Использование современных образовательных технологий
материал по теме

       Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Анализ моей педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

     Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения – основа внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное не имеет особого смысла. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в жизни.

     Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Одними из самых любимых физкультминуток стали: повторение лексических единиц с помощью мяча, физкультминутки «Teddy Bear» и «Давайте поздороваемся как жители разных стран».

Требования, которые я соблюдаю

при организации и проведении физкультминуток:

  1. Физиологическим обоснованием для проведения физкультминутки, считаю, 15-20 минут от начала урока.
  2. Длительность физкультминутки 1-5 минут. В каждую включаю комплекс упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время мне удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  3. Комплексы подбираю в зависимости от вида и содержания урока. Упражнения подбираю  разнообразные, так как монотонность снижает интерес, а, следовательно, и результативность.
  4. Физкультминутки провожу на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  5. Предпочтение отдаю упражнениям для утомлённых групп мышц. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Виды физкультминуток

Музыкально-танцевальные физкультминутки

COME ALONG AND JOIN OUR CIRCLE.

PUT OUT YOUR HANDS AND MAKE A CIRCLE.

STEP TO THE RIGHT AND SING!

STEP TO THE RIGHT AND SING, SING, SING!

NOW MAKE PAIRS WITH ARMS CROSSED OVER.

MAKE UP A PAIR WITH ARMS CROSSED OVER.

NOW ALL TOGHETHER SWING!

NOW ALL TOGHETHER SWING, SWING, SWING!

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

Initial position: sitting on the chair.
1 – bend your head right;
2 – initial position;
3 – bend your head left;
4 – initial position;
5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;
6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow.

Физкультминутки для мобилизации внимания

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

AND EYES, AND EARS, AND MOUTH, AND NOSE.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

Гимнастика для глаз

LOOK LEFT, RIGHT

LOOK UP, LOOK DOWN

LOOK AROUND.

LOOK AT YOUR NOSE.

LOOK AT THAT ROSE.

CLOSE YOUR EYES.

OPEN, WINK AND SMILE.

Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха.

Clap your hands once, when you hear the short sound [i]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she

Массаж активных точек

В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение.

Bend the upper part of the ear down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm.  Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time. Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times.

Упражнения, корректирующие осанку

Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
         Repeat 4–6 times. The pace is medium.

Дыхательная гимнастика 

способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке. Упражнение «Шарик».

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons»! На счёт 1,2,3,4- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

Артикуляционно–мимическая гимнастика 

Данные упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Данный вид гимнастики проводится на каждом уроке. В книге для учителя есть приложение «Основные сведения по фонетике английского языка», в котором даётся много советов для учителя по проведению данного вида гимнастики. При выполнении данных упражнений важным условием является правильная осанка.

Пальчиковые игры 

Это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений. Сюжетная канва игры, иллюстрированная, несомненно, движением пальцев, способствует снятию усталости, повышению работоспособности и концентрации внимания. С помощью пальчиковых игр можно отрабатывать фонетику, грамматику и новые лексические единицы. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. «Ум ребенка находится на кончике пальцев», говорил В.А. Сухомлинский. В английском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).
Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).

Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).

Baby-Small — Малютка (мизинчик).

Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).

Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев.     

Petter-Pointer, Petter-Pointer,

Where are you?

Here are I am, here are I am.

How do you do?

На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка. Затем речь идёт о другом пальце.

ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ КАК ЖИТЕЛИ РАЗНЫХ СТРАН

В России – пожимают друг другу руки (ученики повторяют указанные действия), в Италии - горячо обнимаются. В Бразилии – хлопают друг друга по плечу, в Зимбабве – трутся спинами, в Македонии – здороваются локтями, в Никарагуа – касаются плечами. В Новой Зеландии народы маори касаются при встрече носами. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока незнакомец не приблизится и не заметит вас. А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах: там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это означает: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

В учебниках УМК В.П. Кузовлева особое внимание уделяется  разучиванию песен на уроке. Песня - это хороший вид релаксации, который предоставляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость.

Отличительной особенностью данного УМК является то, что все песни записаны на диски и учащиеся могут петь полюбившиеся песни и дома.

