Открытый урок по математике в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Рувинская Джульетта Альбертовна

В 2020 году Уватскому району исполнилось 95 лет. В связи с этим создание интегрированного урока математики, который сможет включить в себя географию, биологию и историю Уватского района и в процессе закрепления темы сложения и вычитания смешанных чисел открыть для учащихся новую информацию о районе является весьма актуальным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого интегрированного урока, проведенного в рамках предметной недели естественно-математических наук: 

Открытый урок по математике в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание смешанных чисел»

Составитель: Рувинская Д.А. учитель математики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Туртасская средняя общеобразовательная школа»

Уватского муниципального района

2020 год

Аннотация

В 2020 году Уватскому району исполнилось 95 лет. В связи с этим создание интегрированного урока математики, который сможет включить в себя географию, биологию и историю Уватского района и в процессе закрепления темы сложения и вычитания смешанных чисел открыть для учащихся новую информацию о районе является весьма актуальным.

Интегрированный урок призван помочь обучающимся более прочно и осознанно усвоить тему, а также уметь применять её в разных сферах. Применение практико-ориентированных задач позволяет показать учащимся важность математики и её присутствие во всех сферах жизни. Также ученики узнают новую информацию о нашем районе в процессе решения заданий, а творческое домашнее задание поможет закрепить эти знания.

На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной (коллективной) форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.

Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.

Технологическая карта интегрированного урока

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

- совершенствование навыков сложения и вычитания смешанных чисел в процессе выполнения различных упражнений.

Развивающие:

- развитие умения проводить сравнение, подмечать сходство и различие отдельных выражений; развитие речи учащихся; развитие внимания.

Воспитательные:

- воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Знаково-символическое моделирование
  • Умение структурировать знания
  • Умение извлекать из математических текстов необходимую информацию
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепочки рассуждения
  • расширение кругозора учащихся.

Метапредметные:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • умение планировать и действовать по плану;
  • умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • воспитание культуры общения и культуры математической речи.

Личностные

  • развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач
  • воспитание стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде;

Межпредметные связи: география, биология, история.

Основные понятия: смешанные числа, сложение, вычитание.

Необходимое оборудование: учебник, ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point.


Тип урока:

обобщающий урок (урок рефлексии)

УУД:

нравственно-эстетическая ориентация;

уметь действовать по плану и планировать свою деятельность;

уметь различать объективную трудность и субъективную сложность задачи;

умение взаимодействовать в УД;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символическое моделирование;

умение структурировать знание;

построение логической цепи рассуждения;

согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

умение договариваться, находить общее решение.

Формы контроля:

фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, работа у доски

Здоровье сберегающие технологии:

рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на занятии.


Ход мероприятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент (1 мин)

Цель.

Настроить учащихся на плодотворную работу.

На перемене перед уроком звучит песня «С тобой навсегда», посвященная юбилею Уватского района. Со звонком песня выключается и начинается подготовка учеников к восприятию материала.

«Здравствуйте, ребята!

Математика повсюду

Глазом только поведешь,

И примеров сразу уйму,

Ты вокруг себя найдешь.

Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь уж решать.

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.

Вот строительство большое

Прежде, чем его начать,

Нужно все еще подробно

Начертить и рассчитать,

Ох, скажу я вам, ребята,

Все примеры не назвать.

Но должно быть всем понятно,

Математику, ребята,

Каждый должен знать на пять.

У вас на партах лежат оценочные листы (приложение 1), на которых вы подписываете свою фамилию и на протяжении всего урока выставляете заработанные баллы».

Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество.

Создание психологического комфорта на начало мероприятия, беседа.

Слайд 1,2

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

Мотивация к учебной деятельности (5 мин).

Цели:

-        создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении

в учебную деятельность;

-        установить тематические рамки

«Теперь давайте вспомним сложение и вычитание смешанных чисел, а помогут нам в этом «круговые примеры».

