Открытый урок по математике 5 класс.ВиленкинН.Я.по теме:"Цифры.Числа.Обозначение натуральных чисел."
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с особеностями обучения математике в контексте содержания ФГОС по учебно-методическому пособию Е.Ю.Лукичевой.СПб 2013
Содержание урока отвечает требованиям промежуточной аттестацииучебно-методического пособия под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Ростов-наа-Дону.2011год.
Среди задач имеются задачи с космическим содержанием.Благодарю учителей И.А.Зайцеву и О.С.Руденкову за идеи к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_5_klass_ot_02.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике 5 класс от 02.09.13 понедельник.5-а,5-б,5-в. ГБОУ№543СОШ Московский район Санкт – Петербург. 11.07.2013
ФИО - Яковлева И. Л.
Место работы: ГБОУ №543 СОШ Московский район Санкт – Петербург
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс:5
Тема и номер урока: «Цифры. Числа. Обозначение натуральных чисел.» (первый урок из трёх уроков по программе)
Базовые учебники: Н.Я. Виленкин. Математика5.
Тип урока: урок постановки учебной задачи, урок по ознакомлению с новым материалом, установление первичного качества остаточных знаний за начальную школу.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемный, поисковый, с использованием ЭОР.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, электронное интерактивное приложение Математика5 по учебнику Н.Я. Виленкина, учебник,
Содержание урока:1. Цель урока
2.Тип урока
3.Задачи урока
4.План урока
5.Оборудование
6.Ход урока
6.1. Приветствие и мотивация
6.2.Изучение нового материала
6.3.Исторические сведения
6.4.Усвоение понятия
6.5.Думаем вместе
6.6.Творческая работа
6.7.Олимпиадные задания
6.8 .Задания
6.9.Фишки для любознательных
6.10.Подведение итогов
6.11.Домашнее задание
7. Использованные источники.
Цель урока:1.развивать быстроту работы мысли и внимания.
2.Создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических заданий
3.Развить интерес у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями.
Тип урока: получение новых знаний , умений.
Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся материала начальной школы о натуральных числах, мотивировать учащихся на дальнейшее изучение предмета.
Развить навык работы в парах, в группах.
Усвоить новые понятия .
Развить творческие навыки .
Продолжить работу по формированию универсальных ученических действий.
Этапы урока: 1. Приветствие, мотивация
2. Изучение нового материала
3. Усвоение понятий
4. Думаем вместе
5. Творческая работа.
Содержание этапов урока. Цель: формирование личностных УУД- самоопределение коммуникативных УУД- функции участников, способы взаимодействия, инициативность, способы сотрудничества,
формирование познавательных УУД- формулирование познавательной цели,
формирование регулятивных УУД –контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция
6.1.Приветствие и мотивация. Время-5мин. На доске записано: дата, классная работа. Числа: 350 000 000,800 000 000, 900 000 000.
Здравствуйте, дети! В первых четырёх классах мы уже успели рассмотреть много тем по математике: числа и величины, арифметические действия, работа с текстовыми задачами, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с информацией. Много успели выучить. Дети, Математика- это не только примеры, задачи, аксиомы, теоремы, формулы, а ещё и Люди, которые ей занимаются, Люди, кто всю душу вкладывают в развитие науки, в обучение её младшие поколения. Пятый класс – это основной этап в изучении не только математики, но и других наук. А о научном могуществе страны можно судить по состоянию дел в
Космонавтике. Информация: « наибольшая дальность двусторонней радиосвязи достигнута при полётах автоматических межпланетных станций к планетам. Например, при полётах к Марсу дальность связи достигала 350000000км, а к Юпитеру- 800000000км и 900000000км.»
Учитель: Помогите прочитать эти иероглифы.
Ребята оказались в ситуации, которой в начальной школе не занимались.
Учитель предлагает детям: «Поставьте перед собой цель.»
Дети: научиться читать эти иероглифы.
Учитель просит ребят предложить проект изучения. Обсуждаем в паре, группе. ( Пара- это ребята за одной партой, а четвёрка- это четыре ученика, сидящие друг за другом.)
Заслушиваем проекты. Проводится формирование у ребят универсальных ученических действий:
Познавательные УУД: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Регулятивные УУД : выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные УУД :выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений одноклассников. С 1-4 мин. Урока- 60% усвояемости материала.
6.2.Изучение нового материала. 5-23 мин урока- 80% усвояемости материала.
Ребята внесли свои предложения, как обозначить, записать, прочитать число километров? Обсуждение закончилось. Учитель предлагает открыть тетради ,поставить дату на полях, 02.09.13. Сделать запись классной работы, темы урока: «Как обозначают, записывают, читают числа?»