Здоровьесберегающие технологии я осуществляю также через передвижение по классу, частую смену видов деятельности, проведение речевой зарядки, которая помогает детям переключить внимание с предыдущего урока и способствует вхождению в языковую среду. Обязательным условием для моих учеников является то, что они должны ответить хотя бы на один вопрос во время речевой зарядки. Это, как я объясняю детям, служит для меня сигналом, что все готовы к работе.

     Не менее важной здоровьесберегающей технологией в моей практике является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Важно, чтобы на уроке царила атмосфера эмоционального комфорта. Этому способствует мой доброжелательный тон, создание ситуаций успеха, стимулирование внутренней мотивации учащихся и т.д. Ученики могут подойти ко мне за консультацией и после урока и во время самоподготовки.

Таким образом, используя здоровьесберегающие технологии на уроке,  с учетом физиологических особенностей детей, я достигаю более высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

XXI век расширил пространство информации и научных знаний. В этих условиях система среднего образования должна способствовать решению глобальной проблемы подготовки молодых граждан нашей страны к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. В Национальной образовательной инициативе

«Наша новая школа» говорится, что «… Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Свободное владение информационными технологиями является необходимым условием для решения этих задач. Именно поэтому одним из важнейших направлений своей деятельности для повышения качества обучения стало использование ИКТ.

В “Словаре методических терминов” (авторы: Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин) информационные технологии определяются как “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. В своей работе ИКТ внедряю в процесс обучения всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письму), а также лексике и грамматике.

Успех использования ИКТ в учебном процессе  зависит от ряда факторов:

• надежности и возможностей используемой техники, программных средств;

• подлинного интереса участников совместного проекта, исследования к избранной теме;

• умения работы за компьютером;

• общего руководства и координации со стороны педагога;

• практического внедрения полученных результатов;

• мотивации обучающихся к использованию ИКТ.

Я всегда помню о том, что сами по себе технологии малоэффективны для обучения, если за ними не стоит задача создания методических разработок по их включению в учебный процесс, если нет чётко сформулированных целей, которые должны быть достигнуты при их использовании, разработанной программы обучения и т.д. Любая информационная технология должна органично интегрироваться в общую педагогическую концепцию. Активное включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать творческой и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. При этом

соблюдаю принцип доступности и учитываю индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя ИКТ, я организую на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы; провожу обучение дистанционно; одной из важных форм работы является создание проектов (индивидуальных и коллективных). Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернета в обучении английскому языку, хочу остановиться на использовании Интернет-ресурсов для обучения лексике и грамматике, а также всем видам речевой деятельности. Сеть Интернет предоставляет огромные возможности для поиска необходимой учебной информации и сопровождения учебного

процесса. Для себя я создала список сайтов, которые использую в своей работе – при создании презентаций, изготовлении наглядности, раздаточного материала.

п/п

Адрес сайта

Примечания

1.

http://pics4learning.com

фотографии для уроков

2.

http://iwebphoto.com

ресурс, позволяющий создавать слайд-шоу на своём сайте

3.

http://edublogs.org

сайт для создания личного и классного блогов

4.

http://britishcouncil.org

методический и наглядный материал

5.

http://flsmozaika.ru

сайт журнала «Иностранные языки в школе»

6.

http://getworksheets.com

готовые конспекты уроков

7.

http://freegraphics.com

тематические картинки

8.

http://familyfun.go.com

материал для раскрашивания

9.

http://teachingenglish.org

сайт для учителей английского языка

10.

http://teach-nology.com

дидактический материал

Конечно, одной из составляющих повышения качества обучения является совершенствование педагогического и профессионального мастерства. Чтение статей по образовательным и методическим темам, участие в семинарах, конференциях и вебинарах,

обмен опытом с коллегами способствуют повышению, как методического мастерства, так и языковой квалификации. Интернет-ресурсы и здесь приходят на помощь, давая возможность для самообучения и тренинга. Одним из способов находиться в курсе последних течений в методике преподавания английского языка как иностранного является создание своего блога и подписка на материалы рассылок по интересующей тематике.

Ознакомившись с современными тенденциями в методике преподавания иностранного языка, я испытываю их на практике в своей каждодневной урочной и внеурочной деятельности. И здесь мне на помощь опять приходит Интернет, поскольку какими бы хорошими ни были готовые материалы, они не всегда отвечают образовательным целям и задачам. Также широко использую Интернет-ресурсы для создания мультимедийных презентаций по всем видам речевой деятельности и при работе над лексикой и грамматикой.

