Библиотека и наглядность
статья по теме

Горбач Валентина Константиновна

В настоящее время происходит процесс адаптации библиотечного обслуживания к быстро меняющимся  условиям общественной жизни, обновление его средств, форм и методам. Содержание и технология работы библиотеки определяются совокупностью целей - стратегической,  перспективными, текущими. Технология работы - совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальное функционирование школьной библиотеки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11111111ord_2.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья библиотекаря МКОУ СОШ №23

Библиотека и наглядность.

        Создание библиотечной среды начинается с определения приоритетов открытого фонда ( как правило для открытого фонда выделяется наиболее спрашиваемая литература). В определении приоритетов должны участвовать и читатели, т.е. перед организацией нового свободного доступа и библиотечной среды необходимо провести исследование среди пользователей библиотеки. Здесь могут быть использованы анкеты, экспресс-опросы (письменные и устные), интервью и данные предыдущих книговыдач. Хорошо, если читатели сами предложат названия некоторых тем. Учитывая возрастные особенности детей, подумайте о цветовой гамме и о предметах, еа которых будут обозначены главные темы.

 Подходы к организации открытого фонда

   

  Для детей      

 А) тематические блоки

 Б) жанрово-тематические комплекс

 В) расстановка по принципу «Самые, самые, самые»

 Г) по принципу детских вопросов

 

Для подростков

  1. библио-экспресс – меняющаяся часть фонда

(моментальный спрос, ситуационное чтение

  1. библио-константа – устойчивая, относительно стабильная часть фонда

(Активный спрос, направленное чтени

  1. библио -ретро – (редкий спрос, направленное чтение)

В каждом детском отделе необходимо предусмотреть место для книжных выставок. Желательно, чтобы было как можно больше мест в фонде, где можно просмотреть книгу ( это может быть столик, стул, банкетка и т.д.). Очень хорошо, если в библиотеке будет путеводитель по библиотечному фонду. Он может быть в виде стенда, листовки, закладки, брошюры и т.д. Если позволят площадь, то в фонде могут быть выделены различные функциональные зоны: зона отдыха или зеленая зона; зона периодики; библиографическая зона; Информационная зона; игровая зона ; семейная зона; зона уединения и т.д. В читальном зале подход к организации зон должен быть осмыслен более глубоко, в зависимости от вида чтения, чтобы дети, пришедшие в читальный зал с различными целями, не мешали друг другу.

                Хорошая визуальная информация облегчает ориентацию читателей. Поэтому в библиотеке должно быть предусмотрено место для информации ( стенды, карты, альбомы и т.д.) Чтобы сделать фонд для читателя максимально открытым, должна быть система указателей и разделителей. Информационные таблички могут крепиться на стенах, подвешиваться к толку или располагаться на мебели в местах, специально предусмотренных для этой цели.

       Информационная  среда должна вписываться в интерьер, быть ее продолжением, а не излишним украшением. Система принятых в ней указателей должна быть единообразной с графическим решением, но четкой и понятной читателям. Четкая и цельная картина легко запоминается посетителями. Для выставок и стендов можно использовать не только стандартное оборудование, но и ширмы, для экспозиции картин и других экспонатов можно использовать стены, витрины, полки и т.п.

               В библиотеке должно быть место для того, чтобы: рассказывать истории, иметь возможность самовыражения (кружки), работать всем классом, организовывать выставку, устраивать игры, беседы, встречи.

Каталоги и картотеки для детей.

    Каталоги для детей младшего возраста должны быть простые и понятные, Хорошо, если они будут оформлены  цветными красочными картинками и иметь полное соответствие с библиотечной средой как по содержанию, так и по цветовой гамме.

Основные каталоги для детей:

  1. алфавитный каталог
  2. каталог заглавий
  3. систематический каталог

Чем больше различных картотек в библиотеке, тем легче найти нужную книгу, журнал, газету или их составные части. Картотеки могут быть самые различные по содержанию, тематике и структуре.

Примерные картотеки:

  1. картотека журнальных статей
  2. картотека иллюстраций
  3. картотека выполненных справок и отказов
  4. картотека персоналий «Новые имена в детской литературе»
  5. картотека персоналий «Жизнь и творчество детских писателей»
  6. картотека для родителей
  7. алфавитно-предметная картотека «Все обо всем».