Учитель проверяет отсутствующих и делает запись в журнале: даты , темы, что задано.
6.3.Мы уже знаем, что для записи чисел используют иероглифы, что были рождены в Индии, а арабы провезли в Европу. Великий Математик Пифагор, 5 век до нашей эры, и его пифагорейская школа уже пользовались этими иероглифами. Их назвали Цифры. Цифр всего десять:1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.
Значение цифры зависит от её позиции в числе. Если единица стоит на последнем месте в записи числа, то она означает одну единицу. Если единица стоит на предпоследнем месте в записи числа, то она означает один десяток. Если на третьем , то - одну сотню .
Запись на доске и у ребят в тетрадях:
Цифры:1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.
Последняя, первая справа, цифра в записи числа-единицы, называется разрядом единиц, первым разрядом.
Предпоследняя, вторая справа, цифра в записи числа-десятки, разряд десятков, вторым разрядом.
Третья справа – сотни, разряд сотен, третьим разрядом.
Три первых разряда составляют класс единиц.
1ед.-1разряд
10ед.=1дес.-2разряд
10дес.=1сотня.-3разряд
10сотен=1тысяча.=1ед. тыс.-4разряд
1тыс.=1 000ед
10ед.тыс.=1дес.тыс.-5разряд
10дес.тыс.=1сотне тыс.-6разряд
Цифры 4, 5,6- составляют второй класс, класс тысяч.
10сот.тыс.=1млн=1ед. млн-7 разряд.
10ед. млн=1дес.млн-8 разряд.
10дес.млн=1сотне млн-9разряд
Цифры разрядов 7,8,9 составляют третий класс, класс миллионов.
1млн=10с.тыс=100дес.тыс=1000ед. тыс.=1 000 000ед.
10сот.млн=1млрд=1ед.млрд-10 разряд
10 ед. млрд=1дес.млрд-11 разряд
10 дес.млрд=1сотне млрд-12разряд
Цифры разрядов 10,11,12- составляют четвёртый класс. Класс миллиардов
1млрд=1 000 000 000ед.
Заметим, что999+1=1000, следующее за 999 идет 1000.
Предшествующее 1 000 000 число 999 999.
Процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, побуждающего диалога и с помощью исследовательских методов.
( На 14-18 мин наступает кризис внимания, пора сделать физпаузу.)
Отгадай ребус: Ме100;И100рия;3буна;100лица; С3ж; Р1а. Аплодисменты. Работа по расшифровке ребусов проходит стоя, ребята прогибают спинки, руки складывают за спиной.
6.4.Усвоение понятия. Мы начинаем счет предметов. Числа, употребляемые для счета предметов ,называются натуральными числами. Запись в тетради :
N = {1,2,3,4,5,…}- Обозначение множества натуральных чисел.N- бесконечное множество.
6.5.Что такое бесконечность? Думаем вместе.
Почему количество натуральных чисел бесконечно?
Являются ли числа 55,678 и 0- натуральными числами?
Символ бесконечности ∞
6.6.Творческая работа: как вы представляете бесконечность?
Изобразите это на рисунке, лист А-4.
Далее: внимание на экран, идет работа по интерактивному дидактическому материалу Математика5 к учебнику Н.Я.Виленкину.
Выполните задание: прочитайте и запишите ответ
- Сколько разрядов в данном числе?
№п/п | Число | Ответ |
1 | 562 | |
2 | 32862 | |
3 | 21573 | |
4 | 215658 | |
5 | 100009 | |
6 | 3270 | |
7 | 909010 | |
8 | 60003001 | |
9 | 109000983 | |
10 | 7010002001 |
Дети записали ответы в столбик. Озвучили по вызову учителя. Проверили по данным на экране. Оценили свою работу. Скорректировали.
2.Укажите количество классов в данном числе.
№п/п | Число | Ответ |
1 | 511 | |
2 | 26894 | |
3 | 10908 | |
4 | 123386 | |
5 | 4000094 | |
6 | 27884400 | |
7 | 326000 | |
8 | 1000000 | |
9 | 29791790 | |
10 | 6744559900 |
Дети записали ответы в столбик. Озвучили. Проверили. Оценили свою работу. Скорректировали.
3.Запишите число, в котором…
1)8 сотен 0 десятков 4 единицы
2)5 сотен 8 десятков 0 единиц
3)3 тысячи 2 сотни 4 десятка 1 единица
4)3 единицы 4 десятка 5 сотен 6 тысяч
5)9 сотен 5 десятков 0 единиц 3 тысячи
6)7 тысяч 8 единиц 0 сотен 0 десятков
7)1 тысяча 1 сотня 1 десяток 1 единица
8)4 единицы 1 десяток
9)2 десятка
10) 3 сотни 3 единицы
Записали, озвучили, проверили, оценили, скорректировали.
