разработка открытого урока в 5 классе по ФГОС на тему "Умножение и деление натуральных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок проводится в виде путешествия по планетам солнечной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_umnozhenie_i_delenie_naturalnyh_chisel_dlya_5_klassa.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по Солнечной системе.
«Умножение и деление натуральных чисел»
Место в системе уроков: повторение пройденного материала по теме.
Цели урока:
- Повторить и закрепить навыки выполнения умножения и деления над натуральными числами; научить учащихся воспринимать тест не как лотерею, а как ответственный выбор.
- Продемонстрировать учащимся применение математики, её необходимость во многих сферах жизни.
- Ввести занимательный и познавательный элемент в процесс повторения пройденного материала.
Задачи урока:
- Закрепить у детей умения решать текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел;
- Развить умения: анализировать, объяснять ход решения задачи;
- Развить интерес к математике.
Оборудование: Схема с изображением передвижения к планетам, карточки с задачами о планетах Солнечной системы, презентация «Планеты солнечной системы», карточки для устного счёта, карточки с домашней тестовой работой, карточки для оценки учащимися своей работы на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
- Устный счёт (письменно по карточкам).
- Вводное слово к игре.
Кто знает, сколько планет в Солнечной системе? Правильно, девять. Они обозначены квадратиками на приведённой ниже схеме. От каждого квадратика проведено несколько стрелок. Стрелки означают возможные этапы нашего воображаемого путешествия от планеты к планете. Мы должны посетить все планеты, не побывав дважды ни на одной из них. Но на нашей схеме к каждому квадратику проведены три или даже больше стрелок. Это значит, что всякий раз нам предлагается несколько вариантов передвижения. Но какой вариант выбрать? По какой стрелке пойти?
Верный путь нам подскажет ответ задачи, которую мы решим на каждой планете. К задаче даются от трёх до восьми вариантов ответов. Все они зашифрованы цифрами от 1 до 3, 5 или 8. Найдя верный ответ, мы получаем руководство к действию, т. е. узнаём цифру, рядом с которой стоит стрелка, указывающая безошибочное на данном этапе направление движения.
- Путешествие (решение задач).
Учащиеся поочерёдно решают задачи у доски, остальные – в тетрадях.
Своё путешествие мы начнём с ближайшей к Солнцу планете. Это… (Кто знает?) Да, это Меркурий.
«Летим» на планету Меркурий (Слайд 2): находим карточку, где записана задача про эту планету, и решаем её. Получив ответ, находим его номер среди номеров предложенных вариантов ответов и продолжаем свой путь в направлении, которое указывается стрелкой, стоящей у данного номера.
Задача планеты Меркурий
Расстояние Меркурия от Солнца составляет приблизительно 50 млн км. Но межпланетные расстояния принято считать не в километрах, а в астрономических единицах. Одна астрономическая единица равна расстоянию от Земли до Солнца, т. е. 150 млн км. Во сколько раз астрономическая единица больше расстояния от Меркурия до Солнца?
Варианты ответов
1)в 100раз; 2)в 10 раз; 3)в 5 раз; 4)в 30 раз; 5)в 3 раза
Итак, верный ответ стоит под номером 5. От этого номера проведена стрелка к квадратику «Сатурн». Значит, отправляемся к Сатурну. (Слайд 3)
Задача планеты Сатурн
По своим размерам планета Сатурн уступает лишь Юпитеру: её диаметр равен 120 000 км. У этой планеты достаточно много спутников. Диаметры наибольших из них: Титана в 20 раз и Реи в 80 раз меньше диаметра Сатурна. На сколько километров диаметр Титана больше диаметра Реи?
Варианты ответов
1) на 60 км; 2) на 4500 км; 3) на 1000 км
Правильный ответ имеет номер 2. Поэтому теперь направляемся к Венере. (Слайд 4)
По силе блеска Венера – третье светило неба, если первым считать Солнце, а вторым – Луну. Венера ближе к Солнцу, чем Земля, этим и объясняются особенности её видимости. Она всегда видна рядом с Солнцем – во время утренней или вечерней зари.