Очень помогают в работе различные предметные картотеки, построенные пр принципу детских энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Все обо всем». Каталоги для детей должны быть привлекательны и сделаны как игра. Если есть возможность сделать их из хорошего материала, то можно предложить такие варианты:

  1. кубик- рубик (поворотный)
  2. Цветик-семицветик (крутящийся) и т.д. Приложите фантазию, выдумку и дети вам будут благодарны, они сами захотят пользоваться такими каталогами и картотеками, а это, в конечном итоге, облегчит ваш труд.

     Одним из важнейших аспектов библиографической работы является пропаганда ББЗ. Важность этой работы бесспорна. Чтобы поднять  эту работу на высокий уровень, надо сделать библиотечные уроки более интересными и насыщенными, чтобы дети воспринимали их не как уроки, а как любимые занятия в непринужденной форме с использованием игровых форм, интересного фактического материала, конкурсных заданий и т.п. Кроме коллективных занятий со школьниками по составленной заранее программе, продуманной и согласованной с учителями, нужно спланировать и индивидуальную работу по ликвидации библиографической неграмотности. Это должно быть отражено в плане работы библиотеки. Формы этой работы могут самые различные: игры и беседы  у каталогов, у книжных выставок, внутри фонда, конкурсы и викторины, праздники и КВН, занятия в клубах и кружках.

          Большую роль в пропаганде книг имеют библиографические списки. Списки могут составляться для конкретного и «отвлеченного» читателя. Прежде чем приступить к составлению списка необходимо:

  1. изучить запросы читателей
  2. понять целесообразность того или иного списка
  3. оценить его результативность, т.е. учет спроса на готовый список
  4. учитывать тематические запросы, включающие в себя книги и другие источники информации

В зависимости от ваших условий эта работа может быть самой различной: от простейшего списка, положенного на кафедре выдачи или вывешенного на стенде, до печатного издания небольшим тиражом. Индивидуальные списки составляются для заитересованных читателей по какой-то теме по просьбе самого читателя или по инициативе библиотекаря для определенного читателя. При подборе литературы дли индивидуального списка нужно выявить причину интереса читателя к этой теме и цель, по которой он читает книги этого направления. От этого будет зависеть ваш отбор литературы и назначение списка. Могут быть изданы следующие библиографические списки:

- «Поверь в свое дитя» (Ранее развитие детей)

- «Скоро школу»

  1. «Ступеньки к творчеству»
  2. «Детское торжество»
  3. «И сердцу и умы» (Рекомендательный список художественной литературы)
  4. «Для талантливых и заботливых родителей»
  5. «Жест. Игра. Поэзия»
  6. «Все возрасты покорны…» (список книг о первой любви)
  7. «Мы не пустим скуку в дом»
  8. «Новые имена в детской литературе».

В последнее время все большую популярность приобретают дайджесты. Дайджест – это такой вид издания, где собраны наиболее полезные и конкретные «выжимки» из книг, периодических изданий и других материалов на определенную тему.

            В детских библиотеках есть группа пользователей , не умеющих читать. Следовательно, в открытом доступе для них целесообразно использовать язык изобретательной, образной наглядности – иллюстрации, знаки, символы, которые при правильном исполнении и размещении хорошо заметны издалека, доступны пониманию пользователей независимо от их возраста, уровня и профиля их образования и делают интересной библиотечную среду.

             Информированность и образованность – не одно и то же. В основе термина образованность – образ. Его нельзя заменить суммой знаний. Работа библиотеки в рамках образовательной функции должна ориентироваться на данное положение. При широком использовании наглядности библиотека может оказать существенную поддержку школьникам в освоении ими различных программ обучения и способствовать решению задач повышения культурного и образовательного уровня читателей. Неоценимую роль здесь играют выставки – они не только привлекают читателей к представляемым книгам, но и активизируют их познавательные интересы. Одним из условий действенности, эффективности любой экспозиции является создание ее цельного образа, объединяющего и издания, и иллюстративный ряд, и элементы обращения к читателям. Особую роль в процессе создания адекватного образа библиотеки служит наглядность в предоставлении библиотечных услуг – буклеты, путеводители, памятки, приглашения, закладки, визитки, читательские билеты, стенды и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Библиотека электронных наглядных пособий «География»

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавате...

Библиотечный урок «Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация»

Библиотечный урок на тему «Мы идем в библиотеку. Библиотека – дом, где хранится информация»...

Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии

Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

Классный час " Слово. Библиотека. Интернет» Путешествие в виртуальную библиотеку

Цели: Совершить виртуальное путешествие; расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чт...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...