На 25-29 мин наступает второй кризис внимания
Учитель предлагает прочитать сказку - вторая физпауза: расшифруйте сказку:1часть.
Жили- были 565да 2121.Во дворе у них водились 78 да 8121.Приходит однажды2121 и взволнованно говорит: « 2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь 4568121?»
Но прежде, чем получить дешифратор, надо назвать пароль: прочитать число.
Составьте правило, по которому читаем числа. Дети советуются друг с другом. Озвучиваем предложения. Проверяем по заданию №4 стр.7 учебника Н. Я. Виленкина.
2 часть- на следующем уроке.
Буквы | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
Их шифр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6.7.Запишите « 0 » тремя пятерками, используя знаки действий, скобки. Работа парами.
В отеле 100 номеров. Сколько раз в номере номеров встретится цифра 7?Работа в малых группах.
6.8.Выполнение заданий. Диагностическая работа. Вариант №1Решаем пять первых заданий.
1. ( Дети получают ксерокопии варианта №1. Ответы пишут в тетради №2 и сдают учителю по окончанию работы.) Какое наибольшее четырёхзначное число можно написать с помощью четырёх разных цифр?
2.На полке в магазине стоят пакеты с яблоками массой 2кг200г, 2кг700г.2кг900г и 3кг100г.
Юра хотел бы купить яблоки общей массой не более 5 кг. Выберите пакеты, которые он может взять.
2кг200г и 3кг100г | 2) | 2кг700г и 2кг900г | |
3) | 2кг200г и 2кг700г | 4) | 2кг900г и 3кг 100г |
3.Какое число получится, если 660 уменьшить втрое и результат увеличить на 80?
4.Достаточно ли 2800рублей, чтобы купить 3 рубашки по цене 850 рублей каждая и галстук по цене 250 рублей. Запишите и объясните ответ.
5. Значение какого выражения не изменится, если убрать скобки?
1) | (60+12):6 | 2) | (60-12)*6 |
3) | 60*(12+6) | 4) | 60*(12:6) |
6.9.Фишки для любознательных.
1.6мая 1978года в 12:34 цифры времени и даты выстроились в натуральный ряд чисел:
12345678. Прочтите число.
6.10. Подведение итогов урока. Прочтите числа:350000000; 800000000.
Учитель спрашивает: «Что не поняли?». Класс задает вопросы. Если вопросов нет, то комментирует задания домашней работы: п1стр5-6.Уметь отвечать на вопросы стр6.
6.11.Выполнить письменно в тетради №23,24,28,30(а,в), творческое задание : нарисовать, в вашем понимании, бесконечность.
7.Использованные источники.
1.Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС. Учебно-методическое пособие .С-Пб.2013. Е.Ю.Лукичева.
2.Математика. Тематические тесты. 5 класс. Промежуточная аттестация. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Ф. Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Ростов-на –Дону2011
3.xvatit. com.Обозначение натуральных чисел. Зайцева И.А. Рубенкова О.С.
4.www.mathematics.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе по теме "Умножение и деление натуральных чисел"
Урок - сказка . Иванушка - дурачок, пройдя три испытания превращается в Иван Царевича....
Урок математики в 5 класс по теме:" Умножение и деление натуральных чисел"
Урок- сказка . Иванушка -дурачек ,пройдя три испытания, превращается в Иван-Царевича......
Интегрированный урок по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".
Занятие в 5 СКК классе.Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление натуральных чисел» обеспечивает преемственность начально...
Презентация к интегрированному уроку по математике для 5 класса по теме: "Умножение и деление натуральных чисел в сказке".
Занятие в 5 СКК классе для ребят с ограниченными возможностями слуха и речи..Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел в сказкеМетодическое обоснование темы: Тема «Умножение и деление на...
разработка открытого урока в 5 классе по ФГОС на тему "Умножение и деление натуральных чисел"
Урок проводится в виде путешествия по планетам солнечной системы....
Открытый урок по математике в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
В 2020 году Уватскому району исполнилось 95 лет. В связи с этим создание интегрированного урока математики, который сможет включить в себя географию, биологию и историю Уватского района и в процессе з...
Открытый урок по математике в 6 классе на тему: " Сравнение натуральных чисел"
Разработка открытого урока по математике на тему " Сравнение натуральных чисел " на координатной прямой для учащихся 6 класса....