Открытый урок по математике 5 класс.ВиленкинН.Я.по теме:"Цифры.Числа.Обозначение натуральных чисел."
план-конспект урока (5 класс) по теме

Яковлева Ирина Леонидовна

Урок составлен в соответствии с особеностями обучения математике в контексте содержания ФГОС по учебно-методическому пособию Е.Ю.Лукичевой.СПб 2013

Содержание урока отвечает требованиям промежуточной аттестацииучебно-методического пособия под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Ростов-наа-Дону.2011год.

Среди задач имеются задачи с космическим содержанием.Благодарю учителей И.А.Зайцеву и О.С.Руденкову за идеи к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_5_klass_ot_02.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике 5 класс от 02.09.13 понедельник.5-а,5-б,5-в. ГБОУ№543СОШ   Московский район Санкт – Петербург.                                                                                  11.07.2013

ФИО - Яковлева И. Л.

Место работы: ГБОУ №543 СОШ Московский район  Санкт – Петербург

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Класс:5

Тема и номер урока: «Цифры. Числа. Обозначение натуральных чисел.»  (первый урок из трёх уроков по программе)                        

Базовые учебники: Н.Я. Виленкин. Математика5.

Тип урока: урок постановки учебной задачи, урок по ознакомлению с новым материалом, установление первичного качества  остаточных знаний за начальную школу.

Формы работы:  индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемный, поисковый, с  использованием ЭОР.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный  проектор, экран, раздаточный материал, электронное интерактивное приложение Математика5 по учебнику Н.Я. Виленкина, учебник,

Содержание урока:1. Цель урока

                                     2.Тип урока

                                     3.Задачи урока

                                     4.План урока

                                     5.Оборудование

                                     6.Ход урока

6.1. Приветствие и мотивация

6.2.Изучение нового материала

6.3.Исторические сведения

6.4.Усвоение понятия

6.5.Думаем вместе

6.6.Творческая работа

6.7.Олимпиадные задания

6.8 .Задания

6.9.Фишки для любознательных

6.10.Подведение итогов

6.11.Домашнее задание

                                        7. Использованные источники.

Цель урока:1.развивать быстроту работы мысли и внимания.

                       2.Создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических заданий

 3.Развить интерес у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями.

Тип урока: получение новых знаний , умений.

Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания  учащихся материала начальной школы о натуральных числах, мотивировать учащихся на дальнейшее изучение предмета.

                           Развить навык работы в парах, в группах.

                           Усвоить новые понятия .

                           Развить творческие навыки .

                           Продолжить работу по формированию универсальных ученических действий.

Этапы  урока: 1. Приветствие, мотивация

                          2. Изучение нового материала

                          3. Усвоение понятий

                          4. Думаем вместе

                          5. Творческая работа.

Содержание этапов урока. Цель: формирование личностных УУД- самоопределение коммуникативных УУД- функции участников, способы взаимодействия, инициативность,  способы сотрудничества,

формирование познавательных УУД- формулирование познавательной цели,

формирование регулятивных УУД –контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

6.1.Приветствие и мотивация. Время-5мин. На доске записано: дата, классная работа. Числа: 350 000 000,800 000 000, 900 000 000.

Здравствуйте, дети! В первых четырёх классах мы уже успели рассмотреть много тем по математике: числа и величины,  арифметические действия, работа с текстовыми задачами, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с информацией. Много успели выучить. Дети, Математика- это не только примеры, задачи, аксиомы, теоремы, формулы,  а ещё и Люди, которые ей занимаются, Люди, кто всю душу вкладывают в развитие науки, в обучение её младшие поколения. Пятый класс – это основной этап в изучении не только математики, но и других наук. А о научном могуществе страны можно судить по состоянию дел в

Космонавтике. Информация: « наибольшая дальность двусторонней радиосвязи достигнута при полётах автоматических межпланетных станций к планетам. Например, при полётах  к Марсу дальность связи достигала 350000000км, а к Юпитеру- 800000000км и 900000000км.»

Учитель: Помогите прочитать эти иероглифы.

Ребята оказались в ситуации, которой в начальной школе не занимались.

Учитель предлагает детям:  «Поставьте перед собой цель.»

Дети: научиться читать эти иероглифы.

Учитель просит ребят предложить проект изучения.  Обсуждаем в паре, группе. ( Пара- это ребята за одной партой, а четвёрка- это четыре ученика, сидящие друг за другом.)

Заслушиваем проекты. Проводится формирование у ребят универсальных ученических действий:  

Познавательные УУД:  анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные УУД : выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД :выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений одноклассников. С 1-4 мин. Урока- 60%  усвояемости материала.