При правильном решении примера на слайде появляется цифра. В результате решения круговых примеров на экране появится число 1925 – год образования Уватского района, о чем ученики догадываются сами (внимательно прослушавшие песню) либо при помощи учителя. Далее учитель рассказывает краткую справку об Уватском районе.

Решают устно примеры

Отвечавшие заполняют 1 пункт (устная работа) листа самооценки (приложение 1) по 5 очков за каждый правильный ответ.

Диалог

Слайд 3,4

Личностные УУД:

Умение кратко формулировать мысль

Актуализация знаний (5 мин).

Цели:

-        создать условия для выполнения учащимися учебного действия;

-        организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-        выявить место (шаг, операцию) затруднения;

-        зафиксировать во внешней речи причину затруднения

«Так давайте же, ребята определим тему нашего сегодняшнего урока?»

Дети с помощью учителя формулируют тему урока.

«Что же нам предстоит сделать сегодня на уроке?»

Дети с помощью учителя формулируют цель и задачи урока

«Для начала давайте повторим основные правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Какое число называют смешанным?

Как выделить целую часть из неправильной дроби?

Как перевести смешанно число в неправильную дробь?

Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

Как складывают и вычитают смешанные числа?»

Формулируют тему, цели и задачи урока. Формулируют правила сложения и вычитания смешанных чисел. Работают с текстом учебника

Отвечавшие заполняют 1 пункт (устная работа) листа самооценки (приложение 1) по 5 очков за каждый правильный ответ.

Диалог

Слайд 5,6

Коммуникативные УУД:

Формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; умение договариваться в выборе ведущего.

Групповая работа (решение задач в группах) (15 мин).

Цели:

-        отработать навык решения задач;

-        зафиксировать преодоление возникшего затруднения

«Сейчас я предлагаю вам разбиться на группы для решения следующего задания.»

Ученики разбиваются на равные группы самостоятельно или с помощью учителя.

«Каждая группа получает задачу на одну из пяти тем: Нефть, Флора, Фауна, Биатлон и История (приложение 2). Каждая задача связана с Уватским районом. Ваше задание: решить задачу в группе и выбрать одного представителя от группы, который выйдет к доске, запишет и объяснит задачу всему классу.»

После решения задачи у доски, на слайде появляется информация об Уватском районе, связанная с темой задачи.

Учатся сотрудничеству и взаимопомощи. Работают в группах.

Отвечавшие у доски заполняют 3 пункт (работа у доски) листа самооценки по 5 очков за работу, все остальные заполняют 2 пункт (работа в группах) листа самооценки (приложение 1) по 5 очков.

Работа в группах. Беседа. Мозговой штурм.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12

Познавательные УУД: умение применять приобретённые знания

Регулятивные УУД: умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение

Домашнее задание (2 мин)

«Все задачи мы разобрали, но вы можете тоже попробовать себя в роли составителя задачи про наш Уватский район. Это будет вашим домашним заданием.

п. 26 – 29 (правила повторить),

на листе А4 составить

и оформить задачу на смешанные числа,

связанную с Уватским районом»

Записывают домашнее задание в дневники.

Слайд 13

Физкультминутка (2 мин).

Цель:

- сменить деятельность;

- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Мы с вами уже много заданий выполнили и много нового узнали. А сейчас самое время немного отдохнуть.

Я предлагаю всем встать. Сейчас на слайде будут появляться дроби. Если появилась правильная дробь, то мы выполняем наклоны вперед-назад. Если на слайде появилась неправильная дробь, то мы выполняем наклоны вправо-влево. А если вы увидели смешанную дробь, то просто похлопайте в ладоши.

Ученики выполняют действия по образцу.

Слайд 14

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Самостоятельная работа (9 мин).

Цель:

- отработка навыков сложения и вычитания смешанных чисел

Сейчас вас ждет самостоятельная работа по вариантам. Вам предстоит сначала решить уравнения и пройти на следующий уровень «марафон примеров». На слайде вы видите по 2 уравнения на каждый вариант. Прошедшие этот уровень, переходят на следующий и решают примеры. В конце мы проверим все ответы.

