Проблемы и аргументы. ЕГЭ по русскому языку. Часть С
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Материал взят со страниц пользователей сайта с целью оказания помощи моим ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_s.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ С.(АРГУМЕНТЫ)

Тип проблемы

Виды проблем

Примеры произведений, где ставятся проблемы

1. Национально-историческая проблематика.

 

- сущность национального характера;

- национальная самобыт ность;

- национальная судьба и предназначение нации;

- становление русского национального характера

 

Н. С. Лесков. «Левша», «Очарованный странник»; М. А. Шолохов. «Судьба человека»; И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»;

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Полтава»; М. Ю. Лермонтов. «Бородино»; «Слово о полку Игореве»; Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Севастопольские рассказы»; А. Н. Островский. «Гроза»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...»;

А. И. Солженицын. «Матренин двор».

2. Социально- культурная проблематика.

- своеобразие уклада жизни;

- типичные нравы и характеры определенного периода времени

 

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»;

Н. В. Гоголь. «Мертвые души», «Ревизор»;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»;

И. С. Шмелев. «Лето Господне».

3. Идейно-нравственная про блематика.

 

- честь и достоинство;

- сохранение человеческого достоинства;

- нравственное самоопределение;

- нравственное пробуждение или деградация;

- осознание и преображение нравственных ценностей;

- настоящая и подлинная любовь;

- милосердие;

- проблема исторической памяти;

- выбор жизненного пути;

- проблема отцов и детей

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»;

В. Шаламов. «Колымские рассказы»;

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»; «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»;

Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»; рассказы А. П. Чехова;

К. Паустовский. «Телеграмма»; Ф. Абрамов. «Алька»; И. С. Тургенев. «Отцы и дети»;

А. С. Пушкин. «Станционный смотри тель»;

Л. Н. Толстой. «Детство».

4. Философская проблематика.

- жизнь и смерть;

- противостояние добра и зла;

- поиск истины;

- вера и безверие;

- временное и вечное;

- истина и ложь;

- судьба, рок, предопределение;

- творчество

М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой. «Война и мир»;

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»; Философская лирика Ф. И. Тютчева,

А. С. Пушкина, Н.А. Заболоцкого; традиции У. Шекспира, «Божественной комедии» Данте.

5. Лингво-культурологическая проблематика.

- проблема бережного отношения к языку;

- проблема экологии языка;

- роль книги в жизни человека;

- роль литературы в формировании личности человека;

- угасание интереса к чтению.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»; А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»; И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»;

М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»;

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда».

 Для обучения аргументации рекомендуем учащимся организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых

слов.

1. Человек и природа.

1). Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский).

2). Охранять природу - значит охранять Родину. (Пришвин).

3). Природа - вечный образец искусства; а величайший и благороднейший  предмет в природе – человек. (Белинский).

2. О семье и воспитании.

1). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон.)

2). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой).

3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).

4). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).

3. О дружбе.

1). Украшение дома-друзья, его посещающие. (Эмерсон).

2).Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).

3). Первое условие для сближения - искренность . (Пришвин.)

4). Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. (Суворов).

5). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп).

6). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой).

4. О труде.

1). Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций.)

2). Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Л. Да Винчи).

3). Статую красит вид, а человека - деяния его. (Пифагор.)

4). Кто малого не может, тому и большее невозможно. (Ломоносов).

5. О языке и чтении.

1). Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Пушкин.)

2). Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро.)

3). Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. (Софокл.)

4). Книга есть жизнь нашего времени. (Белинский).

6. О доброте.

1). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо.)

2). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех в других. (Л. Толстой.)

3). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Шекспир.)

4). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Паскаль).

5).В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Л. Толстой).

6). Знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер).

7. О Родине.

1). Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека).

2). Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон).

3). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин.)

 

ПРОБЛЕМЫ

АРГУМЕНТЫ

Книга чести

Честь, долг, достоинство. Служение отечеству

Интеллигентность, чувство ответсвенности…

Д. С. ЛИХАЧЁВ

Последний интеллигент эпохи 20 века

У Лихачёва был талант человека, который знал, что он обязан делать, - талант ответственности перед историей, перед обществом, перед самим собой, перед своим прошлым

                                  Д. Гранин

Самая большая ценность народа  - его язык

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе  («Письма о добром и прекрасном»)

Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить на велосипеде

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей стране

Губительный проект реконструкции Невского проспекта удалось отклонить благодаря Д. С. Лихачёву (60-е годы 20 века)

Ввёл в обращение термин «экология культуры»

Взаимосвязь человека и природы

Порядочность, сочетание талантов в одном человеке, добрая память…

 

      А. П. ЧЕХОВ (1860 – 1904)

Когда умер Чехов, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной прозы, но 4 деревенские школы, библиотека в родном Таганроге, там же памятник Петру I, посеянный на пустоши лес, 2 замечательных сада. Это говорит о его страстном стремлении к тому, чтобы люди зажили «умнее и счастливее».

Устами доктора Астрова  Чехов выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное.

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (Чехов)

К. Паустовский назвал леса «исполинскими лабораториями», которые вырабатывают кислород и удаляют ядовитые газы и пыль.

В чём заключается счастье?

 Ф. М.Достоевский видел счастье в очищении души,  Л. Н. Толстой – в полноте и естественности чувств, В. Г. Короленко – в благородстве натуры.

Богатство русского языка, защита его богатства, величия и достоинства

Человек чести о долга…    

В. СОЛОУХИН (1924 – 1997)

Русский писатель, поэт, публицист. В своих книгах он поднимает проблему защиты национально-исторических основ русской культуры.

