Модульная анкета педагога
материал по теме
Обобщение педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.v.oboznaya_modulnaya_anketa_obobshcheniya_peredovogo_opyta.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульная анкета обобщения передового опыта.
- Адрес передового опыта: МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1».
1.2.Сведения об авторе (авторах) передового опыта:
Ф.И.О. | должность | образование | стаж | категория | Награды, звания, ученые степени |
Обозная Алла Викторовна | Преподаватель – организатор ОБЖ | 4 года | базовая |
«Теоретическая интерпретация опыта».
2.1. Наименование темы опыта: «Деятельность классного руководителя по профессиональной ориентации школьников»
2.2. Объект передового опыта: обучающиеся 7 В класса
2.3. Актуальность проблемы опыта:
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников основной школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора дальнейшего маршрута обучения или профессии. Поэтому перед школой стоит задача проведения профориентационной работы не только со старшеклассниками, но и с учащимися среднего звена. Необходимо формировать у них информационные основы выбора профессии, установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитывать готовность к трудовой деятельности. Особое место в решении этой задачи отводится классному руководителю.
2.4. Условия функционирования опыта: включение профориентации учащихся в план воспитательной работы классного руководителя.
3. «Практико-прикладная интерпретация опыта».
3.1. Описание сущности опыта
«Желание рождает мечту. Мы - будим желание. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но их имена и творения стали бессмертными, потому что они умели не только мечтать, но претворять свои мечты в жизнь. Все и всегда начинается с «хочу», потому, что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет - вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии». Эти слова, в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы в школе.
В нашей школе разработано и внедрено в практику Положение и программа по профориентации учащихся. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность классного руководителя, педагога психолога, учителей предметников, семьи, педагога- организатора - всех кто участвует в процессе профессионального самоопределения.
Начиная с 10 класса обучение в нашей школе профильное. Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом. Мной выделены основные направления работа по которым рассчитана на период с 5 по 9 класс. Технология работы по данным направлениям обозначена тремя стадиями, которые формируют готовность подростков к выбору профессионального пути:
- стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий;
- стадия профессионального самопознания;
- стадия профессионального самоопределения.
Первая стадия рассчитана на 5 - 6 класс. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Начинаю свою работу с детьми с бесед о красоте, богатстве, истории нашей Родины. Подвожу учащихся к пониманию того, что материальные и духовные ценности, величие и мощь нашей страны создаются творениями рук людей, раскрываю перед школьниками многообразие их трудовой деятельности, говорю о том, что любая профессия в нашей стране почетна. И особенно почетны рабочие профессии, которые кормят и обеспечивают нормальную жизнедеятельность всем людям.
Именно поэтому в этот период я постаралась создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, учащиеся могли анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Одно из направлений моей работы, на данном этапе, - развитие общих способностей. Именно в этом возрасте необходимо ориентировать учеников не на то, что когда-нибудь они будут учиться профильно, а на то, как им сейчас надо учиться.
Мероприятия, проводимые за период 5- 6 класса:
- Тематические беседы, лекции, викторины, конкурсы, вечера.
- Встречи с представителями различных профессий.
- Экскурсии на предприятия города.
- Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам.
Вторая стадия ориентирована на 7-8 класс. На этом этапе планирую занятия, направленные на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития.
Направления работы:
- Изучение профессиональных и учебных интересов.
- Изучение профессиональных склонностей.
- Профессиональная диагностика способностей и личных особенностей школьников.
Применяемые методы- диагностика, анкетирование, тестирование, дискуссии.
Основное внимание хочу уделить не большому количеству психодиагностических методик, а применению специальных проблемно игровых и учебно-профессиональных ситуаций.
На первых двух этапах предусматривается включение учащихся в развивающую деятельность, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально- профессиональной практики.
Направления работы:
- Организация самоуправления в классе.
- Участие в проектной и исследовательской деятельности.
- Участие в предметных неделях, конкурсных и праздничных программах.
- Привлечение учащихся к получению дополнительного образования.
- Участие в системе школьного самоуправления.
На стадии профессионального самоопределения завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.
Направления работы:
- Информирование учащихся о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.
- Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям.
- Профессиональная консультация школьников. Главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.
- Работа с родителями (анкетирование, профессиональное просвещение родителей)
- Участие в ярмарке вакансий учебных мест.
Применяемые формы и методы проведения занятий: тренинги, ролевые игры, диагностики, анкетирование.
Ведущей формой воспитания в моём классе является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально- личностных особенностей каждого ученика. Все 22 человека в 6 классе занимались в секциях и кружках дополнительного образования: детская школа искусств – 6 человека; ДДТ « Вязание»- 1 человек; ДЮСШ «Настольный теннис» - 1 человек, борьбы-самбо- 3 человека, футбольная секция – 4 человека; ЮДП – 5, «Мир Лего»-2 человека.
Результаты исследований фиксируются в индивидуальной карте учащихся.
