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке (виды помощи в учении)

1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

3. Предложения учащимся примерного плана ответа 

4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

5. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

IV шаг:  Осуществление постоянного контроля  за подготовленностью учащихся, что и является, по сути, профилактикой неуспеваемости

(акценты в обучении)

  1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
  2. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить и концентрировать внимание на их устранение.
  3. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки.
  4.  По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками
  5. Выявлять причины отставания.

Список используемой литературы:

  1. Селевко Г.К.»Энциклопедия образовательных технологий», М.: Изд. «Народное образование», 2005
  2. Кулагина И.Ю. “Личность школьника”, М.: Изд. «Сфера», 1999
  3.  Зимняя И.А., Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Изд. корпорация «Логос», 2000
  4. Журнал “Народное образование”, М.,  2003, № 8.
  5. Кулаков С.А. “На приеме у психолога – подросток”, М.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2001
  6. Дейл Карнеги. “Шесть способов располагать к себе людей”, М.: Издательство "Эксмо", 2006
  7. Электронные ресурсы:
  1. http://www.menobr.ru/materials/370/5382/
  2. http://pedagog2010.lokos.net/article/organizatsiya-raboty-so-slabouspevayushchimi-i-neuspevayushchimi-uchashchimisya-na-uroke


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с неуспевающими учащимися по математике

В работе   выполнена в виде  таблицы, которая иллюстрирует работу учителя математике и классного руководителя учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по математике( алгебра и гео...

Приёмы работы с неуспевающими по русскому языку 5-7 класс

Презентация поможет использовать некоторые виды самостоятельной работы как слабых, так и сильных учеников; кроме того, поможет составлению по аналогии собственных заданий....

Рефлексивно - деятельностный подход как направление работы с неуспевающим учеником

В каждом классе есть дети, которые имеют трудности в обучении. Использование рефлексивно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы поможет справиться с некоторыми ошибками, пробл...

Система работы с неуспевающими детьми на уроках технологии

План работы и мероприяти по повышению успеваемости...

К плану воспитательной работы. Система работы с неуспевающими.

некоторые шаблоны и методики позволяющие организовать работу по предупреждению неуспеваемости...

Как работать с неуспевающими детьми на уроке и вне его.

В работе предсталены примеры разных типов карточек, которые можно применять на уроке для работы с неуспевающими ребятами....

график работы и мониторинг работы с неуспевающими детьми 1-2 четверть 2018-2019 учебный год

Данная табличка помогает отслеживать результаты эффективности  работы учителя с неуспеващими детьми....