Задача планеты Венера
Планета Венера получает от Солнца много тепла и света. Расчёты показали, что половину венирианского года температура поверхности Венеры в 16 раз больше нашей средне июльской температуры, равной 300, треть этого времени температура на 300 меньше, чем в первую половину года, а в остальную часть года на Венере «прохладно», т. е. на 300 меньше, чем третью часть года. Чему равна сама низкая температура на поверхности Венеры?
Варианты ответов
1)4200 2)4500 3)4800 4)3000 5)300 6)1500 7)1600 8)9000
Правильный ответ № 1. Смотрим на нашу схему: нам предстоит полёт к Нептуну. Эта планета гораздо больше Земли. Она немного дальше отстоит от Солнца, поэтому имеет значительно более протяжённую орбиту.
Вы наверное знаете, что космонавты, находясь в полёте, подвергаются большим перегрузкам. Я вижу, что и вы, новоявленные космонавты, немного устали, поэтому сейчас чуть – чуть разомнёмся.
(Дыхательная гимнастика.)
А теперь продолжим наше путешествие. (Слайд 5)
Задача планеты Нептун
Земной год (годом называют период обращения планеты вокруг Солнца) равен 365 суток. А вот год на Нептуне не прожил бы, пожалуй, ни один человек. Год на Нептуне длится 165 земных лет. За сколько же земных суток Нептун делает полный оборот вокруг Солнца?
Варианты ответов
1)60225 суток; 2)200 суток; 3) 365 суток
Правильный ответ помещён под номером 1. Значит теперь мы направляемся к Земле. (Слайд 6) Вспомним о её единственном спутнике – Луне. Кому не хочется побывать на ней! Земляне придумали уже десятки сказочных способов добраться до Луны, но в реальности техника пока бессильна создать на Луне условия жизни для людей.
Задача планеты Земля
По астрономическим меркам, Луна находится совсем недалеко от Земли: до неё всего примерно 340 000 км. Сколько секунд займёт путешествие от Земли до Луны и обратно, если воспользоваться ракетой, летящей со скоростью, близкой к скорости звука: 340 м/с?
Варианты ответов
1)2000000 сек; 2)1000000 сек; 3)2000 сек;
4)1000 сек; 5)340000сек
Правильный ответ имеет № 1. Следующий пункт нашего путешествия – планета Марс. (Слайд 7) Диаметр марса невелик, почти вдвое меньше диаметра Земли, мала и масса планеты. Поэтому сила тяжести на этой планете значительно уступает силе тяжести на Земле.
Задача планеты Марс
Во сколько раз ракета тяжелее на Земле, чем на Марсе, если известно, что один «земной» килограмм весит на Марсе 250 грамм?
Варианты ответов
1) в 4 раза; 2) в 3 раза; 3)в 2 раза.
Верный ответ снова под № 1. Летим к Плутону, на «окраину» Солнечной системы. (Слайд 8)
Задача планеты Плутон
Плутон делает полный оборот вокруг собственной оси примерно за 6 земных суток. Сколько оборотов сделает Плутон за 12 земных лет? Земной год составляет 365 суток.
Варианты ответов
1)720 оборотов; 2)730 оборотов; 3) 777 оборота;
4)740 оборотов; 5)570 оборотов.
Правильный ответ зашифрован под № 2. Летим к Урану. Эта планета окружена огромным количеством облаков, которые движутся с большими скоростями. (Слайд 9)
Задача планеты Уран
Облака на этой планете могут мчаться со скорость от 252 км/ч до скорости, в 2 раза большей. Найдите разность между максимальной и минимальной скоростями движения облаков.
Варианты ответов
1)250км/ч; 2)504 км/ч; 3)126 км/ч; 4)405 км/ч; 5)252 км/ч
Правильный ответ зашифрован цифрой 5. Стрелка от неё показывает, что следует лететь к Юпитеру. Он находится от Солнца в 5 раз дальше, чем Земля, а его диаметр в 11 раз больше земного диаметра.
Итак, мы добрались до самой крупной планеты Солнечной системы – до Юпитера. (Слайд 10) И приступаем к решению последней задачи, а это значит, что до прибытия на Юпитер мы побывали на всех остальных планетах и справились с поставленными задачами каждой планеты.
Задача планеты Юпитер
Радиус Сатурна на 12 тыс км меньше радиуса Юпитера и в 40 раз больше радиуса Плутона. На сколько радиус Юпитера - наибольшей планеты Солнечной системы – превосходит радиус наименьшей – Плутона, если радиус Сатурна равен 60 тыс км?