Среди современников мало таких писателей, которые могли бы равняться с Владимиром Солоухиным в глубинном знании русского языка и в умении столь виртуозно владеть им. Его стихи и проза звучат то целым оркестром, то владимирским пастушьим рожком, то весёлой балалайкой. В далёкой Австралии создано Общество русской словесности имени Владимира Солоухина.

На русском  языке клеймил ужасы крепостничества А. Н. Радищев; учил «науке побеждать» гениальный Суворов, Пушкин и Лермонтов слагали свои изумительные строфы

Национальные гении, вклад в развитие Отчества

Радетели Земли русской…

Упорство и труд на благо своей страны, стремление к цели..

Роль Петра I

Гордость за сынов Отечества

Храбрость, стойкость…

Сочетание талантов в одном человеке

Ответственность учёных, писателей, других талантливых людей перед обществом за свои поступки

Цена человеческой жизни

Многие ли богатые люди сейчас готовы стать меценатами, т.е. потрать свои деньги на науку и искусство?

Плоды деятельности

Польза Отечеству

( А. Платонов рассказ «Корова», сочинение Васи «Какую пользу я принесу Родине, когда вырасту?» - «Была у нас корова, и всем от неё было хорошо»)

Сочетание талантов…

М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 – 1754)

Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом надежды на силу национального гения. Он стал живым воплощением русской науки и культуры (естествоиспытатель, философ, поэт, основатель русского литературного языка, историк, географ, политический деятель).

Российский граф Яков Брюс , ближайший сподвижник Петра I, герой Полтавы нигде не учился и всего добивался самообразованием: он изучил полдюжины языков и перевёл множество книг, написал первый русский учебник по геометрии, составил словари русско-голландский и голландско-русский, составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов.

К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе.  Он имел в своём составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галёр и 26 кораблей других типов. В его рядах было до 30 тысяч человек.

А.В. СУВОРОВ (1729 – 1800) –  величайший российский полководец, за всю свою карьеру не знал ни одного поражения: дал 63 сражения и все выиграл! Один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус российских сухопутных и морских сил.

Ф.Ф. УШАКОВ (1745 – 1817) -    выдающийся русский флотоводец, разработал принципы новой тактики манёвренности морского боя. В последние годы посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.  Причислен к лику святых.

В. И. ДАЛЬ (1801 – 1872) – писатель, врач, известный лексикограф, автор  первого толкового слова и учебников «Ботаника», «Зоология». Как врач ухаживал за смертельно больным Пушкиным.

ПИРОГОВ Н.И. ( 1810 – 1881) – русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог. Основатель военно-полевой медицины. Изобрёл гипсовую повязку и искусственный сустав. Создал первый анатомический атлас.

О Пирогове рассказ А. Куприна «Чудесный доктор»

                                                       

Французский учёный ПАСТЕР  обладал мужеством учёного. Он одержал победу, которая для человечества важнее всех вместе взятых побед Наполеона, его соотечественника. Победы Наполеона в конце концов завершились поражением и унесли жизни людей. Пастер сделал открытие, которое спасло жизни миллионам. Многие из нас потому сегодня живут на земле, что открытый им метод прививок дал возможность победить чуму, оспу. Эти болезни уносили жизни больше, чем войны. Великие люди наделены огромным чувством ответственности за то, что дано им от природы .

П.М. ТРЕТЬЯКОВ (1832 – 1898) -  российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. В 1892 году передал коллекцию картин со зданием галереи в собственность Москве.

С. И. МАМОНТОВ (1841 – 1918) – русский предприниматель и меценат, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор. Помимо коммерческих дел большое внимание Мамонтов уделял искусству: он организовал частную русскую оперу, на сцене  которой впервые выступал Шаляпин. Многие известные художники жили и работали в имении Мамонтова в Абрамцеве.

МЕЦЕНАТ – БОГАТЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ НАУК И ИСКУССТВ.

- И. МИЧУРИН (1855 – 1935) – русский биолог и селекционер, вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, смородины.

Н.И. ВАВИЛОВ (1887 – 1943) – учёный-генетик, ботаник, селекционер. Под его руководством была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. В 1943 году умер в тюрьме (жертва сталинских репрессий), посмертно реабилитирован.

С. П. КОРОЛЁВ (1907- 1966) -  отец космонавтики.     Советский учёный, основатель практической космонавтики. С. П. Королёв является создателем ракетного оружия и техники. Создал первый пилотируемый корабль «Восток – 1»

Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ (1834 – 1907) -  русский учёный и общественный деятель. Химик, физик, экономист, технолог, геолог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Наиболее известное открытие – периодический закон химических элементов.

                        Чувство справедливости , умение признавать превосходство и таланты других

Великодушие         

 

СЕР БАРРОУ , английский профессор 17 века, неплохой математик. Он заметил успехи нового своего ученика Исаака Ньютона, подчеркнул его талант и признал его превосходство. Он отказался от кафедры, потребовав, чтобы её занял ученик.

А. П. ЧЕХОВ   отказался  от звания академика, присвоенного ему в 1900 году, в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком

В. А. ЖУКОВСКИЙ   признал превосходство таланта А. С. Пушкина над своим и подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...

ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Аргументы.

ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Аргументы....

"ЖЗЛ" для создания аргументов ЕГЭ по русскому языку

В материале подобраны названия книг из серии "ЖЗЛ", что может помочь при написании аргументов в ЕГЭ по русскому языку....

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».

Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....

ЕГЭ по русскому языку. Часть С. Виды аргументов

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме: Подготовка к ЕГЭ...

Формы и приёмы обучения подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе

В презентации рассматриваются формы, методы и приёмы обучения учащихся подбору аргументов на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе, особенности аргументативных текстов....