Педагогические технологии.
статья на тему

Петухова Галина Александровна

Описание здоровьесберегающей педагогической технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

Цель- привитие навыков здорового образа жизни, создание комфортных условий и благоприятного эмоционального фона на занятиях , построение урока с учетом работоспособности учащихся.

    В своей практической деятельности я  использую здоровьесберегающие технологи.

  • Медико-гигиенические технологии.
  • Психолого-педагогические технологии
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • Экологические здоровьесберегающие технологии

Мониторинг заболеваемости обучающихся, который  проводится ежегодно, показывает, что в классах, где я работаю  наблюдается снижение уровня заболеваемости и количества часто болеющих детей.

.  Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

        Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Таланова Наталья Викторовна использует следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного) Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц,

3. Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения Саратовской области) Цель технологии-  снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.

4.  Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка используются тексты (для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ), пропагандирующие  разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.  

5. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

    Как  показывает практика,  применение  в процессе обучения здоровьесберегающих технологий привело  к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классных коллективах

  Здоровьесберегающие образовательные технологии. На каждом уроке биологии решается задача формирования у учащегося потребности в здоровье и  сознательном отношении к нему, привития системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Использование мной данной технологии позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Я считаю. Это  дает положительные результаты в обучении и направляет развитие и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий. Регулярно как классный руководитель разрабатываю, провожу с ребятами спортивные мероприятия \прил.27\

В основе всех применяемых мною технологий лежит деятельностный подход в обучении и воспитании, который определяет систему всей работы. Деятельностный подход ориентирован на организацию активной познавательной деятельности ученика на всех этапах планирования и организации учебного процесса: в педагогическом целеполагании, выборе содержания, форм средств обучения. Таким образом, в процессе  использования форм, приемов и методов учебно - воспитательной работы формируется человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.  В качестве общей цели технологии  деятельностного подхода видится ребёнок,  способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности,  контролировать ее ход и результаты.   Деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного развития ребёнка

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Их применение даёт возможность:

  • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
  • достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
  • осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
  • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? – отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это?– объективные методы оценки результатов обучения,

а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

  • “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
  • Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
  • Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
  • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

   Использование здоровьесберегающих компонентов в обучении.

№ п/п

Здоровьесбере гающий компонент

Возрастучащихся

Периодичность использо вания

Краткое обоснование выбора

   1

Зарядки - релаксации, построенные на несложных физических движениях, игры, пение, танцы.

8-13 лет

Постоянно

Дает возможность снять умственное и

 физическое напряжение, обеспечить детям

небольшой отдых, вызвать положительные

эмоции, создать хорошее настроение,

 что, в свою очередь, позволяет легче и

 успешнее овладеть необходимыми знаниями

 на уроке, преодолеть трудности позволяет

 достичь цели и решить задачи

обучения.

   2

Новизна и нетрадиционность учебного материала

8-16 лет

Постоянно на уроке

Положительное влияние на эмоциональную

сферу ситуации ожидания необычного,

провоцирующей повышение интереса

учащихся к происходящему на уроке.

 (интерес от предстоящего знакомства,

например, просмотра кинофильма,

от предстоящей экскурсии и т.д.).

   3

Аутогенная тренировка

8-16 лет

Постоянно на уроке

Способствует решению таких проблем,

 как большая перегрузка учащихся,

 многопредметность, снижение

мотивации учения, что ведет к снижению

качества получаемого образования

 особенно в середине и в конце учебного дня.

   4

Дифференцированный подход в обучении

8-16 лет

Постоянно на уроке

Возможность моделирования ситуации

успеха у каждого отдельного ученика.

  5

Технология обучения в сотрудничестве.

8-16 лет

Постоянно на уроке

Для создания положительного климата,

 атмосферы успеха, преодоления

проблем  взаимопонимания учитель-ученик.

Здоровьесберегающие технологии

позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении

Привлечение внимания обучающихся, учителей и родителей к сохранению здоровья и профилактике детских и подростковых заболеваний.

Формирование способности объективно оценивать факторы окружающей среды, влияющие на здоровье. Ценностное отношение к своему здоровью.

Введены в практику:

- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждением в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

- гимнастика для глаз на уроках, физминутки

- тренинги здоровья:   тренировка дыхания при изучении темы «Дыхательная система», правильная осанка при изучении темы «ОДС», приемы релаксации при изучении темы «Нервная система» и др.  

1. Повышение мотивации к изучению предмета, профилактика болезней,  повышение культуры общения.  

2. Составлена  и реализована программа элективного курса «Человек и его здоровье» (участие в муниципальном конкурсе методических идей, фестивале ИД первое сентября «Открытый урок», окружном конкурсе «Лучший педагог образовательного учреждения»

3. Призеры конкурсов творческих работ по профилактике ЗОЖ:

- Клычкова Маша 10 А Акция «Молодежь против наркотиков», конкурс творческих

 работ «Жизнь стоит того, чтобы жить»

(поселковый конкурс, диплом 1 степени)

- Клычкова Маша 10 А Конкурс социальной рекламы среди

учащихся «Я против наркотиков,

алкоголя и табакокурения» (диплом участника)

- Клычкова М., Пирогова Т., Городилова С. – 10 А

 Конкурс листовок антинаркотического содержания «От слов к делу» (дипломы участников)

Информационно-коммуникационные технологии                                                                изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.

