Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Елена Александровна Конькова

В работе рассмотрен фрагмент урока , посвященного анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_teksta.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

Проблема текста.

-Что такое проблема?

-Как выявить проблему текста?

-Как сформулировать проблему текста?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

            Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

            Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

            Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

            Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

            Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

            Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

 Работа с текстом

Легенда

            Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

            Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых, подвыпивших  моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое  дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался  судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

            А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

            Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

            Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает  хлестать красная, горячая кровь…  Как  всё это сложно, глубоко и таинственно! Да,  в жизнь нужно входить не весёлым  гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом,  как в священный лес,  полный жизни и тайны. (В.Вересаев)

Проблема текста:

            (Проблема  смысла жизни,  затрагивающая  нравственные  стороны человеческой жизни) 

         Каким образом  содержание текста касается  других людей, всего человечества?

            ( Нравственные (этические) нормы   обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой)

            -Какая абстрактная идея  рассматривается автором?

 (Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)

Формулирование проблемы

Два простых способа формулировки проблемы

I.  1.Автор размышляет над проблемой  смысла жизни;

   2.В тексте поднимается проблема   смысла жизни;

   3.Текст автора заставил меня задуматься над  проблемой смысла жизни.

II.Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста  невозможно.

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

-Что такое комментарий?

-Каковы типы комментария текста?

-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.

Можно выделить два типа комментария.

  1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
  2.  При   концепционном  комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста,     её  актуальность,   столкновение различных   мнений  по  данному            вопросу и т. п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.  Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

  

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

Проблему смысла жизни,  отсутствия гармонии  в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды  о священном лесе, что посетили моряки  на острове Самои

- На чём заостряет внимание?

Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне

- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.

- Какие эмоции автора выражены в тексте?

 Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели  у туземцев:  развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а  живые  души   деревьев  мучаются и   страдают, так как не в силах  помочь погибшему собрату,  кокосовому дереву.

- Как выражено отношение автора к изображаемому?

Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело,   уже  никогда не улыбались

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Автор текста использовал  разнообразные художественные  средства, которые позволили  ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный  . .. шорох»  ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»),   олицетворение ( «священный лес»,  « тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу»,  «как в священный лес»),  гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»).

            Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный  в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

            Позиция автора такова

            Автор считает, что…

            Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

            Автор убеждает нас в том, что…

            Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

            В тексте доказывается мысль о том, что…

            Основная мысль текста заключается в том, что…

             Например:  Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в  жизнь  входить  каждый человек должен  «с благоговейным трепетом», «как в священный лес»,  тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

 - Что такое аргументация?

- Каковы основные виды аргументов?

Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его  мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1)      тезис (положение, которое надо доказать);

2)      аргументация (доказательства, доводы);

3)      вывод (общий итог).

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?,  а аргументы отвечают: потому что…

Аргументы  «за» должны быть:

- правдивыми, опираться на авторитетные источники;

- доступными, простыми, понятными;

- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы  «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от  него такта, подчёркнутой корректности  (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С).

  

Типы аргументов

  1. Естественные доказательства.

1.1.  В качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет  (или мог бы иметь) каждый человек.

1.2.  В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения.

1.3.   Ссылка на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к  «третьей стороне» - сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя  к народной мудрости.

1.3.1.      Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...