Результаты достижений учащиеся оформляют в «Портфолио». Одним из разделов структуры портфолио является «Кружки по интересам», проекты, творческие работы, социальная практика». Он включает в себя три информационных блока деятельности учащегося, материалы которых оцениваются только качественными показателями (полнота, ориентация на выбираемый профиль и т. д.)
- Информация о посещении кружков и секций.
- Перечень представленных проектов и творческих работ.
- Перечень самоотчетов о социальной практике.
Данная технология профессиональной ориентации, способна перевести решение учебно-воспитательных задач на качественно новый уровень. Вся работа с учащимися, организуемая на разных ступенях обучения, призвана не только оказать информационную помощь в области познания своих склонностей и интересов, но в итоге сформировать на основе знаний о профессиях мотивированный интерес учащихся к конкретному профилю профессиональной подготовки и развить навыки самостоятельного преодоления трудностей, связанных с профессиональным выбором.
3.2. Результативность опыта (цифры, %). Адреса внедрения опыта:
Для того чтобы определить динамические показатели мною проведен социологический опрос учащихся в пятом классе перед началом работы и в седьмом классе. Ребятам было предложено оценить по десяти бальной шкале свои знания о мире профессий.
Задавались вопросы:
На сколько балов ты оцениваешь свои знания о мире профессий?
Можешь ли ты сейчас рассказать все о профессии своих родителей?
На сколько ты хорошо знаешь себя?
Из приведенной ниже диаграммы видно, что проведенная мной работа имеет положительную динамику. В результате работы по данной теме мы с обучающимися расширили представление о мире профессий, познакомились с профессиями и местом работы своих родителей.
Помимо представлений о мире профессий мы с ребятами изучили сформированность интересов с помощью теста «карта интересов».
Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока)
Ф.И. обучающегося | Физика Матем. | Химия биология | Радиот-ка Элект-ка | Мех-ка конст-ие | география | Исскуство лит-ра | История политика | Педагогика медицина | Предп-ство | Военное дело спорт |
Андреев Дима | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 |
Гейль Саша | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 | 4 | 5 | 5 |
Исаков Андрей | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 1 | 4 | 5 | 5 |
Кобзев Саша | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 |
Кондратова Настя | 5 | 5 | 0 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Кривоногова Ксюша | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 5 | 2 | 5 | 4 | 3 |
Лошкарев Саша | 2 | 3 | 5 | 4 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 5 |
Лошкарев Никита | 1 | 1 | 5 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | 3 |
Лужинская Вика | 3 | 5 | 0 | 0 | 3 | 4 | 1 | 4 | 5 | 2 |
Нагнибеда Андрей | 5 | 3 | 5 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 |
Проскурякова Катя | 3 | 3 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Распопова Алена | 3 | 2 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 | 3 | 4 | 5 |
Салимгиреева Роза | 2 | 5 | 0 | 0 | 1 | 4 | 1 | 5 | 4 | 3 |
Сниткин Алеша | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 0 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Соболева Алена | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 |
Степанов Слава | 2 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 5 |
Телегина Алина | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4 | 2 | 1 | 5 | 4 |
Телегина Саша | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 |
Тютина Алена | 2 | 5 | 1 | 1 | 4 | 4 | 0 | 4 | 4 | 3 |
Фарафонова Полина | 1 | 3 | 0 | 1 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 1 |
Чунарев Дима | 5 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | 5 |
Шерстюк Женя | 1 | 5 | 1 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Юдакова Настя | 5 | 4 | 1 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 |
По результатам диагностики можно сделать вывод, что у большинства ребят интересы ярко выражены.
При изучении профессиональной направленности (дифферинциально – диагностический опросник Е. Климова (тип профессии)) личности обучающихся было выявлено, что 43% обучающихся относятся к типу человек –художественный образ, 22% школьников относится к типу человек – техника, 17% ребят относятся к типу человек - знаковая система, 17% к типу человек – человек, 22% обучающихся относятся к типу человек – природа. Даные диагностика подтверждает правильность выбора ребятами кружков по интересам.
Обобщая теоретические знания совместно с обучающими была проведена исследовательские работы «Современный рынок труда», «Профессии наших родителей», а так же был создан проект «Новое время – новые профессии» и составлен краткий толковый словарь о современных профессиях.
Данный опыт был обобщен на методическом объединении классных руководителей в ноябре 2011года.
Я уверена, что моя система работы по профессиональному самоопределению школьников поможет многим детям стать более уверенными в себе, найти свое место в жизни.
Дата заполнения анкеты:
Автор анкеты: ___________ (А.В. Обозная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная анкета педагога
Модульная анкета поможет педагогам обобщать опыт работы по изученным вопросам....
Модульная анкета
В модульной анкете раскрыты актуальность темы опыта, условия функционирования, сущность и результативность....
Модульная анкета 1
Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка...
Анкета оценки ИКТ- компетентности педагога. Анкета «ИКТ-активность педагога»
данные анкеты позволяют определить уровень ИКТ - активности и компетентности любого педагога школы...
Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...
Анкета педагога
...
Анкета педагога
Информационная культура педагога. Анкета....