Учащиеся самостоятельно решают задания.

В результате проверки ответов, учащиеся заполняют 4 пункт (самостоятельная работа) листа самооценки (приложение 1), по 5 очков за каждый блок заданий. Решившие правильно оба блока заданий получают 10 очков.

Слайд 15, 16

Познавательные УУД: умение применять приобретённые знания

Регулятивные УУД: Умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение

Подведение итогов (3 мин).

Итак, давайте подведём итоги нашего урока.

1. Что повторили на уроке?

2. Что отработали?

3. Что узнали нового?

4. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?

А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали за сегодняшний урок, и запишите их в столбец «Итого».

Кто набрал 50 и более очков, получают за урок оценку «5».

Кто набрал от 40 или 45 очков, получают за урок оценку «4».

А те, кто набрал меньше 40 очков, постарайтесь на следующем уроке и тоже получите хорошую оценку.

Видят результаты своей работы и творчества своих товарищей. Оценивают.

Анализ работы, выставление оценок.

Слайд 17

Коммуникативные УУД:

Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать свое мнение.

Личностные УУД:

Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх.

Познавательные УУД:

Оценивать новые знания, приобретенные во время урока и познавательных беседах.

Регулятивная УУД:

Умение планировать свои дальнейшие действия.

Рефлексия (3 мин).

Цель.

- осознание учащимися своей учебной деятельности;

- самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

На слайде вы видите три результата вашей работы. Вам нужно записать в лист самооценки тот результат, который по вашему мнению вы достигли на уроке.

Условные знаки для самодиагностики учащегося.

Отлично изучил тему.

Были пробелы, но я их решил на уроке или с помощью одноклассников.

Тема усвоена непрочно, нужна помощь учителя.

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!

Ученики выражают свое мнение, записывая в листе самооценки (приложение 1) фразу со слайда.

Слайд 18

Коммуникативные УУД:

Умение оценивать происходящее


Источники литературы

  1. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1.
  3. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
  4. Московский центр непрерывного математического образования [Электронный ресурс] - URL:https://www.mccme.ru/
  5. Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике). [Электронный ресурс] - URL:http://www. math-on-line com
  6. Пышкина А. В. Интегрированное обучение. Поиск. Опыт. Решения [Электронный ресурс], 2010. – URL: ipk.68edu.ru/docs/deyat/mer/sem/integr/est/Puchkina


Приложение 1

Оценочный лист

Фамилия, имя ____________________________________________________

Устная работа

Работа в группах

Работа у доски

Сам. работа

Доп. задание

Итого

Приложение 2

Задачи по группам

НЕФТЬ

Задача.

В 2018 году ООО «РН-Уватнефтегаз» запустило в эксплуатацию новое месторождение – Тальцийское, которое даёт  тыс. тонн нефти в сутки, что на  тыс. тонн больше, чем даёт Кальчинское месторождение. Сколько тыс. тонн нефти дают оба месторождения в сутки?

ФЛОРА

Задача.

В Уватском районе смешанный лес. Ель и сосна составляют часть всего леса. Кедровых деревьев на  меньше. Осина и ива занимают  всего леса, остальную территорию занимает берёза. Какую часть леса занимает берёза?

ФАУНА

Задача

В первый день старик поймал  кг рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной во второй день, на  кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?

БИАТЛОН

Задача

Биатлонист из Германии, проезжает  круга за то же время, за которое биатлонист из России проезжает 5 круга. Кто придет к финишу первым и на сколько скорость победителя больше?

ИСТОРИЯ

Задача.

Купец купил 138 аршин синего и черного сукна. Синего сукна вышло  аршина. После дня торговли купец стал считать, сколько сукна он продал. Оказалось, что он продал  аршина синего сукна и  черного сукна. Сколько черного сукна было у купца изначально? Сколько всего сукна осталось в конце дня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"

Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока...

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....