(ответ: 70500 км)
Итак, ребята, мы побывали на всех планетах и наше путешествие подошло к концу. Подведём итоги нашего путешествия.
- Подведение итогов урока.
- Скажите, можно ли было решить все эти задачи, не зная как, и не умея выполнять деление и умножение натуральных чисел?
- Смогли бы вы выбрать правильный ответ из ответов, предложенных к каждой задаче, не решая её?
- Вывод: Чтобы успешно выполнить тестовую работу, нужно не выбирать наугад ответ, а выполнить предложенное задание, и только тогда отметить номер варианта ответа.
- Какую бы оценку за свою работу на уроке вы бы поставили (учащиеся показывают выбранную карточку):
- Оценивание учителем работы учащихся на уроке, выставление отметок.
- Домашнее задание. Тестовая работа.
Ребята, дома вам предстоит выполнить тестовую работу с выбором ответов. Мы с вами уже сделали вывод: чтобы успешно выполнить тестовую работу, нужно не выбирать наугад ответ, а выполнить предложенное задание, и только тогда отметить номер варианта ответа. Поэтому, выполняя домашнее задание не забывайте об этом.
Устный счёт
1 вариант
Найдите неизвестное число:
….. : 4 = 7 90 : ….. = 6 ….. * 5 = 65
….. : 15 = 5 12 * ….. = 48 72 : 12 = …..
11 * ….. = 66 92 : ….. = 4 18 * 6 = …..
2 вариант
Найдите неизвестное число:
….. : 13 = 6 75 : ….. = 15 92 : ….. = 4
….. * 12 = 60 52 : 2 = ….. ….. : 17 = 7
300 : 15 = ….. 12 * ….. = 480 ….. * 8 = 96
Тестовая работа
Тема «Умножение и деление натуральных чисел»
- Вычислите: 564 * 78
А) 642; Б) 33992; В) 43992
- Вычислите: 2716 : 28
А) 97; Б) 816; В) 907
- Найдите произведение чисел 15, 33 и 101.
А) 49995; Б) 5445; В) 59994
- Во сколько раз 3485 больше 17?
А) 25; Б) 205; В) 115;
- Найдите неизвестное число: х * 5 = 65
А) 60; Б) 70; В) 13
- Установите, не выполняя действий, значение какого из выражений меньше.
А) 44 * 60; Б) 88 * 55; В) 55 * 60; Г) 44 * 50
- В зале хотят расставить рядами 35 стульев. При какой расстановке – по 6 стульев или по 8 стульев в каждом ряду – останется меньше лишних стульев?
А) при расстановке по 6 стульев; Б) при расстановке по 8 стульев.
- Сколько четырёхместных лодок понадобится, чтобы перевезти одновременно 18 человек?
А) 4; Б) 5; В) 6
- Электровоз прошёл 720 км, причём 6 ч он шёл со скоростью 80 км/ч, а оставшийся путь – со скорость 60 км/ч. Какое время электровоз был в пути?
А) 10 ч; Б) 4 ч; В) 12 ч
- С одной яблони собрали 12 кг яблок, с другой в 2 раза больше. Яблоки разложили поровну в 6 корзин. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?
А) 6 кг; Б) 4 кг; В) 5 кг.
- Выполните действия: 972 : 9 : 3
А) 6; Б) 36; В) 324
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»
Энгельсского района Саратовской области
413163 Саратовская область Энгельсский район с. Красный Яр ул. Гагарина 2 77 67 02
Методическая разработка урока математики в 5 классе
по теме « Умножение и деление натуральных чисел», представленная на конкурс
«Мой лучший урок» в контексте ФГОС ООО.
Выполнила Муратова Светлана Алексеевна, учитель математики МБОУ «СОШ с.Красный Яр».
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5классе на тему:"Умножение и деление натуральных чисел"
Урок построен в виде сказки. Иванушка - дурачек превращается в Иван - царевича, преодалевая три препятствия.......
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"
Техналогическая карта урока Презентация к уроку...
Методическая разработка открытого урока 8 класс.
Методическая разработка открытого урока 8 класс....
Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"
Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...
Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"
Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель урока: Формирование представлений ...
Презентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"
Прзентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"...