Важным аспектом использования ИКТ на моих уроках является проектная деятельность. Развитию творческой индивидуальности способствует технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning). Участие в групповой работе придает моим ученикам личную значимость процессу обучения, повышает активность, создает благоприятные условия для накопления и передачи опыта в процессе взаимодействия. Наряду с раскрытием творческих способностей каждой личности групповая работа учит культуре научного спора, принятию решений на основе компромисса, распределению ролей, способствует взаимному доверию.

Мультимедийные презентации, для создания которых учащиеся активно используют Интернет-ресурсы, прочно вошли в процесс обучения. Очень важно помочь ученикам развить интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, почувствовать собственную успешность, т.к. презентация – это

готовый методический материал для урока. Кроме того, данный вид работы способствует развитию способности к самостоятельному поиску, развитию социальных и коммуникативных умений, обогащению потенциала знаний на основе интеграции различных видов учебной деятельности.

Одной из важных форм работы с ИКТ является дистанционное обучение. Для работы с обучающимися дистанционно в школе можно создать интерактивные курсы. Во многих школах предлагаемая методика активно внедряется в учебный процесс и апробируется посредством открытых уроков, рассмотрения отдельных методических приемов на заседаниях методического объединения. Но в связи со слабой скоростью Интернета, а иногда и невозможностью выхода вообще, мы не имеем возможности применения данного метода. Но хочется, все-таки отметить особенности предлагаемой методики. Они  заключаются в том, что:

•методика позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся;

•разработана с учетом возрастных особенностей детей;

•обеспечивает близкое общение учителя с учащимся, позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, и, исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью;

• организует сотрудничество учителей и родителей в ходе процесса обучения;

•обеспечивает выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности;

•воспитывает коммуникабельность, толерантность, культуру общения, стремление к самопознанию.

Эффект предлагаемой системы положительно сказывается на процессе обучения в последующие годы. Отмечается, что обучение английскому языку по предложенной методике проходит легко, наблюдается активное и заинтересованное участие учеников в процессе обучения, каждый переживает за своих одноклассников и за результат работы группы в целом. Методика прививает преодоление чувства неуверенности перед незнакомым материалом и желание усовершенствовать свои знания.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ  ПЛАКАТЫ

для 1-4 классов

Иногда в своей практике я применяю компоненты и других учебно-методических комплектов. Так, например, диск с интерактивными плакатами из УМК «Милли». Данная программа представляет электронные наглядные материалы, позволяющие реализовать современные подходы к обучению английскому языку, повысить мотивацию учащихся к изучению предмета  и разнообразить виды речевой деятельности на уроке. Тематический материал представлен интерактивными таблицами, рисунками, анимацией и звуковым сопровождением.

Плакаты по ЛЕКСИКЕ разделены по тематике и помогают мне семантизировать новые лексические единицы через рисунок и анимацию. Лексика на плакатах представлена в виде сюжетно-тематической картинки или набора карточек, расположенных по алфавиту соответствующих слов и словосочетаний. Для удобства использования список прилагается в тематическом рубрикаторе данного руководства. Список обобщен по всем трем учебникам и расширен, для того чтобы дать возможность учителю творчески подготовить урок по конкретной теме, а ученику повысить познавательный интерес к изучаемому предмету. Все  изображения на плакатах    подписаны и  озвучены; анимационные эффекты создают положительный эмоциональный фон. Работа с данным приложением доставляет массу удовольствия и дает ощутимые  результаты.

Плакаты по ГРАММАТИКЕ  я использую,  объясняя и наглядно демонстрируя основные грамматические правила. Режим частичного отображения информации на плакатах может быть использован  на разных этапах урока и для акцентирования внимания учеников на определенных фрагментах таблицы. Дополнительная анимация улучшает восприятие материала учащимися.

Использование программы в учебном процессе не требует внесения изменений в тематическое и поурочное планирование. Программа обладает технологической простотой использования, помогающей учителю эффективно, творчески и увлекательно организовать этапы объяснения, закрепления и проверки усвоения учащимися знаний, полученных на уроке.

Программа может быть использована для работы с интерактивной доской, видеопроектором  и  персональным компьютером.  Кроме того, я использую программу для фронтальной работы в классе с подключением колонок, чем достигается хорошая слышимость и наибольшее погружение в тему урока.

ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА

Мультимедиаприложение    

Учебно-методический комплект В.П. Кузовлева включает аудиокурс и мультимедийное приложение. Но в целях разнообразия иногда я прибегаю к использованию обучающих компьютерных программ других авторов. Так, программа о которой я хочу рассказать, создана по сценарию авторского коллектива под руководством Л.Л. Соколовой как компонент инновационного учебно-методического комплекта (ИУМК). Первая версия ИУМК прошла апробацию на площадках министерства образования и науки РФ, ИУМК получил одобрение Национального фонда подготовки кадров и был представлен в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Работая с вышеуказанным мультимедийным приложением, я пришла к выводу, что программа действительно обеспечивает сочетание традиционных методов с новейшими разработками в сфере информационных технологий для преподавания иностранных языков младшим школьникам. Этим обуславливается неразрывность всех компонентов комплекта.

Назначение программы

формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

развитие личности учащегося, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их учебных умений.

Учитываются психофизиологические особенности детей. Акцент сделан на развитие у младших школьников умений самоконтроля и самооценивания. Обучающая компьютерная программа является средством и механизмом, реализующим этот принцип. Мгновенная обратная связь при выполнении упражнений позволяет учащимся провести самооценку своей деятельности, не снижая при этом мотивации к дальнейшему выполнению заданий. Дружественный интерфейс, наличие поощрительных бонусов создают положительный эмоциональный фон при работе с программой.

Диск содержит

мультипликационные презентации:

- букв английского алфавита;

- звукобуквенных соответствий;

- введения новой лексики;

упражнения:

- на распознавание букв;

- на распознавание и практику звукобуквенных соответствий;

- на распознавание и закрепление новой лексики;

- на развитие навыков орфографической грамотности;

- на практику употребления новых лексических единиц;

- на развитие навыков аудирования и чтения.

Диск содержит подробные методические рекомендации, которые разработаны в помощь учителю, ведущему урок с применением мультимедиа проектора или интерактивной доски. Если есть возможность проводить уроки в компьютерном классе, каждый ученик может работать в наушниках за персональным компьютером, но это требует от учителя особой организации. На таких уроках ученики работают в удобном для них темпе. Задача учителя – организовать учебный процесс и проконтролировать, чтобы каждый ребенок слушал аудиозапись, повторял за диктором и выполнял задание до конца.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Чтобы предотвратить неуспеваемость, я стараюсь своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организую срочную ликвидацию этих пробелов.

Я считаю, что нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Я так организую учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить  внутреннюю мотивацию и стойкий познавательный интерес к учебной деятельности.

Чтобы помочь слабоуспевающему ученику я учитываю следующие моменты:

- для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач;

- для себя и для ученика я должна сформулировать минимум знаний и навыков, которые должен усвоить ученик.

        В моей методической копилке имеются задания для слабоуспевающих учеников:

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Задания с выбором ответа.
  3. Деформированные задания.
  4. “Разрезные” правила.
  5. Перфокарты.
  6. Карточки-тренажеры.
  7. Творческие задания.
  8.  “Карточки-информаторы”.
  9. “Карточки с образцами решения”.
  10.  “Карточки-конспекты”. 

Учитываю психические процессы развития ребенка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- память (вербальная, невербальная).

Стремлюсь понять и принять каждого ребёнка

Создаю спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

Проявляю

- разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ученика.

Встаю на позицию ученика.

Говорю «НЕТ» насмешливому тону!

Умею вести непринуждённый диалог.

Использую средства невербального общения.

Учу работать со словарями и другим справочным материалом.

В обучении применяю:

- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.

При постановке целей урока включаю как приоритетный коррекционно-развивающий аспект;

Рационально распределяю учебный материал (трудное – сначала!);

Применяю частую смену видов деятельности на уроке;

Многократно проговариваю и закрепляю материал урока;

Стремлюсь к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход осуществляю на любом из этапов урока:

  1. При закреплении.
  2. При проверке домашнего задания.
  3. При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  1. специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  2. карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
  3. карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  4. карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  5. карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Я предлагаю следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.

Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается задание, идет обработка новых понятий.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо

создать на уроке ситуацию успеха:

  1. помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  2. слабому – выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем мне служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно-ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3-4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

             Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний-низкий, высокий-средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает.

Создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);

– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);

– для того чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней часто использую разнообразные формы и жанры урока. Например:

  1. урок-игра
  2. урок-спектакль
  3. урок-путешествие
  4. урок-детектив
  5. урок-сказка
  6. урок-силовое многоборье
  7. урок-концерт

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающему компоненту.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроке.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, попросите  узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов. Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную  программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться.

В моей методической копилке уже есть несколько презентаций,  подготовленных детьми которые в последующем можно использовать на уроках.

Отмечу, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Это довольно трудное определение становится легко понять при описании его применения, особенно в педагогике. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

         Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом, будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Еще бы, ведь методу почти целый век! Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

         Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Так, человек и получает знания, и учится на ошибках.

Своим ученикам я подсказываю источники информации, а могу просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Однако суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод сочетается с групповыми методами.  

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

         Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Недаром, студенты активно участвуют в инновационных проектах более активно, чем при «разборе» уже существующих. Однако создать проект — задача не из самых простых. Есть определенные требования, которые стоит учесть при создании нового проекта. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

*Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.).

*Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

*Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

*Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Эти действия довольно четко прописаны и фигурируют практически во всех источниках. Что ж и мы не будем отставать:   

*определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

*выдвижение гипотез их решения;

*обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

*обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

*сбор, систематизация и анализ полученных данных;

*подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

*выводы, выдвижение новых проблем исследования.

        Для удобства применения метода проектов, соблюдения этапов работы и правил оформления я составила методический паспорт учебного проекта.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

1. Название проекта

- название проекту дает автор при его разработке.

        2. Титульный лист

- ФИО разработчика учебного проекта;

- название образовательного учреждения;

- год разработки учебного проекта.

        3. Опыт использования (степень распространения)

- проводился один раз в классе;

- в нескольких классах или группах;

- в нескольких школах.

        4. Проблемная ситуация

- описание ситуации, содержащей проблему и условия.

        5. Проблема проекта

- в основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует на решение или поиск выхода из создавшейся ситуации.

        6. Цель

- вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она есть результат, как способ решения проблемы

        7. Задачи – этапы – способы решения

- определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (проблемная ситуация) и формулируются в процессе планирования работы;

- на одном этапе решается одна задача конкретным способом.

        8. Форма организации детей

- индивидуальная работа;

- парная работа;

- групповая работа.

        9. Ведущая деятельность

- поисковая;

- исследовательская;

- имитационная;

- конструирующая;

- творческая.

        10. Сфера применения результатов

- экологическая;

- страноведческая;

- социологическая;

- краеведческая;

- этнографическая;

- лингвистическая;

- культурологическая;

- экономическая;

- шоу-бизнес.

        11. Используемые технологии

- мультимедиа;

- телекоммуникация;

- театрализация;

-бумагопластика;

- лоскутная мозаика.

12. Форма продуктов проектной деятельности

- web – сайт;

- анализ данных социологического опроса;

- атлас, карта;

- видеофильм;

- газета, журнал;

- мультимедийная презентация;

- стендовый доклад;

- групповой или личный отчет проектантов.

        13. Способ объединения результатов на презентации

- мозаика;

- конференция;

- саммит;

- конкурс;

- состязания;

- концерт;

- кейс.

        14. Виды презентаций

- издательский;

- инсценирующий;

- макетирующий;

- видеодемонстрирующий;

- компьютеродемонстрирующий;

- интернет-представительствующий.

        15. Класс и возраст детей

        16. Количество участников

17. Предметная область

- основная предметная область и/или дополнительные предметные области.

18. Характер координации

- явный/скрытый (для телекоммуникационных проектов)

        19. Время работы

- краткосрочный/средней продолжительности/долгосрочный.

        20. Цели обучения, воспитания, развития

        21. Режим работы

- урочный;

- внеурочный;

- урочно-внеурочный;

- внешкольный.

        22. Техническое оснащение

- материально-техническое обеспечение, без которого не получилось бы проведение собственно-поисковой и исследовательской работы в проекте.

        23. Информационное оснащение

- средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, аудио, видео)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...


 

Комментарии

Цель воспитательной работы: воспитание ученика, востребованного современным обществом. Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями.