ЕГЭ по русскому языку. Уровень С. Проблемы и аргументы.
материал по русскому языку (11 класс) на тему
Здесь можно найти формулировку некоторых проблем и подбор к ним аргументов из художественной литературы. Кроме этого, есть небольшие комментарии практически к каждому аргументу. Надеюсь, что этот материал поможет учащимся в написании уровня С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_argumenty.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы, темы, аргументы |
Проблема несправедливости социального устройства общества И.С.Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных ей людей. Н.А.Некрасов . «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства общества. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей. Н.С. Лесков. «левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: он умирает в больнице для бедных. М.Горький. Повесть «Детство». Изображение свинцовых мерзостей жизни. Судьба семьи Кашириных. А.М.Горький. «На дне». Столкновение хозяев ночлежки Костылевых и людей «дна». Н.В.Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек» отстаивает свое право на мечту. Л.Н.Толстой. «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделенность двух Россий – России богатой и России бедной. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Устройство парохода «Атлантида»: одни развлекаются, другие на них работают. Самые никчемные имеют средства для путешествия (господин и его семья). А рыбаки на Капри вынуждены продавать результаты своего труда и жить впроголодь. М. Горький. «Фома Гордеев». Жизнь богатых купцов, тратящих свои деньги на развлечения, и простой народ, за счет которого они живут. |
В чем заключается смысл жизни? А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться, не знающий, чем ему заняться. М.Ю.Лермонтов. «герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла жизни , он говорит, что чувствовал в своей душе силы необъятные, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И.А.Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Ильич Обломов не сумел преодолеть своей лени, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведет к нравственной смерти. даже любовь не смогла спасти Обломова. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа – Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим», приносить добро людям. А. Платонов. «Сокровенный человек». Макар Пухов. Пытается найти своё место в революции, приходит к выводу, что радостно пытается встретить новый революционный рассвет. М.Горький. «На дне». Актер не видит смысла в жизни, опускается на дно. Но благодаря Луке меняется к лучшему и начинает видеть цель в своей жизни. М. Горький. «Фома Гордеев». Пытается понять, для чего он живет. Его не устраивает жизнь купцов, но как жить самому, он не знает: мечется, пьет, гуляет. В результате – попадает в сумасшедший дом. И.А.Бунин. Захар Воробьев». Главный герой понимает, что хочет приносить пользу людям. Но как это сделать, он не знает. В результате все силы затрачены в пустую. В конце – смерть. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Флягин ищет свое место в жизни. Приходит в монастырь, понимает, что хочет жить для народа. Говорит в конце: «Очень за народ помереть хочется». |
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Толстого, главный герой Николенька Иртеньев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Сначала увлекается идеей «комильфо», а потом приходит в выводу о пустоте этого идеала, проваливается на экзамене и понимает, что надо менять отношение к жизни. В.Г.Распутин. «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, ее душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. «Поучение Владимира Мономаха». Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное значение: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости добра, верности. И.А.Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребенка. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Таким Печорина сделало воспитание. Б.Васильев. «Завтра была война». Попытка учителя сделать из детей идеологически правильных людей. противоборство идеологизированного воспитания и живой человеческой души. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Спор между неправильным (Митрофан, Простакова) и правильным (Стародум) пониманием цели и назначения образования и воспитания. |
Значимость труда в жизни человека. А.И.Солженицын. «Матренин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать людям и, хотя не нажила никаких благ, остается чистой душой, праведницей. А.И.Гончаров. Обломов, исключивший труд из своей жизни, превращается в живой труп, Штольц всю жизнь трудиться – деятельная личность. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Не привык трудиться, не умел ничего делать – стал лишним человеком. То же самое и у Лермонтова в «Герое нашего времени». М.Горький. «На дне». Клещ, пытающийся сохранить уважение к себе при помощи труда. Потерял работу – потерял смысл жизни. Актер начинает работать – бросает пить. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Работяги на Капри. Трудятся. Чтобы обеспечить жизнь богатых. Не случайно, именно они имеют в рассказе имена. Это – свидетельство их значимости. |
Какое влияние оказывает личность на ход истории? Л.Н.Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – роль личности и народа в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. По мнению Толстого, влиять на историю может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своем величии, поэтому обречен на поражение. |
Проблемы свободы личности и ответственности человека перед обществом. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность пред родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создает свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т.е. не личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих»,, По их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общество, в умении сделать правильный нравственный выбор. В.Быков. «Обелиск». Учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Маргарита, имея выбор между благополучием и любовью, выбирает любовь, отказавшись от удобной благоустроенной жизни, становится ведьмой, чтобы спасти любимого. Оказавшись перед выбором: помочь Фриде, которой дала слово, или просить за мастера, она сдерживает слово и остается внутренне свободной, несмотря ни на что. Л.Андреев. «Иуда Искариот». Главный герой, оказавшись перед выбором жертвы дорого человека или спокойной, но прежней жизни, выбирает прослыть предателем, но выполнить свою миссию – изменить мир путем смерти Иисуса. М.Горький. «Фома Гордеев». Фома делает свой выбор – он отходит от класса купцов, несмотря ни на что. но самого себя так и не находит. |