Повышение информационной культуры обучающихся в условиях современного общества, мотивация учебно-воспитательного процесса

Информационно-коммуникативные умения и навыки

  •  Разработка комплекта электронных уроков,  
  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования  
  • Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • Создание главы или страницы электронного учебника.
  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • Создание сборника предметных кроссвордов.
  • Разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  • Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
  • Пакет административной документации классного руководителя.
  • Пакет административной документации методического предметного объединения
  • База данных методик обучения.
  • Проект  личной методической веб-страницы.
  • Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
  • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
  • Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.

1.СоставленыУМК:                        - библиотека электронных пособий по курсу ботаника, зоология, анатомия, общая биология,                          - виртуальная лаборатория по химии.

- комплекс электронных пособий к элективным курсам

- банк творческих работ учащихся

- библиотека электронных пособий к внеклассным мероприятиями, воспитательной работе

- банк заданий для подготовки к ЕГЭ

2. повысился объём выполняемой работы на уроке и внеклассных занятиях в 1,5-2 раза

3. обеспечился доступ к различным справочным системам,

электронным библиотекам

4. повысилась наглядность обучения

 5. облегчилась проверка знаний учащихся

6. усилилась мотивация обучения, интерес к предмету,       высокий эстетический и эмоциональный уровень (музыка, анимация)

 

7. Создан персональный мини-сайт в социальной сети работников образования

 Авторы некоторых источников методической литературы не признают существования понятия «здоровьесберегающие технологии обучения», предлагают позиции, что вообще нет никаких здоровьесберегающих технологий, да ещё во множественном числе!!! Есть образовательные технологии (а технология - это целая и целостная модель), в которых непременно должен быть компонент здоровьесбережения. Придерживаюсь того же мнения: что любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.

Таким образом, цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения - достижение учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранение и укрепление здоровья.

 На уроках  химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Считаю, что никакие другие предметы как биология и химия ни ориентированы на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса и дают им представление о том, как надо заботиться о собственном здоровье. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения. Особенно курс биологии 8 класса: ребята, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в Интернете, создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.

     Ни для кого не является секретом, что число здоровых детей с каждым годом уменьшается. За период обучения в школе ребята приобретают массу хронических заболеваний. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Такая тенденция - уменьшение количества здоровых детей прослеживается и в нашей школе.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем. В нашем методическом объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя химии и биологии на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие нетрадиционные формы обучения. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

 Использование компьютера и системы голосования для тестирования обучающихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На уроках биологии и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

Можно ли купить здоровье?

 - Купить здоровье нельзя. Его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. Лишь упорная и настойчивая  работа над собой  позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся своим бесконечным   здоровьем.

В наше время поход в любой магазин или супермаркет можно сравнить с прогулкой по отделу бытовой химии. Этикетки кичатся элементами из таблицы Менделеева, мясо сгармонизировано гормонами и подкрашено, молоко по вкусу напоминает подбеленную воду, хлеб, в котором эффект подъема на дрожжах имитируется химическими разрыхлителями, принял на себя полномочия оружия массового поражения. Что означает буква  Е на  этикетках?

Таблица 1. Коды некоторых пищевых добавок.

Е

Значение

100-182

Красители. Усиливают или восстанавливают цвет продукта.

200-299

Консерванты. Повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов, химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты.

300-399

Антиокислители. Защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.

400-499

Стабилизаторы. Сохраняют заданную консистенцию. Загустители, повышают вязкость.

500-599

Эмульгаторы. Создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например, воды и масла.

600-699

Усилители вкуса и аромата.

900-999

Пеногасители. Предупреждают или снижают образование пены.

Запрещенные

Е – 103, 105, 111, 121(краситель цитрусовый красный 2), 123(красный амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид),

Опасные добавки

Опасные: Е-102, 110, 120, 124 (понсо 4R), 127

Вызывающие  злокачественные опухоли: Е – 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211 (бензоат натрия), 213-217, 240, 330 (лимонная кислота), 447

Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта

Е- 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466

Аллергены: Е -230, 231, 232, 239, 311-331

Вызывающие болезни печени и почек: Е –171-173, 320-322

Вредные для кожи: Е-230-232

Вызывающие расстройство желудка: Е-338-341, 407, 450, 461-466

Повышающие холестерин: Е-320, 321

Классификация согласно «Codex Alimentarius»

Лимонад, жевательная резинка, чипсы…… На уроках химии и биологии ребята узнают о  полезных и вредных продуктах питания.

Кроме того, на уроках химии у обучающихся воспитывается убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Дети учатся примененять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 Большое внимание в нашем методическом объединении уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье.  Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

  1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
  2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
  3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
  4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
  5. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
  6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...