6.2.Изучение нового материала. 5-23 мин урока- 80% усвояемости материала.

Ребята внесли свои предложения,  как обозначить, записать, прочитать число километров? Обсуждение закончилось. Учитель предлагает открыть тетради ,поставить дату на полях, 02.09.13. Сделать запись классной работы, темы урока: «Как обозначают, записывают, читают числа?»

Учитель проверяет отсутствующих и делает запись в журнале: даты , темы, что задано.

6.3.Мы уже знаем, что для записи чисел используют иероглифы, что были рождены в Индии, а арабы провезли в Европу. Великий Математик Пифагор, 5 век до нашей эры, и его пифагорейская школа уже пользовались этими иероглифами. Их назвали Цифры. Цифр всего десять:1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.

Значение цифры зависит от её позиции в числе. Если единица стоит на последнем месте  в записи числа, то она означает одну единицу. Если единица стоит на предпоследнем месте в записи числа, то она означает один десяток. Если на третьем , то - одну сотню .

Запись на доске и у ребят в тетрадях:

Цифры:1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.

Последняя, первая справа, цифра в записи числа-единицы, называется разрядом единиц, первым разрядом.

Предпоследняя, вторая справа, цифра в записи числа-десятки, разряд десятков, вторым разрядом.

Третья справа – сотни, разряд сотен, третьим разрядом.

Три первых разряда составляют класс единиц.

1ед.-1разряд

10ед.=1дес.-2разряд

10дес.=1сотня.-3разряд

10сотен=1тысяча.=1ед. тыс.-4разряд

1тыс.=1 000ед

10ед.тыс.=1дес.тыс.-5разряд

10дес.тыс.=1сотне тыс.-6разряд

Цифры 4, 5,6- составляют  второй класс, класс тысяч.

10сот.тыс.=1млн=1ед. млн-7 разряд.

10ед. млн=1дес.млн-8 разряд.

10дес.млн=1сотне млн-9разряд

Цифры разрядов 7,8,9 составляют третий класс, класс миллионов.

1млн=10с.тыс=100дес.тыс=1000ед. тыс.=1 000 000ед.

10сот.млн=1млрд=1ед.млрд-10 разряд

10 ед. млрд=1дес.млрд-11 разряд

10 дес.млрд=1сотне млрд-12разряд

Цифры разрядов 10,11,12- составляют четвёртый класс. Класс миллиардов

1млрд=1 000 000 000ед.

Заметим, что999+1=1000, следующее за 999 идет 1000.

Предшествующее 1 000 000 число 999 999.

Процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, побуждающего диалога и  с помощью исследовательских методов.

( На 14-18 мин наступает кризис внимания, пора сделать физпаузу.)

Отгадай ребус: Ме100;И100рия;3буна;100лица; С3ж; Р1а. Аплодисменты. Работа по расшифровке ребусов проходит стоя, ребята прогибают спинки, руки складывают за спиной.

6.4.Усвоение понятия. Мы начинаем счет предметов. Числа,  употребляемые для счета предметов ,называются натуральными числами. Запись в тетради :

N = {1,2,3,4,5,…}- Обозначение множества натуральных чисел.N- бесконечное множество.

6.5.Что такое бесконечность? Думаем вместе.

Почему количество натуральных чисел бесконечно?

Являются ли числа 55,678 и 0- натуральными числами?

Символ бесконечности       ∞

6.6.Творческая работа: как вы представляете бесконечность?

Изобразите это на рисунке, лист А-4.

Далее:   внимание на экран, идет работа по интерактивному дидактическому материалу Математика5 к учебнику Н.Я.Виленкину.

Выполните задание: прочитайте и запишите  ответ

  1. Сколько разрядов в данном числе?

№п/п

Число

Ответ

1

562

2

32862

3

21573

4

215658

5

100009

6

3270

7

909010

8

60003001

9

109000983

10

7010002001

Дети записали ответы в столбик. Озвучили по вызову учителя. Проверили по данным на экране. Оценили свою работу. Скорректировали.

2.Укажите количество классов в данном числе.

№п/п

Число

Ответ

1

511

2

26894

3

10908

4

123386

5

4000094

6

27884400

7

326000

8

1000000

9

29791790

10

6744559900

Дети записали ответы в столбик. Озвучили. Проверили. Оценили свою работу. Скорректировали.

3.Запишите число, в котором…

1)8 сотен 0 десятков 4 единицы

2)5 сотен 8 десятков 0 единиц

3)3 тысячи 2 сотни 4 десятка 1 единица

4)3 единицы 4 десятка 5 сотен 6 тысяч

5)9 сотен 5 десятков  0 единиц 3 тысячи

6)7 тысяч 8 единиц 0 сотен 0 десятков

7)1 тысяча 1 сотня 1 десяток 1 единица

8)4 единицы 1 десяток

9)2 десятка

10) 3 сотни 3 единицы

Записали, озвучили, проверили, оценили,  скорректировали.

На 25-29 мин наступает второй кризис внимания

Учитель предлагает прочитать сказку - вторая физпауза:  расшифруйте сказку:1часть.

Жили- были 565да 2121.Во дворе у них водились 78 да 8121.Приходит однажды2121 и взволнованно говорит: « 2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь 4568121?»

Но прежде, чем получить дешифратор, надо назвать пароль: прочитать число.

Составьте правило, по которому читаем числа. Дети  советуются друг с другом. Озвучиваем предложения. Проверяем по заданию №4 стр.7 учебника Н. Я. Виленкина.

2 часть- на следующем уроке.

Буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

Их шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.7.Запишите  « 0 » тремя пятерками, используя знаки действий, скобки. Работа парами.

В отеле 100 номеров.  Сколько раз в номере номеров встретится цифра 7?Работа в малых группах.

6.8.Выполнение заданий. Диагностическая работа. Вариант  №1Решаем пять первых заданий.

1. ( Дети получают ксерокопии варианта №1. Ответы пишут в тетради №2 и сдают учителю по окончанию работы.) Какое наибольшее четырёхзначное число можно написать с помощью четырёх разных цифр?

2.На полке в магазине стоят пакеты с яблоками массой 2кг200г, 2кг700г.2кг900г и 3кг100г.

Юра хотел бы купить яблоки общей массой не более 5 кг. Выберите пакеты, которые он может взять.

2кг200г и 3кг100г

2)

2кг700г и 2кг900г

3)

2кг200г и 2кг700г

4)

2кг900г и 3кг 100г

3.Какое число получится, если 660 уменьшить втрое и результат увеличить на 80?

4.Достаточно ли 2800рублей, чтобы купить 3 рубашки по цене 850 рублей каждая и галстук по цене 250 рублей. Запишите и объясните ответ.

5. Значение какого выражения не изменится, если убрать скобки?

1)

(60+12):6

2)

(60-12)*6

3)

60*(12+6)

4)

60*(12:6)

6.9.Фишки для любознательных.

1.6мая 1978года в 12:34 цифры времени и даты выстроились в натуральный ряд чисел:

12345678. Прочтите число.

6.10. Подведение итогов урока. Прочтите числа:350000000; 800000000.

Учитель спрашивает: «Что не поняли?». Класс задает вопросы. Если вопросов нет,  то комментирует задания домашней работы: п1стр5-6.Уметь отвечать на вопросы стр6.

6.11.Выполнить письменно в тетради №23,24,28,30(а,в), творческое задание : нарисовать, в вашем понимании, бесконечность.

7.Использованные источники.

1.Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС. Учебно-методическое пособие .С-Пб.2013. Е.Ю.Лукичева.

2.Математика. Тематические тесты. 5 класс. Промежуточная аттестация. Учебно-методическое пособие.  Под редакцией Ф. Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Ростов-на –Дону2011

3.xvatit. com.Обозначение натуральных чисел. Зайцева И.А. Рубенкова О.С.

4.www.mathematics.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок - сказка . Иванушка -  дурачок, пройдя три испытания  превращается в Иван Царевича....

Урок математики в 5 класс по теме:" Умножение и деление натуральных чисел"

Урок- сказка . Иванушка -дурачек ,пройдя три испытания, превращается в Иван-Царевича......

Интегрированный урок по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".

Занятие в 5 СКК классе.Тема урока:  Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление натуральных чисел» обеспечивает преемственность начально...

Презентация к интегрированному уроку по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".

Занятие в 5 СКК классе для ребят с ограниченными возможностями слуха и речи..Тема урока:  Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление на...

разработка открытого урока в 5 классе по ФГОС на тему "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок проводится в виде путешествия по планетам солнечной системы....

Открытый урок по математике в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

В 2020 году Уватскому району исполнилось 95 лет. В связи с этим создание интегрированного урока математики, который сможет включить в себя географию, биологию и историю Уватского района и в процессе з...

Открытый урок по математике в 6 классе на тему: " Сравнение натуральных чисел"

Разработка открытого урока по математике на тему " Сравнение натуральных чисел " на координатной прямой для учащихся 6 класса....