Проблема патриотизма Л.Н.Толстой «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино. Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле. Пьер Безухов, чтобы спасти Россию, остается в Москве с целью убить Наполеона. Но истинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых людях, солдатах, который в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. «Дубина народной войны» называет Толстой партизанское народное движение. Книги о ВОВ: М.Шолохов «Они сражались за Родину», Б.Васильев «А зори здесь тихие», « В списках не значился», Ю.Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой» и др. |
Проблема отношения человека к природе В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. М.Булгаков. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику гипофиз человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу! А. Платонов. «Сокровенный человек». В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». С.Есенин «Песнь о собаке», «Лисица». |
Проблема сложности взаимоотношений людей А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Евгений Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастным и самого себя, и других людей. то же самое в «Герое нашего времени» М.Лермонтова. В. Быков. «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не 3узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик. Л.Андреев. «Иуда Искариот». Взаимоотношения Иуды и учеников. Непростые из-за разного понимания жизни. «Стена». Не складываются отношения между людьми. Они разобщены, не понимают и не слышат друг друга. Не получается достичь единой цели (свалить стену) из-за этого. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Господин, которого почитают, пока он жив и богат, и забывают, относятся пренебрежительно после его смерти. миру нет дела до горя. Люди разобщены. |
Самопожертвование. Любовь к ближнему. А.П.Чехов. «Попрыгунья». Доктор Дымов, талантливый молодой ученый. Рисковал своей жизнью, спасая ребенка от дифтерита. Заразился и умер. Б.Васильев. «А зори здесь тихие…» Женька Камелькова, уводя немцев от раненой Риты Осяниной и сержанта Васкова, погибла. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Желтков, влюбленный в княгиню Веру, кончает жизнь самоубийством ради ее покоя. Ф.М.Достоевский. Соня Мармеладова. Спасая своих братьев и сестер от голодной смерти, пошла на панель. Всё делал для того, чтобы спасти Раскольникова. |
Сострадание и милосердие. Чуткость. М.Шолохов. «Судьба человека». Трагическая судьба солдата, который во время войны потерял всех своих родных. Однажды встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, для того, чтобы противостоять судьбе. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Соня Мармеладова. Отношение к семье, к Раскольникова. М.Горький. «На дне». Лука. Жалеет всех ночлежников, вселяет им надежду на будущее. Чутко выслушивает все их жалобы на жизнь. Говорит, что человека пожалеть никогда невредно. Н.С.Лесков «Очарованный странник». Флягин, жалея цыганку Грушу, идет на самопожертвование, убивает ее. |
Черствое и бездушное отношение к человеку. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Равнодушное отношение людей к горю семьи господина после его смерти. М.Горький. «На дне». Бубнов, который считает, что нужно валить всю правду, как она ни есть. Смеется над мечтами Насти обрести настоящую любовь, над мечтой Клеща найти работу. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Измайлова. Из-за своих целей безжалостно и хладнокровно убивает свекра, мужа, племянника. |
Человек и его родина Н.С.Лесков. «Левша». Англичане предлагают герою остаться в Англии, жить в достатке и семейном благополучии. Левша едет в Россию, так как должен передать мысль, что ружья нельзя чистить кирпичом. Приезжает домой, попадает в тюрьму и умирает. Л.Н.Толстой. «Война и мир». В России Наполеону противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных наций, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, не хотели оказаться под властью французов, а с такой силой никто не может сладить. В.Быков. «Сотников». Сотников отказывается предать свой народ, перейти на сторону фашистов. Он любит Родину. |
Верность своему призванию. Самореализация. А.П.Чехов. «Попрыгунья», «Враги». Врачи оказались верны своему признанию, несмотря ни на что. «Ионыч» - доктор изменил своему призванию, для него самое главное оказались деньги, удобство. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Не нашел своего призвания, не научился терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. То же самое и Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Л.Н.Толстой. «Война и мир». Болконский, Безухов, Ростова смогли реализовать себя. Светские, семья Курагиных – не смогли, утратили способность к духовному саморазвитию. Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Плюшкин, который стал «прорехой на теле человечества», потерял не только внешний вид, но и душу. А.П.Чехов. трилогия о «футлярности». Беликов, Алехин, Чимша-Гималайский не смогли реализовать свои мечты из-за боязни перед жизнью. М.Е.Щедрин. «Премудрый пескарь». Спрятался от жизни, ничего не сделал в жизни. «Жил – дрожал, умирал – дрожал». А.И.Гончаров. «Обломов». Образ человека, который только хотел. Хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей. Но у него не нашлось сил, он не смог воплотить себя. М. Горький. «На дне». Жизнь бывших людей, которые утратили силы для борьбы. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают ради того, чтобы изменить свою участь. |
