Система работы с неуспевающими детьми на уроках технологии
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
План работы и мероприяти по повышению успеваемости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_neuspevayushchimi_detm1.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №1с.п. «Село Пивань»
Комсомольский район. Хабаровский край
Разработала
Мельник Е.В.
Разработала
Мельник Е.В.
Из опыта работы
В преподавании технологии индивидуальный и дифференный подход осуществляется по двум направлениям: проведение факультативных занятий; введение специальных элементов методики в обычное преподавание на уроках технологии, где учатся дети, не прошедшие отбора по своим склонностями наклонностям.
Учебно-воспитательный процесс организовывается с учетом типичных различий классов и различных групп учащихся внутри класса, создаются условия для проведения индивидуальной и групповой познавательной самостоятельности каждого школьника
На уроках мною проводится оказание помощи обучающимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности. Использование методов и приемов, позволяет одновременно с обучением детей предмету технология вести работу коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций.
На основе применения технологии деятельностного метода обучения у обучающихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).
1. Цели:
1). Выполнение Закона об образовании
2). Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1). Создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ.
2). Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3). Реализовать разноуровневое обучение.
4). Изучить особенности слабоуспевающих учащихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
5). Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
6). Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
- неблагоприятная наследственность;
- нарушения нервной деятельности;
- общая неспособность к интеллектуальному труду;
- физическая ослабленность;
- школьная незрелость;
- педагогическая запущенность;
- недостаточное развитие речи;
- боязнь школы, учителей;
- инфантилизм (т. е. детскость)
- плохая наследственность
- астеническое состояние;
- снижение зрения;
- гиподинамия;
- социум;
- миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
- социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей
- (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).
Причины и характер проявления неуспеваемости у учащихся на уроках технологии
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
| Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника на об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке технологии
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости на уроках технологии
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль | |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках технологии
Мероприятия | Срок |
Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка. | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. | В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником . | В течение учебного года |
Индивидуальный план работы
по ликвидации пробелов в знаниях четверть 2012-2013 учебного года
Проблема | Коррекционная работа. Виды деятельности | Сроки | Предполагаемый результат | Фактический результат |
Слабо развита мелкая моторика рук. | - физминутки на каждом уроке (специальные упражнения); -- ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.) - графические диктанты | В течение четверти | - правильное положение тетради при письме; | |
Отсутствие наглядно-образного мышления. | - курс «Мир логики»; - работа по наглядному образцу; -спец. задания: 1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик; 2) на какие части разбит прямоугольник? 3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д. | В течение четверти | - составлять краткую запись к задаче | |
Недостаток внимания и усидчивости | - работа по таблице Шульте; - найти отличия; - найти и вычеркнуть лишние детали | В течение четверти | - своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой |
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
Как работать с неуспевающими детьми на уроке и вне его.
В работе предсталены примеры разных типов карточек, которые можно применять на уроке для работы с неуспевающими ребятами....
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...