Проблема текста. Аргументы
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
(1) Триста лет назад (как время-то бежит!) Пётр Великий прорубил окно в Европу; естественно, в образовавшееся отверстие хлынули (см. учебник физики или фильм «Титаник») европейские языки: английский, голландский, французский, итальянский. (2) Слова шли вместе с новыми культурными понятиями… (3) Скажем, были на Руси «шти», «уха», «похлёбка», «селянка», «ботвинья», «окрошка», – пришли «бульон», «консоме» да и просто «суп». (4) Было меньше, стало больше, вот и хорошо. (5) Кто за то, чтобы все-все эти слова забыть, вычеркнуть из памяти, стереть, и оставить только одно: суп? (6) Просто суп, вообще суп, без различий: пусть то, что едят ложкой, отныне называется суп, а то, что вилкой, то уже не суп. (7)И никаких тебе тонкостей. (8) У нас в меню – суп.
(9) Забудьте, если знали, и никогда не вспоминайте, и даже не пытайтесь узнать, что означают слова: гаспаччо, буйабез, вишисуаз, минестроне, авголемоно. (10) Не спрашивайте, из каких продуктов сделаны данные блюда, острые они или пресные, горячие или холодные. (11) Вам этого знать не нужно. (12) Да чего там гаспаччо: забудьте разницу между щами и борщом. (13) Её нет! (14) Уха? (15) Что такое уха? (16) Парный орган слуха? (17) Пусть этого слова не будет. (18) Окрошка? (19) Квас?.. (20) Вас ист дас – «о, крошка»? (21) Девушка, я вас где-то видел. (22) Я – к вас, а вы – к нас, идёт?
(23) Давайте, давайте пусть всё пропадёт, исчезнет, улетучится, испарится, упростится, пусть останется один суп, - съел, и порядок, и нечего чикаться. (24) Одежду тоже давайте носить одинаковую, как китайцы при Мао Цзедуне: синий френч. (25) Жить давайте в хрущобах: приятное однообразие. (26) Пусть всех мужчин зовут, допустим, Сашами, а всех женщин Наташами. (27) Или ещё проще: бабами. (28) А обращаться к ним будем так: «Э!»
(29) Короче, давайте осуществим мечту коммуниста: «весь советский народ как один человек», давайте проделаем быструю хирургическую работу по урезанию языка и стоящих за языком понятий, ведь у нас есть прекрасные примеры. (30) Скажем, жили-были когда-то синонимы: «хороший, прекрасный, ценный, положительный, выдающийся, отличный, чудесный, дивный, прелестный, прельстительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, завлекательный, влекущий, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный», и так далее, и так далее. (31) И что же? – осталось только «крутой». (32) Реже – «клёвый».
(Т. Н. Толстая)
Соотнесите идеи прочитанного вами текста с аргументами, которые могут быть использованы для доказательства этих идей. Подумайте, есть ли в списке аргументы, которые можно использовать для доказательства нескольких из предложенных идей.
Идеи
I. Засорение языка жаргонными словами – серьёзная проблема.
II. Обнищание языка приводит к упрощению и даже к примитивизации жизненных форм.
III. Богатство русского языка – наше общее достояние.
Аргументы
1. Литературные слова зачастую вытесняются жаргонными, поскольку последние воспринимаются некоторыми как престижные, модные.
2. Небрежность, неряшливость в речи развращает и может приводить к непорядочности в поступках, а интеллигентный человек интеллигентен во всём.
3. Жаргонные слова столь активно используются людьми, особенно молодёжью, потому, что они кажутся очень удобными: одним жаргонизмом можно заменить десять – пятнадцать слов литературного языка, но нельзя передать тонкие оттенки мысли.
4. Сейчас много говорят об экологии и защите окружающей среды, а ведь язык – это тоже среда, в которой мы все живём, и она определяет наш менталитет.
5. Ясность изложения тесно связана с логичностью мышления: «кто ясно мыслит – чётко излагает».
6. Язык обеспечивает связь человека с его народом и связь народа с его прошлым.
7. Синонимия даёт возможность взглянуть на один и тот же предмет с разных сторон, что делает наш взгляд на мир объёмным и глубоким.
8. Чёткость и разнообразие форм мышления обеспечивают разнообразие жизненных форм, ведь мир для человека таков, каким он его мыслит.
9. Если часто вместо слов литературного языка использовать жаргонизмы, можно превратиться в Эллочку Людоедку, чей словарный запас составлял тридцать слов.
Современная писательница Татьяна Толстая поднимает в своём тексте актуальнейшую проблему – проблему вытеснения слов литературного языка жаргонизмами и, как следствие, сужения словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по русскому языку. Уровень С. Проблемы и аргументы.
Здесь можно найти формулировку некоторых проблем и подбор к ним аргументов из художественной литературы. Кроме этого, есть небольшие комментарии практически к каждому аргументу. Надеюсь, что этот мате...
Проблемы и аргументы. ЕГЭ по русскому языку. Часть С
Материал взят со страниц пользователей сайта с целью оказания помощи моим ученикам....
Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....
Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
В работе рассмотрен фрагмент урока , посвященного анализу текста....
Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С) Примерный план сочинения по прочитанному тексту. 1. Проблема (проблемы) текста Философские, социальные, политические, экологические, нравственные (эстетические).
Подготовка к EГЭ. Часть С....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Проблема. Литературный аргумент.
Проблема. Литературный аргумент...