Ложные ценности И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско».человек, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда он умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него: он умер, так и поняв, что такое жизнь. М.Горький. «На дне». Костылев, для которого главные ценности в жизни – деньги. |
Роль искусства в духовной жизни человека. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Наташа Ростова. Своим пением вселяет уверенность в Николая в том, что всё образуется. И тем самым спасает его от самоубийства. И.С.Тургенев. «Певцы». Пение Яши облагораживает всех, успокаивает. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Аппассионата, которую слушает Вера после смерти Желткова, освобождает ее душу от вины. А.Т.Твардовский. «Василий Теркин». В главе «Гармонь» Теркин играет на привале. Всем становится легче и веселее. А.П.Чехов. «Дом с мезонином». Мисюсь влюбляется в художника частично из-за влияния на нее его картин. М.А.Булгаков. «Белая гвардия». Музыка, пение в доме Турбиных делает атмосферу дома доброй, любящей, смягчает сердца, примеряет спорящих. |
НТП и нравственность человека М.Булгаков. «Собачье сердце». Доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет сила познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это ещё не человек, потому что в нем нет любви, чести, души, благородства. Е. Замятин. «Мы». Единое Государство, построенное нумерами, считается счастливым. Люди имеют все материальные блага, но взамен лишены души, мечтаний, любви, индивидуальности. Это приводит к попытке бунта, который оказывается подавленным. Люди стали роботами. |
Память человека, историческая память, отношение к культурному наследию А.П.Чехов. «Вишневый сад». Лакей Яша не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение бе6спамятства. Раневская – воплощение исторической памяти. Для нее сад – память об истории рода, о ее жизни. Поэтому она не может с ним расстаться. Фирс, которого все забыли в заколоченном доме, - воплощение отношения людей к прошлому. Ч.Айтматов. «Буранный полустанок». Легенда о манкуртах. Манкурты – это люди, насильственно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматичный финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от почвы, от традиций своего народа. Творчество футуристов. Они предлагали «сбросить Пушкина с корабля истории». Но в пустоте творить невозможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. |
Честь-бесчестие. Верность – предательство Л.Н.Толстой. «Война и мир». Русские солдаты на Бородинском сражении. Княжна Марья, не захотевшая остаться в Лысых Горах с французами. Купец Ферапонтов, сжигающий в Смоленске свои лавки, чтобы они не достались французам. Болконский, Безухов, идущие на войну. Пьер, оставшийся в Москве с целью убить Наполеона. Спасает девочку из огня, заступается за женщину. Болконский – слова Кутузова о нем: «Твоя дорога – дорога чести». Книги о ВОВ. М.А.Булгаков «Белая гвардия». До последнего исполняют свой долг офицеры. |
Бесчеловечное отношение к человеку в тоталитарном государстве А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». А.А.Ахматова «Реквием». А.Т.Твардовский. «По праву памяти» и др. |
Влияние природы на человека Л.Н.Толстой. «Война и мир». Сцена охоты с Наташей Ростовой. Небо Аустерлица для Болконского. Дуб для Болконского. Ночь в Отрадном и ее влияние на Андрея. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Роль пейзажа. Стихотворения Есенина. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Отрицательное влияние на нервы Раскольникова «желтого» Петербурга. |
Проблема ответственности человека за свои дела М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа, несущего в себе идею подлинной гуманности, доброты и всепрощения. Образ прокуратора Иудеи Понтия Пилата символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Он отправляет невинного человека на смерть, за что и страдает и на земле, и в вечной жизни. Фрида, Маргарита, другие персонажи романа. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников. М.Булгаков. «Собачье сердце». |
Проблема любви, ревности, дружбы, предательства А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин – Татьяна, Ленский – Ольга; Онегин – Ленский) М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». (Печорин – Грушницкий, Печорин – Вернер; Печорин – Бела, княжна Мери, Вера) И.С.Тургенев «Отцы и дети». (Базаров – Аркадий, Базаров _ Одинцова, Аркадий 0 Катя, Павел Петрович – княгиня Р, Николай Петрович – Фенечка). А.И.Гончаров. «Обломов». (Обломов – Ильинская, Обломов – Штольц) М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия». Л.Н.Толстой. «Война и мир». (Наташа – Пьер, Болконский) Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». (Раскольников – Соня, Раскольников – Разумихин) А.Н.Островский. «Гроза». (Катерина – Борис) Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
Хорошая грамотная речь Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (неграмотная речь Простаковой) Л.Н.Толстой. «Война и мир». Грамотная речь Болконского, Пьера, народная речь солдат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"
Презентация по русскому языку:"Комментарий к проблеме текста"....
Проверочная работа по русскому языку. Уровень подготовки к ГИА в 8-ом классе
Материалы проверочной работы позволят учителю оценить уровень грамотности ученика по темам, изучаемым в курсе русского языка в 8-ом классе....
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В работе представлены проблемы преподавания и освоения обучающимися русского языка как родного. Рассмотрены современные УМК по русскомй языку. Выделены задачи преподавания русского языка в свете требо...
Рабочая программа по русскому языку. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 классы)
Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку для 5-9 классов, авторской программы Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и федерального государственного образовательн...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...
Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс
Программа разработана на основе: Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций (10-11 классы) / авт.сост. А.И....